Индивидуальная карта ребенка для школы детского сада детского дома

Обновлено: 05.07.2024

Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….

Состав семьи Полная

Тип семьи Благополучная

Другие члены семьи:

Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы

Кто занимается воспитанием ребенка: родители

Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)

Результаты комплексной диагностики ребёнка

Семья (наблюдения специалистов).Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.

Ребёнок : Алексей

Педагогическая диагностика воспитателей группы:

* речь развита с дефектами, память на низком уровне,интерес к новому не всегда;

*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;

* развитие сенсорных способностей слабое;

* слабо развита моторика рук;

*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,

* не всегда самостоятелен.

(по характеристикам мышление и память страдает)

Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма. Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.

Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитие интеллекта не соответствует возрастной норме: внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка, имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.

Мальчику свойственны слабо развитое воображение, слабое использование мимики, жестов, речи.

Познавательная активность средняя: любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине. Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.

В поведении Алёши - стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.

Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

Индивидуальная программа развития ребенка

Актуальность: уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего.

Цель индивидуального маршрута :

способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи индивидуального маршрута :

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. обогащение активного словаря ребёнка;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. реализация самостоятельной творческой деятельности;

Работа воспитателей группы с ребенком

Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями

(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)

Рекомендовать маме Алёши проговаривать дома скороговорки и проведение самомассажа в домашних условиях

(картотека № 4, №5)

Подбирается лексический материал:

- слова обозначающие предметы;

- слова обозначающие качества и свойства предметов;

- слова обозначающие различные действия

Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке

февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,

Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики

(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.

Март-апрель Развитие словесного творчества

игра в рассказчика;

Зачем детям - детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако

-мить маму Алёши с рекомен-

дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.

Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.

Пересказ текста по вопросам,

Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм

(картотека №2)

Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком

В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка, развитие речевого творчества, овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи.

Динамика развития (сентябрь, октябрь) :

на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.

Карта индивидуального роста, как инструмент формирующего оценивания.

Карта индивидуального роста, как инструмент формирующего оценивания. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка 4–5 лет с задержкой психического развития Цель: пробуждение познавательной и творческой активности ребенка. Задачи: -закрепить знания о диких животных. -формировать умение соотносить.

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для развития связной, диалогической и монологической речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Документация педагога-психолога в коррекционных учреждениях VII и VIII вида Индивидуальная карта психологического сопровождения развития ребенка. Материал без редакторских правок.

Автор: Лазарева В.А. методист-психолог УМЦ "Детство" Департамента образования г.Москвы (2005 г.).
Материал опубликован в журнале "Директор школы" N8, 2006 г., издательский дом "СЕНТЯБРЬ". тир.20520, ISBN:1562-1308

Документация педагога-психолога в коррекционных учреждениях VII и VIII вида
Индивидуальная карта психологического сопровождения развития ребенка
Представленная Вашему вниманию индивидуальная карта психологического сопровождения развития ребенка с интеллектуальным недоразвитием разработана для специальных коррекционных детских садов, школ, детских домов и школ-интернатов VII и VIII вида.
Цель данного документа - структурирование психологического сопровождения учащегося или воспитанника с интеллектуальными нарушениями на протяжении нескольких лет. Ее отличие от уже существующих индивидуальных карт в том, что она позволяет максимально компактно разместить всю необходимую информацию, дающую педагогу-психологу наиболее полную картину о развитии ребенка, ходе психокоррекционной работы, динамике происходящих с ним изменений.
Достаточно новым, но практически значимым является раздел, позволяющий отслеживать оказываемое на ребенка влияние не только проводимых педагогом-психологом психокоррекционных мероприятий, но и учитывать порой значительное влияние со стороны ближайшего к ребенку социального окружения (родителей, педагогов, сверстников. ). Последнее важно как для понимания всех особенностей социальной микросреды, в которой развивается ребенок, так и для планирования эффективной коррекционной работы и ребенком, и с его социально значимым окружением.
Также в карте предусмотрен раздел, посвященный составлению индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка. Табличная форма является достаточно гибкой и универсальной, но при этом она позволяет педагогу-психологу максимально адаптировать коррекционную работу к специфике развития детей с отклонениями в развитии. Не смотря на простоту заполнения данной таблицы, специалист имеет возможность не только совершенно свободно подбирать содержание работы с конкретным ребенком, изменять его в зависимости от происходящих с ним изменений, но и оценивать качество работы, так как таблица отражает данные о проведенных педагогом-психологом мероприятиях за весь учебный год. Преимущество данной формы очевидно. Всю работу специалиста за 2 и более лет с конкретным ребенком можно легко увидеть всего лишь на нескольких листах бумаги.
ВНИМАНИЕ: вся информация, содержащаяся в карте, является конфиденциальной и может быть доступна только лицам, имеющим юридическое право ознакомления с ней.

Индивидуальная карта воспитанника состоит из 8 разделов
-- раздел "Общие сведения о ребенке" посвящен обзору основных анамнестических данных, которые описывают медицинский и социальный статус ребенка. Сюда традиционно входят: фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, N группы и/или класса. Также заносятся данные из медицинской карты, являющиеся источником информации об имеющихся серьезных отклонениях в психофизическом развитии ребенка, определяющих не только специфические особенности ребенка, но влияющие на стратегию психокоррекционной работы с ним.
Также в этот раздел заносятся значимые для педагога-психолога сведения об особенностях протекания пренатального, перинатального и постнатального развития воспитанника (черепно-мозговые травмы, аномалии внутриутробного развития, асфиксии, неправильное родовспоможение и пр.). Следующим существенным моментом является сбор сведений о семье. В первый раздел заносятся данные о семье ребенка, имеющие значение при психологической оценке социальной картины развития воспитанника. Если у ребенка есть семья, необходимо дать ее краткую характеристику. Может быть указан номер детского сада, приюта, дома ребенка, в котором воспитывался ребенок до прихода в учреждение. Учет особенностей социальной среды, окружавшей ребенка в раннем периоде детства крайне важен для построения психологического сопровождения уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Приведем пример разнообразия влияния социального окружения в раннем детстве на психическое развитие ребенка, лишенного попечения родителей. Для построения адекватного психологического сопровождения такого ребенка, специалисту недостаточно довольствоваться термином "сирота". Необходимо учитывать социальный статус учащегося (воспитанника).
Например, на развитие ребенка по-разному влияет:
-- пребывание в неблагополучной семье, характеризующейся психотравмирующими, социально дезадаптирующими условиями проживания. В этом случае нередко у детей встречается отсутствие игровых, учебных и прочих приобретаемых социальных навыков. Факт развития в социально неблагополучной семье может говорить о том, что ребенок испытывал различного рода психотравмы. Можно обоснованно предположить, что он будет первое время пребывания в детском доме, учебы в школе реализовывать негативные модели поведения, усвоенные в семье.
-- длительное (больше 2 месяцев) проживание на улице, чердаках, подвалах. Это обуславливает получение ребенком асоциального опыта, трудно поддающегося психокоррекции. Степень корригируемости прямо зависит от возраста ребенка, особенностей его психического развития и срока пребывания на улице.
-- пребывание в доме ребенка (эмоционально депривирующие условия). Развитие "синдрома сиротства", включающего в себя не только проблемы социализации, но и клинически неблагоприятной картиной развития.
-- перевод из одного учреждения в другое часто приводит к разрыву эмоционально значимых связей, нарушениям в процессе психосоциальной адаптации. Значительно вырастает риск нарушения развития такого базового свойства личности, как способность испытывать привязанность, что провоцирует нарастание равнодушия, эмоциональной холодности, проявляется в неумении в дальнейшем устанавливать прочные отношения с окружающими, развитии тревожных, психопатоподобных состояний, повышению риска употребления прихоактивных веществ. Частая смена воспитателей также может негативно повлиять на развитие привязанности.
-- помещение в детский дом, приют после внезапной смерти родителей могут привести к развитию состояний острого горя, шока, депрессий, появлению суицидальных мыслей, невротических реакций, "немотивированной" агрессии.
Все эти условия жизнедеятельности непосредственно отражаются на особенностях личности, поведении воспитанника детского дома или школы-интерната, вносят в картину психосоциального развития ребенка свою специфику, что требует от педагога-психолога проведения целенаправленной реабилитационной работы совместно с психоневрологом.
-- раздел "Индивидуальные психические особенности ребенка" является подробным описанием психологического статуса ребенка на момент первичного обследования. Проводится комплекс диагностических мероприятий: используются стандартные диагностические методики, проводятся беседы с педагогами, наблюдения за ребенком на уроках, занятиях, в группе и классе, исследуются имеющиеся источники информации о развитии ребенка до попадания в данное учреждение. Плановые ежегодные обследования проводятся самостоятельно педагогом-психологом или на ПМПК. В карту вкладывается соответствующее заключение с датой проведения диагностики.
3 раздел. "Предмет психокоррекционной работы". Заполняется на основании анализа данных первых разделов. Здесь формулируются особенности выявленной проблемы или комплекса проблем, то есть то, с чем в дальнейшем будет работать педагог-психолог. В таблицу заносятся данные, характеризующие существующую проблему и примерные сроки, в течение которых педагог-психолог планирует проводить работу по ее разрешению. Длительность периода устанавливается не только в зависимости от особенностей самой проблемы, но также и от психических возможностей самого ребенка, условий окружающей его социальной среды.
В 4 разделе "Основная стратегия психокоррекционной работы" педагог-психолог формулирует стратегию психологического сопровождения развития ребенка. Это возможно лишь при четком формулировании имеющейся проблемы. В зависимости от характера выявленных у учащегося проблем, педагог-психолог разрабатывает краткую индивидуальную мини-программу, которая в дальнейшем послужит основой для заполнения 7 раздела. Так, стратегией работы с конкретным ребенком может стать: непосредственная психокоррекционная программа работы по определенному направлению, систематическая консультативная помощь педагогам, специалистам, комплекс профилактических мероприятий (беседы, организация психокоррекционных влияний среды) и прочее.
5 раздел "Желаемый результат психокоррекционной работы" отражает предпочтительные изменения в ходе психокоррекционной работы и период, через который эти изменения могут наступить. Для заполнения данного раздела педагогу-психологу необходимо проанализировать психосоциальную ситуацию развития ребенка и спрогнозировать вероятностную модель преобразования имеющейся проблемы.
3, 4 и 5 разделы являются рабочими, так как они подлежат обновлению. Данные этих разделов уточняются и корректируются с учетом происходящих с ребенком изменений или отсутствием оных. Это зависит от особенностей взаимодействия двух определяющих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, и характера оказываемых на него психокоррекционных и иных социальных влияний.
6 раздел "Психологическое сопровождение развития ребенка" призван помочь педагогу-психологу отследить весь комплекс имеющихся конкретных изменений в развитии ребенка, значимые перемены в его поведении, общем психическом состоянии (утомление, нервно-психическое истощение, декомпенсации, стрессы. ), как связанные с психокоррекционным воздействием, так и не связанные с ним. Прежде всего, эти данные психолог получает в результате наблюдений за ребенком в повседневной жизни, на занятиях, при проведении диагностики, и др. Информация в карту заносится не менее одного раза в 3 месяца. При необходимости, чаще. Необходимо вносить такие изменения в самочувствии, поведении, развитии, жизни ребенка как: изменения в привычном поведении с оценкой причин их появления, достоверные данные или обоснованные предположения о получении ребенком различного рода психотравм (в результате конфликтов со сверстниками, взрослыми и пр.). Здесь педагог-психолог прослеживает доминирующие реакции воспитанника на значимые для того ситуации (появление асоциальных установок в результате негативных социальных влияний, протестные и защитные реакции, агрессивные тенденции, депрессивные состояния и пр.).
На основании сделанных наблюдений педагог-психолог уточняет программу конкретных психокоррекционных воздействий на воспитанника. Подобный анализ позволит корректно проводить работу по преодолению острых реакций дезадаптации на психотравмирующие ситуации и смягчению других негативных моментов в жизни воспитанника, осуществлять превентивные меры по нарастанию проблем в поведении, эмоциональном, социальном развитии воспитанника. В этом же разделе отмечаются и положительные изменения. На основе систематических наблюдений за психическим состоянием ребенка, педагог-психолог вырабатывает комплекс рекомендаций педагогам, специалистам, администрации, которые призваны помочь разрешению трудных для ребенка ситуаций, поддержанию психического равновесия. Также педагог-психолог может включать в подраздел "рекомендации" краткое планирование собственной программы работы с данным ребенком, когда имеет дело с вновь возникшей проблемой или новыми проявлениями существующей.
-- раздел "Индивидуальная программа развития (коррекции)" позволяет конкретизировать индивидуальную стратегию психологического сопровождения развития ребенка. Он подразумевает разбиение заданной в 4 разделе программы работы на небольшие логические блоки. Работа по данным блокам фиксируется с помощью таблицы. Здесь педагог-психолог проставляет даты, когда были проведены мероприятия (занятия, беседы, консультации) по запланированным направлениям. Табличная форма поможет специалисту не только оптимизировать процедуру текущего заполнения индивидуальной карты воспитанника, наглядно представить количественно-качественную характеристику проводимых мероприятий с конкретным воспитанником, но и сформулировать достаточно четкую и удобочитаемую индивидуальную программу развития (коррекции).
Логические блоки составляются с использованием имеющихся коррекционно-развивающих программ и методических рекомендаций. Подробные сведения об используемых материалах педагог-психолог заранее вносит в годовой план работы на основании запроса учреждения и данных, полученных при проведении диагностических мероприятий. По мере возникновения незапланированных проблем, требующих вмешательства педагога-психолога, специалист имеет право применять методики, не указанные в плане.
Пример заполнения карты можно посмотреть здесь:

Первоначально педагогом - психологом были поставлены задачи научить ребенка слушать другого, подчинять свое поведение инструкциям взрослого. Это позволило бы смягчить проблему поведения на уроках, сознательное отношение ребенка к процессу объяснения взрослым порядка действия при выполнении задания снизило бы отвлекаемость. Умение соблюдать очередность в разговоре поможет ребенку научиться слушать другого, снизит конфликтность в классе. Коррекция агрессивных проявлений в игре возможна через стимулирование подражанию взрослому (психологу), так как имеющиеся проблемы общения связаны с неумением ребенка договариваться, не знанием общепринятых норм поиска компромисса. В процессе работы педагог-психолог выяснил, что необходима более глубокая коррекционная работа по развитию доверительных отношений с другими детьми и преодолению выраженного эгоцентризма, нечувствительности к переживаниям другого.
Данные направления работы были добавлены в индивидуальную программу в результате сделанных педагогом-психологом в сентябре наблюдений за ребенком. Мальчик не желал делиться игрушками со сверстниками, больно ударил другого мальчика и не отреагировал на его боль и плач. Индивидуальная беседа педагога-психолога с ребенком по рисунку "Как я защищаю слабых" подтвердила данные наблюдений. Замеченные особенности были внесены в 6 раздел. На их основании решено внести соответствующие коррективы в программу и разработаны рекомендации для родителей и классного руководителя с целью пролонгирования ведущейся психокоррекционной работы в школе и дома. Так, учитель включил несколько новых тем в проводимые им внеклассные занятия, которые были посвящены формированию у детей отзывчивости к чужой беде (чтение и разбор нравственного значения сказки "Цветик-Семицветик" и другое), Родителям было рекомендовано обращать внимание ребенка на собственные чувства и переживания, связанные с поступками как самого ребенка, так и других людей (литературных персонажей, телегероев и пр.), проговаривать при ребенке свои чувства, с объяснением по возможности причин их появления. Усилия педагога-психолога были также сосредоточены на вновь обнаруженных проблемах развития, а первоначальные направления прорабатывались как производные от них. Следует заметить, что многие психокорекционные упражнения позволяют реализовывать сразу несколько задач, поэтому даты проведения мероприятий по указанным направлениям работы могут совпадать друг с другом по времени.
Такая форма построения индивидуальной работы с ребенком позволяет вовремя и эффективно корректировать процесс психологического сопровождения, учитывать особенности взаимодействия ребенка и его социального окружения, организовывать комплексное сопровождение развитие в тесном контакте с родителями и педагогами.
С детьми старшего подросткового возраста в индивидуальную программу целесообразно включать тематику бесед по интересующим подростка вопросам, а также прорабатывать индивидуальные проблемы адаптации к социуму, проводить профилактические беседы.
С целью регламентации проводимых незапланированных мероприятий в индивидуальную карту ребенка включен 8 раздел.
8 раздел "Лист учета незапланированных мероприятий" состоит из двух подразделов: 1. "Оказание воспитаннику экстренной психологической помощи", который отражает работу педагога-психолога по оказанию экстренной психологической помощи воспитаннику. Обычно такой вид работ является востребованным при возникновении острых конфликтных ситуаций, которые являются потенциально опасными для психического благополучия ребенка. 2 подраздел "работа по запросу" служит для учета работы по обслуживанию внеплановых запросов со стороны администрации, специалистов, педагогов, патронатных семей, родителей, ограниченных в родительских правах.


Индивидуальная карта ребенка

I. Общие сведения о ребенке


Дата рождения_______________________________________________
Группа/класс ________________________________________________
Выписка из анамнеза__________________________________________
Сведения о семье_____________________________________________
II. Индивидуальные психические особенности ребенка
Особенности развития познавательной сферы.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы.
Особенности социального развития.
III. Предмет психокоррекционной работы
Период

ВложениеРазмер
kir_2016_2.docx 157.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "ЗОЛУШКА"

индивидуального развития ребенка

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике. Карта индивидуального развития дошкольника разработана в соответствии с:

- с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;

- с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.

Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель). В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 - недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любимое занятие, которым ребёнок может самостоятельно заниматься продолжительное время?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение ребёнка к проводимым занятиям в группе___________________________________

Успешность ребёнка на проводимых занятиях в группе__________________________________

Темповые характеристики выполнения деятельности____________________________________

Любимые игрушки ребёнка?________________________________________________________

Положительные качества ребёнка (из наблюдений)______________________________________

Какие черты характера настораживают в нём?__________________________________________
_________________________________________________________________________________

Какие склонности, задатки проявляются?______________________________________________

Особенности памяти, речь, эмоции___________________________________________________

Соответствие развитию своего возраста_______________________________________________

Отношение к труду________________________________________________________________

Какая мера поощрения на наш взгляд наиболее действенна?______________________________

Дата заполнения______________ Подпись педагога _______________________

Формирование у дошкольников знаний по программе.

Показатели развития

Не сформировано

Сформировано не полностью

Сформировано полностью

1. Физическое развитие

1.1. Развитие движений:

- мелкая моторика рук;

- прыжки в длину с места;

- сохранение статичного равновесия;

- бег с преодолением препятствий;

- отбивание мяча об пол.

1.2. Наличие полного спектра эмоционального состояния в движениях

1.3. Владеет КГН и понимает их необходимость

2. Социальное развитие

2.1. Способность вступить в общение с кем бы то ни было.

2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу

2.3. Может в паре с другим ре-бенком выполнять задание

2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера.

2.5. Развиты: настойчивость уме-ние преодолевать трудности, чув-ство долга

2.6. Приобретение положитель-ного поведенческого опыта

2.7. Умение спокойно реагиро-вать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь.

2.8. Умение видеть, слышать, чувствовать другого человека

2.9. Психоэмоциональное состо-яние ребенка (отсутствует напря-женность, открыт для контакта, любознателен, активен, вырази-тельная мимика, готов к комп-ромиссам, нормальное течение речи)

2.10. Может найти занятие, соот-ветствующие собственному желанию.

3. Развитие речи

3.1. Умение правильно произно-сить все звуки родного языка.

3.2. Грамматически правильное построение сложных предложений

3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок

3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения

3.5. Умение вести диалог

3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности

3.7. Собственно школьные навыки:

- сформированность фонемного (звукового) анализа слова;

- знание букв русского алфавита;

- начальные навыки чтения;

4.Познавательное развитие

4.1. Имеет представления об окружающем мире.

4.2. Успешное овладение мысли-тельными операциями:

- анализ (анализировать ситуацию, объяснять);

- сравнение (находить сходства и различия предметов);

4.3. Наличие игровых умений и навыков и применение их в раз-личных видах игровой деятель-ности

4.4. Использует наглядные моде-ли и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий

4.5. Осуществляет деятельность по образцам и правилам

4.6. Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять

4.7. Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений.

4.8. Задает вопросы, эксперимен-тирует.

5. Эстетическое развитие

5.1. Знание литературных произведений.

5.2. Умение эмоционально воспринимать содержание художест-венных и музыкальных произведений

5.3. Наличие спектра умений для публичных выступлений (владение голосом, выразительность, отсутствие страха и напряженности)

5.4. Создание художественных образов выразительными средствами (цвет, композиция, форма) в разных видах изобразительной деятельности

5.5. Способность к созданию нового рисунка, конструкторского образа, который отличается оригинальностью, вариативностью

н/г. – данные на начало года или начало поступления ребёнка в детский дом.

с/г. – данные на середину года или на середину того времени как ребёнок поступил в

к/г. – данные на конец года или срок, когда ребёнка забрали домой.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ

1.1 Состояние здоровья (наличие хронических заболеваний – заполняет медицинский работник) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2 Общее соматическое состояние здоровья (заполняет медицинский работник) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(рекомендуемая группа для занятий по физической подготовки и др. особенности)

1.3 Психологическое состояние здоровья (заполняет педагог-психолог) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников. Не все малыши любят ходить в детский сад. Среди инноваций, которые были в последние годы внедрены в отечественное воспитание, интерес представляет ФГОС ДО.

индивидуальная карта развития ребенка

Специфика нового подхода

Этот стандарт дает воспитателю возможность по-новому подходить к своей профессиональной деятельности в ДОУ. Помогает ему в этом и специальная карта индивидуального развития ребенка. Дошкольника воспитатель совместно с психологом, логопедом, иными специалистами изучает на протяжении всего периода его нахождения в детском саду. Их интересует особенности развития, достижения, индивидуальные особенности малыша. Такая карта позволяет отмечать динамику, своевременно вносить корректировки в индивидуальную развивающую траекторию, созданную для каждого малыша его наставником.

Ориентация образовательного процесса на среднестатистического ребенка, здоровье которого не отклоняется от возрастных особенностей, не позволяет малышам, имеющим отклонения в развитии, полноценно ощущать себя в окружающем обществе, демонтировать свои творческие и интеллектуальные способности и возможности.

индивидуальная карта развития ребенка в детском саду

Основная задача

Карта индивидуального развития ребенка с ОВЗ позволяет решать такие проблемы, обеспечивает личностное-ориентированный подход к дошкольному образованию.

Педагог фиксирует малейшие положительные изменения в речи малыша, его движениях, взаимоотношениях со сверстниками, помогает ему решать появляющиеся вопросы.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ помогает воспитателю своевременно выявлять отклонения в развитии малышей, подбирать эффективные методики для решения вопросов.

Основная задача, которую ставит ФГОС перед воспитателем, — создание приемлемой обстановки для полной реализации каждого ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка по ФГОС способствует созданию педагогом оптимальных условий для формирования и социализации, эмоционального, общефизического, интеллектуального и творческого развития личности.

индивидуальная карта развития ребенка в ДОу

Психологические аспекты

В возрасте от 3 до 7 лет наблюдаются масштабные психические изменения личности ребенка, которые влияют на последующую социализацию. Осуществляется процесс развития непрерывно, поэтому для малыша дошкольного возраста важно участие в его жизни не только воспитателя, но и семьи.

В настоящее время во всех ДОУ ведется индивидуальная карта развития ребенка. Она позволяет родителям вносить некие изменения в деятельность воспитателя, а также дополнительно заниматься с малышом по тем вопросам, которые ему даются сложнее всего на занятиях в ДОУ.

специфика заполнения карты развития малыша

Теоретические аспекты

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду — это тот документ, который содержит основную информацию о достижениях малыша, его успеваемости. Если у малыша есть психические отклонения, педагог обязательно отмечает их.

Структура

Индивидуальная карта развития ребенка является тем документом, где присутствуют следующие разделы:

психические и физические изменения;

индивидуальный образовательный маршрут;

готовность к школьной жизни.

Общие сведения

Индивидуальная карта развития ребенка предполагает указание данных о самом воспитаннике, его семье. Отмечается наименование образовательной организации, сроки обучения, группа, воспитатель, дополнительные занятия, посещаемые ребенком. Также в данном разделе отмечают интересы, увлечения, основные достижения малыша.

Ежегодно в этом разделе отмечают вес и рост ребенка, группу здоровья, присутствие (отсутствие) хронических и острых заболеваний. Когда малыш только поступает в ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка в детском саду заполняется на него частично. Например, отмечается уровень адаптации к дошкольному учреждению. Если проводятся спортивные соревнования (прыжки, выносливость, бег, метание), инструктор учитывает не только скорость передвижения малыша, но и его поведение во время испытаний. К примеру, при сдаче бега на 30 метров указывается не только время забега, но и изменение дыхания, координация движений, концентрация внимания.

Диагностируемые параметры

К ним относятся психические процессы: память, внимательность, речь, мышление. Также отмечаются личностные качества: темперамент, самооценка. Индивидуальная карта развития ребенка, образец которой представлен в статье, включает вопросы, касающиеся лидерских качеств.

Среди достижений, характерных для воспитанников детских дошкольных учреждений, отмечают творческие способности. Помимо основных разделов воспитатель может включать и подразделы, позволяющие составлять подробную характеристику ребенка.

карта индивидуального развития ребенка с овз

Пример составленной карты

Как должна выглядеть карта индивидуального развития ребенка? Образец заполнения предлагается ниже.

Речевые навыки: имеет достаточный словарный запас, владеет связной разговорной речью, составляет рассказ по услышанной сказке.

Познавательные навыки: характерна любознательность, интерес к защите окружающей среды, логическое мышление.

Коммуникативные навыки: хорошие отношения со сверстниками, взрослыми людьми.

Творческие навыки: отлично владеет ножницами, аккуратно выполняет задания по ИСО, аппликациям.

Физическая активность: подвижность соответствует возрастным особенностям.

Карта индивидуального развития ребенка, образец заполнения которой предлагается выше, должна быть подписана воспитателем и иными специалистами. Обязательно проставляется дата заполнения разделов.

Образовательный маршрут

В карте учета индивидуальных особенностей дошкольника должен присутствовать подробный образовательный маршрут, а также рекомендации для последующего обучения и воспитания. Чтобы ИОМ получился грамотным, важно выделять конкретные промежутки времени, на протяжении которых он будет заполняться педагогом. К примеру, впервые такую карту педагог заполняет на малыша 3-4 лет, который первый раз пришел в ДОУ. Через определенный временной промежуток (1-2 месяца) воспитатель отмечает первые достижения малыша, выделяет его положительные и отрицательные качества. К примеру, дошкольник не любит делать аппликации (негативные параметры), легко составляет рассказ по услышанной сказке (положительные черты).

Чтобы карта индивидуального развития реализовывалась, давала желаемые результаты, важно отмечать на ней (2-3 раза в неделю) психологический, интеллектуальный, физический рост дошкольника. Также в карте отмечаются рекомендации для родителей, соблюдение которых способствует положительной динамике саморазвития ребенка.

как вести контроль за развитием ребенка

Значимость индивидуальных карт

Благодаря информации, указываемой в картах, возможно своевременное выявление и корректировка психического и эмоционального состояния малыша. Они позволяют воспитателям оказывать своевременно поддержку и помощь детям, прогнозировать психические заболевания, подбирать методики для адаптации дошкольников к урокам в начальной школе.

Лист динамики индивидуального роста малыша

Проявляется ИПС в следующих моментах:

форма, в которой малыш использует информацию (символы, образы, слова);

путь обработки сведений (ассоциативные связи, интуиция, логика);

условия и продолжительность качественной познавательной деятельности;

вариант и результативность управления познавательным процессом;

распределение репродуктивных и продуктивных вариантов познавательной деятельности;

способы и условия устранения неудач, достижения успеха;

факторы, которые влияют на мотивацию дошкольника

Индивидуализация ведется по трем направлениям:

Она необходима на протяжении всего занятия. Воспитатель подбирает оптимальные способы выявления творческих способностей каждого ребенка, вооружившись инновационными методиками воспитания и обучения.

карта индивидуального развития ребенка образец заполнения

Как может выглядеть карта выпускника детского сада?

Тип нервной системы: стабильный. Преобладает левое полушарие головного мозга.

Скорость деятельности: в начале дня энергичен, к концу дня темп работы снижается. Работоспособность ярче всего проявляется в первой половине суток (до обеда).

Основная репрезентативная система: кинестетическая, аудиальная. Отмечается средняя мотивация к процессу приобретения новых знаний, умений, навыков.

Способности: ярче всего проявляются математические способности. Способен выявлять связи между отдельными элементами, выстраивать логическую цепочку, находить правильный алгоритм решения конкретной задачи.

Коммуникативные навыки: не обладает лидерскими качествами, испытывает проблемы в общении со сверстниками.

Основные рекомендации: равномерное распределение учебных и физических нагрузок в течение дня для снижения тревожности, нервозности ребенка. Поддержка родителей, проведение свободного времени в кругу семьи, стимулирование любой инициативы, проявляемой малышом.

Составленная характеристика с указанием конкретных проблем данного малыша - это возможность избежать проблем при его поступлении в начальную школу. Именно поэтому в рамках новых ФГОС ведется тесное взаимодействие между воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов.

Подведем итоги

При составлении индивидуальной карты развития на ребенка его наставник пользуется определенной схемой:

  1. Детский психолог осуществляет предварительную диагностику познавательных и личностных качеств ребенка, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, проводит встречи и беседы с малышами, их родителями, воспитателем. На базе полученной информации им составляется первичная карта по форме, утвержденной в ДОУ.
  2. Воспитатель совместно с детским психологом разрабатывают развивающий маршрут для дошкольника, доводят его до родителей (законных представителей).
  3. Если в процессе реализации ИОМ появляются трудности, воспитатель своевременно вносит изменения в индивидуальную карту дошкольника, меняет методы и приемы развития и воспитания.

Новые образовательные стандарты, введенные в систему дошкольного образования, способствовали индивидуализации развития каждого малыша, проведению ранней диагностики одаренности.

Читайте также: