Родительский коучинг в школе
Обновлено: 02.07.2024
Социальный заказ общества доказывает потребность педагогической практики в освоении новых, современных, практически значимых, действенных технологий взаимодействия воспитателя и родителя в вопросах воспитания детей.
В поисках метода в работе с родителями, который позволил бы сделать их равноправными партнерами, заинтересованными в совместном решении и положительном результате, я открыла для себя элементы коучинга.
Коучинг означает – тренировать, направлять, воодушевлять.
Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, в которой родитель не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на открытые вопросы, которые ему задает воспитатель, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. По сути, это развивающее консультирование, активная форма сотрудничества, направленная на личностную поддержку творческой деятельности. В процессе такой работы с семьей выстраиваются равноправные отношения, воспитатель является не советником, а равноправным партнером.
Это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, а технология для раскрытия потенциала личности, максимализации собственной производительности и эффективности как ребенка, так и взрослого.
Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг.
Другое название метода: "Развивающее консультирование". Автор метода: Тимоти Голлвей (США, 1974 г. Но сначала кратко о том, что такое “коучинг?”
Коучинг – возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
Коучинг – процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
Коучинг – процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
Коучинг – процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.
Смысл коучинга :
- движение к цели;
- полное раскрытие потенциала человека и команды.
Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Главное - забота о том, чтобы обучающийся (педагог, родители) решил проблему/вопрос сам.
Назначение метода. Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода. Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
Особенности поведения педагога в роли коучера заключаются в следующем :
- Коучер должен быть очень внимательным и чутким собеседником и слушателем. Другие люди должны говорить не меньше, чем коучер, рассказывая о своих проблемах во всех подробностях.
- Коучер должен много выспрашивать о целях. Например, у педагога проблемы с показателями мониторинга детского развития отдельно взятого ребёнка в группе. Значит, его цель – повысить данный показатель.
- Одной из важных целей коучинга должна являться разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, коучинг не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даё т очень привлекательные результаты: в реальном времени могут быть разработаны действенные педагогические стратегии, придуманы новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания.
В чем отличие коучинга от других методов?
Пример с лыжами :
Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег.
Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать.
Консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж.
Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать. Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит.
План действий. Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.
Коучинг проходит в несколько этапов:
1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
• Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
• Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Данный метод можно представить так:
шаг 1: понимание ситуации;(актуальность проблемы)
шаг 2: понимание, что может быть лучше; (постановка задачи)
шаг 3: понимание, как сделать лучше. (пути решения)
Сегодня общество ставит перед родителями всё новые и новые проблемы, решить которые в одиночку непросто. Современные семьи испытывают определенные трудности: разрушение семей, увеличение количества асоциальных семей. Поэтому задача воспитателя – помочь семье. Большую помощь в решении возникающих проблем, конечно, может оказать профессионально налаженное общение воспитателя-коуча и родителей.
Родители считают, что работа с воспитателем-коучем позволяет не только подобрать ключик к детской душе, но и установить гармоничные отношения в семье, при этом формируя у самих же родителей положительное отношение к детсаду, месте, где их готовы выслушать и помочь.
Ключевые направления применения коучинга для родителей :
1) Индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для воспитателя-коуча, так и для самих родителей;
2) Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.
В основе коучинговой работы с родителями лежат 5 принципов Милтона Эриксона, а именно:
- со всеми все ОК, и с вашим ребенком тоже. Он обладает набором сильных, значимых качеств.
- у человека есть все ресурсы. Независимо от возрастных особенностей, у вашего ребенка есть все возможности и способности для достижения цели и приобретения необходимого опыта
- каждое намерение позитивно. Каждое действие ребенка несет в себе определенную смысловую нагрузку, и она всегда позитивна, независимо от мнения родителей, ведь любое действие ребенка продиктовано желанием и стремлением к познанию, осознанию и самовыражению.
- изменения неизбежны. Хотим мы того или нет, но дети меняются и растут, вопреки желаниям родителей. И задача родителей находиться рядом в самые сенситивные периоды их жизни и оказать максимальную помощь в становлении личностного роста.
Индивидуальные коуч-сессии направлены на исследование отношений с самим собой, своим супругом, способах усиления радости и эффективности общения с детьми. В работе с коучем глубоко исследуются вопросы:
• Каким вы хотите видеть своего ребенка?
• Какие хотите иметь отношения с ним?
• Почему для вас это важно?
• Что для вас достигнуть успеха в отношениях с ребенком?
• Как поймете, что этого достигли?
• Какие самые первые ваши шаги на пути к цели?
• Когда вы готовы сделать первый шаг?
Вот один из примеров :
Жить со скоростью ребенка
Со скоростью Сашки – это значит разглядывая бабочек над одуванчиками, муравьев, атакующих гусеницу на тротуаре. Замечая поганки, неожиданно выросшие на городском газоне. Пиная опавшие и уже подгнившие яблочки. Скатывая в худого грязного снеговика первый снег. Разглядывая редкие марки машин на парковках и многое другое, что способен заметить ребенок, которого никуда не тащит за руку мама.
Однажды, придя за Сашкой в садик, я застала его в песочнице. Он восторженно продемонстрировал мне большой камень, держа его двумя руками.
— Мама, представляешь, мы копали, копали и нашли клад! Смотри, какое сокровище мы вырыли!
Я оценивающе взвешиваю находку в руках. Кажется, больше килограмма…
— Какой здоровенный! Долго выкапывали?
— Да! Ваще, так долго!
Сашка с бесценным трофеем в руках бодро зашагал в сторону воспитательницы отпрашиваться.
— Вы что этот булыжник домой потащите? – недоуменно поинтересовалась она.
— Да, конечно. Как же иначе? Не каждый день клады находятся.
А потом Сашка находит палку. Мимо такой палки нормальный мальчик не пройдет. Длинная, толстая, удобно ложится в руку. Вот ведь дилемма. Камень слишком большой, чтобы нести его одной рукой. А если нести камень двумя руками, то нечем держать палку. Сашка пристраивает камень у обочины и измеряет палкой глубину лужи. Потом стучит палкой по металлической изгороди. Потом несколько минут прыгает, опираясь на палку.
Кладет палку, берет камень. Лицо задумчивое. Как будто прислушивается к внутренним ощущениям. Наигрался ли он с палкой? Готов ли расстаться с ней? Не готов. Вертит камень, пристраивает его куда-то подмышку, придерживая предплечьем. Когда Сашка наклоняется за палкой, камень падает. Через несколько попыток Сашке все-таки удается взять в руки и камень, и палку. Правда палка лежит на неуклюже растопыренных локтях, готовая в любой момент соскользнуть в сторону. Я удерживаю себя от соблазна помочь ребенку и понести камень. Это его решение, его выбор, его ноша. Пусть учится не взваливать на себя больше, чем может унести. Я лишь поддерживаю палку, когда мы переходит через дорогу, чтобы упавшая палка не создала сложную дорожную ситуацию. Упавшую палку Сашка всенепременно захочет поднять, а с камнем в руках это не так просто осуществить…
А после перекрестка начинается правильный поребрик. У правильного поребрика ширина в ширину стопу. Правильный поребрик отделяет тротуар не от проезжей части, а от газона, а значит, по нему безопасно ходить. Правильный поребрик соблазнительно возвышается над уровнем тротуара. Следующие 200 м нашего маршрута до дома Сашка всегда проходит по поребрику. И не только Сашка. Я тоже с детства люблю ходить по правильным поребрикам. Когда ты идешь по поребрику за своим ребенком, гораздо легче двигаться с его скоростью.
Мы приносим домой трофеи: булыжник и палку. Дорога до дома в этот раз заняла один час сорок минут. Но это ценное время, которое я прожила со скоростью ребенка. Жить со скоростью ребенка – значит успевать замечать цвет неба, запахи улиц и собственные эмоции. Успевать удивляться и радоваться простым вещам. Успевать осознавать, что Жизнь прекрасна.
По результатам обратной связи выявляется, что родители :
переосмыслили свои взгляды на воспитание,
открыли для себя множество положительных качеств своих детей,
узнали, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети,
выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка,
осознали важность качественного внимания,
смогли разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.
Реализация внедрения коучинга поможет реализовать следующие направления работы по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ :
оптимизация детско-родительских отношений;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
и решить следующие задачи:
формирование у родителей навыков продуктивного общения с ребенком
умения правильно реагировать на его проблемы и достижения (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам, желания помогать своему ребенку.
поддержка семейного воспитания и содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, как инструмента повышения качества образования.
объединение усилий взрослых для успешного развития ребенка-дошкольника.
Ниже хочется привести примеры некоторых заданий групповых коуч-сессий :
Письмо любимому ребенку
Есть ли любовь сильнее и бескорыстней, чем любовь родителей к детям?
Вообще-то есть : не все родители так уж любят своих детей, не всегда эта любовь бескорыстна, но те родители, которые читают этот текст – особые. Мы своих детей правда любим.
Но иногда, в суете будней, в трудах и заботах, в круговороте жизни - мы об этом забываем. Забываем, что мы их любим, забываем о любви. А дети – они ведь часто такие живые, такие настырные, такие непослушные – бегают, кричат, ссорятся, шумят, упрямятся, пачкают и портят все подряд… И бывают моменты, когда мы, родители, не видим за внешним большое дело внутреннего роста и развития, не видим бьющей через край жизни. Видим не своего любимого ребенка, а объект заботы, не уникальную детскую душу, а объект требований.
Бывают моменты, когда нам не хватает любви на детей. И в эти моменты важно вспомнить, что она, любовь – есть.
Вот только некоторые фрагменты.
Пишите письма! Помните о любви…
Когда Вы разговариваете с ребенком? Как часто Вы на самом деле с ним, здесь и сейчас, мыслями, чувствами, душой?
• Слушать, а не ждать своей очереди высказаться
• Понимать, а не читать нотации
• Радоваться, а не отбывать долг
Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.
СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу.
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок.
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок.
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа! Он смеется, поднимает меня на руки.
Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице. Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.
• В своем графике, плане на день выделите 15 - 20 минут перед сном.
• Мы еще будем говорить о том, как проводить с ребенком час после работы, как праздновать выходные… Но сейчас сделайте это – 20 минут перед сном.
• Разговаривайте с ребенком. Разговаривайте по-настоящему: 20 минут перед сном.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План внедрения изменений во взаимодействие школы с родителями через коучинг - сессию
Модуль: Диалогическое обучение
Дата проведения: 14.03.2017г.
Цели: показать преимущества позиции содружества школы и родительской общественности в деле обучения и воспитания ребенка через диалог;
повысить роль родительского соуправления школьной жизнью.
Ключевые идеи:
поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в ее учебно – воспитательном процессе;
диалог помогает педагогам и родителям построить и реализовать пошаговую стратегию развития учащихся и их результативности в обучении и воспитании;
способствовать установлению дружеских взаимоотношений семьи и школы;
участвовать в повышении рейтингового уровня школы и поддержании позитивной атмосферы в школе и семье;
вызвать желание стать позитивным родителем.
Целевая аудитория: группа родителей из 12 человек
Ожидаемые результаты:
знают информационный и образовательный инструментарий, необходимый для участия в соуправлении школьной жизнью;
знают о необходимости равноправного партнерства семьи и школы в обучении и развитии ребенка;
знают принципы и преимущества позитивного родительства;
умеют определять приоритеты обучения и воспитания ребенка, построенного на взаимной договоренности семьи и школы, составлять алгоритм – памятку ярких качеств ребенка;
осознают необходимость осуществления контроля над процессом обучения и воспитания ребенка;
понимают природу ребенка, гендерные и возрастные особенности развития и воспитания ребенка;
имеют возможность увидеть, в каких условиях обучается (или будет обучаться) ребенок, при посещении школы в День открытых дверей (22.04.2017г.).
“ Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” В.А. Сухомлинский
Ход коучинг - сессии:
Коуч - с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг - сессии Добрый день! К какому празднику готовятся все казахстанцы, в том числе и школа и Ваши семьи?
Участники - высказывают мнение
Коуч - расскажите о себе, называя имя и любимое лакомство, называемое на первую букву собственного имени
Участники- называют свое себя и любимое лакомство
Деление на группы
Родители – делятся на 3 группы (по карточкам), выбирают и создают группу
3 группы по 4 человека
Цель: подвести учителей к определению темы коучинг-сессии
- Как вы думаете, о чем будет наш коучинг?
Родители - обсуждают в группах сюжет видеоклипа. Какой вопрос является актуальным?
- определяют тему коучинга.
Видеоклип (о причинах непонимания функций семьи и школы в деле обучения и воспитания детей)
Задание 3 .
Постановка цели и задач
Коуч - актуализирует цели и задачи коучинга.
С кем же в течение дня общаются наши дети?
Кто, так или иначе, оказывает воздействие на ребенка?
Скажите, пожалуйста, а что значит, в Вашем понимании, любить своего ребенка?
Подводит к пониманию, что личность ребёнка формирует семья, школа, улица. Для оптимального умственного развития больше всего ребенку нужна любовь. Для возвращения детей из сетей Интернета и компьютерных игр нужна любовь в семье.
Родители - предполагают, что выработают эффективные инструменты взаимодействия семьи и школы,
родители – мамы - получат гарантии бесконфликтного общения в семье и реализации своей женской миссии.
Слайд 1.Тема, цели и задачи коучинга
Реализация целей с использованием стилей техник и навыков-
работа в группах
1. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка (или отношения с ним), например, через 1 год?
2. Какие 5 качеств ребенка Вашей мечты Вы хотели бы взрастить?
3. Почему для Вас это важно?
4. Как бы Вы хотели себя чувствовать, когда вы все это увидите?
5. Согласны ли Вы с принципами позитивного родительства?
Спикер группы (один или все поочередно) резюмирует ответы.
(рисунок на постере)
Коуч - все термины, характерны для диалога, взаимодействия, сотрудничества, содружества
Работа в группах
Одна группа презентует, другие определяют
Коуч - Личность ребенка формируется под воздействием многих факторов. Важно учитывать и то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. Родителям следует научиться слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе, раскрывая в себе и в ребенке свой Внутренний Гений, поддерживать и усиливать поток любви в семье.
Раздаточный материал (листы А4, маркеры)
3. Какие формы общения Вам позволят глубже понять своего ребенка?
5. Самая важная составляющая воспитания ребенка? ( Любовь )
Произвольное движение коуча. Флешмоб
Родители повторяют движения за коучем
Работа в группах
-Каким вы хотите видеть своего ребенка?
-Какими чертами характера он должен обладать?
составляют памятку по ярким качествам ребенка
Родители – обращаются друг к другу с просьбой дать комментарий выражению.
Выступление представителей от каждой команды. Взаимооценивание
5. Оценка успешности
Коуч – напишите экспресс-эссе
- Я знаю, что для возвращения детей из сетей Интернета и компьютерных игр нужен поток…
- Я понимаю важность диалога партнеров …
-У меня возникли вопросы о…
- Я хочу увидеть, в каких условиях обучается ….
- В процессе диалога понял (а) вопрос качественного образования и воспитания моего ребенка …
- Резюмирую: Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс, потому что …
Деление на группы
Принципы позитивного родительства
Соблюдение этих принципов родителями при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой
Ребенок может быть другим или отличаться от других
Ребенок может совершать ошибки
Ребенок может выражать негативные эмоции
Ребенок может хотеть большего
Приложение 1
Ваши ответы на вопросы анкеты позволят определить, насколько комфортно чувствует себя Ваш ребенок в школе, интересно ли ему учиться, произошли ли какие – то изменения у ребенка в последнее время
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Оценка участника коучинга (самоценивание)
Были ли Вам понятны цели коучинга?
Признаете ли Вы данные цели соответствующие Вашим потребностям?
Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения коучинг сессии?
Изучили ли Вы что – то новое в период проведения коучинг сессии?
Утвердилась ли Ваша уверенность при использовании новых подходов?
Приложение 3
Оценка участника коучинга -родителя
Знает принципы и преимущества позитивного родительства;
Умеет оценивать свою деятельность
Определяет преимущества обучения и воспитания ребенка, построенного на взаимной договоренности семьи и школы
Понимает, как выстраивается диалог в условиях работы малых групп
Называет методы воспитания, позволяющие дать качественное образование ребенку, обеспечить здоровый микроклимат в семье и школе
Родительское собрание проходил по плану развития школы. Коучинг прошел по заранее подготовленному плану. Целью коучинга было активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачами коучинга являлись:
1) Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2) Рассмотреть инструменты групповой работы.
3) Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
На коучинг учителям были предложены следующие задания:
1 группа. Что такое семья?
2 группа. Функции семьи.
На коучинг-занятии присутствовали родители 5-6 х классов. Работали в трех группах по 3 человека.
Затем участникам было предложено просмотр видеоролика и комментарии учащихся по видеоролику.
Психологом школы Рожновой Е.П. был проведен тренинг.
Каждой группе дается стикер, где они записывают свои пожелания и удавшиеся и не удавшиеся моменты.
Проведенный тренинг в начале занятия помог настроить родителей на активную и позитивную работу, создать коллаборативную среду.
На коучинг-занятии родители принимали активное участие: отвечали на вопросы, обсуждали в группе, совместно работали в группах, создавая постеры, разыгрывая и озвучивая роли.
коучинг был очень насыщен и многое взяли для себя наши роители
План родительского собрания. Проводили: учитель истории Досанова Г.Н. и учитель географии Избасарова Г.Б. дата проведения - 16.03.2015 г.
Тема родительского собрания
Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
1) Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2) Рассмотреть инструменты групповой работы.
3) Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.
Основные (ключевые) идеи
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.
чтец – читает вслух;
секретарь – записывает от лица группы;
спикер – рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем
сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении
1 группа. Что такое семья?
2 группа. Функции семьи.
Предлагаем каждой группе задании, для раскрытия темы нашей встречи.
Подготовка постеров - 5 минут
Презентация постеров - 10 минут
Подходы, используемые при выполнении данного задания
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете
- В гостях хорошо, а … (дома лучше).
- Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
- Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
- Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).
- Семья в куче, не страшна и … (туча).
1. Вы помогаете делать домашнее задание своему ребенку?
2. Знаете ли Ф.И.О. классного руководителя своего ребенка?
3. Ваш ребенок ленив?
4. Ваш ребенок талантлив?
5. Злость и обиды часты или ваши гости?
6. Ваш ребенок похож на Вас?
7. Вы в составе родительского комитета в классе Вашего ребенка?
8. Вы общаетесь по сети с родителями одноклассников Вашего ребенка?
9. Вы часто хвалите ребенка?
10. Вы смотрите после работы телевизор?
Просмотр видеоролика и
комментарии учащихся по видеоролику.
Советы и тренинги психолога
8 качеств, необходимых хорошему родителю
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Родителям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на встрече.
Раздаточный материал, презентация, постеры, оценочный лист, стикеры, видеоролики
Родительское собрание проходил по плану развития школы. Коучинг прошел по заранее подготовленному плану. Целью коучинг а было активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях..
Задачами коучинга являлись:
1) Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
2) Рассмотреть инструменты групповой работы.
3) Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
На коучинг учителям были предложены следующие задания:
1 группа. Что такое семья?
2 группа. Функции семьи.
На коучинг-занятии присутст вовали родители 5-6 х классов. Работали в трех группах по 3 человека.
Затем участникам было предложено просмотр видеоролика и комментарии учащихся по видеоролику.
Психологом школы Рожновой Е.П. был проведен тренинг.
Каждой группе дается стикер, где они записывают свои пожелания и удавшиеся и не удавшиеся моменты.
Проведенный тренинг в начале занятия помог настроить родителей на активную и позитивную работу, создать коллаборативную среду.
На коучинг-занятии родители принимали активное участие: отвечали на вопросы, обсуждали в группе , совместно работали в группах , создавая постеры, разыгрывая и озвучивая роли.
коучинг был очень насыщен и многое взяли для себя наши роители.
Роль семьи в воспитании детей
Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
Сигналом для возвращения в игру временно выбывших
1 группа. Что такое семья?
2 группа. Функции семьи.
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“ Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“ Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“ Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“ я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
- Семья выполняет 5 функций. Давайте остановимся немного на каждой из них.
- -Воспитательная функцияполагается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В.Г. Белинский.
- -Хозяйственная функцияпроявляется в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.
- -Эмоциональная функцияосуществляется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
- -Функция первичного социального контроляпроявляется в
контроле родителей за поведением детей и обучении их
правилам поведения в обществе, выполнении социальных
норм, обучении их человеческому достоинству.
- Принимайте активное участие в жизни семьи.
- Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
- Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
- Помогайте развивать способности и таланты.
- Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
- Уважайте право ребенка за собственное мнение.
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете:
- В гостях хорошо, а …
- Не красна изба углами, а …
- Когда семья вместе, и …
- Семья сильна, когда …
- Семья в куче, не страшна и …
- Вы помогаете делать домашнее задание своему ребенку?
- Знаете ли Ф.И.О. классного руководителя своего ребенка?
- Ваш ребенок ленив?
- Ваш ребенок талантлив?
- Злость и обиды часты или ваши гости?
- Ваш ребенок похож на Вас?
- Вы в составе родительского комитета в классе Вашего ребенка?
- Вы общаетесь по сети с родителями одноклассников Вашего ребенка?
- Вы часто хвалите ребенка?
10. Вы смотрите после работы телевизор?
Дорогие родители! Желаем вам и вашим детям успехов во всем!
В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.
История коучинга
В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.
Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.
Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.
Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга
Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.
Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.
Отличие коучинга от психологического консультирования
Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.
В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).
Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.
Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.
В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.
От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга
Первое отличие заключается в том, что во взрослом коучинге коуч работает с одним человеком, а в детском коучинге с системой: родитель - ребенок. Иногда к этой системе подключается еще один родитель или родственник ребенка.
Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.
Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.
Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.
Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.
Читайте также: