Активизация познавательных интересов посредством применения икт в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация: статья рассказывает об использовании ИКТ в учебном процессе обучающихся начальной школы на разных этапах учебных занятий, раскрывает значение использования данной технологии.

Annotation: the article tells about the use of ICT in the educational process of primary school students at different stages of training sessions, reveals the importance of using this technology.

Ключевые слова : ИКТ, учебный процесс, мотивация младших школьников, урок, младший школьник.

Keywords: ICT, educational process, motivation of younger students, lesson, junior student.

Для начального общего образования в условиях введения ФГОС важно формирование у обучающихся умений самостоятельно пополнять свои знания, воспитание у них интереса к учению, потребности в знаниях – это является необходимыми средствами повышения качества образования.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться младшие школьники, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Задача учителя начальных классов заключается еще и в том, чтобы приучить обучающихся думать, проникать в суть явлений, повышать их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебного процесса.

Одной из современной технологий в учебном процессе является использование ИКТ, что позволяет:

- повысить качество усвоения материала обучающимися;

- построить индивидуальные образовательные траектории младших школьников;

- осуществить дифференцированный подход к младшим школьникам с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно обучающихся, обладающих различными способностями и возможностями;

- организовать внеклассную учебную работу;

- представить обучающимся материалы в текстовой форме (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы и др.), в мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу;

- увеличить объем полученной информации и т.д.

Основной целью применения ИКТ является:

- формирование приемов мыслительной деятельности.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда обучающиеся под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и занятий внеурочной деятельности и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения и др. Методы и приемы педагог выбирает самостоятельно, ориентируясь на тот арсенал, который есть под рукой школьного учителя. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации, музыкальное сопровождение и пр.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.

Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве младшего школьника. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. В учебном процессе создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности младших школьников, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления обучающихся.

В заключение хочется сказать, что умелое и разумное использование средств, приемов, методов и технологий улучшают процесс усвоения знаний школьной программы обучающимися начальной школы, позволяет учиться более уверенно, развивая все необходимые компетенции и УУД, что и составит полный портрет выпускника начальной школы, согласно ФГОС.

/data/files/h1629972523.ppt (Выступление для презентации научной работы)

/data/files/h1629972580.pptx (Физическая культура в жизни младшего школьника)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на ШМО:

Учитель: Сальникова Ю. С.

Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребенок становится идущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. ИКТ помогли мне разработать интересные уроки. Интернет-ресурсы позволили повысить интерес к изучаемым предметам.

Современный урок не представляется мне без здоровьесберегающих технологий. Создать атмосферу хорошего настроения помогают физкультминутки, которые можно проводить с помощью компьютера.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в начальной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Спектр применения ИТ широк и разнообразен:

1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

3 . Обмен опытом, создание своего персонального сайта, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Таким образом, ИТ существенно помогают в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Что такое презентация? Почему именно презентация? “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Повышение эффективности уроков с помощью составления презентаций в программе Power Point:

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. К каждому уроку математики с первого класса создавалось 2-3 слайда, в итоге к концу года была создана презентация из 250 слайдов. В моей методической копилке - тренажёры по всем вычислительным приёмам, геометрический материал, схемы-опоры, тесты, контрольно-измерительные материалы.

2. Письмо. Русский язык.

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на экран, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

Итогом работы по русскому языку стал комплект презентаций по всем частям речи, словари для 2-4 классов (непроверяемые написания), словарь орфограмм, комплект зрительных диктантов (для развития оперативной памяти), разработки отдельных уроков, тестовые задания.

3. Обучение грамоте, чтение.

Программа по обучению грамоте уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. К урокам обучения грамоте к концу года выстроилась презентация из 260 слайдов.

Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы. Иногда мы сами готовим карточки на бумаге или печатаем их во время перемены на доске. Я хочу предложить еще один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Это расширяет возможности учителя при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность. Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения – представление скороговорок. Урок литературного чтения можно начать с разминки – чтения скороговорки. Данный вид задания составляется в программе Word. Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации Power Point. Для проверки знаний и умений я использую программу Гипертест. По результатам тестирования выполняем коррекционную работу. ИТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет-ресурсы. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Работа с компьютером предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы.

4. Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний. Повторение в форме игры “Третий лишний” оживляет работу класса, оптимизирует по времени повторением за счет использования игровой формы. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают еще неустойчивое внимание учеников, но и позволяют им проверить свои знания.

Такая игра может проводиться практически на всех уроках. Для этой игры требуется 2-3 минуты на уроке, что позволяет ее часто включать в учебные занятия и быстро повторять разные темы. Поставив такую цель, можно подготовить материал для повторения в течение всего года, материала изученного за год.

С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности городов и стран на уроках окружающего мира. Целесообразность использования ИТ на уроках по окружающему миру обусловлена эффективностью индивидуального подхода к работе учащихся, увеличением количества предлагаемой информации, уменьшением времени подачи материала, повышением эффективности усвоения учебного материала, развитием наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

2. На этапе актуализации знаний. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Кроме того, я веду большую внеклассную работу по предметам русский язык, математика и окружающий мир, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Третий год участвуем во всевозможных телекоммуникационных проектах и есть свои результаты:

Динамика участия в телекоммуникационных проектах . Участие в различного рода мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся и активизирует познавательную деятельность, свидетельствует об умении работать с учащимися разного уровня подготовленности и способности организовывать учебное сотрудничество.

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Применение ИТ создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств начального образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщение его к миру информационной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.

2. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Актуальность использования средств ИКТ

(информационно – коммуникационных технологий)

 Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.

 Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.

 Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.

 Возможность выполнения развивающих заданий в процессе урока.

 Объективность оценивания знаний и умений. В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.

Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Методическое использование ИКТ: обучающие, демонстрационные, контролирующие.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Возможности….ИКТ:
1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных….форм.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.


Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности, включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.

Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Благодаря ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, возможно:

-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

-создание презентации на определенную тему по учебному материалу;

-поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

-создание мониторинга по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ;

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа.

Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Это работы с самопроверкой с эталоном или устный счет с проверкой знаний.

ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения в виде компьютерных игр, развивать образное мышление, память.

Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов.

Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы гуманизации.

На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики вырастает.

Русский язык (письмо) Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Например, собрать пословицу.

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам, способствуют созданию проблемной ситуации.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки – викторины, уроки-путешествия по сказкам, по пройденному разделу. Они расширяют и закрепляют полученные знания, повышают активность учеников, способствуют развитию познавательного интереса к предмету.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Единственный компьютер в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности учащихся, в процессе которой группы учеников получают общее задание, которое необходимо выполнить. В данной ситуации важен и результат работы и способ взаимодействия, общение детей в группе в процессе работы, что помогает формированию школьного коллектива.

Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится найти ответы на все интересующие их вопросы. Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях, проектах. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, учатся составлять презентации.
Продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука.

Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

 повышает качество знаний

 продвигает ребенка в общем развитии

 помогает преодолеть трудности

 вносит радость в жизнь ребенка

 позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

 создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - это клеточка педагогического процесса. В нём, как в солнце, отражаются все его стороны. И нам, учителям, хочется донести эти лучики до каждого ученика.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

городского округа Рошаль Московской области

«Активизация познавательных интересов

младших школьников

Выступление на ШМО

Автор: Титова Елена Викторовна,

учитель начальных классов

Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;

Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;

Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;

Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;

Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий:

I. Методика организации компьютерного практикума (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм…)

II. Методика использования творческих заданий с применением средств MicrosoftOffice, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д).

IV. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

В результате проектной деятельности учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, учатся составлять презентации. Продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего урока и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.

Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной модели начального общего образования. Используя ИКТ на уроках в начальной школе, учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. ИКТ можно использовать на всех этапах урока в соответствии с нормами СанПиН:

На этапе самоопределения к деятельности можно использовать загадки, кроссворды, анаграммы, которые подводят детей к постановке проблемы.

На этапе открытия новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации.

Элементы проблемности могут создаваться через включение специальных слайдов, содержащих конфликт, вопрос, противоречие. На этапе работы по новой теме можно использовать прием составления блок – схем.

На этапе рефлексии используется блиц-опрос обучающихся.

Закончите начатое предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня я удивился…

Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Каковы же результаты использования ИКТ в начальной школе? Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций;

- принцип обратной связи;

- принцип занятия исследовательской позиции.

Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков.

На уроках математики при помощи компьютера и интерактивной доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора изучают количественные соотношения или состав числа. Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, можно осуществлять демонстрацию примеров, цепочек для устного счета, можно организовать математические разминки.Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Русский язык (письмо) Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, собрать пословицу.. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам, способствуют созданию проблемной ситуации. Очень удобно использовать презентации при работе над изложением, сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио и видео средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме. Портреты писателей и поэтов, знакомство и с их биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным.

Уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых явлений. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволили мне показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью я смогла показать солнечную систему, строение тела человека, совершить виртуальные путешествия по разным городам и странам. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.

Использование ИКТ на уроках ИЗО и технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат, причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Работа по внедрению новой технологии позволяет и учителю повысить собственную информационную компетентность, так как формируются умения структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме. В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если мы учителя будем сами активны в творческих поисках, то и нашим ученикам будет с нами интересно и результаты нашей работы будут более качественными.

Список литературы:

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.

4. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.

Читайте также: