Краткое содержание прометей байрона

Обновлено: 05.07.2024

Осознавая, что борьба против тиранической власти является одним из естественных прав человечества и, предчувствуя, что следующий век для Европы станет эпохой социальных революций и национально-освободительных восстаний, многие европейские поэты обращались к образу титана Прометея. Который, несмотря на запрет Зевса, принес людям искру божественного огня, за что на тысячелетия был прикован к скале в Кавказских горах. Конфликт между Зевсом и Прометеем рассматривался писателями, среди которых были Эсхил, Вольтер, Й. В. Гете и др., не только как

олицетворение самопожертвования ради человечества, а как противостояние титана (незаурядной личности) и тирана.
Стихотворение “Прометей” написан Байроном в последний период его творчества. В нем мощно звучит тема бескомпромиссного сопротивления угнетению, что поразила читателей еще в “восточных поэмах”. Прометеевская бесстрашная борьба за свободу угнетенных стала одной из ключевых тем творчества Байрона последних лет его жизни (когда он сам боролся за независимость Италии и Греции).
Стихотворение написано в форме обращения к титану, который принял муки ради людей, но не подчинился верховному

Лишь скалу, орла и оковы,
Немое страдание и вечное изгнание,
Нестерпимую боль расклеванных ран,
Которые дух гордеца усмиряют…

Однако ничто не сломило волю Прометея, даже невероятные мучения не смогли его одолеть:

Ты выбрал борьбу, Титан,
В поединке воли и страданий,
Принял ты муки без колебаний…

Чем все же провинился Прометей перед олимпийцами? Не только тем, что уменьшил страдания людей. Самый главный “небесный грех” титана заключается в том, что он “Светлом уме и сознании. / На борьбу вооружил их” Его поступок стал примером для людей:

Твой гордый дух и непокорность,
Что их и небо не поборет,
Для смертных примером стал.
Ты человечеству осветил дороги,
Ты – символ веры и тепла.

Вспомним троянский цикл эллинских мифов. Прометей знал то, чего не ведал сам Зевс: имя женщины, от которой у обладателя Олимпа может родиться дитя, способное у отца отобрать власть. Этой тайны, не обращая внимания на все уговоры и угрозы несправедливого к людям Зевса, титан не желал ему открывать.

Поэтому жестокий приговор (приковать Прометея к Кавказской скале и ежедневно присылать к нему орла, – который причинял нестерпимой боли герою, расклевывая раны на его теле) не только несправедливый, а еще и в определенной степени лицемерный: ведь титан был наказан якобы за то, что он украл на Олимпе огонь для смертных. Однако из этого неравного противостояния, когда сила на стороне всевластного Зевса, Прометей, в конце концов, выходит победителем:

Смогла добиться лишь проклятий
Ярость громовержцу от тебя,
И что ему готовит небо,
Ты, вещий, – не хотел сказать,
Хоть взгляд твой сказал немало.

Мужество, непокорность и победа Прометея вдохновляют людей. Ведь время от времени народы стоят перед выбором: подняться на борьбу ради определенных идеалов или покориться судьбе. Байрон в стихотворении дает на это вопрос четкий и однозначный ответ, поэтому финал здесь звучит как огненный гимн борьбы, которая и является сеансом человеческой жизни.

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой… ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок — глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу — но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний…

Ты добр — в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, —
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, —
Жизнь человека — светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье…
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Перевод В. Луговского

Еще в ранней лирике Д. Байрон обращался к образу борца Прометея. На исходе жизни сам поэт поддержал освободительное движение в Греции, изнемогавшей под гнетом турок.

Так призыв к борьбе с тиранией, которую олицетворял Зевс, сменяется гордым гимном человеку, который может стать настоящим борцом за свободу, если в его душе просыпается истинное чувство. Это может быть чувство любви к родине, это может быть чувство гордости за свой род, свою семью. Это может быть и ненависть. Только сильное чувство движет человеческими поступками — такова позиция английского поэта-романтика.

Ярый сторонник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и захватнической политики многих европейских государств, Джордж Гордон Байрон считается одним из самых значительных представителей прогрессивного направления в эпоху романтизма. Новаторство творчества Байрона, его художественный метод были положены в основу многих произведений современников поэта и развивались последующими поколениями художников слова.

Автор обращается к мифическому герою Древней Греции — титану Прометею, который с пониманием относился к человечеству с его скорбью и болью. Люди тихо мучились от такой жизни. Он отказался выполнять злобные приказы Громовержца и помог человечеству. А за свое великодушие в благодарность получил муки, изгнание из окружения Богов и коршуна, который постоянно клюет печень героя. Но Прометей очень гордый, он в глубине души спрятал стоны, чтобы их не услышали Боги. Титан молча висит, прикованный к скале цепями, и мучается.

Прометей силен и никогда ничего не боялся, в том числе и пыток, но вынужден быть скованным. Зевс Громовержец был злым тираном, который не хотел ничего слышать о страданиях человечества. Поэтому сильно разозлился на Титана, что тот дал вместо него огонь людям. Он сделал Прометея бессмертным, чтобы он вечно страдал на скале. Но Титан не испугался, а с гордостью принял наказание, лишь только послал угрозу Громовержцу. Позже Прометей смирился со своими страданьями. А когда Зевс обратился к нему с просьбой предсказать ему судьбу, Титан отказался с ним говорить, а только с гордостью посмотрел в его глаза. Громовержец так рассердился, что небо пронзили молнии. Грех или преступление Прометея в том, что он был добр к окружающим. Он хотел прекратить страданья, чтобы все были счастливы. Но Зевс не дал исполниться заветной мечте. Но для всего человечества несломленный дух Прометея должен стать примером. Он для людей стал образцом величия, символом силы. Наполовину бог подарил свет, научил письму и подарил знания, он который развеял тьму на пути человеческого рода.

Все смертные люди могли предвидеть свою жизнь, наполненную бессмысленным существованием, вечной борьбой и прозябанием. Но теперь после примера Прометея каждая душа будет вечно твердой и нерушимой, а среди самых тяжелых испытаний находить себе награду. Человечество научилось презирать страданья и торжественно над ними возвышаться, превращая даже смерть в победу.

Читайте также: