Уголок русской культуры в детском саду

Обновлено: 09.07.2024

Большое значение в нашем детском саду уделяется решению задач гражданско – патриотического воспитания.

Целью создания этого уголка ставилось приобщение детей дошкольного возраста всех возрастных групп к истокам народной культуры и знакомство с историей русского быта, формирование любви к своей Родине. Знакомство с героическим прошлым своего народа, как в старину, так и на современном этапе, воспитание желания быть похожими на своих предков.

Центр дополнительного образования позволяет использовать технические средства для ознакомления детей дошкольного возраста историей русского быта, героическим прошлым своей страны.

Так, история о возникновении народных промыслов сопровождается показом слайдов на экране, что позволяет ребенку правильно и глубоко осознать подаваемый материал.

Знакомство со значимыми событиями, такими, как Победа русского народа над поляками, война 1912 года, Победа в Великой отечественной войне, также сопровождаются просмотром презентаций, что способствует непрерывности связи поколений и формированию гражданского сознания уже в дошкольном возрасте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

АктуальностьСтаринная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего пр.

ЦЕЛЬ- приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ор.

ЦЕЛЬ- приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.
ЗАДАЧИ:
выстроить систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей к народной культуре;
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, орудиями труда, предметами быта, одеждой;
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество;
воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры.Для.

Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Для эффективного приобщения детей к истокам народной культуры нужно работать по следующим направлениям:

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
Народные праздники и традиции.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Знакомство с народными играми.
Знакомство с родным краем.

Формы работы с детьмиОрганизованная образовательная деятельность Совместная.

Формы работы с детьми
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность
Беседы
Праздники и развлечения
Чтение познавательной и художественной литературы
Экскурсии в мини- музей , русскую избу
Организация конкурсов рисунков и поделок
Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
Игровая деятельность

Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование пословиц, загадок, по.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Изготовление и применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Методы и приёмы работы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРасширение кругозора, развитие интереса к национальной к.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Расширение кругозора, развитие интереса к национальной культуре;
Ознакомление воспитанников с русской избой, предметами старинного русского народного быта;
Формирование представлений о народно-прикладном искусстве;
Проявление интереса к малому фольклору: потешкам, частушкам, пословицам, поговоркам;
Развитие интереса к национальным традициям, играм.

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Создание атмосферы национального быта

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Народные танцы

Взаимодействие с родителями Реализация данного направления работы в полной ме.

Взаимодействие с родителями
Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры нужно с раннего детства.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.

Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.



Как вы видите на полочке появились первые предметы русской старины: это самовар,который нам подарила бабушка одной из воспитанницы, на который мы повесили связку с сушками. Рядом с самоваром мы разместили каравай, который выполнен родителями,из соленого теста,(каравай на фото ниже) появились крынки,деревянные ложки,матрёшка. И конечно главным украшением уголка является наша Русская красавица, в красном сарафане,которая по праву считается хозяйкой уголка,она тоже подарена нам родителями.



Уголок наш продолжал оформляться,вскоре на стене появилась Русская красавица,которая водила хоровод, вокруг нашей березки. Оформили надпись уголка “Русское народное творчество”,буквы вырезаны из цветной бумаги и приклеены на скоч.



Вскоре,в нашем уголке появились русско-народные инструменты: балалайка, гармошка, колокольчики, дудочка и др.



Так постепенно наш уголок преображался.
В связи с новыми требованиями, по противопожарной безопасности, мы немного изменили оформление на стене, символ березы мы оставили,но сейчас нарисовали две березы красками, надпись к уголку тоже выполнена краской. Сейчас наш уголок выглядит так:



Совместно с родителями мы продолжаем пополнять и обогащать наш уголок.Для детей была создана папка с рисунками к русским народным сказкам,которые выполнены родителями с детьми дома.Дети очень любят, находясь в уголке, пролистывать папку с рисунками и делится своими впечатлениями ,какую сказку они рисовали с родителями.






Совместно с родителями, в уголок были оформлены стихи и потешки про матрёшку, в виде сборника "Матрёшкины стихи и потешки", которые я читаю детям в режимных моментах.




На этом оформление уголка “Русское народное творчество” в нашей группе не закончено,мы продолжаем пополнять его и расширять материал. Буду очень признательна услышать пожелания и рекомендации.
Всем спасибо за внимание!


Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Основной задачей педагогов является введение детей в особый самобытный мир, который предполагает создание соответствующей предметно пространственной развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий. Для более полного воссоздания обстановки и быта русской избы, рекомендуем организовать помощь со стороны родители и друзей.
Для понимания традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, для проникновения чувством понимания ее древности и величия предлагаем выбрать следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2.Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре
должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерны¬ми особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

Читайте также: