Януш корчак право ребенка на уважение краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Право ребенка на уважение

С ранних лет мы растем в сознании, что большое — важнее, чем малое.

— Я большой, — радуется ребенок, когда его ставят на стол.

— Я выше тебя, — отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.

Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять или повесить, потому что высоко. В толпе заслоняют его, не заметят и толкнут. Неудобно, неприятно быть маленьким.

Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди — маленькие и потребности, радости и печали.

Производят впечатление — большой город, высокие горы, большие деревья. Мы говорим:

— Великий подвиг, великий человек.

А ребенок мал, легок, не чувствуешь его в руках. Мы должны наклониться к нему, нагнуться.

А что еще хуже, ребенок слаб.

Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия.

Чувство слабости вызывает почтение к силе; каждый, уже не только взрослый, но и ребенок постарше, посильнее, может выразить в грубой форме неудовольствие, подкрепить требование силой, заставить слушаться: может безнаказанно обидеть.

Мы учим на собственном примере пренебрежительно относишься к тому, что слабее! Плохая наука, мрачное предзнаменование.

Облик мира изменился. Уже не сила мускулов выполняет работы и обороняет от врага, не сила мускулов вырывает у земли, у моря и лесов владычество, благосостояние и безопасность. Закабаленный раб-машина! Мускулы утратили свои исключительные права и цену. Тем больший почет уму и знаниям.

Подозрительный чулан, скромная келья мыслителя разрослись в залы исследовательских институтов. Нарастают этажи библиотек, полки гнутся под тяжестью книг. Святыни гордого разума заполнились людьми. Человек науки творит и повелевает. Иероглифы цифр и знаков опять и опять обрушивают на толпы новые достижения, свидетельствуя о мощи человечества. Все это надо охватить памятью и постичь.

Продлеваются годы упорной учебы, все больше школ, экзаменов, печатного слова. А ребенок маленький, слабенький, живет еще недолго — не читал, не знает…

Грозная проблема — как делить завоеванные пространства, какие и кому давать задания и вознаграждения, как освоить покоренный земной шар. Сколько и как разбросать мастерских, чтобы накормить алчущие труда руки и мозг, как удержать человечий муравейник в повиновении и порядке, как застраховать себя от злой воли и сумасбродства личности, как наполнить часы жизни действием, отдыхом, развлечениями, уберечь от апатии, пресыщения, скуки. Как сплачивать людей в дисциплинированные союзы, облегчать взаимопонимание; когда разъединять и делить. Здесь подгонять, ободрять, там сдерживать, здесь разжигать пыл, там гасить.

Осторожно действуют политики и законодатели, да и то часто ошибаются.

И о ребенке взрослые совещаются и решают; но кто станет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?

Кроме ума и знаний в борьбе за существование и за вес в обществе помогает смекалка. Человек расторопный чует поживу и срывает куш; вопреки всем расчетам, сразу и легко зашибает деньгу; поражает и вызывает зависть. Досконально приходится знать человека, и уже не алтари, а хлева жизни.

А ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает.

Цветок — предвестник будущего плода, цыпленок станет курицей-несушкой, телка будет давать молоко. А до тех пор — старания, траты и забота — убережешь ли, не подведет ли?

Все растущее вызывает тревогу, долго ведь приходится ждать; может быть, и будет опорой старости, и воздаст сторицею. Но жизнь знает засухи, заморозки и град, которые побивают и губят жатву.

Мы ждем предзнаменований, хотим предугадать, оградить; тревожное ожидание того, что будет, усиливает пренебрежение к тому, что есть.

Мала рыночная стоимость несозревшего. Лишь перед законом и богом цвет яблони стоит столько же, что и плод, и зеленые всходы — сколько спелые нивы.

Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребенок получает все без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан?

Исключительно, единственно и все — мы.

Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он — ничто, мы — все.

Мы распоряжаемся и требуем послушания.

Морально и юридически ответственные, знающие и предвидящие, мы единственные судьи поступков, душевных движений, мыслей и намерений ребенка.

Мы поручаем и проверяем выполнение по нашему хотению и разумению — наши дети, наша собственность — руки прочь!

(Правда, кое-что изменилось. Уже не только воля и исключительный авторитет семьи — еще осторожный, но уже общественный контроль. Слегка, незаметно.)

Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребенка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет.

Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребенок должен принять и быть довольным. Все в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению.

Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки.

Взамен за эти блага ребенок должен уступать, заслуживать хорошим поведением — выпроси или вымани, но только не требуй! Ничто ему не причитается, мы даем добровольно. (Возникает печальная аналогия: подруга богача.)

Из-за нищеты ребенка и милости материальной зависимости отношение взрослых к детям аморально.

Мы пренебрегаем ребенком, ибо он не знает, не догадывается, не предчувствует. Не знает трудностей и сложности жизни взрослых, не знает, откуда наши подъемы и упадки и усталость, что нас лишает покоя и портит нам настроение; не знает зрелых поражений и банкротств. Легко отвлечь внимание наивного ребенка, обмануть, утаить от него.

Он думает, что жизнь проста и легка. Есть папа, есть мама; отец зарабатывает, мама покупает. Ребенок не знает ни измены долгу, ни приемов борьбы взрослых за свое и не свое.

Свободный от материальных забот, от соблазнов и от сильных потрясений, он не может о них и судить. Мы его разгадываем моментально, пронзаем насквозь небрежным взглядом, без предварительного следствия раскрываем неуклюжие хитрости.

А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть?

Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает?

Мы опустошаем горы, вырубаем деревья, истребляем диких зверей. Там, где раньше были дебри и топи, — все многочисленнее селения. Мы насаждаем человека на новых землях.

Нами покорен мир, нам служат и зверь, и железо; порабощены цветные расы, определены в общих чертах взаимоотношения наций и задобрены массы. Далеко еще до справедливых порядков, больше на свете обид и мытарств.

Януш Корчак - Право ребенка на уважение

Януш Корчак - Право ребенка на уважение краткое содержание

В книге представлены избранные сочинения о воспитании детей выдающегося польского гуманиста и писателя. В известных читателю работах "Как любить ребенка", "Право ребенка на уважение", "Воспитательные моменты" и других, включенных в данную книгу, а также во впервые публикуемых материалах сформулированы основные положения его новаторской педагогики, получившей название "педагогика сердца".

Право ребенка на уважение - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Право ребенка на уважение

С ранних лет мы растем в сознании, что большое — важнее, чем малое.

— Я большой, — радуется ребенок, когда его ставят на стол.

— Я выше тебя, — отмечает он с чувством гордости, меряясь с ровесником.

Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять или повесить, потому что высоко. В толпе заслоняют его, не заметят и толкнут. Неудобно, неприятно быть маленьким.

Уважение и восхищение вызывает большое, то, что занимает много места. Маленький же повседневен, неинтересен. Маленькие люди — маленькие и потребности, радости и печали.

Производят впечатление — большой город, высокие горы, большие деревья. Мы говорим:

— Великий подвиг, великий человек.

А ребенок мал, легок, не чувствуешь его в руках. Мы должны наклониться к нему, нагнуться.

А что еще хуже, ребенок слаб.

Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия.

Чувство слабости вызывает почтение к силе; каждый, уже не только взрослый, но и ребенок постарше, посильнее, может выразить в грубой форме неудовольствие, подкрепить требование силой, заставить слушаться: может безнаказанно обидеть.

Мы учим на собственном примере пренебрежительно относишься к тому, что слабее! Плохая наука, мрачное предзнаменование.

Облик мира изменился. Уже не сила мускулов выполняет работы и обороняет от врага, не сила мускулов вырывает у земли, у моря и лесов владычество, благосостояние и безопасность. Закабаленный раб-машина! Мускулы утратили свои исключительные права и цену. Тем больший почет уму и знаниям.

Подозрительный чулан, скромная келья мыслителя разрослись в залы исследовательских институтов. Нарастают этажи библиотек, полки гнутся под тяжестью книг. Святыни гордого разума заполнились людьми. Человек науки творит и повелевает. Иероглифы цифр и знаков опять и опять обрушивают на толпы новые достижения, свидетельствуя о мощи человечества. Все это надо охватить памятью и постичь.

Продлеваются годы упорной учебы, все больше школ, экзаменов, печатного слова. А ребенок маленький, слабенький, живет еще недолго — не читал, не знает…

Грозная проблема — как делить завоеванные пространства, какие и кому давать задания и вознаграждения, как освоить покоренный земной шар. Сколько и как разбросать мастерских, чтобы накормить алчущие труда руки и мозг, как удержать человечий муравейник в повиновении и порядке, как застраховать себя от злой воли и сумасбродства личности, как наполнить часы жизни действием, отдыхом, развлечениями, уберечь от апатии, пресыщения, скуки. Как сплачивать людей в дисциплинированные союзы, облегчать взаимопонимание; когда разъединять и делить. Здесь подгонять, ободрять, там сдерживать, здесь разжигать пыл, там гасить.

Осторожно действуют политики и законодатели, да и то часто ошибаются.

И о ребенке взрослые совещаются и решают; но кто станет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?

Кроме ума и знаний в борьбе за существование и за вес в обществе помогает смекалка. Человек расторопный чует поживу и срывает куш; вопреки всем расчетам, сразу и легко зашибает деньгу; поражает и вызывает зависть. Досконально приходится знать человека, и уже не алтари, а хлева жизни.

А ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает.

Цветок — предвестник будущего плода, цыпленок станет курицей-несушкой, телка будет давать молоко. А до тех пор — старания, траты и забота — убережешь ли, не подведет ли?

Все растущее вызывает тревогу, долго ведь приходится ждать; может быть, и будет опорой старости, и воздаст сторицею. Но жизнь знает засухи, заморозки и град, которые побивают и губят жатву.

Мы ждем предзнаменований, хотим предугадать, оградить; тревожное ожидание того, что будет, усиливает пренебрежение к тому, что есть.

Мала рыночная стоимость несозревшего. Лишь перед законом и богом цвет яблони стоит столько же, что и плод, и зеленые всходы — сколько спелые нивы.

Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребенок получает все без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан?

Исключительно, единственно и все — мы.

Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он — ничто, мы — все.

Мы распоряжаемся и требуем послушания.

Морально и юридически ответственные, знающие и предвидящие, мы единственные судьи поступков, душевных движений, мыслей и намерений ребенка.

Мы поручаем и проверяем выполнение по нашему хотению и разумению — наши дети, наша собственность — руки прочь!

(Правда, кое-что изменилось. Уже не только воля и исключительный авторитет семьи — еще осторожный, но уже общественный контроль. Слегка, незаметно.)

Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребенка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет.

Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребенок должен принять и быть довольным. Все в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению.

Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки.

Взамен за эти блага ребенок должен уступать, заслуживать хорошим поведением — выпроси или вымани, но только не требуй! Ничто ему не причитается, мы даем добровольно. (Возникает печальная аналогия: подруга богача.)

Из-за нищеты ребенка и милости материальной зависимости отношение взрослых к детям аморально.

Право ребенка на уважение, Януш Корчак - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Психология детей и родителей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

"Детей нет - есть люди, - утверждал Корчак. - Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств". Эта книга об отношениях, которые связывают ребенка и взрослого, воспитанника и воспитателя, а точнее, людей друг с другом. Ребенка мало любить - его необходимо уважать. Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения. Педагог, который пробует договариваться с детьми, стремится верить в их силы и опыт, ищет пути сотрудничества, - приобретает право на уважение к ребенку. А вместе с ним, право вдохнуть воздуха в "атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей".

6 августа 2012 исполнилось 70 лет беспримерного подвига и гибели выдающегося польского гуманиста, врача, педагога, писателя ЯНУША КОРЧАКА (22 июля 1878 - 6 августа 1942).


ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ

Есть как бы две жизни: одна - важная и почтенная, а другая - снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьёз это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.
Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети - не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном.
Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан - они наши верные друзья. Есть, были и будут.
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека.

Школа создает ритм часов, дней и лет. Школьные работники должны удовлетворять сегодняшние нужды юных граждан. Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!
Ребёнок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облаченные в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, некритичные, невыполнимые предписания! В изумлении останавливается подчас разумный ребёнок перед агрессией язвительной седовласой глупости.

У ребёнка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания и много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы - не иначе, - он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.
Ребёнок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
Уважайте его незнание!
Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми - отчитываем, выговариваем, наказываем.

Как плачевно убоги были бы знания ребёнка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых.
Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы!
Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку - а значит, боль.
Клякса в тетрадке это несчастный случай, неприятность, неудача. "Когда папа прольет чай, мамочка говорит: Ничего, а мне всегда попадает".

Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребёнка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят.
"Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил". (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.)
Слезы упрямства и каприза - это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда - страдание.

Ребёнок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребёнок строит себя - его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается.
Бывают весны удвоенного труда развития и затишье осени. Вот разрастается костяк, и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство. То ему надо бегать - так как дышать, - бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное стремление действовать, то апатия.
Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие - все это не каприз и не школьная отговорка. Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста!

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать.
Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раненная - станет кровоточить, убитая - тревожить призраком дурных воспоминаний.
Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.

Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зрелые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.
Играю ли я или говорю с ребёнком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни; и в толпе детей я всегда на мгновение встречаю и провожаю взглядом и улыбкой какого-нибудь ребёнка. Сержусь ли, мы опять вместе, и только моя злая мстительная минута насилует его важную и зрелую минуту жизни.
Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания.


Текст по книге:
Корчак: Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. IBSN 5-89147-017-9. ББК 74.03 К70

Иллюстрация: Людмила Киселёва. "Куда уходит детство".

Самое важное в этой теме - это СОТРУДНИЧЕСТВО! И не сотрудничество в смысле совместный труд по воспитанию взрослым ребёнка и его труд в этом направлении - самовоспитание. А совместный труд результатом которого становится рост как самого взрослого, так и ребёнка. Толстой это выразил так: Нам ли учить крестьянских детей или нам учиться у них? Да и про дурака, что среди детей дураков не больше, чем среди взрослых. Не согласен. Под дураком в этой цитате явно понимался глупый, однако, если знать русские сказки, то дурак вовсе не глупец, дурак - это самый положительный герой для нашего народа, это наивный, безкорысрный, прямодушный и безкорыстный человек и конечно для лукавых и двуличных - это глупость, а ддля русского народа только обладателя таких качеств можно выбирать царём - это не обманет, не обворует. В современном мире все настолько изхитрились, что боятся представить себя безкорыстными, прямодушными посему боятся быть дураками, как говорится все не дураки до власти, бабла, любовниц, яхт, самолётов Шувалова и пр. "Дурачёк" Лескова и "Дурак" С.-Щедрина - тому доказательство.
П.с. А Корчак конечно молодчага, такие пласты воспитания взрослых открывает!
С уважением,

Здравия, Вера! Благодарю за отклик. Почти полное понимание. Но вот по поводу страха и особенно за близких. тут не соглашусь. Страх - это всегда эгоистическое чувство и он всегда о себе любимом, хотя возможно и хочется самооправдаться - де мы же о близких переживаем. Боимся правду сказать - а вдруг начальникам не понравится, хотя и уверены - что не понравится и они уволят под благовидным предлогом, то что ж я буду делать, как кормить семью!? Дети ведь возможно будут голодать и недополучат многого. Всё это самообман - люди "боятся" малейших изменений в жизни, особенно когда вероятно снижение сегодняшнего уровня потребления. Не случайно Булгаков устами своего героя говорит: Страх - самый худший грех!
С уважением,

Да, во многом Вы правы. Только вот сознаться самому(-ой) себе, что прежде всего думаем о себе любимом(-ой) - это тоже требует наличия высоких человеческих качеств. Когда я поняла это, страхов поубавилось. Но есть те, что на генетическом уровне, передаются нам от родителей, и т.д. (это я о себе). Возможно, у Вас совсем не так, и к страхам своим относитесь вполне разумно. Тогда и чувство страха может просто стать чувством самосохранения (в разумных пределах). Иначе не было бы героев в русской истории.
С уважением,

Вера, думаю, что со страхами у всех и у героев, и у меня всё одинаково - они присутствуют и это действительно на генетическом уровне передаётся, ведь, Вы правы - это чувство самосохранения и оно полезно. Но полезно в 100% для тела, а вот для духа оно зачастую смертельно. Если страху подчинится, то человек теряет лицо (чело), а потеря чела лишает статуса ЧЕЛОвек. Это прямо в самом слове "спрятано". Отсюда герои это люди имеющие страхи как и остальные, но ценящие своей ЧЕЛОвеческий чин выше страха, посему страх превозмогающие. Ну и мы, по мере сил должны брать пример с тех кто выше страха, ну мужики, уж по крайней мере. Хотя всё сегодня запущено и мужей, мужиков не осталось почти, одна мужчинка бродит неприкаянная, боязливая, вздрагивающая от любого начальственного чиха и, естественно, не вызывающая уважения ни у кого. Отсюда и проблемы воспитания - нет примера достойного человеческого чина поведения, а воспитание - это в первую очередь пример, а не пустые слова и нравоучения.

Я, Вера, не только позволяю со мной не соглашаться, я даже приветствую несогласие больше чем согласие. Однако, я несогласия не обнаружил. Героев прошлого и даже героев настоящего, я не отрицал. Я писал о том что мужей, в смысле достойных мужей Отечества, мужиков почти не осталось отсюда и героев почти нет. Они есть, конечно, но настолько в исчезающе малом количестве, что хоть караул кричи. Даже вопросы необходимости защиты чести и достоинства человеческого в повседневной жизни, защиты Отечества, воспитания подрастающего поколения и другие насущьно-важные вопросы приходится обсуждать в основном с женщинами, хотя всегда это было прерогативой мужей. Муж остался только как муж жены, Отечество этого лишено. Про героев из за разгильдяйства и главное не по убеждению, не защищая или спасая других людей - это не героизм, хотя власть состоящая сегодня уже на 100% из людей неспособных не только на героизм, но даже задницу от кресла оторвать или копеечку из личного кармана истратить ради других людей, всегда заинтересована принизить героизм, размыть. Они героизмом называют например ранение или смерть от случайной пули или снаряда прилетевших с передовой. Лётчиков не участвовавших в реальном бою, никак себя не проявивших в нём, а просто сбитых с земли, наши властители тоже как героев чествуют и к наградам представляют. Начали они это ещё вовремя Великой Отечественной, вручая всем участникам больших операции и тылу, пороха не нюхавшему, и себе, конечно, медалей типа "За взятие Праги", "За форсирование Днепра" и т.д. Далее хуже - стали юбилейные награды вручать. Да, поначалу в большинстве своём ветеранам, но и себя не забывая "70 лет форсированию Днепра", "25 лет победы в Великой Отечественной войне" и т.д. А затем продолжили вручением наград: "50, 55, 60, 65, 70 . лет вооружённых силам". В результате их действий грудь миллионов окрасилась иконостасом наград с героизмом несвязанных вообще. Настоящие боевые награды реальных героев в этом блеске потерялись так что и герои и не совершавшие героических поступков смотрятся совершенно одинаково и статус героев и их наград был размыт. Сегодня у старших и высших офицеров армии и флота вся грудь в наградах, тогда как они в основном юбилейные. Особенно издевательски это выглядит когда не награды носят, а планки. Человек лично, рискуя жизнью спасший на пожаре другого человека будет скромно носить одну незаметную планочку медали "За спасение на пожаре", а офицер штаба пожарной части 100% времени сидящий в кабинете будет красоваться целой пластиной планок юбилейных. Всячески выдавая, что и они тоже имеют "драгоценный вклад в копилку" своего Духа они всеми силами снижают вклад героев в копилку Духа общества, особенно подрастающих поколений, лишая их возможности увидеть в жизни реальных героев, отличить их от обычных людей по наградам, лишают детей возможности спросить родителей, учителей: А какой геройский поступок совершил вот тот человек с планочкой на груди? Даже мы, взрослые уже не интересуемся за каие героические поступки награды то, подсознательно понимая, что обман всё, бутафория. Вот наш министр обороны Шойгу - герой России и никто не интересуется может он один в бою против 4 вражеских самолётов выстоял и всех их сбил? Нам это не интересует, мы знаем, что из кабинета он не вылезал во время войны в Абхазии и в атаку бойцов не вёл. А это ведь и требовалось трусам всегда во власти сидящим. Вот и получается, Вера, что несогласия у нас с Вами не обнаруживаю, просто может быть чуть по другому пишу проблеме.
С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Потрясающая книга от потрясающего Корчака! Рада, что вышло переиздание!

Потрясающая книга от потрясающего Корчака! Рада, что вышло переиздание!

Зная биографию Януша Корчака и преданность своему призванию, мне хотелось узнать его взгляды на воспитание детей.
Если вы ищите сборник с инструкциями по общению с ребёнком на все случаи жизни, то лучше возьмите книгу современного автора. Здесь же собраны наблюдения Корчака основанные на его личном опыте, когда ещё не было психологов готовых объяснить как надо общаться с ребёнком.
Наблюдая за детьми сначала как врач, а потом как директор и воспитатель "Дома сирот" он заговорил о вещах, которые сейчас нам кажутся естественными и привычным. Хотя нет, я сейчас лукавлю. Как давно наше общество начало принимать, что нельзя прибегать к моральному или физическому насилию с ребёнком ? Ну или что дети тоже имеют право на эмоции и познание мира через личный опыт, пусть даже и с ошибками? И давайте честно, все ли сейчас приняли эти простые истины? А теперь представьте как это звучало в 20х годах!
Януш Корчак не из тех кто будет ласково оправдывать детей и родителей, поэтому на протяжении всей книги, обозревая поднятые темы он честно и порой хлестко указывает на правду. Вы злитесь на ребёнка потому что теперь он отнимает ваши ресурсы; сначала вы боитесь падения ребёнка из за травм, а потом из за порваных штанов, то есть это уже вопрос финансов; ребёнок имеет такое же право на уважение как и взрослый; науки развиваются и нормы меняются постоянно, имейте меру во всем, не растите детей по графику и таблицам; только личными поступками, вы можете показать детям как правильно и не разрушить веру в справедливость, слов мало.
Он не наделял детей ангельскими чертами, и честно говорил, что среди детей, столько же хороших и плохих как и среди взрослых. Дети могут обманывать, могут быть злыми, но если заслужить их уважение и уважать их, то можно все изменить.
Да, для некоторых наблюдений не хватало тогда научных данных. Например он обратил внимание, что дети переживают несколько кризисов, а не только в переходный возраст, но не смог отследить в какие промежутки взросления это происходит. Что нельзя растить ребёнка опираясь только на одну науку, например на медицину, что для этого должны быть комплексные сочетания наук.
На протяжение всей книги меня не покидал один вопрос, почему об этих истинах, которые так давно были открыты, только сейчас стали громко говорить?
А потом вспомнила об отношении к детям в Европе, о терпении и понимании взрослых. И стало обидно, что в силу многих факторов, мы не могли отказаться от привычных правил воспитания.
Книга будет полезна тем кто хочет поближе познакомиться с автором и его взглядами или переоценить свои взгляды на воспитание детей, но ещё не готовы погружаться во все секреты современной детской психологии.

Читайте также: