Кружок папье маше в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В России папье-маше стало массово использоваться в XVIII –XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д.

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности

Достоинством программы является то, что техника папье-маше доступна ребятам всех возрастов, выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения.

создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

– научить умению планировать свою работу;

– научить приемам и технологии изготовления композиций;

– изучить свойства различных материалов;

– научить приемам самостоятельной разработки поделок.

– развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

– развивать образное мышление и воображение;

– развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;

– развивать внутреннюю свободу ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- корригировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности.

- корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику в процессе трудовой деятельности

– воспитывать уважения к труду и людям труда;

Связь программы кружка с программой образовательного учреждения

Существует связь с профессионально-трудовым обучение: переплетно- картонажным делом, а так же видна взаимосвязь со школьным предметом изобразительным искусством.

Программа разработана для учащихся девочек и мальчиков 2-4 классов.

Программа кружка рассчитана на 3 года обучения, ежегодный курс-18 часов.

Всего по программе 54 часа из них 9 теории и 45 практики.

Организация самостоятельной работы учащихся

Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 45 часов, включает в себя участие в выставках работ, посещение выставок.

Перечень знаний и умений учащихся знать:

Учащиеся должны знать:

• название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

• название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

• способы обработки различных материалов;

• применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

• приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

• способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

• применение пастели и бисера в окружающем мире.

Учащиеся должны уметь:

• правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

• анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

• правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Папье-маше" поможет научить детей изготавливать самые разнообразные, интересные и оригинальные полезные поделки в технике "Папье - маше". Программа предназначена для учителей начальных классов, руководителей кружков, родителей детей младшего школьного возраста.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кемеровского муниципального района

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

Папье – маше

с. Барановка, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Основные идеи программы

Папье – маше – это удивительный материал, так незаслуженно забытый в наше время.

Внеурочные занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные задачи. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков обучающихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.

Простота материалов, доступность самой техники и профессиональные советы позволят детям, которые заинтересовались этим делом, создавать настоящие шедевры в домашних условиях вместе с родителями - выполнение оригинальных поделок будет одинаково интересно и детям, и взрослым. Обучающиеся смогут украсить свой дом красивыми аксессуарами из папье-маше или сделать удивительный подарок друзьям, родным!

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи по реализуемому направлению внеурочной деятельности

углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;

выработать у обучающихся определенные умения и навыки;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы;

развивающие:

способствовать развитию разносторонних художественных интересов обучающихся, художественного вкуса и эстетических потребностей;

содействовать развитию индивидуальных способностей ребёнка;

способствовать развитию потребности к самообразованию и творчеству;

способствовать развитию целеустремленности, ответственности;

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;

развивать умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;

воспитывающие:

воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;

осуществлять политехническое и эстетическое воспитание школьников;

добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.

личностно-ориентированная направленность, формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;

включение обучающихся в активную деятельность;

доступность и наглядность;

связь теории с практикой;

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)

Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении

Воспитательный процесс построен на основе Основной образовательной программы и Программы внеурочной деятельности данной школы

Основная образовательная программа школы определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации Основной образовательной программы начального общего образования данной школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В соответствии со стандартом в школе решаются следующие задачи: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Связь содержания программы с учебными предметами

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется по средством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Особенности реализации программы

Программа реализуется в форме творческого объединения детей. Наличие программы является основным условием ее реализации. Она рассчитана на возраст с 7 до 11 лет, группы распределяются по классам и по желанию детей и их родителей.

Режим работы - два занятия в неделю во второй половине дня (после уроков и прогулки).

Занятия проводятся в классной комнате школы – это светлый, просторный, хорошо оборудованный кабинет с удобной мебелью для занятий прикладным творчеством, с материально – техническим оснащением, с постоянно действующей и обновляющейся выставкой детских работ.

Материальное обеспечение - для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы: острый нож, ножницы, кисточки, емкости для приготовления клейстера, наждачная бумага или другие абразивные материалы; старая писчая бумага, старые газеты, журналы, старый картон, тряпье, алебастр, мел, мука, крахмал; акварельные краски, гуашь, бесцветный лак, белая эмульсионная краска или другая грунтовка, цветной картон, подкладной лист.

образцы эскизов для самостоятельной работы;

образцы изделий из папье-маше;

презентации, фильмы, специальная литература (журналы, книги)

Самое главное условие реализации данной программы - желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.

Основные виды внеурочной деятельности:

досуговая (развлекательная) деятельность;

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, лекции, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение журналов и книг и др.

Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда. Организуется она в таких формах, как: практические занятия.

Творческая деятельность направлена на развитие творческих способностей и проводится в следующих формах: деловые игры, использование сказок, загадок, конкурс прикладного творчества, инсценирование, создание поделок по своему усмотрению и др.

Общественная деятельность происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка класса, утренники, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей и проводится в следующих формах: инсценировки, конкурсы, выставки, экскурсии в музеи.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, конкурсы и др.

Количество часов и их место в учебном плане

Автор: Савукова Альбина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: Студия "Папье-Маше"
Раздел: начальное образование

Пояснительная записка

Учебная программа занятий по внеурочной деятельности составлена на основе

образования, авторской программы под редакцией Д.В. Григорьева, учебного плана.

воспитание и развитие у детей художественно-эстетических начал,

поддержка и формирование творческих навыков посредством обучения работы

различными методами папье-маше.

различными методами работы в этой технике;

научить доступным для быта приемам изготовления массы папье-маше;

моделей, изготовление чертежей будущих изделий;

чертежам, используя собственное воображение, окраске изделий из папье-маше;

формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные

задания, умения передавать знания другим;

развивать познавательные способности, интеллектуальные способности,

развивать творческую и трудовую активность.

Общая характеристика

практических видов деятельности. Применение папье-маше для изготовления различных

предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает

влияние на развитие и формирование творческих навыков.

мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь

папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы

технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует

развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также

потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких

данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития

личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику

папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных

игр. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом

психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления;

концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на

личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить

мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует

2 классов. В рамках внеурочной деятельности для каждой параллели определен один час в

неделю, в 1 классе 33 часа в год, во 2 классе 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными

формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников

группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

знать технологию изготовления бумажной массы

пределять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

делать предварительный отбор источников информации

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и

информацию, полученную от учителя.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

слушать и понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса

Основные виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, трудовая

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов,

накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в

таких формах как конкурсы, лекции, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение

журналов и книг и др.

терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда. Организуется она в

таких формах, как: практические занятия.

проводится в следующих формах: деловые игры, использование сказок, загадок, конкурс

прикладного творчества, инсценирование, создание поделок по своему усмотрению.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру,


Расширить знания учащихся о народных промыслах, помочь освоить технику папье-маше.

Закрепить знания по обработке бумаги, учить планировать свою работу, учить работать по образцу.

Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

3. Воспитывать аккуратность, внимание, бережливость, ответственность за порученное дело.

Оборудование урока.

Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук; образцы изделий.

Для учащихся: газетная бумага, клей ПВА, кисть, тряпочка для рук, подкладная доска.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами побеседуем о народных промыслах, попытаемся освоить технику изготовления папье-маше. А вы знаете что такое папье-маше?

2. Изложение нового материала.

1. Вводная беседа.

2. Инструктаж по технике выполнения

3. Инструктаж по технике безопасности.

. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. Как вы думаете, из чего они сделаны?

Папье маше – это особый вид изготовления различных игрушек, поделок, шкатулок и других предметов из т бумаги или картона, а также из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха.

Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и год создания около 200лет до н.э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. И сейчас эти куклы пользуются спросом у коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене.

Папье-маше в России стало популярно еще в эпоху Петра I.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше.

Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют клей либо клейстер.

Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности материала и уметь выполнять поэтапные действия.

Мы внимательно должны рассмотреть предмет, который мы будем оклеивать. От его размеров и формы зависит, какие кусочки бумаги тебе понадобятся. Маленькие кусочки требуются для маленьких форм, а также для участков, которые имеют закругления, выступы и другие неровные поверхности. Для каких форм изображенных на рисунке , пригодится этот совет?

Кусочки мы будем отрывать, а не отрезать. Это придаст нашему изделию прочность.

Чем больше слоев, тем прочнее изделие. Мы будем делать 5-6 слоев.

Если покрыть форму раствором мыла, изделие будет легче вытаскивать.

-Работай на подкладной доске, если она бумажная, то по мере загрязнения меняй;

Читайте также: