Развиваем математические способности для начальной школы
Обновлено: 04.07.2024
… Сейчас как-то принято обучать малыша тому, этому и вот этому чуть ли не с ползунков. Малыш еще не успел родиться, а продвинутая мама уже тщательно изучила все, что касается раннего обучения и развития. К двум месяцам малыш обзаведется развивающими игрушками (и боже упаси купить НЕ-развивающую!), в год начнет изучать английский и китайский, в три года будет безвылазно сидеть на развивающих занятиях, а к 6 годам полностью пройдет программу 3 класса по математике и письму.
… Сейчас как-то принято обучать малыша тому, этому и вот этому чуть ли не с ползунков. Малыш еще не успел родиться, а продвинутая мама уже тщательно изучила все, что касается раннего обучения и развития. К двум месяцам малыш обзаведется развивающими игрушками (и боже упаси купить НЕ-развивающую!), в год начнет изучать английский и китайский, в три года будет безвылазно сидеть на развивающих занятиях, а к 6 годам полностью пройдет программу 3 класса по математике и письму.
Мама будет гордиться – такой маленький и так много всего знает. А ребенок – ну, может, у него будет несколько минут в день на игры. А может, время на игры и не найдется. Это и не важно – зато красиво пишет и задачки для третьего класса в 6 лет решает.
А что, если бы мама годовасика узнала, что точно таких же – и гораздо более крутых – результатов можно добиться без всех этих нечеловеческих усилий, и не лишая малыша детства.
История
Много лет назад, в 60х годах прошлого века, был один японец,учитель математики. И был у него сын – двоечник. Однажды учителю стало стыдно за сына, и он решил сам учить его математике. Он придумал систему обучения –всего 20 минут ежедневно, занимаясь по которой, парень быстро стал лучшим учеником в классе не только по математике, но и по всем другим предметам.Родители других детей из класса тоже стали просить эти занятия – и учитель стал заниматься с ними тоже. Потом про эти занятия узнали другие люди, и тоже стали учиться по этой системе, быстро осваивая математику.
Учитель тем временем размышлял над своей методикой.
А все эти элементарные вещи проходят бегом. Это в России гонка за результатами дошколят началась только недавно, а в Японии она уже с середины 20го века. Много информации нужно вложить в головы малышей – и все это бегом, бегом. Понял – не понял – побежали дальше. Вот и приходили через несколько лет к тому, что ребенок толком считать 3+2 не умеет, а ему уже интегралы дают…
Учитель думал о том, как исправлять упущенное, и как не допустить пробелов в знаниях базовой математики, чтения и письма у детей. Как с самого маленького возраста эффективно научить их, не лишая детства, не мучая уроками, без нервов и криков, без усилий и слёз.
Он придумал задания для малышей 2, 3, 4, 5 и 6 лет. Выполняя эти задания, малыши не просто обучались, а развивали свои способности к математике, чтению и письму – и каждое следующее задание давалось им все проще и проще, потому что не только улучшался навык, но и развивались способности.
Учителя звали Тору Кумон, и так зарождалась методика обучения детей KUMON.
Способности
Навык – это то, что можно наработать, надрессировать. Прорешать тысячи примеров, решить миллион однотипных задач – запомнить способы решения и само решение.
Способности – это когда тебе пары десятков примеров хватит, чтобы уловить суть. И дальше, на основе этой сути, решать все остальное, и главное – самому придумывать решение.
И вот способности эти можно и нужно развивать. Для математических способностей много-то и не надо.
Все ученые всего мира сходятся во мнении, что математические способности – это всего-навсего совокупность:
- Развитые способности анализа и синтеза
- Умение классифицировать и выстраивать причинно-следственные связи
- Умение вычленять и запоминать важное
- Навыки быстрого счёта
- Развитое пространственное мышление
Между прочим, способности к иностранным языкам — это… (барабанная дробь) всё ровно те же самые навыки.
Вы сейчас правильно подумали: все математики способны быстро выучить любой иностранный язык.
ВСЁ ЭТО МОЖНО НАТРЕНИРОВАТЬ
Разумеется, если начинать с раннего возраста -шансов вырастить математика, свободно говорящего на английском языке гораздо больше.
Как сжать время и выучить в два раза больше
Вот об этом всем думал учитель Тору Кумон, когда разрабатывал свои задания для сначала для школьников – а потом и для малышей,чтобы начать развивать математические способности буквально с 2 лет. Задания объединились в методику, которая назвалась по фамилии своего разработчика – и появилась целая организация KUMON,сотрудники которой стали участвовать в создании учебных материалов.
Не простые сотрудники.
Японцы очень трепетно относятся к детям и детству. Японская философия обучения малышей стремится к естественному и органическому развитию навыков,не заставляя малыша целыми днями проводить за учебой, оставляя ему большую часть времени для игр и детских забав.
Как и все японцы, Тору Кумон тоже искал баланс между качественным обучением и детством с игрушками и развлечениями. Но сам Тору был просто очень талантливый школьный учитель – он придумал ограничение в 20 минут в день на учебу.
А как сжать время и сделать так, чтобы за эти 20 минут малыш усвоил в два – три – несколько раз больше знаний?
В штате KUMONпоявились нейропсихологи – специалисты по изучению мозга, знающие,какими раздражителями на какой участок мозга можно подействовать, чтобы получить определенные эффекты. Эти специалисты занялись усовершенствованием методики, включили в нее эти раздражители, чтобы за короткое время занятий малыш научился усваивать в несколько раз больше информации, чем с обычной развивашкой.
Именно поэтому на сегодня методика KUMON – это самая знаменитая методика обучения малышей математике во всем мире, штаб-квартира компании KUMON занимает огромное здание в Японии и в Америке, а учебные материалы переведены на десятки языков. Есть они и в России, причем в открытом доступе, в любом книжном магазине.
Сохранить детям детство
Всего 20 минут в день и никакой нервотрепки. А результаты будут достигаться гораздо большие, чем часы и дни, проведенные на курсах и кружках по раннему развитию и подготовке к школе.
Этот эффект достигается за счет того, что задания придумываются не просто людьми со стороны (как это обычно бывает с обычными развивашками), а специалистами по физиологии головного мозга.
Не волшебная таблетка
Всё рассказанное выше очень красиво звучит. Но важно понимать, что методика Кумон – это не чудо, не волшебная таблетка, которую дал малышу – и он такой сразу стал математиком.
Для получения того самого чудесного результата родитель должен соблюсти несколько условий:
- Последовательность изучения материалов Кумон. Их много – но их последовательность ВАЖНА.
- Регулярность занятий. Ежедневно без выходных и праздников, 20 минут в день.
- Участие родителя и правильная подача родителем заданий.
Вот при соблюдении этих условий результатом будут развитые математические способности. В школу в первый класс ваш малыш пойдет не просто натренированный считать и решать математические примеры, а ОБЛАДАЯ СПОСОБНОСТЯМИ быстро разбираться в математических вещах.
И эти способности будут дальше сохраняться и развиваться у него не только на уровне первого класса, а вплоть до конца школы, до конца института — и дальше — на всю жизнь.
Великая тайна: Как пользоваться методикой Кумон
Выше я сказала, что для получения эффекта от занятий по методике Кумон важна последовательность прохождения материалов и правильное использование материалов.
А где узнать все эти правила? Материалы (тетради Кумон) купить не сложно — а информации по работе с ними практически никакой нет.
Дело в том, что KUMON — это не только уникальная методика,но еще и успешный бизнес. По всему миру открыты тысячи учебных центров KUMON.Дети приходят туда, чтобы в живую заниматься с инструкторами, которые умеют правильно обращаться с учебными материалами и правильно подавать их ребенку.
А домашние тетради — это так, заодно. И компании Кумон совершенно не интересно, чтобы люди перестали ходить в учебные центры, и начали заниматься только по домашним тетрадям. Поэтому во всем мире в открытом доступе нет никаких методических материалов, и раздобыть их просто так практически невозможно.
Но в России ведь учебных центров KUMON нет. Домашние тетради- это единственное, чем мы можем пользоваться (спасибо издательству МИФ,которое переводит и эксклюзивно издает эти тетради в России). И будет честно,если русские родители научатся пользоваться домашними тетрадями Кумон не хуже инструкторов из Кумоно-центров, и тоже начнут получать чудесные результаты со своими малышами.
Поэтому я и создала этот блог. Занимаясь со своими детьми, я по крупицам собирала — и собираю — от методистов Кумон информацию о том, как правильно пользоваться этими материалами.
А теперь делюсь ею здесь и надеюсь, что мои статьи помогут родителям легко и быстро обучать своих малышей математике, и, глядишь, в мире станет больше счастливых не замученных учебой талантливых детишек.
Если вы сегодня впервые услышали слово KUMON, предлагаю вам для начала прочитать эти статьи у меня в блоге — они помогут быстро разобраться, что к чему:
Где продаются чудо-тетради KUMON
Тетради KUMON вы легко найдете в продаже в любом крупном книжном, стоят они в рознице 300-400 рублей за штуку. Но дешевле всего покупать напрямую в издательстве МИФ , которое издает эти тетради в России. Там вам каждая тетрадка обойдется рублей в 230.
То есть да, ровно за те же 200 рублей вы можете купить в любой палатке дурацкие наклейки, которые изведете за один вечер — или тетрадь, которая начнет на нейрофизиологическом уровне закладывать фундамент математических способностей вашего малыша. Такие дела…
Кстати, еще поглядывайте на мою страничку со скидками в блоге : там я выкладываю информацию про интересные акции и большие распродажи Кумонов, и, если нахожу, делюсь купонами на скидки.
Аннотация к книге "Развиваем математические способности: для начальной школы"
Книга рассчитана на учащихся, которые уже знакомы с основными математическими действиями, и включает в себя игровые задания, направленные на развитие математического мышления, навыков быстрого счета и внимания. Школьнику придется проходить лабиринты, рисовать, раскрашивать, заполнять кроссворды и именно в процессе игры решать математические примеры. Таким образом, ребёнок будет играя тренировать навыки устного счета, развивать внимательность и логическое мышление одновременно. Для раскрашивания предлагаются симметричные относительно центра рисунки - "мандалы". Это новый вид заданий, при выполнении которых развивается визуальная память. Упражнения расположены по мере усложнения, выполняются за несколько минут и составлены таким образом, чтобы в процессе работы с книгой ребёнок мог повторить изученный материал или усвоить новый.
Адресовано учащимся начальных классов, родителям, педагогам.
2-е издание, переработанное.
Иллюстрации к книге Игорь Вайсбурд - Развиваем математические способности: для начальной школы
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Татьяна Гаврилова запись закреплена
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
РАЗВИВАЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Автор: И.А. Вайсбурд
Название: Развиваем математические способности. Для начальной школы.
— легкая обобщаемость математического материала;
— гибкость мыслительных процессов при решении математических задач;
— стремление к наиболее рациональным способам решения задач;
— быстрая перестройка направленности мыслительного процесса с прямого на обратный;
— хорошая память на математические отношения, схемы рассуждений, методы решения задач.
Все эти математические способности можно развивать и при обучении математике младших школьников, поскольку в начальном курсе математики для этого есть возможности. Учащиеся начальных классов осваивают:
— абстрактные математические понятия (число, геометрическая фигура, выражение и др.);
— правила построения рассуждений, что связано с развитием логических операций;
— эвристические правила решения текстовых задач.
Но если содержание математического материала в начальной школе позволяет развивать математические способности учащихся, то гораздо сложнее с организацией их математической деятельности: способности не являются постоянными и неизменными, они развиваются в процессе учения и предполагают постоянное включение школьника в творческую деятельность (познавательную, исследовательскую, проектную). Такая деятельность должна быть организована как на уроке, так и на вне урочных занятиях. В течение 2011–2013 гг. учителя — студенты Московского городского педагогического университета — под руководством автора данной статьи вели исследования, связанные с поиском содержания, способов и приемов развития у младших школьников математических способностей во внеурочной деятельности. Результаты этой работы представлены в статьях Е.В. Сергеевой, Д.А. Сергеевой и Д.Ю. Планкиной, напечатанных в данном номере журнала.
Использование магических квадратов для развития умения рассуждать
Одной из задач начального курса математики является развитие математических способностей учащихся. При этом работу в данном направлении необходимо проводить с каждым школьником, независимо от его природной одаренности. Ее результаты будут выражаться как в значительном развитии этих способностей, так и в их коррекции. Хорошо развитые математические способности характеризуются умением обобщать математический материал, строить дедуктивные умозаключения, легко запоминать математические факты, методы решения задач.
Умение рассуждать формируется при изучении различного материала, а не только математического. Нас заинтересовали в этом плане возможности магических квадратов. Магическим называют квадрат, разделенный на клетки (количество которых по вертикали и горизонтали одинаково), в которые вписан последовательный ряд чисел. Причем числа записаны так, что их сумма по вертикали, горизонтали и двум диагоналям постоянна. В.М. Туркина называет магические квадраты математическими и предлагает использовать их как средство развития умения вычислять и рассуждать. В работе О.П. Куличковой и Н. Улановой описаны игры с применением магических квадратов.
Задания с использованием магических квадратов есть в действующих учебниках математики для начальных классов, в частности, в учебниках авторского коллектива под руководством М.И. Моро и учебниках Л.Г. Петерсон.
Читайте также: