Развлечение шахматы в доу

Обновлено: 01.07.2024

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца, и не унывать при неудачах.

  • Привить юным шахматистам любовь к шахматам – как к неотъемлемой части их будущей жизни.
  • Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных задач.
  • Популяризация шахмат, как вида спорта среди детей 6-7 лет и их родителей.
  • Воспитание чувства коллективизма и сплоченности среди детей и взрослых
  • Развитие творческих навыков.

Возраст участников: 6-7 лет

Ребята хором: Все мы одна семья!

ДЕТИ: Вся в квадратах – белых, черных-

А ряды фигур точеных –

Люди их передвигают,

Дети в шахматы играют –

Я буду шахматам учиться-

Это в жизни пригодиться.

Я хочу умнее стать

И в турнирах побеждать

Под музыку появляется Королевы шахматного королевства.

Б. Королева: Добрый день, дорогие ребята!

Б. Королева: Я – королева Белых шахмат!

Ч. Королева: Я – королева чёрных шахмат!

Б. Королева: Мы- Королевы шахмат

И в Шахматной стране,

Мы правим королевством,

И всё подвластно нам!

Ч. Королева: На поле черно-белом

Стоят фигуры в ряд.

Красиво и умело

Ведём их на парад!

Б. Королева: Шагают пешки, кони

То поперёк, то вдоль.

Одни сидим на троне,

Нам служит сам Король!

Ч. Королева: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех людей. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад…

Это известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер. Он советовал начинать играть в шахматы с дошкольного возраста.

Б. Королева: Сегодня мы пришли к вам, чтобы посвятить вас в шахматисты

Но прежде, загадаю вам загадки.

Ч. Королева: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая загадываешь загадки?

Б. Королева: А потому, что по правилам шахматной игры – белые хотят первые! Спроси у ребят… (Дети отвечают)Верно! Так и есть! А правилам нужно подчиняться…

Скоро бой. И ждет войска

Ч. Королева: У него большая роль,
А зовут его … (король)

Б. Королева: Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Ч. Королева: Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Б. Королева: Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Ч. Королева: Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)

Б. Королева: Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Ч. Королева: Шахматы - игра сильнейших!

Для ума заряд дает,

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет!

Шахматная викторина для дошкольников.

1. Что нужно поставить противнику, чтобы победить?

2.Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

3. Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии?

4. Что будет, если пешка дойдет до другого конца доски?

5. Буквой Г ходит одна из шахматных фигур: какая?

6. Между какими фигурами на доске стоит конь?

7. Какая фигура ходит только по диагонали?

8. Назови самую сильную фигуру.

Б. Королева: А сейчас я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пешки погулять!

Король на месте, по привычке,

А куда ему спешить?

Прыгнет конь! Подковы звяк!

Необычен каждый шаг!

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Ч. Королева: Сам шахматный король приглашает вас потанцевать

Ручки с ножками размять!

ТАНЕЦ (видео)

Б. Королева: Изучайте шахматы и любите их, и они дадут вам в ответ очень много хорошего в жизни. Прежде всего – научиться бороться и побеждать честно!

Б. Королева: Как солдаты, принимая присягу, клянутся служить честно и защищать Родину, так и вы тоже поклянитесь в том, что будете честными и порядочными шахматистами и будете творить только добро. А сейчас я предлагаю произнести Клятву юного шахматиста.

Ч. Королева: Дорогие ребята! Мы хотим, чтобы вы запомнили этот день на всю жизнь. Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах.

Б. Королева: Властью, данной нам Шахматным Королем, посвящаем вас в шахматисты! И торжественно вручаем ДИПЛОМЫ.


НАГРАЖДЕНИЕ

Б. Королева: Ребята, нам пора прощаться.

В Шахматное королевство возвращаться.
Ч. Королева: Мы вас тоже приглашаем к шахматному Королю,

В нашу волшебную страну.

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи…

ВМЕСТЕ: До свидания!

Интернет-ресурсы:

Автор: Криницына Татьяна Владимировна г. Елабуга декабрь 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развлечение для детей 4-5 лет

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о шахматах.

- продолжать знакомить детей с игрой в шахматы;

- учить различать шахматные фигуры;

Развивающие:

-способствовать развитию памяти, внимания;

-развить логическое мышление;

-развить творческую активность.

Воспитательные:

- воспитать навыки работы в коллективе;

- повысить шахматную культуру.

Оборудование: Интерактивная доска

Раздаточный материал: карандаши черные для каждой команды, шахматное поле (не раскрашенное), кубик с шахматными фигурами, шахматный набор для каждой команды, пазлы.

Дети по музыку заходят в зал.

- Сегодня, ребята, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. А встречает нас самый главный в этой стране. (обратить внимание на экран).

- Конечно же это король.

- Шахматное королевство населяют фигуры и пешки. Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. И мы с Вами сегодня устроим небольшое сражение.

Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке и приветстствуют друг друга.

1. Представление команды

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

- Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению.

Выбери шахматное слово

жираф, слон, бегемот, зебра

Лодка, кораблик, парусник, ладья

Луг, огород, поле, сад

Король, принц, принцесса, барон

Корова, лошадь, конь, баран

Шашка, пешка, кошка

Вся в квадратах-белых, черных

А ряды фигур точеных – Деревянные войска.

- Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску)

-Что вы видите на доске? (Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные). Всего квадратиков 62. Белые и черные квадраты – это поля. И сейчас Вы должны раскрасить свою шахматную доску.

Раскрасить шахматное поле

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку.

Мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом

3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.

1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.

Фигуры и пешки – белые и черные.

Разложи шахматные фигуры на белые и черные

Назови шахматную фигуру

(на гранях кубика наклеены шахматные фигуры , дети бросают

кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика)

Вы все просто молодцы, дети! Главное то, что вы знаете шахматную игру , знаете название фигур.

Многие герои мультфильмов то же любят играть в шахматы.

Сейчас я предлагаю вам узнать, кто же это, герой какого мультфильма.

Собери пазл

Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться.

Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.

За отличное сраженье Шахматный король приготовил Вам сюрприз.

(просмотр мультипликационного фильма о шахматах)

hello_html_m30de4fdf.jpg

hello_html_m9026647.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 266 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2017 1473
  • DOCX 218.9 кбайт
  • 2 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Султаншина Айгуль Амуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

Предварительная работа.

Оборудование и материалы.

Ход:

Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.

Дети: Да.

Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется), из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?

Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.

Дети: Да…!

Дети: Шахматы

Дети: Шары с фигурами.

(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).

Волшебник: « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.

Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурная минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

Дети: Да…

Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

Дети: Да, сможем…

Волшебник:

«На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя)).

- Знакомьтесь – это Король!

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

- Знакомьтесь – это Ферзь!

Чёрный Ферзь – свой любит цвет.

Для белого – нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей.

- Знакомьтесь – это Ладья!

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи,

В бой её скорей веди!

- Знакомьтесь – это Конь!

Прыгнет Конь, Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

- Знакомьтесь - это Слон!

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны.

- Знакомьтесь – это пешка!

Мы - шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Дети: Да, поиграем.

Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Дети: Да, понравилось!


На сегодняшний день актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что подтверждается очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5–7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Воспитанники нашего детского сада являются участниками муниципального проекта по формированию у детей интереса к игре в шахматы, в рамках которого было разработано и проведено тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие интереса к шахматной игре через спортивные эстафеты.

Задачи:

− закрепить умение играть в шахматы;

− развивать физические и волевые качества (ловкость, быстрота реакции, упорство, стремление выполнить задание точно и быстро);

Спортивный зал в шахматном убранстве. Тематические рисунки детей, воздушные шарики чёрного и белого цвета. У зрителей лозунги, подбадривающие команды, шуршалки, флажки разных цветов.

Ход мероприятия:

Хоттабыч: (кланяется) здравствуйте мои почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребята!

Перед вами старичок

Милейший, славный, чудачок.

Если очень захочу

В мир чудес вас прокачу!

Старик Хоттабыч, к вашим услугам (кланяется). Где я очутился? Какое красивое место! Оно напоминает мне шахматное королевство. Хотите, я расскажу вам о нём?

Дети: да, очень хотим!

Хоттабыч: (предлагает послушать сказку). Когда — то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого — Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой — в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда-то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может померить двух братьев. Достал Мудрец из котомки доску, поделенные на одинаковые белые и черные клеточки — квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки.

СЛАЙД (Хоттабыч дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… Перед детьми на слайде появляется шахматная доска).

Постепенно появляются на слайде по тексту: С одной стороны доски он расставил белые фигурки, а с другой — черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями — слонов — по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре — короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

− Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

− А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, — сказал Мудрец, указывая на черные фигурки.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске [3, с. 24].

А вы дружно живёте в своём королевстве, не ссоритесь?

Дети: Живём дружно и не ссоримся.

Хоттабыч: А в шахматы играете?

Дети: Да, играем!

Хоттабыч: Раз уж вы меня вызвали, хочу сам в этом убедиться и предлагаю шахматные эстафеты.

Ведущий: Хорошо, уважаемый Хоттабыч. Тогда давай познакомимся с командами (всего 2 команды, в каждой по 6 человек).

Хоттабыч: Вшахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап нашего сражения (каждую эстафету) будем называть партией. Команда (победитель партии-эстафеты) получает 1 пешку.

Но чтобы узнать, что это будет за эстафета, вам придётся разгадать загадку и назвать шахматную фигуру. Итак, слушайте внимательно:

1-я партия.

Хоттабыч: Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут [1, с. 68].

2-я партия.

Хоттабыч: На одной стоит ноге,

3-я партия.

Хоттабыч: Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом не водит.

4-я партия.

Хоттабыч: Стою на самом краю, путь откроют — пойду.

Только прямо хожу, как зовут — не скажу.

5-я партия.

Хоттабыч: Он в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у него широк.

Он может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль, и в упор.

6-я партия.

Хоттабыч: Маленькая, удаленькая, все поле перешла, фигурку нашла.

Хоттабыч: Ребята, мне очень понравилось в вашем королевстве, потому что вы такие дружные, ловкие и умеете играть в шахматы. И я хочу на память о сегодняшней встрече оставить подарки (детские шахматы капитанам команд), для того, чтобы вы смогли научить этой интересной игре тех ребят, которые её ещё не знают.

(Прощается с ребятами, дергает волосок из своей бороды, бормочет (трах — тибитах — тибитох… и исчезает).

Ведущий вместе сдетьми подводит итог мероприятия.

Команды обмениваются рукопожатиями, делают круг почёта и выходят из зала.

  1. Бардвик Т. С. Шахматы для детей. СПб.: Питер, 2011.
  2. Воронова Е. К. Игры-эстафеты для детей 5–7 лет: Практ. пособие. М., 2009.
  3. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): шахматная фигура, команда, ребенок, ведущий, участник команды, борода, волосок, слайд, участник, Белый Королевич.

Читайте также: