Ролан барт о ролане барте краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Детство и юность

Барт родился 12 ноября 1915 года в Нормандии. Его родной город Шербур представлял из себя порт на северо-западе Франции и позднее прославился благодаря музыке Мишеля Леграна и фильму 1964 года. Ролан не знал отца: мужчину убили в бою, когда сыну не исполнилось и года, так что о морском офицере Луи Барте философ знал только по рассказам и фотографиям.

После смерти отца семейство перебралось на юго-запад Франции, где в окружении родственников с материнской стороны прошло детство будущего литературоведа. О ребенке заботилась мать Анриетта, а также бабушка и тетя, которая учила Ролана игре на пианино. Любовь к музыке и литературе развили в нем глубоко чувствующую душу, восприимчивую к прекрасному. В 1927 году у мальчика появился сводный брат Мишель, родившийся после того, как мать стала женой керамиста Андре Сальзедо. После смерти ученого брат стал хранителем его архивов.

Окончив школу, Барт поступил в Сорбонну, которую окончил в 1939 году. Одаренность и интерес к учению вывели его в ряд первых студентов, чему, однако, мешали постоянные болезни, из-за которых молодой человек часто прерывал учебу. Из-за туберкулеза легких в молодости его нередко помещали в санатории, и в то время как сверстники отправлялись на фронт Второй мировой войны, слабый здоровьем Ролан оказался неспособным послужить родине.

Личная жизнь

Научная деятельность

Ранний, доструктуралистский, период творчества пришелся на 1950-е годы. В это время писатель преподавал в Бухаресте, вдохновлялся марксистами и экзистенциалистами, изучал театр абсурда и занимался журналистикой. Его статьи и эссе публиковались в литературоведческих изданиях.

Смерть

Несмотря на то, что здоровье частенько подводило Барта, причиной смерти ученого стала не болезнь, а несчастный случай. 25 февраля 1980 года 64-летнего мужчину на улице Парижа сбил автофургон. Ролан получил травму грудной клетки, от которой скончался спустя месяц в больнице Питье-Сальпетриер. Литературоведа не стало 26 марта. На церемонии прощания, проведенной во дворе морга, присутствовало около сотни друзей и учеников. Похоронили писателя в Юрте.


Логическим завершением подобных размышлений оказалась концепция смерти автора, приписываемая французскому филологу Ролану Барту. Барт определял художественное творчество как языковую игру, которая приносит удовольствие реципиенту. Не более. Великая миссия художника, вдохновленного божественными силами, проникающего посредством творческого акта в запредельное пространство, была сведена к виртуозному жонглированию чужими текстами, к их бесконечному обыгрыванию. Терминологический лексикон теории искусства обогатился такими терминами, как цитатное мышление, интертекст, компиляция, имитация чужого слова и т. д.


Ролан Барт, провозгласивший смерть автора, основывал свою концепцию на том, что в XX веке писатель перестал быть мерилом нравственности, утратил функции пророка и судьи. По его мнению, на предшествующих этапах развития искусства отношения между автором и произведением выстраивались по типу отец-дитя. Автор полностью владел текстом и всеми средствами укреплял свое присутствие в нем. Бартовская концепция авторства лишала автора такого безраздельного господства, призывала к свержению писателя-отца, навязывающего читателю свою волю.



Концепцию же Барта расценивают как проявление упадка духовности, кризиса культуры. Однако она имеет и множество сторонников, рассматривающих ее как критику всяческого тоталитаризма. С другой стороны, концепция смерти автора лишает искусство такой важной категории, как ответственность. Литература теряет силу слова, когда за произведением стоит не человек, отстаивающий свой взгляд на человека и мир, а безликий и беспринципный производитель, обладающий необходимыми приемами и навыками. Но что бы ни пророчила концепция Барта, присутствие автора в результатах его деятельности начисто стереть очень трудно, если вообще возможно.


Появился на свет Ролан Барт, известный на весь мир своими достижениями в области философии, литературоведении и фотографии, 12 ноября 1915 в Нормандии. Во Францию Ролан попал при достаточно трагических обстоятельствах. Его отцом был Луи Барт, морской офицер, во время военных действий в Северном море был сражен. В это время Роланду было меньше 1-го года, его мама вместе со своими родственниками переехали в западную часть Франции. Скончался Ролан в возрасте 64 лет 26 марта 1980 в Париже.

Франция стала для Ролана местом, где зародилось его стремление к познанию мира культуры. Тетя обучала его игре на фортепиано, в чем он явно преуспевал. В период с 1935 по 1939 годы юноша показывал отличные результаты в Сорбонне. Большое значение на его судьбу оказало тяжелое заболевание - туберкулез. Из-за болезни он был вынужден долгое время проводить в оздоровительных заведениях, заместо обучения в университете, также болезнь лишила Ролана способности принимать участие в войне. В юности в характере писателя сформировался левый интерес к политике и любовь к театру.

Те, кто занимается анализом творчества Барта, разделяют его работы на 3 трека, а именно: доструктуралистский, структуралистский и постструктуралистский. Если 1940-1950 гг стали для Барта периодом нахождения под воздействием марксизма идеям Б. Брехта, то 1970 гг стали началом более кардинальных мыслей.

Ролан Барт - Мифологии

Ролан Барт - Мифологии краткое содержание

Мифологии - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Ролан Барт — теоретик и практик мифологии

Обследовав же некоторое количество фактов из текущей хроники, я предпринял и попытку методического определения современного мифа; естественно, я поместил этот текст в конце книги, поскольку в нем лишь систематизируются материалы, обработанные выше.

Материал размышлений мог быть самым разнообразным (газетная статья, фотография в иллюстрированном еженедельнике, фильм, спектакль, выставка), выбор сюжета — сугубо произвольным: то были, разумеется, мои темы дня.

…Он инстинктивно поступает с семиологией так, как поступали с нею великие основатели этой дисциплины в Древней Греции… его заслугой было осознание того, что семиология — это общая эпистемология… то есть главное, что он постиг искусство рассматривать мир во всей его целостности как совокупность знаковых фактов[1].

Рола́н Барт (фр. Roland Barthes ; 12 ноября 1915, Шербур — 25 марта 1980, Париж) — французский философ-постструктуралист и семиотик.

Содержание

Жизненный путь

Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в бою в Северном море, когда Ролану не было и года. Его мать Генриетта вместе с его тётей и бабушкой перебрались в Байонну, город на юго-западе Франции. Там будущий философ впервые соприкоснулся с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под руководством музыкально одарённой тёти.

Ролан показал себя многообещающим студентом, обучаясь в Сорбонне с 1935 по 1939 годы. Но его академическая карьера была испорчена тяжёлой болезнью — туберкулёзом лёгких, — приходилось много времени проводить в санаториях. Болезнь помешала ему участвовать в войне. В юношеские годы оформились две основные черты характера Барта: левые политические взгляды и любовь к театру. В 1948—1950 гг. он преподаёт в Бухаресте, где испытывает влияние лингвосемиотических идей А.-Ж. Греймаса.

Периоды творчества

Обычно исследователи делят творчество Барта на три периода: доструктуралистский (50-е гг.), структуралистский (60-е гг.) и постструктуралистский (70-е гг.).

В середине 1960-х годов мыслитель обращается к анализу массовых коммуникаций [3] .

Основные понятия

Одной из основных проблем, которую разрабатывал Р. Барт, были отношения языка и власти [4] . Язык, с одной стороны, является ключевым узлом для социализации, с другой, — обладая своей структурой, синтаксисом и грамматикой, несёт в себе определённый властный посыл.

  • с одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания;
  • с другой — миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Барт особо подчеркивает, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д.

Интересные факты

Примечания

  1. Барт Р.Нулевая степень письма / пер. Г. К. Косикова // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306—349.
  2. Косиков Г. К.Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. С. 3—45.
  3. Вашкевич А. В.Барт (Barthes) Ролан // Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 57—59.
  4. ↑ См. об этом, напр.: Можейко М. А. Разделение языков // Постмодернизм. Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
  5. ↑ См.: Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996; Барт Р.Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72—130.

Библиография

Ниже представлен список публикаций Р. Барта на русском языке (в алфавитном порядке).

Литература о Р. Барте

Ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Персоналии Философия Франция

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 ноября
  • Родившиеся в 1915 году
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 1980 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Франции
  • Философы XX века
  • Философия литературы
  • Литературоведы Франции
  • Семиотики
  • Социалисты
  • Умершие в Париже
  • Постструктуралисты
  • Критики фотографии
  • Фотографы XX века
  • Эстетики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Барт, Ролан" в других словарях:

БАРТ Ролан — (1915 1980) фр. эстетик, критик, философ. Эволюция его творчества распадается на три периода. В первый (1950 е гг.) Б. испытывает сильное влияние марксизма и Ж.П. Сартра. Во второй (1960 е гг.) взгляды Б. находятся в рамках структурализма и… … Философская энциклопедия

БАРТ РОЛАН — (Barthes, Roland) (1915 1980) французский социальный теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии и марксизма. Наиболее известные из … Большой толковый социологический словарь

Барт Ролан — … Википедия

БАРТ Ролан — (BARTHES, Roland) (1915 1980) Своеобразный подход Барта к литературе и обществу, часто соотносимый с французским структурализмом, является комплексным, сочетающим социологию, семиологию, литературную критику, структурную антропологию и марксизм.… … Социологический словарь

Ролан Барт — Дата и место рождения: 12 ноября 1915, Шербур Дата и место смерти: 25 марта 1980, Париж Школа/традиция: постструктурализм, постмодернизм … Википедия

БАРТ — (Barthes) Ролан (1915 1980) франц. семиотик, критик, эссеист. Окончил Париж, ун т по специальности “классич. филология”. В 30 40 х гг. долгое время был оторван от столичной лит. жизни: годами лечился в туберкулезных санаториях, преподавал … Энциклопедия культурологии

Барт — Фамилия Барт, Александр Павлович действительный статский советник, министр финансов второго Крымского правительства. Барт, Виктор Сергеевич (1887 1954) живописец, теоретик искусства. Барт, Генрих (1821 1865) немецкий историк,… … Википедия

Барт Р. — БАРТ (Barthes) Ролан (1915–80), франц. критик, литератор, семиотик. С 1976 проф. основанной им кафедры лит. семиологии в Коллеж де Франс. Автор работ по проблемам знака, символа, мифа, их социальной и культурной обусловленности. Осн. соч.:… … Биографический словарь

Читайте также: