Региональный компонент 4 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Таксимовская средняя общеобразовательная школа №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 1-4 классов,

с использованием регионального компонента
Предмет: окружающий мир
Авторы: А.А. Плешаков.

Книга 2 в двух частях.

Арюна Доржиевна,

начальных классов

Гречкуновская А.Г.

зам. директора по УВР

Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков с 1-4 классы содержащих национально-региональный компонент.

Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.

В содержание программы входят:


  • природное краеведение.

  • изучение рельефа и полезных ископаемых

  • климатические условия

  • гидрологические условия

  • изучение почв растительности и животного мира (флора и фауна)

  • экономика края

  • население края

  • хозяйство

  • производственные предприятия

  • поселение

  • историческое краеведение

  • памятники истории и культуры

При организации интегрированного урока появляется возможность изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Количество часов




Класс

Всего часов за год

Региональный компонент

1

1

66



2

2

68



3

3

68



4

4

68


Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Это цель определяет следующие задачи:


  1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

  2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

  1. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.

  2. Потребность общения с родной природой.

  3. Бережное отношение к народному наследию.

  1. Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.

  2. Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

  3. Показать значимость своей области среди других областей страны.

Основные требования к знаниям и умениям к концу изучения раздела:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:


  1. Положение России, своего края на карте;

  2. Особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края

  3. Правила поведения в природе

  1. Различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животные, которые наиболее характерны для, луга, водоема своего края;

  2. Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

Формы организации познавательной деятельности

Методы обучения

1. Частично – поисковый.

8. Инструктивно-практический.
Средства обучения

составление коллективной работы.

Стихи о Родине, о малой родине.

Изготовление модели термометра.

Бурятские загадки и сказки.

Рисование по представлению предметов живой и неживой природы.

Музыка моего народа (Бурятские, русские), гимн России, Бурятии.

Охрана природы (экскурсия)

Сбор природного материала.

Рисование экологических знаков

и способы охраны подземных богатств.

Загадки и сказки о полезных ископаемых

Изготовление водяной мельницы.

Рабочая программа для 1-4 классов, с использованием регионального компонента Предмет : окружающий мир

Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке

Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года

Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Разработчик : Чуркина Г. М

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса с учётом регионального компонента

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к культуре ко-ренных народов, их традициям и обычаям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОГРАММА (1-4)

с использованием регионального компонента

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент.

Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее

Количество часов

Всего часов за год

Региональный компонент

Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.

Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Эта цель определяет следующие задачи:

Задачи первого года обучения.

1. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

Задачи второго года обучения.

1. Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.

2. Потребность общения с родной природой.

3. Бережное отношение к народному наследию.

Задачи третьего и четвертого года обучения.

1. Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.

2. Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

3. Показать значимость своей республики среди других областей страны.

В содержание программы входят:

1.Природа как объект краеведческой деятельности

· изучение рельефа и полезных ископаемых

· изучение почв растительности и животного мира (флора и фауна)

2.Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.

3.История края как объект краеведческой деятельности

· памятники истории и культуры

4.Искусство края как объект краеведческой деятельности искусствоведческое краеведение.

Интегрированные уроки дают возможность изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления,

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. И поэтому при планировании требуется тщательное определение нагрузки различными видами деятельности учащихся.

Интегрированный урок окружающего мира и трудового обучения. 2 класс. Тема урока: Животный мир. На уроке вспоминают отличительные особенности рыб, птиц, насекомых, учатся различать группы животных, изготавливают по одному виду животного в технике “оригами”.

На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.

Я убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им уважать культуру и традиции других народов.

Использование педагогических технологий сюжетно – ролевых и ролевых игр помогает ребятам лучше изучить и понять учебный материал с различных позиций.

Роли в сюжете игр предусматривают обучающий эффект совместных действий. Действия, в свою очередь- основа первоначальных знаний.

Игры основаны на моделировании социального содержания краеведческой деятельности. Дети инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли из реальной жизни. Успех игры зависит от предварительной подготовки.

Например, ребята пробуют себя в роли гидов. Знакомят гостей поселка с родным краем. Можно предложить детям или они сами могут предложить такие темы:

· Заочное путешествие по родному краю.

· Достопримечательности поселка Таксимо

· Что дает наш край Родине?

· Зачем нужно приезжать в наш край?

С позиций здоровьесберегающего подхода в программе учитывается построение урока с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональность использования ТСО, рациональность организации двигательной активности учащихся (физминутки, динамические перемены)

С позиций компетентностного подхода данная программа способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей, т.е.

· овладению основами умения учиться;

· способности к организации собственной деятельности;

· готовности самостоятельности действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелательности, умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполнению правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основные требования к знаниям и умениям к концу изучения программы:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

1. Положение России, своего края на карте;

2. Особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края

3. Правила поведения в природе

Учащиеся должны уметь:

1. Различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для, луга, водоема своего края;

2. Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые.

Методы обучения: ч астично – поисковый, репродуктивный, наблюдение, сравнение, объяснительно-побуждающий, проблемный, наглядно-иллюстративный, инструктивно-практический.

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

“. Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно”, - сказал Н. Сладков. Использование на уроках НРК призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.

Богатая история Республики Татарстан - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Учебник 2 класса содержит 4 раздела: “Кто ты такой?”, “Кто живёт рядом с тобой”, “Россия - твоя Родина”, “Мы жители Земли”. Учебник 3 класса – 5 разделов: “Земля наш общий дом”, “Растительный мир Земли”, “Животный мир Земли”, “Человек в разные исторические времена”, “Труд людей в разные исторические времена”. Учебник 4 класса - 2 раздела: “Человек - живое существо”, “Человек и общество, в котором он живёт”. Каждый раздел поделён на темы, которые ежегодно расширяются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.

Основные цели программы:

  1. Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
  2. Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование НРК на уроках способствует:

  1. Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
  3. Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Учащиеся будут знать:

  • экологическую ситуацию в своем городе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

  • подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • работать в семейных архивах совместно с родителями;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;
  • чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков;

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2

Издательский центр “Вентана - Граф”)

Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.

Тема урока по программе

1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть?

Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района.

Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева.

1.Что такое семья?

Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.)

Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.

1.Родина – что это значит?

2.Чем знаменит твой родной край.

3.Мы - граждане России.

4.Знаменитые города России.

5.Как трудятся россияне.

Татарстан на карте России.

Бавлинский район на карте Татарстана.

Улицы, по которым я хожу.

  • “Достопримечательности столицы Татарстана и города Бавлы”.
  • Символика РТ. (флаг, гимн, герб)
  • Символика города Бавлы.
  • Наши соседи. (Республики, которые нас окружают.)
  • Урок у карты Татарстана.
  • Крупные города, посёлки РТ.

Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск.

Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.

Чем занимаются люди на селе.

Где работают родители.

Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей.

Национальный состав Татастана.

Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы)

1.Царство живой природы.

3.Лес и его обитатели.

4.Водоём и его обитатели.

Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой.

Животный и растительный мир Татарстана.

Разнообразие животного и растительного мира.

Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа”

Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района.

Урок-викторина “Жители наших лесов”.

Работа с картой РТ. Знакомство с названиями

водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.)

Урок-экскурсия к родникам города Бавлы.

Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс

Издательский центр “Вентана - Граф”)

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

Где и когда ты живёшь?

Солнце – источник тепла.

Что такое почва?

Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ.

Характеристика климатического пояса РТ.

Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.”

(метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды.

Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках.

Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района.

Растительный мир Земли.

Какие растения живут на Земле.

Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария.

Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация)

Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах.

( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ)

Как называли нашу страну в разные времена.

Какими людьми были наши предки славяне.

Делу время – потехе час.

О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают.

История образования РТ.

Исследовательская работа: “Значение моего имени”

Какими людьми были наши предки татары.

(Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…)

Татарские национальные праздники и игры.

Исследовательская работа “Игры наших бабушек”.

Татарская национальная одежда.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2

Издательский центр “Вентана - Граф”)

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”

1.Как человек открывал новые земли.

2.О первых школах.

3.Человек и культура.

4.Человек – защитник своего Отечества.

Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.”

Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1)

Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7)

Университеты, институты, техникумы РТ.

Памятники архитектуры РТ.

Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города.

Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района.

Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)

Исследовательская работа совместно с родителями: “Мой дедушка (моя бабушка) - участник ВОВ.”

Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города.

Читайте также: