Реализация интересов и потребностей учащихся в школе это цель

Обновлено: 02.07.2024

"развитие образовательного интереса учащегося" - программа тьюторского сопровождения. Программа ориентирована на выявление и поддержание образовательного интереса учащихся в определенной области или во всех областях познания; профессиональные социальные пробы и осознанный выбор профессии в будущем.

Содержимое публикации


Разработала:
Голуб Тамара Михайловна
учитель английского языка

1. Пояснительная записка. 2

2. Приложение. 8
Приложение. 1 9
Приложение. 2 10
Приложение. 3 10
Приложение. 4 11
Приложение. 5 12
Приложение. 6 16

3. Источники информации. 20

Пояснительная записка

Актуальность и инновационность.
В сегодняшней образовательной ситуации существует ряд проблем и противоречий. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). Переоценка преподавания имеет смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания (с преподавателя) на учение (ученика), организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. Современная жизнь требует мобильного, готового к самообразованию выпускника школы.

Еще одним недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе и слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика. Недостаточный учет и развитие разнообразных способностей и интересов ученика влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и как результат - случайный выбор профессии и путей продолжения образования, низкий уровень самоорганизации и социализации.
Требуется преодолеть неумение ученика применять свои знания на практике, развивая индивидуальные способности к инициативному учебному действию, поддерживая личную активность учащегося в работе над предметным материалом, в формировании самостоятельности во всех сферах жизни.
Разработанная мною программа помогает ребенку конкретизировать свои способности и желания в некую цель. Программа развивает познавательный интерес детей, который будет не только лишь мотивацией к отдельным учебным действиям, а будет включать в себя и развитие интереса к самому процессу овладения знаниями, так необходимого в дальнейшем профессиональном становлении и успешной социализации, и становлении личности человека в полном смысле этого слова.

В программе используются образовательные технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированный подход: проектная технология и технология работы с портфолио.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития учащегося. К таким условиям, в первую очередь, будет относиться реализация индивидуальности личности учащихся.

Программа ориентирована на выявление и поддержание образовательного интереса учащихся в определенной области или во всех областях познания; профессиональные социальные пробы и осознанный выбор профессии в будущем.

Технологичность.
Цель программы: выявить и развить у учащегося определенные образовательные интересы и способности, как к отдельному учебному предмету, так и ко всем предметам в целом; развить способности к самостоятельному анализу своей деятельности для выстраивания своей дальнейшей образовательной траектории, которая бы послужила началом создания своего индивидуального образа будущего.

Задачи программы:

- помочь учащемуся в осознании своих индивидуальных самообразовательных целей и построении индивидуальных самообразовательных планов;

- поддержать образовательный интерес подростка;
- помочь осознать и овладеть культурными средствами самообразования (библиотека, кружки, другие учреждения дополнительного образования);

- создать условия для осознания подростком возможностей использования ресурсов школы для достижения собственных самообразовательных целей;

- овладение средствами коммуникации со школой в целом и отдельными ее компонентами в процессе самообразования.

Используемые приемы:

тьюторская встреча, сбор портфолио, проектная деятельность.

Этапы реализации программы:
1. Выявление познавательных и образовательных интересов учащихся.
2. Формулирование образовательного вопроса.
3. Постановка цели.
4. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “план-карты познавательного интереса”.
5. Реализация поставленной цели.

6. Анализ итогов образовательной деятельности.
7. Корректировка образовательной цели и определение временных перспектив.


Ожидаемый результат:
- овладение учащимися новыми компетентностями;
- присвоение новых для субъекта способов действий;
- овладение культурными формами познавательной деятельности (проектированием, исследованием) и, соответственно, достижение нового уровня культуры;
- повышение уровня коммуникативной компетентности: умение вести учебный диалог, спорить, презентовать результаты работы.

Программа рассчитана на__________ учебный год и предполагает корректировку по результатам работы года, в связи с новыми потребностями учащихся.


Содержание этапов тьюторского сопровождения.

Содержание деятельности тьютора

Содержание деятельности учащегося

1. Определение познавательного интереса учащегося.

Проводит:
-психодиагностическое исследование;
- анкетирование;
- собеседование.

Осуществляет:
- личные наблюдения;
- анализ личной образовательной истории через анализ текстов подростка: специально написанного сочинения, рассказа, дневника и т.п.

игровую ситуацию погружения в образ и анализирует проекции взглядов ученика на позицию героя. (см. приложение 1.)

Представляет себя.
- отвечает на вопросы теста, анкеты;
- беседует с тьютором.

- пишет сочинение, рассказ, эссе на заданную тему;
- заполняет дневник наблюдений/ впечатлений.

- погружается в образ литературного (исторического) героя, описывает позицию этого героя,
- проигрывает жизненную ситуацию и высказывает свои взгляды, мнение. (см. приложение 1.)


2. Формулирование образовательного вопроса.

- обсуждает позицию ученика средствами тьюторского вопроса: уточняющего, альтернативного, провоцирующего. (см. приложение 2.)

- определяет собственные склонности;
- изучает сущность определенного профиля;
- определяет соответствие своих возможностей и требований профиля.


3. Постановка цели образовательной деятельности.

- помогает учащемуся сформулировать цель – как образ ожидаемого результата.

- работает над формулировкой цели, детализирует ее и конкретизирует.


4. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности.

- показывает ученику необходимость и доступность разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели (СМИ, библиотека, Интернет, посещение дополнительных занятий по предмету, прохождение спецкурсов по предметам, индивидуальные консультации с учителями, кружки дополнительного образования, исследовательская и проектная деятельность);
- обсуждает и анализирует с учащимся возможные средства познания;
- помогает учащемуся в разработке “план-карты познавательного интереса”.

- определяет возможные источники и ресурсы образования, необходимые средства познания;
- разрабатывает “план-карту познавательного интереса”, корректирует ее.
(см. приложение 5.)

5. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности.

- создает ситуацию осмысления подростком значения собранных материалов в соответствии с определенной целью(проектная и исследовательская деятельность, сбор портфолио). (см. приложение 3)
Рефлексия.

- работает в технологиях образовательного проекта и портфолио, периодически встречается с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов.


6. Анализ итогов образовательной деятельности.

- анализ конкретных действий и операций,
- экспертиза конкретного продукта деятельности (исследовательского проекта, портфолио). (см. приложение 4.)

- презентация своей работы на классном и родительском собраниях, в параллели классов, школьном ученом совете.

7. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.

- обсуждает итоги и перспективы работы;
- выясняет насколько поставленные достигнутые цели удовлетворяют ученика;
- помогает скорректировать образовательную цель.

- на основе проделанной работы формулирует для себя новые цели;
- определяет для себя необходимость дальнейшего тьюторского сопровождения.

Программа апробируется на двух мини группах учащихся ______ класса и защищена на городском семинаре – презентации индивидуальных образовательных программ.

Показатели эффективности и результативности реализации программы.

- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа детей, заинтересованных в тьюторском сопровождении. (см. диаграмму 1)

- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

- Адаптация детей к социуму.

Приложение 1.
Анкета для учащегося.
1. Почему ты решил учиться в профильном классе?
2. Чем тебе нравится заниматься (в школе, дома)?
3. Есть ли у тебя хобби?
4. Какие твои любимые и нелюбимые предметы?
5. Что бы ты хотел узнать, чему хотел бы научиться?
6. Чего бы ты хотел достичь (в учебе, в любимом занятии)?

Темы сочинения, рассказа, эссе:
1. Какой я со стороны.
2. Каким я вижу себя в будущем.
3. Мир моих увлечений.
4. Если бы я стал знаменитым, я бы…
5. Если бы я был великим ученым…
6. Один день из жизни моей семьи.
7. Люди, которых я уважаю.

Задания учащимся:
Представьте, что вы: великий полководец А. Македонский. Что бы вы сделали.
Представьте, что вы: известный физик… Вы делаете открытие и понимаете, что оно приведет к войне. Как вы поступите?

Тест на выявление профессиональных наклонностей.
1. Ты любишь путешествовать?
2. Ты предпочел бы работать в помещении?
3. Тебе нравится общаться с людьми?
4. Ты предпочитаешь работать один?
5. Ты энергичный?
6. Ты любишь что-нибудь организовывать?
7. Ты терпеливый?
8. Ты любишь животных?
9. Ты шумный?
10. Ты любишь работать руками?
11. Есть ли у тебя художественные наклонности?
12. Любишь ли ты работать с цифрами?
13. Ты любишь детей?
14. Тебе нравится присматривать(ухаживать) за людьми?
15. Ты спокойный?
16. Есть ли у тебя способности к музыке?
17. Ты любишь спорт?
18. Любишь ли ты работать в вечернее время?
19. Можешь ли ты смотреть на кровь?
20. Любишь ли ты говорить по телефону?

Приложение 2.
Вопросы тьютора к формулировке образовательного вопроса:
1. На каком из предметов ты чувствуешь себя комфортно?
2. Чем бы тебе хотелось больше всего заниматься?
3. Смог бы ты все время заниматься какими-нибудь расчетами или решением задач?
4. Нравится ли тебе писать сочинения?
5. Если бы тебе предложили: написать эссе или решить задачу, что бы ты выбрал?
6. Что бы ты сделал, если бы стал директором школы(президентом).

Приложение 3.
Технология работы с портфолио:
1. Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.

2. Выбор темы, постановка цели и задач.
3. определение вида и структуры портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся.
4. определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,

5. определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),

6. определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

7. Сбор и систематизация материала.
8. Осуществление рефлексии собственной деятельности, работа над самооценкой.
9. продолжение работы над портфолио.

Приложение 4.

Для анализа продукта деятельности (исследовательского проекта, реферата, портфолио) ученику могут быть предложены следующие вопросы:

В данной статье представлены основные средства досуговой педагогики. Потребности, мотивы, установка, интерес и условия расматриваются как элементы единого механизма организации творческой деятельности учащихся.

ВложениеРазмер
potrebnosti_interesy_i_zaprosy_kak_pedagogicheskaya_osnova_dosugovoy_tvorcheskoy_deyatelnosti_shkolnikov.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Потребности, интересы и запросы как педагогическая основа досуговой творческой деятельности школьников

В различных нормативных документах в сфере образования подчеркивается, что на современном этапе важнейшее значение имеет создание условий для всестороннего развития личности, приобщения учащихся к величайшим достижениям духовной культуры, эстетического развития и реализации творческого потенциала.

Каждый из культурных институтов общества имеет свои собственные средства воздействия на личность. Детское творчество в школе, как неотъемлемая составляющая содержательного досуга, полностью опирается на явление интереса, определяющее и регламентирующее жизнедеятельность личности в свободное время. Наиболее активным объектом педагогического влияния здесь выступает практическая внеурочная деятельность школьников. Инструменты, методы, формы досуговой педагогики влияют на личность именно через деятельность. Такой подход объективен. Психологи утверждают, что реальные основания человеческой личности лежат не в приобретаемых ею знаниях и умениях, не в глубинах ее задатков, а в той системе деятельности, которая реализует эти знания и умения. Кроме того, в разнообразном досуге человек реализует накопленный духовный потенциал, стремится действовать, будь то самая простая, рекреационная или глубокая творческая активность.

Таким образом, основным средством досуговой педагогики выступает не просто интерес, а интерес к деятельности. К сожалению, педагоги при всем глубоком понимании роли интереса не уделяют ему достаточно внимания в своей работе, часто подменяют его потребностью, направленностью запросов; понимают интерес как широкое абстрактное тяготение к чему-либо. Например, многие считают, что интерес к КВНу вызван интересом к сценической деятельности вообще. На самом же деле в основе такого тяготения лежат комплексы интересов: к синтетической форме развлечений, к определенному типу общения, к творчеству в малых театральных формах и т.д. Понимание внутренней сущности интереса, механизмов его развития, умение его выделить необходимы организатору детского художественного творчества. Только это даст ему возможность опираться на интерес как на отправную точку педагогического процесса.

Элементами, определяющими поведение человека, являются потребности, мотивы, установки, интерес, стимулы и условия. Но не все они равнозначны в воспитательном плане и обладают различной силой влияния на деятельность. Необходимо выделить те из них, которые характеризовались бы одновременно объективностью и стабильностью, подвижностью и конкретностью, могли бы поддаваться внешнему регулированию. Именно такие элементы и будут наиболее педагогически ценными.

Для деятельности, свободной от внешнего диктата, характерен следующий механизм взаиморасположения этих элементов: потребность – интерес – условия – установки – мотив – деятельность. Каждый элемент основан на предыдущем, следует из него, но и является самостоятельным.

Потребность лежит в основании любых действий человека, хотя и не всегда бывает их первым толчком. Важнейшая характеристика потребности – ее объективный характер. Потребность изменяется вслед за изменениями в социуме, культуре. Потребность имеет и психологическую ипостась, выступая как определенное состояние организма, нужды, недостатка, побуждающее личность к деятельности по ее удовлетворению. Интересующие нас потребности относятся к духовным и могут быть определены как состояния людей, побуждающие их к творческой, познавательной активности, к действиям в сфере культуры и искусства. В то же время общий характер потребности не позволяет определить тот вид деятельности, через который она будет реализована.

Свое дальнейшее развитие, конкретизацию потребность получает в интересе , где и принимает форму более или менее осмысленных желаний. Например, потребность в творчестве в зависимости от других потребностей личности, ее физических данных, опыта, а нередко и от жизненных обстоятельств может проявиться как интерес к театру, музыке, к прикладной деятельности, к эстетизации окружающего пространства и т.д. Это связано с тем, что интерес обладает отличными от потребности чертами. Являясь следующим элементом механизма деятельности, он уточняет, опредмечивает и конкретизирует потребность. Интерес носит более подвижный индивидуализированный и осознанный характер, а, значит, уже может служить толчком к деятельности.

Однако для того, чтобы деятельность возникла, одного интереса мало. Важную роль играют условия , которые могут способствовать развитию интереса, а могут и тормозить. Отсутствие условий может привести к снятию интереса, поиску других путей реализации потребности. В досуговой деятельности условиями можно считать наличие материальной базы для проведения занятий и коллективных творческих дел, задатки и способности учащихся, существование творческого объединения определенного жанра, разнообразие форм внеклассной работы.

Мотив по отношению к нашему механизму деятельности есть тот предваряющий ее субъективный элемент, который объясняет необходимость этой деятельности для личности, определяет ее субъективно понимаемые причины (которые, кстати, часто не соответствуют реальности). Мотив может быть четко осознан или расплывчат, но всегда присутствует в сознании личности. На уровне мотива досуговый деятельностный механизм соприкасается с иными механизмами, управляющими действиями человека. Таких механизмов всегда несколько. Ведь даже досуговая, добровольная деятельность может обуславливаться не только интересом, но и иными побуждениями: престижностью, призами, стремлением к известности – т.е. другими ценностными механизмами. Далеко не все эти стремления негативны, но они не основаны на интересе, а, значит, трудноуправляемы, нестабильны в условиях коллектива, ориентированного на интерес. Более того, полная реализация мотива известности или вознаграждения свидетельствует о смещенных педагогических целях в организации творческой деятельности.

Таков механизм деятельности, основанный на внутренней духовной потребности человека. Знание его элементов, логики позволяет квалифицированно руководить его развитием, контролировать деятельность участника на самом глубинном уровне. В то же время, воспитательные возможности того или иного элемента, то есть возможность корректировать его в педагогических целях, неоднозначны. Мы видим, что потребность есть самый глубинный, объективный элемент. И он менее всего поддается управлению, приводит к разным видам деятельности в различных областях. Это делает беспредметным воздействие на нее с педагогической точки зрения. Та же ситуация и с мотивом, поскольку он является вторичной, субъективной формой осознания интересов. Мотив – контролирующий и объясняющий, а не образующий элемент. Разнообразные интересы могут вызвать один и тот же мотив деятельности, поэтому вряд ли знание мотива будет помогать руководить участником, и вряд ли мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах будет определять общую долгосрочную направленность деятельности.

Таким образом, только интерес поддается управлению в силу своей подвижности и субъективных качеств. Он достаточно предметен, конкретен и активен, находясь в глубине деятельностного механизма, предопределяет его более поверхностные элементы. Эти черты обусловливают то, что интерес в педагогике обладает почти неограниченной ценностью.

Интерес в детской творческой деятельности имеет еще большее значение, нежели в общей, допустим, школьной педагогике, которая рассматривает его как средство активизации воспитательного и дидактического процесса, стимул его эффективности. В основе урочной деятельности лежат иные основания: необходимость, обязательность, порой даже принуждение. В досуге же, когда отсутствие интереса приводит к снятию деятельности, он становится основой ее существования, то есть ведущим педагогическим инструментом.

Отсюда следует вывод: развитие более глубокого интереса к той или иной досуговой деятельности правомочно считать содержанием воспитательного процесса в любых формах детского творчества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одной из главных задач современной общеобразовательной школы является индивидуальное развитие личности, обесп е чение актуальности приобретаемых учеником знаний и опыта в тесной связи с его интересами и возможностями.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

Что же мы называем индивидуальными образовательными возможностями? Индивидуальные образовательные возможности учащихся представляют собой нап равление развития учащихся в условиях урока и внеурочной деятельности, обеспечивающее ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализац ии, создание оптимальных условий для обучения и способствование систематическому росту школьника.

Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы раскрыть его индивидуальные способности, которые характеризуются умением познавать все новое, стремлением к познанию, активностью и живостью ума, умением в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное, стремлением к постоянным открытиям, умением применять на практике полученные опыт и знания, свободой воображения, интуицией и фантазией, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения. Реализация этих задач в массовой школе сложна и трудоёмка, ведь педагог должен учитывать особенности каждого ребёнка, работая при этом со всеми учениками. В ФГОС ведущим принципом является личностный ориентир собственной деятельности. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель . Э то вполне реально, если использовать разнообразные дидактические приёмы, сочетать на уроке фронтальные, индивидуальные и групповые формы учебно-познавательной деятельности.

Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку позволяет решить противоречия между содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов детей; реализация индивидуальных образовательных возможностей составляет основу личностного роста учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Поэтому в реальном учебном процессе я считаю важным личностно-ориентированный подход, поиск индивидуального пути развития для каждого ребенка.

Проблема в том,что не всегда одаренность ребенка можно распознать сразу. Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка - поэтому в школах необходимо проводить диагностику обучающихся.

СЛАЙД Ролевые игры, используемые в учебно-воспитательном процессе, активизируют творческий процесс на уроке, включают элементы драматизации, дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями, предполагают неформальное общение.(Например, ролевая игра на уроке литературы в 5 классе при изучении фольклора.)

Внеурочные формы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, внеурочных мероприятиях.

Обучающиеся становятся творческими исследователями, получают удовлетворение от работы. Хочу отметить, что разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют повышению мотивации в учебе, развивают личность учащихся. А это приводит к следующему:

-закреплению общеучебных навыков;

-приобщению работы с компьютером и Интернет-ресурсами;

-приобщению учащихся к исследовательской работе, увлечение ею;

-приобщению участия в конкурсах различного уровня;

-положительной динамике в развитии детских талантов , организаторских и творческих способностей.

Для решения данного вопроса на начальном этапе помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество.У каждого учителя есть свои методические наработки,много познавательной,занимательной литературы,где содержатся ребусы, кроссворды, головоломки и т.п СЛАЙД с примерами заданий.

Одним из психических образований является креативное мышление, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Креативность – это способность к творчеству.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие задания, которые содержат несколько вариантов решений. Например, составить как можно больше слов из слова Простоквашино, прочитать предложения с разным логическим ударением, проговорить фразу с выражением разных чувст(радость,огорчение,грусть,восторг,разочарование).

Огромные возможности для развития даёт предмет литературного творчества. Можно использовать как задания практического действия: иллюстрации к тексту, создание афиши(5 класс"Озорник Петрушка", 7 класс по фольклорным произведениям), составление диафильмов по произведению, лепка и аппликация, книжки - самоделки, так и задания речевой направленности: продолжение произведения (придумывание своего финала) . (И.С.Тургенев "Муму" пример) , сочинительство.

Но особенно ярко детское творчество проявляется в играх-драматизациях. Это и кукольный театр, и театр теней, костюмированные представления по известным сказкам и рассказам, музыкальные инсценировки сказок и рассказов, спектакли по собственным сценариям.(6 класс лит. Курдюмова.Дети сами писали сценарий,создавали эскизы декораций,костюмов героев.)

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. СЛАЙД.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь, это необходимость.

Ведь именно сейчас появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета. Развитие в условиях стремительных перемен, становление информационного общества, доминирование информационно-коммуникационных технологий, потребовало кардинальных изменений в системе образования. Современные дети подвержены различным испытаниям. Но, они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. Использование в обучении современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов стало необходимостью.

Различные задания интерактивного характера можно выполнять с помощью флеш - игр, интерактивных карт, имитационных компьютерных моделей. С помощью имитационной компьютерной модели можно реконструировать фрагменты исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых событий; спрогнозировать события экономического и политического характера.

При работе над понятиями можно использовать диктант, но учащимся больше нравятся филворды . Такая работа с понятиями развивает память, системное видение материала.

Использование интерактивных лекций, фильмов, электронных тренажеров и репетиторов на разных этапах уроков позволяет повысить эффективность обучения.

ИКТ могут применяться на всех этапах урока. На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, упростить восприятие учениками сложных тем. На этапе закрепления и контроля электронные тестовые задания и тренажеры дают возможность более объективно оценить знания ученика.

ИКТ помогает подготовить творческую личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Итак, развитие индивидуальных возможностей как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для этого необходима система выполнения индивидуальных заданий на каждом уроке в процессе обучения учащихся. Под системой таких заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним из педагогических условий эффективности системы заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения.

При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагается выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды деятельности.

Литература – главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование внутреннего мира школьника . Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта - инструмента воздействия на "тайное тайных", на душу читателя .

Таким образом , учителю, который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные виды и формы уроков русского языка и литературы(урок-путешествие,урок-конкурс,урок-игра,урок-викторина,урок-диспут,урок-конференция,урок-экскурсия), контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.

Мы готовим своих учеников ко взрослой жизни. Из стандартно мыслящего ученика может вырасти талант в том случае, если его учителями будут педагоги с творческим потенциалом.

Желаю всем нам творческих успехов, активных, читающих и небезразличных учеников, нескучных уроков. Пусть новый учебный год будет лёгок и насыщен. Пусть раскроются новые таланты, усвоится весь учебный материал, и на отлично сдадутся ВПР,ОГЭ и ЕГЭ.


Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.

Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:

− учет своеобразия и возможностей ребенка;

− актуализация потребности в игре;

− восприятие ребенком окружающего мира;

− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;

− стимулирование творческого самовыражения ребенка;

− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;

− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.

Этапы работы следующие:

− изучение интересов, возможностей и потребностей;

− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;

− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;

− расширение межличностного общения;

− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.

Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.

  1. Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
  2. Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
  3. Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
  4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:

  1. Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).

Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.

Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:

− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);

− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);

− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);

− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);

− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.

При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.

Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, занятие, Москва, познавательный интерес обучающихся, возможность, игра, интерес, проектная деятельность, радость познания.



Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Читайте также: