Самоуправление в школе миф или реальность

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы.
1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и мн. др.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.
3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.
4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности

Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:

постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;

расширение прав и обязанностей органов самоуправления;

постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);

изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;

изменение характера отношений в коллективе;

изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.

Подлинное самоуправление – это стиль жизни конкретного коллектива.

Помогают создать этот стиль:

коллективное планирование;

организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел;

поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания;

коллективный анализ и оценка всех проведенных дел;

регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.

Отдельные пути и формы работы, которые ставят ребенка в позицию активного участника самоорганизации деятельности

Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

конкурс на лучшее предложение в план;

обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;

анкета по изучению мнений ребят;

коллективный творческий конкурс;

тематические задания по планированию микрогруппам;

публичная защита проектов и предложений;

разведка полезных дел;

создание банка идей и предложений;

аукцион форм работы;

В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.

Разработка модели самоуправления

Включение ребят в процесс разработки модели самоуправления в классе, обсуждение путей совершенствования организации жизнедеятельности класса, повышения роли самоуправленческой деятельности учащихся. С этой целью можно использовать такие формы и методы, как анкетирование, работу тематического центра, конкурс сочинений "Самоуправление, в котором я хотел бы участвовать", сочинения "Я и наш класс", КТД "Самоуправление: конкурс проектов", трибунарий, дискуссионная трибуна "Самоуправление: миф или реальность", технология "Мастерская будущего" и другие.

Примерная анкета для учащихся

Как ты понимаешь слово "самоуправление"?

Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?

Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?

Какие вопросы может решать совет класса?

Как ты думаешь, что могут организовать ребята класса самостоятельно?

Какое поручение в классе ты хотел бы выполнять?

Твои предложения в организации жизнедеятельности класса.

Показатели развития самоуправления в классе

Самостоятельность в принятии и реализации решений.

Равенство прав членов коллектива.

Инициативность и творчество.

Единство прав и обязанностей членов коллектива.

Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.

Ответственность членов коллектива за его дела.

Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.

Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

Технология "Мастерская будущего"
(по С.К.Кашлеву)

Цели: содействие развитию ценностных ориентаций, приобретению учащимися опыта творческой деятельности, осуществление моделирования путей совершенствования жизнедеятельности класса.
Необходимое оборудование:

листы ватмана и маркеры для каждой творческой группы;

листы бумаги любого формата (по два для каждого участника).

Порядок реализации технологии.
Вводная беседа . Педагог знакомит учащихся с целями и задачами, порядком и условиями проведения. Определяется проблема, которая будет составлять содержание реализуемой технологии, или проблему предлагает педагог. К примеру "Совершенствование жизнедеятельности класса". Возможно взять проблему организации конкретной деятельности, отношений в классе, развития ученического самоуправления.
Первый этап . Критика. Каждому из участников дается по 2 небольших листа бумаги, на которых предлагается в течение 5 минут зафиксировать положительные ("+") и отрицательные ("-") аспекты обсуждаемой проблемы (на один лист записываются все "+", на другой – все "-").
Затем каждый из участников называет результаты своей аналитической работы.
После выступления учащихся педагог закрепляет листки с "+" на одной части стены (или доски), а листки с "-" - на другой.
Этап критики заканчивается обобщающим комментарием педагога (возможно создание двух аналитических групп из участников для обобщения результатов).
Второй этап . Конструирование идеальной модели. Участникам предлагается создать несколько творческих групп численностью до 7 человек и разработать (сконструировать) идеальную модель обсуждаемой проблемы.
После того как проекты подготовлены и оформлены на листах бумаги большого формата, каждая из групп публично представляет и защищает свою модель. По ходу защиты или после нее можно организовать обсуждение моделей. Заканчивается этап комментарием педагога об идеальных моделях решения проблемы.
Для разработки моделей педагог может задать некий алгоритм или примерную структуру модели. Например, цели, принципы (возможно, правила, законы), направления и виды деятельности, формы работы, органы самоуправления для их реализации, общественные поручения, взаимодействие в школе и вне ее и т.п.
Третий этап . Реальные действия. Тем же творческим группам предлагается определить конкретные действия в решении обсуждаемой проблемы, которые уже можно сделать сегодня.
После того как действия согласованы, каждая из групп предлагает их на общее обсуждение. Заканчивается этап комментарием педагога.
Четвертый этап. Рефлексивный. В "рефлексивном кругу" каждому из участников дается возможность:

зафиксировать свое состояние постижения обсуждаемой проблемы;

определить причины данного состояния;

дать самооценку результативности состоявшегося педагогического взаимодействия для своего развития. Педагог завершает анализ и подводит итог реализации технологии.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!

Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.

Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.

И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.

Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.

Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.

Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.

Наша школьная модель ученического самоуправления

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.

С чего все начиналось?

С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.

Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:

  • какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
  • какую из моделей выбрать?
  • как помочь в создании самоуправления?

Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:

  • название.
  • для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
  • что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
  • цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
  • задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
  • имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
  • предполагаемые трудности, пути их решения:

Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.

В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.

В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.

В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.

На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.

Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:

СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет

Школьное самоуправление: миф или реальность?

Конечно, мы знаем, что школьными административными вопросами занимаются директор, учителя и конечно родители.

😎

А как же ученики? В большинстве своем принято считать, что на детей нельзя возложить ответственность, но мы тут чтобы развеять эти мифы

А чтобы процесс участия учеников в управлении школой проходил серьёзно, продуктивно и не фиктивно — существует ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление — это не только возможность принимать участие в школьной жизни, но и возможность попробовать себя в разных сферах, прокачать навыки и даже узнать свои новые сильные стороны!

А также на этой неделе у нас вышло задание для учеников, где им предстоит решить задание-кейс, которое подготовит их к реальным действиям в будущем.

😍

Помните, что школа — это огромный механизм, и каждый участник важен и полезен, позвольте и своим ученикам раскрыть свой потенциал и показать на что они способны

А в вашей школе есть совет старшеклассников? Какими задачами он занимается?

Читайте также: