Раздевалка в школе размеры

Обновлено: 02.07.2024

5.3.5 В тех случаях, когда зал предназначается для вида (видов) спорта, которым занимаются как мужчины, так и женщины, раздевальных для занимающихся при этом зале должно быть не менее двух (мужская и женская). Если же зал предназначается для вида спорта, которым занимаются только женщины (например, художественная гимнастика) или только мужчины (например, бокс), то раздевальная предусматривается одна (мужская или женская), при этом число мест для переодевания и число двухъярусных закрытых шкафов в ней принимаются на 100% занимающихся в смену.

5.3.6 Для удобства подсчета площади раздевальных во всех случаях рекомендуется пользоваться таблицей 5.3. В ней приведены удельные показатели площади, при этом учтены необходимое число шкафов (или их отсутствие), скамей для переодевания с необходимым числом мест, проходов надлежащей ширины, а также размещение в раздевальной мойки для ног и умывальника.

При одной и той же пропускной способности физкультурно-спортивного зала число занимающихся, одновременно пользующихся раздевальной, зависит от принятого в проекте числа помещений раздевальных. Следует иметь в виду, что уменьшение мест в каждой раздевальной повышает комфорт, но ведет к увеличению суммарной площади всех раздевальных.

5.3.7 Места для переодевания инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть запроектированы:

Соотношение числа мест для переодевания инвалидов-опорников в различных типах раздевальных определяется заданием на проектирование. Суммарная численность мест должна соответствовать единовременной пропускной способности сооружения (группы сооружений), используемого инвалидами.

Площади раздевальных для переодевания инвалидов рекомендуется принимать по расчету в соответствии с таблицей 5.4.


6.3.1 Раздевальные для занимающихся следует предусматривать отдельно для мужчин и женщин с хранением домашней одежды в шкафах, размещаемых непосредственно в помещении раздевальной или в отдельном помещении общей гардеробной, располагаемой смежно с мужской и женской раздевальными, и сообщаются с ними через проемы для приема и выдачи домашней одежды.

В сооружениях, предназначенных для соревнований по командным видам спортивных игр (в том числе в универсальных сооружениях), следует предусматривать не менее четырех командных раздевальных без деления на мужские и женские. При предназначении сооружения также для учебно-тренировочных занятий и (или) соревнований по другим видам спорта площади командных раздевальных должны входить в расчет общей площади раздевальных сооружений.

1. При количестве раздевальных более двух и хранении домашней одежды в общей гардеробной допускается размещение последней не смежно с раздевальными, а на пути из раздевальной в зал (на площадку, поле).

2. На сооружениях с пропускной способностью до 80 чел. в смену и расположением раздевальных на одном этаже с гардеробной верхней одежды последнюю допускается располагать смежно с гардеробной домашней одежды и сообщающейся с нею через дверной проем.

6.3.2 Раздевальные для занимающихся могут предназначаться только для переодевания или для переодевания и хранения домашней одежды. Параметры функциональных зон приведены на рисунке 6.1.

Места для переодевания оборудуются, как правило, скамьями из расчета не менее 0,6 м длины скамьи на одно место, а для хранения домашней одежды предусматриваются закрытые двухъярусные шкафы размером в плане 0,6 х 0,3 м, устанавливаемые, как правило, в блоке с местами (скамьями) для переодевания (т.е. с общим проходом к ним). В этом случае площадь на каждый шкаф принимается 0,18 м2. В тех случаях, когда число шкафов превышает число мест для переодевания, "избыточные" шкафы устанавливаются отдельно и площадь на каждый шкаф (с учетом проходов к нему) принимается 0,5 м2.

Соотношение числа мест для переодевания в мужских и женских раздевальных принимается, как правило, 1:1. При этом число шкафов для хранения домашней одежды в каждой из раздевальных принимается (в соответствии с опытом эксплуатации) на 150 % мест для переодевания.

6.3.3 При хранении домашней одежды в отдельном помещении гардеробной домашней одежды оно оборудуется открытыми двухъярусными шкафами такого же размера, что и крытые. Число шкафов принимается на 100 % занимающихся в смену, а площадь на каждый шкаф - 0,5 м2 (с учетом подходов к нему).

Хранение домашней одежды в отдельном помещении гардеробной дает экономию площади, но требует наличия гардеробщика. Помещение гардеробной рекомендуется размещать смежно с мужской и женской раздевальными, сообщающимися с ним через окно приема и выдачи одежды. При числе раздевальных более двух гардеробная может располагаться не смежно с раздевальными, а на пути движения занимающихся к залу.

6.3.4 В раздевальных, предназначаемых для детей до 10 лет, рекомендуется хранение их домашней одежды только в помещении раздевальной, в одноярусных закрытых шкафах размером 0, х 0,3 м в плане, число которых принимается на 300 % мест для переодевания.

6.3.5 В тех случаях, когда зал предназначается для вида (видов) спорта, которым занимаются как мужчины, так и женщины, раздевальных для занимающихся при этом зале должно быть не менее двух (мужская и женская). Если же зал предназначается для вида спорта, которым занимаются только женщины (например, художественная гимнастика), или только мужчины (например, бокс), то раздевальная предусматривается одна (мужская или женская), при этом число мест для переодевания и число двухъярусных закрытых шкафов в ней принимаются на 100 % занимающихся в смену.

6.3.6 Для удобства подсчета площади раздевальных во всех случаях рекомендуется пользоваться таблицей 6.2, в которой приведены удельные показатели площади, при этом учтено необходимое число шкафов (или их отсутствие), скамей для переодевания с необходимым числом мест, проходов надлежащей ширины, а также размещение в раздевальной мойки для ног и умывальника.

Примечание - В скобках приведен показатель удельной площади раздевальной при хранении домашней одежды в отдельном помещении гардеробной.

При одной и той же пропускной способности физкультурно-спортивного зала число занимающихся, одновременно пользующихся раздевальной, зависит от принятого в проекте числа помещений раздевальных. Следует иметь в виду, что уменьшение мест в раздевальной повышает комфорт, но ведет к увеличению суммарной площади всех раздевальных.

6.3.7 Места для переодевания инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть запроектированы:

в общих раздевальных, обслуживающих как инвалидов, так и всех других занимающихся;

в общих раздевальных с устройством индивидуальных кабин для переодевания;

в "семейных" раздевальных для инвалидов с сопровождающим.

Соотношение числа мест для переодевания инвалидов с ПОДА в различных типах раздевальных определяется заданием на проектирование. Суммарная численность мест должна соответствовать единовременной пропускной способности сооружения (группы сооружений), используемого инвалидами.

Площади раздевальных для переодевания инвалидов рекомендуется принимать по расчету в соответствии с таблицей 6.3.

6.3.8 При расстановке скамей для переодевания и шкафов для хранения домашней одежды в раздевальных, гардеробных и душевых принимаются минимальные размеры ширины проходов по таблице 6.4 и рисункам 6.2 и 6.3.

6.3.9 При использовании общих раздевальных инвалидами необходимо учитывать, что проходы между скамьями для переодевания и шкафами для хранения одежды должны быть рассчитаны на свободный проезд инвалидной коляски (см. рисунок 6.1).

Скамьи в общих раздевальных должны располагаться на расстоянии не менее 1,8 м друг от друга. В раздевальных необходимо устройство подиума или островной скамьи длиной 3 м, шириной 0,5-0,9 м и высотой 0,5 м для обеспечения возможности раздеваться лежа. В отдельных случаях допускается устройство расширенной скамьи шириной не менее 0,6 м вдоль одной из стен раздевальной.

Расстояния Размер, м
В раздевальных:
между рядами скамей при сидении лицом друг к другу Не менее 1,5
между рядом скамей и параллельной ему стеной или стоящим напротив рядом шкафов Не менее 1,1
между рядами шкафов или рядом шкафов и стеной Не менее 0,6
перед фронтом отдельно стоящих шкафов Не менее 0,5
перед фронтом оконных проемов в наружной стене гардеробной домашней одежды Не менее 0,7
боковые проходы Не менее 0,5
главные проходы Не менее 1
Свободная зона перед фронтом проемов в гардеробную домашней одежды Из расчета 0,07 м2 на 1 место для переодевания при ширине не менее 0,7 м (не считая ширины прохода)
В гардеробной домашней одежды - между рядами шкафов и перед фронтом проемов в раздевальные Не менее 0,7

6.3.10 Шкафчики для хранения одежды должны быть в пределах досягаемости инвалидами разного возраста - от 0,3 до 1,1 м от пола.

Хранение домашней одежды в помещении раздевальной следует предусматривать в закрытых одноярусных шкафах высотой до 1,3 м. В помещениях раздевальных, используемых одной командой, и для детей допускается хранение домашней одежды открытым способом, на крючках.

6.3.11 Индивидуальные кабины для переодевания следует предусматривать как стандартных размеров - 1,2 х 1,2 м, оборудуя их горизонтальными поручнями и скамьей для переодевания, так и увеличенных размеров - 2 х 2 м для инвалидов, использующих кресла-коляски.

В помещениях общих раздевальных могут выделяться зоны для переодевания инвалидов, визуально отделяемые от всего помещения мебелью и оборудованием.

6.3.12 Исходя из гигиенических соображений пути движения занимающихся из раздевальных в зал не должны пересекаться с путями движения зрителей.

Нельзя полностью погрузиться в учебу, когда переживаешь о том, что негде разместить свою верхнюю одежду, уличную обувь. Итак, посмотрим, что говорят нормы права о том, как должен выглядеть гардероб в школах и его оснащение.

Согласно п. 4.5. При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса.

Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.

В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В новых школах гардероб размещается только на 1 этаже.

В новых и старых школах в гардеробе должны быть:
1. Вешалки;
2. Крючки для одежды;
3. Ячейки для обуви.
При гардеробных должны быть расположены скамейки.

Хоть многие школы и обеспечивают учащихся вешалками, крючками, но, к сожалению, во многих школах отсутствуют ячейки для обуви.

Данное обстоятельство является нарушением.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

По традиции судебная практика

Физкультурный зал - площадь и оформление согласно СП

Физкультурный зал преимущественно размещается в отдельно стоящем корпусе, на первом этаже, с организованным отдельным выходом на открытую спортивную площадку. Общепринятая конструкция школьного спортзала имеет следующую планировку: кабинет преподавателя, комната для оборудования, 2 раздевалки, 2 душевые зоны, 2 туалета, сам спортивный зал. Все помещения должны быть расположены так, чтобы занимающиеся и тренера не мешали друг другу и другим пространствам школы. Обычно зал в школе один, но этот момент может быть скорректирован в зависимости от количества учащихся в образовательном учреждении. Также могут выбираться и размеры спортзала, исходя из расчёта пропускной способности, принимаемой как 11 кв.м. (и не менее 4 м2) на 1 школьника. При этом площадь физкультурного зала должна быть не менее 140 м2, даже если существующие помещения находятся на реконструкции. Площадь физкультурного зала для групповых занятий по общей физической подготовке и игр с мячом должна насчитывать:

  • 162 кв.м. / 216 м2 (9x18 / 12x18 метров) при наличии в школе 8 – 20 классов;
  • 288 кв.м. (12x24 метра) при наличии в школе 20 – 30 классов;
  • 2 зала: 144 + 288 кв.м. при наличии в школе 40 классов;
  • 2 зала: 144 + 450 м2 при наличии в школе 50 классов.

Спортзал площадью 144 кв.м. может использоваться только для проведения физкультуры в начальных классах. Требования к необходимым размерам пространств для спорта в школах обусловлены не просто нормами для организации спортивных занятий, но и оптимальным объёмом воздуха для занимающихся и правилами безопасности. Высота от пола до потолка зависит от общих размеров пространства и должна быть не менее 4,8 – 6 метров.

Физкультурно спортивные залы

Окна желательно располагать по обеим длинным сторонам спортобъекта. Это создаёт все условия для достаточного уровня освещения и помогает в проветривании, так как можно открыть форточки и обеспечить сквозную вытяжку между уроками. Освещение комбинируется из естественного и искусственных источников. Второй вариант представлен разными видами ламп, наименьшая освещенность находится в диапазоне 100 – 400 лк, в зависимости от вида спорта, под который предназначается зал. Свет важно, чтобы распространялся равномерно по всему периметру помещения и оставался приятным зрению независимо от времени суток. Проектирование физкультурных залов должно осуществляться согласно требованиям СНиП 23-05, СП 31-110 и СНиП 3.05.06. Оконные стекла следует оснастить решетками и сетками для улучшения условий безопасности.

Цветовое решение зала играет немаловажную роль для учащихся, поэтому необходимо применять только чистые контрастные цвета, например: пол – желтый, а стены – голубые; пол – красно-коричневый, а стены – зеленые и т.д. Выбранные оттенки должны совпадать по характеру с функциональным назначением спортивного объекта. Правильное сочетание цветов может одновременно активизировать человека, не раздражая его, и выдерживать в состоянии эмоционального покоя. Поэтому красный или оранжевый цвета не рекомендуется использовать при оформлении спортзала для длительных тренировок, игр или соревнований.

Школьный спортивный зал

Температура воздуха в физкультурно-оздоровительном крытом сооружении, в холодный сезон года, удерживается в районе 18°C при степени влажности в 30 – 60 %. Системы отопления и вентиляции предусматриваются в обязательном порядке заранее и устанавливаются с учётом норм СНиП 41-01.

Полы спортивных залов могут быть выполнены из резинового рулонного материала или дерева. Выбор покрытия следует осуществлять точно понимая назначение спортсооружения по видам спорта. Физкультурные школьные спортзалы рекомендуется обустраивать спортивным паркетом с толщиной системы от 37 до 39 мм. Покупая напольное покрытие из дерева важно оценить амортизационные качества, компенсирующие нагрузку на мышцы связок и голеностопа занимающихся.

Оборудование для школьного спортзала

Оборудование залов должно учитывать половые и возрастные особенности школьников. Оно должно поддерживаться в исправном состоянии и постоянно обслуживаться. Ни в коем случае нельзя допускать захламленность помещения инвентарём или оборудованием, так как это может в разы повысить риск учащения травмоопасных ситуаций. Конструкция элементов должна соответствовать нормам экологичности и безопасности. В арсенале преподавателя необходимо наличие как универсальных, общих, так и узкоспециализированных предметов: шведские стенки, мячи, брусья, скакалки, маты, гимнастические козел и/или конь, скамьи, теннисные столы и т.д. Разнообразие элементов позволит сделать занятия по физкультуре более интересными, учащимся предоставит возможность проявить себя в разных видах спорта, а преподавателю обеспечит полноценный подход к разностороннему спортивному воспитанию. Для хранения неиспользуемого оборудования обязательно должно быть подготовлено отдельное помещение. Полный свод правил и норм по проектированию и строительству физкультурно-спортивных залов изложен в СП 31-112-2004.

Читайте также: