Опыт круговорот воды в природе в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Цель: формировать у детей интерес и стремление к познанию окружающего мира.
Задачи:
Развивающая - способность развития любознательности, развивать творческое мышление, воображение, развивать познавательную активность, умения делать выводы, умозаключения.
Образовательная - расширять знания о круговороте воды в природе, расширять естественно-научные представления, формировать и обогощать словарный запас детей по теме.
Воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к природе.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Оборудование: опытно-экспериментальная деятельность, таблица
Методы:
наглядные
словесные
практические
здоровье оберегающие (физминутки)
Воспитатель: "Ребята, нам прислали письмо, а в графе отправитель - загадка :
На болоте я живу,
Песни грустные пою,
О том, что все подружки,
Пиявки и лягушки.
Но мечта есть у меня-
Хочу летать, как птица, я.
Вопрос: "Кто же прислал нам это письмо?". Давайте посмотрим.
"Здравствуйте, ребята!
Мне сказали, что у вас скоро будет занятие о воде. Я сам про воду почти всё знаю, но у меня есть несколько вопросов, помогите мне пожалуйста на них ответить".
- "Ребята, поможем Водяному?"
1 вопрос.
- "Летом моё любимое болото начинает пересыхать и я вместе с ним. Почему же это происходит?"
- "Ребята, для того, чтобы ответить на это вопрос нам необходимо проделать ряд экспериментов".
3 ёмкости одинаковые по объёму. Одна ёмкость - открытая, вторая - закрытая крышкой, третья - вода налита в широкий сосуд.
- "Изменилось ли количество воды?" (Да, уровень воды стал ниже отметки).
- "А куда исчезла вода?" (Частицы воды поднялись в воздух)
- "Этот процесс называется испарение".
- "Где испареие происходит быстрее?" (В широком сосуде).
- "Почему?" (Потому что частиц воды, которые поднимаются в воздух больше. Когда емкость закрыта испарение слабое, т.к. частицы не могут испариться из за закрытого сосуда).
- "Давайте ответим Водяному: почему же его болото пересыхает?".
Ответы детей.
Игра "Хорошо-плохо" (Вода хорошо или плохо).
2 вопрос.
- "Дети на нашей земле живет много людей, животных, растений и никто не может жить без воды. Почему же вода не кончается?"
Воспитатель: "Чтобы ответить на этот вопрос проделаем еще один эксперимент".
Опят с горячей водой.
Накроем емкость с горячей водой крышкой.
- "Что образовалось (появилось) на крышке?" (Вода)
- "Откуда взялась вода на крышке?" (Частицы воды поднялись с
поверхности, но не могли испариться из банки и осели на крышке. Крышка холодная. Пар превращается в воду, когда охлаждается)
Опыт воспитателя (Нагревание воды на спиртовке, стекло. Пар на стекле превращается в воду и капает на тарелку).
Это явление называется круговорот воды. Также происходит в природе. В водоемах, а также на поверхностях земли живет много капелек. Солнышко нагревает воду и капельки превращаются в пар, становятся легкими, невидимыми, поднимаются высоко-высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем воздух там холоднее и пар превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачка собираются вместе и превращаются в тучку. Когда туча становится совсем большой, капелькам становится тесно и они падают на землю. Летом - дождем, зимой - снегом. Такое путешествие капельки называется круговорот воды в природе.
Опыт с губкой. Как образуется туча.
Физкультминутка "Круговорот воды в природе".
- "Дети, давайте ответим водяному, почему же вода не кончается на Земле?". Для этого используем схему.
Без воды никто не может жить. Несмотря на круговорот воды её необходимо беречь.
- "А вы бережете воду? Как?" (Ответы детей).

Цель:
Сформировать у детей представление о круговороте воды.Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях.
Задачи:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой теме.
  2. Приобщать детей к процессу познания.
  3. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
  4. Формировать интегративные качества любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи путем включения детей в опытно – экспериментальную деятельность.

Состав проектной группы:
Воспитатель Яптик Анине Дмитриевна;
дети старшей группы

Материально-техническое и информационное обеспечение:

  1. Организационный этап:
  • Определение проблемы, темы исследования.
  • Выбор группы участников.
  • Разработка плана.
  • Сбор материалов.
  1. Основной этап:
  • Закрепление и углубление знаний о воде.
  1. Исследовательский этап:
  • Изучение состояния воды:перехода воды в разное состояние:

Вода из жидкого состояния переходит в твердое состояние;

Из твердого состояния вода переходит в жидкое состояние;

Из жидкого состояния вода переходит в газообразное состояние;

Из газообразного состояния вода переходит в жидкое состояние.

  1. Заключительный этап:
  • подведение итогов проектной деятельности;
  • Доклад перед детьми.

Самоанализ работы над проектом

Такой подход дает возможность использовать естественную любознательность детей и их склонность к экспериментированию, чтобы познать окружающий мир через собственный опыт, а это особенно важно в экологическом образовании. Также проект позволяет повысить интерес к теме изучаемого предмета за счет увеличения объема учебной информации с учетом возрастных особенностей и разнообразия форм и приемов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Круговорот воды в природе Опытно-экспериментальная деятельность.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде И в пруду её найдете, И в сыром лесном б олоте. В луже, в море океане И в водопроводном кране. Как сосулька в океане замерзает, В лес туманом заползает, На плите она у нас кипит – Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

Вода – одно из самых главных богатств Земли. Она есть всюду. Из космоса наша Земля кажется голубой, потому что вода занимает две трети поверхности планеты.

Твёрдое (лёд) Жидкое Газообразное (пар) У воды три состояния

Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды - Мировой океан.

Вода испаряется с океана и образуются облака. Облака с помощью ветра сталкиваются и появляются осадки в виде дождя или снега. Все осадки просачиваются через землю и возвращаются опять в море . Это называется круговорот воды в природе

Мы решили провести опыт и сами доказать существование круговорота воды в природе.

1 опыт: Вода из жидкого состояния переходит в твердое В зяли формочки и налили в них воды. Поставили формочки с водой на холод. Через час вода замерзла. В них образовался лед .

2 опыт: Из твердого состояния вода переходит в жидкое . Положили лед на горячий контейнер. Лед стал таять , образовалась вода.

3 опыт: Из жидкого состояния вода переходит в газообразное. Нальем в банку горячей воды. Закроем банку холодным блюдцем, воздух внутри банки, поднимаясь вверх , охлаждается . Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Вскоре стекло запотело, значит на нем появился пар.

4 опыт: Из газообразного состояния вода переходит в жидкое. Через некоторое время на стекле банки появились капельки воды, которые начали падать обратно в воду.

Вывод: Таким образом, мы сами увидели, что вода в природе способна переходить из одного состояния в другое, т ак происходит круговорот воды в природе. Он происходит в любой момент времени и все процессы происходят одновременно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули на создан.


Проект "Круговорот воды в природе"

Вид проекта: долгосрочный. Проблема проекта: изучить круговорот воды в природе.Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.


познавательно-исследовательский проект "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

Создать условия для постижения дошкольниками новых естественнонаучных понятий через практическое освоение темы (с помощью наблюдений и опыта дети смогут проследит.


Исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспи.

Проект "Круговорот воды в природе"
проект "Круговорот воды в природе"

В данном проекте проведено исследование круговорота воды в природе с использованием различных опытов и экспериментов.


Круговорот воды в природе — это непрерывный процесс постоянного перемещения воды на Земле. Состоит он из испарения воды, конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоёмах, а потом снова испарение. И так весь цикл начинается сначала.

Такой наглядный эксперимент для ребенка станет также отличным помошником школьнику для закрепления его знаний или просто интересным и полезным развлечением для детей, которые любят устраивать домашнюю лабораторию с опытами. Но прежде чем переходить к эксперименту, расскажите ребенку про каждую из стадий круговорота воды в природе, тогда понимать происходящее в пакете будет еще проще.

Круговорот воды в природе: картинка-подсказка для детей

Вода — невероятный природный ресурс, который покрывает 70% поверхности Земли и необходим для жизни всего живого. Это единственное вещество, которое присутствует в трех физических состояниях — газ (водяной пар), жидкость (вода) и твердое тело (снег, лед). Большинство других веществ имеют только одно естественное состояние.

Во время полного цикла круговорота в природе, состояние воды постоянно меняется, поглощая или выделяя при этом тепловую энергию. Так, вода в круговороте проходит четыре стадии:

Испарение — процесс, когда вода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озер, когда потеем мы или животные и когда на растениях проступает роса. Теплая вода испаряется быстрее и проверить это можно, закипятив воду на плите. Но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.

Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.

Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Если скорость падения капель воды превышает скорость восходящего облака и они не успевают испарится, тогда они выпадают осадками в виде дождя, мокрого снега, снега или града.

Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. часть воды стекает вниз и попадает в море, озера или реки. Другая — впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Еще часть воды достается и поглощается животными. Отсюда круговорот воды начинается снова.

круговорот воды в природе опыты для детей

Круговорот воды в природе: простой эксперимент в пакете

Пошаговая инструкция, как провести с детьми эксперимент, который наглядно покажет все этапы круговорота воды в природе. Этот эксперимент ребенок может провести как в школе, так и в домашних условиях.

Чтобы провести эксперимент "Круговорот воды в природе", понадобится:

  • пакет на застежке;
  • цветные маркеры;
  • вода;
  • синий пищевой краситель (по желанию);
  • скотч.

Пошаговая инструкция, как провести эксперимент "Круговорот воды в природе"

круговорот воды в природе для детей

Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

http://1.bp.blogspot.com/-2974_8Tu4dg/UTFvIylkcOI/AAAAAAAABNQ/axIE8qOJwfo/s1600/AGUA.jpg

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель лог.гр.

Скиба Татьяна Владимировна

1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

3. Умение работать в коллективе.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Беседа о глобусе.

2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное).


Материалы и оборудование:

Глобус, фонарик или настольная лампа, яблоко, термос с кипятком, кубики льда, прозрачная банка, пена для бриться, вода закрашенная в голубой цвет, марля, пластиковые стаканчики.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям глобус.


Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода (моря, реки, океаны).

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.


Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети: Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

(в качестве Солнца - настольная лампа (фонарик), в качестве Земли – глобус).

Когда наша планета совершает это вращение, то ее угол наклона остается неизменным. По этой причине на определенном отрезке траектории Земля больше поворачивается к светилу нижней частью, в Южном полушарии наступает летний сезон. В это же время на Северный полюс солнечные лучи попадают в гораздо меньшей степени — там наступает период зимних холодов. Есть и периоды, когда Солнце более-менее равномерно бросает лучи на оба полушария. Происходит это весной и осенью . Итак, разобрались, с какой скоростью движется Земля вокруг Солнца, и в том, что такое орбита Земли. Но на этом особенности движения Земли не заканчиваются.

Движение Земли вокруг своей оси.

Если между Северным и Южным полюсами нашей планеты провести воображаемую линию, то получится так называемая земная ось. Вокруг нее постоянно происходит вращение, о котором известно: Земная ось — это не перпендикулярная линия. Она расположена под углом 23,5° по отношению к орбите планеты. Вращение вокруг оси осуществляется, как и по орбите, в восточном направлении. Если рассматривать нашу планету сверху в сторону Северного полюса, то вращение оценивается как такое, которое происходит против стрелки часов. По мере этого вращения день сменяется ночью.

Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды.

Физкультминутка:

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем.


Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Ø Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

Ø А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.


Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Ø Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.

Без крыльев летят,

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар) (Испарение)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. (Туман)

Без паруса плывут. (Облака)

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Он появляется тогда,
К огда замерзнет пруд, река.
На нем так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься (Лед)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

Воспитатель : Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе.

Воспитатель: А сейчас с помощью опытов мы с вами проделаем круговорот воды.

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.


Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

В водоемах, а также на поверхностях земли живет много капелек. Солнышко нагревает воду и капельки превращаются в пар, становятся легкими, невидимыми, поднимаются высоко-высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем воздух там холоднее и пар превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачка собираются вместе и превращаются в тучку. Когда туча становится

совсем большой, капелькам становится тесно и они падают на землю. Летом - дождем, зимой - снегом.


Такое путешествие капельки называется круговорот воды в природе.
Воспитатель: Во что превратилось наше облако?

Дети : Дождь.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.


Воспитатель : Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако.

Воспитатель (вновь показывает глобус): Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – посмотрите , сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе). Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети: Она грязная.

Воспитатель: Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.


В стакан насыпается земля, песок, наливается вода и хорошо перемешивается. Затем банка покрывается марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.

Воспитатель: Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?

Дети : Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы . Давайте воду беречь.

Стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: В заключение ребята ещё раз перечислим, в каком виде и где можно найти воду. Вспомним какая она разная.

Читайте также: