Повышение учебной мотивации школьников с рисками школьной неуспешности

Обновлено: 05.07.2024

В наше время , с появлением сети Интернет , компьютерных игр, социальных сетей и других соблазнов , достаточно трудно прививать детям понимание того , что образование – очень важная и нужная вещь .

Нет ничего невозможного , просто к решению каждой проблемы нужно найти правильный подход .

В этот буклет мы собрали, на наш взгляд, очень интересные и действенные советы, мудрые высказывания и крылатые выражения, посвященные повышению мотивации к учению как показателю достижения успеха.

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том , чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность - причину познавательного интереса .

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники .

1 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , изучение нового материала с опорой на старые знания .


2 – Помните, что очень важен п оложительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

4 – Помните, что и нтерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

5 - Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям) .

6 – Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: з анимательност ь , необычное начало урока , использование музыкальных фрагментов , игровых и соревновательных форм , юмористических фраз и расслабляющих минуток .

7 – Не наказывайте за неудачу , неудача сама по себе является наказанием . Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения . Неудачи снижают мотивацию .

9 – Помните, что р ост уверенности в себе , своих силах способствует усилению внутренней мотивации .

10 – Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий , эвристическую беседу , учебную дискуссию , выделение существенных признаков предметов , классификацию , обобщение , моделирование .

11 – Старайтесь на уроках учитывать запросы , интересы и устремления детей . Применяйте новые информационные технологии .

12 – Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ , а за несколько ( на разных этапах урока ) – вводите забытое понятие поурочного балла .

14 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет продолжить обучение . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы он стал самостоятельным . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

15 – Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств , лежащих в основе развития познавательных способностей : быстроты реакций , всех видов памяти , внимания , воображения и т . д . Основная задача каждого учителя – не только научить , а и развить мышление ребенка средствами своего предмета .

16 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся , с опорой на старые знания .

17 – Старайтесь , когда возможно , интегрировать знания , связывая темы своего предмета, как с родственными , так и другими учебными дисциплинами , обогащая знания , расширяя кругозор .

18 – Преподносите содержание учебного материала так , чтобы это было интересно . Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме .

19 – Старайтесь создавать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества , яркую и эмоциональную речь учителя .

21 – Выясните , что является причиной низкой мотивации учеников : неумение учиться или ошибки воспитательного характера . После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося . При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.

22 – Помните, что д ля школьников важна сама личность учителя ( очень часто даже скучный материал , объясняемый любимым учителем , хорошо усваивается ).

23 – Создавайте атмосферу энтузиазма , оптимизма и веры детей в свои способности и возможности . Уважайте личность каждого ребенка .

И у вас всё получится !

t1622454170aa.jpg

t1622454170ab.jpg

t1622454170ac.jpg

t1622454170ad.jpg

t1622454170ae.jpg

t1622454170af.jpg

t1622454170ag.jpg

t1622454170ah.jpg

t1622454170ai.jpg

t1622454170aj.jpg

по повышению учебной мотивации

детей и подростков

Родителям следует иметь в виду то , что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только с учёбой . Важно знать , что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей , не связанных с учебой в школе .

Помните , что достижение – это еще не мотивация . Поэтому необходимо знать , что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания , это не значит , что он мотивированно выполняет их .

Мотивация – это желание и готовность что - либо делать .

Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели , например , стать профессиональным писателем , или краткосрочные , например , выучить одно иностранное слово .

Не следует наказывать ребенка за оценки , необходимо тщательно разобраться с возникшей проблемой и найти способ для мотивации к учебе .

1 – Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка , участвуя не только в школьных , но и в других всевозможных общественных мероприятиях .

2 – Часто хвалите своего ребенка пусть даже за самые незначительные успехи , говорите ему , как вы им гордитесь , какой он у вас умный и трудолюбивый . Для детей похвала и одобрение родителей очень важны , и не только в раннем возрасте . Ребенку важно знать , что он трудиться не зря , что его мама и папа ценят этот труд , радуются его успехам вместе с ним .

3 – Умейте поощрять ребенка за проделанную работу , за успехи в учебе , учите его достигать поставленных целей этап за этапом . Узнайте , чем он увлекается больше всего , о чем мечтает . Разговаривайте с ребенком об этом, разделяйте его увлечения. Так вы скорее увидите способности и склонности своего ребенка.

4 – Никогда не принуждайте ребенка к учебе в приказном тоне , это не даст хорошего результата , а вы только проявите неуместный деспотизм , который ничего, кроме негатива и чувства протеста, в душе ребенка не вызовет . Лучше всего в спокойном дружеском тоне спросить , не нужна ли ему помощь в подготовке к урокам , не испытывает ли ваш ребенок трудностей в изучении тех или иных предметов . Старайтесь поддерживать со своим ребенком доверительные дружеские отношения .

6 – Никогда не позволяйте себе ругать или , еще хуже , оскорблять свое чадо за плохие оценки в школе . Напротив , если вы узнали , что он уже получил плохую оценку , вы должны в первую очередь стать ему поддержкой , подбодрить и убедить в том , что это только временная неудача , и если он только захочет , то сможет на следующий раз подготовиться лучше и поразить учителя своими знаниями .

7 – Вдохновляйте собственным примером . Ведь , когда ребенок видит , что его родители эрудированы , образованны , много читают , имеют много увлечений , могут рассказать много всего интересного , это пробуждает в нем самом интерес к образованию , он начинает тянуться за родителями .

8 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке , предоставляя ему возможность узнавать о своих интересах и изучать их , будь то звезды , животные , цветы или многое другое .

10 – Попытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели , так как иногда дети перегружены сложными задачами . Это не значит , что данные задачи сложны для выполнения , просто дети могут нервничать из - за того , что на решение или понимание проблемы уходит много времени . Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи , поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей .

11 – Помогайте ребенку учиться организовывать свое время , так как после начала учебы в школе ему придется выделять на одни предметы больше времени , на другие – меньше . Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время . Скоро ему самому придется научиться правильно управлять своим временем .

13 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль : отстающие дети считают , что достижение результата находится вне их контроля , поэтому им кажется , что все их усилия бессмысленны . Ребенок может научиться осознавать роль личной ответственности за достижение положительного результата . Также хорошо помогать ребенку устанавливать причинно-следственные связи: после чего результат улучшился, после чего – ухудшился.

14 – Показывайте личным примером положительное отношение к школе , так как дети должны видеть , что родители высоко оценивают роль образования . Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель , вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов .

15 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами . Часто причиной отсутствия мотивации является то , что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами . Например , подросток , который хочет заниматься астрономией , должен знать , что для этого ему необходимо изучать математику и физику .

17 – Расскажите ребенку о своем личном опыте , а также поставьте в пример известные личности , которые добились в жизни больших успехов благодаря полученным знаниям и умению достигать поставленных целей.

18 – Поощряйте позитивные действия . Не надо концентрировать ваше внимание только на негативных действиях или плохом поведении ребенка .

20 – Для детей младшего и среднего школьного возраста великолепным стимулом к учебе могут стать занимательные задачники и увлекательные книги . Читайте их вместе с ребенком , проводите дома опыты , наблюдайте за природой . Так вы у ребенка пробудите интерес к естественным наукам , и обеспечите успешное освоение многих школьных предметов .

21 – Если у вашего ребенка нет домашнего задания , удостоверьтесь , что он тратит по крайней мере 30 минут в день на просмотр и повторение пройденного в классе материала.

Что можно сделать в этой ситуации . Выбрать нужный тон для беседы , ведь даже читать задание нужно вместе , и также вместе его разбирать .

Упрек ребенку , который сделал ошибку . Такая реакция не мотивирует, а убивает удовольствие от учебы . Нет мотивации без похвалы .

Сообщите ребенку об ошибке мягко . Сразу же вместе найдите и прочитайте правило , на которое он допустил ошибку .

24 – Дети нуждаются в постоянном повышении самооценки . Для этого хвалите их за каждое правильное действие , тогда у них появится стимул для выполнения даже самых сложных заданий . А главное, не нужно заострять внимание на плохих моментах , просто направляйте ребенка на правильное решение .

25 – Поддержите вашего ребенка , если даже он плохо сдал какой - либо экзамен или тест.

26 – Узнайте : задали ли ему домашнее задание или какой - либо проект в классе , который он должен сделать дома . Если ребенок не уверен в правильности выполнения или не знает, с чего начать, обсудите с ним порядок работы, но не выполняйте задание за него. Можно просто присутствовать рядом, подбадривая и поддерживая ребенка.

27 – Выполняйте домашние задание с младшим школьником в форме игры , так как большинство детей любят играть, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру . Также проверка работы детей показывает , что вы заботитесь о них . Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому .

28 – Если Вас настораживает негативное поведение ребенка, поговорите с ним. Объясните, что именно Вас волнует. Постарайтесь вместе решить, что делать, что и как нужно изменить. Постоянно вместе с ребенком выделяйте какие - либо признаки улучшения его поведения . Если прогресса нет, поговорите с его учителем или школьным психологом .

29 – Позитивно , регулярно поддерживайте ребенка . Доброе слово и дельный совет лучше порицания .

30 – Поговорите с учителем ребенка о различных альтернативах или источниках , которые могут помочь ему , если есть проблемы в учебе .

31 – Спрашивайте вашего ребенка , как прошел его день в школе . Не акцентируйте внимание на негативных моментах, но при этом у достоверьтесь , что он вам рассказывает правду.

32 – Так как общение очень важно для ребенка любого возраста , обучение должно происходить через общение . Оцените положительные действия ребёнка , спросите мнение о предмете , обсудите с ребенком любимые и нелюбимые уроки, учите аргументировать свою позицию .

33 – Самое главное : регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка , ведь они следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе .

34 – Чётко ставьте цели перед ребенком: чего хочет добиться , какими знаниями обладать .

35 – По возможности , определяйте практическую направленность обучения . (з ачем мне это надо знать , как я это применю в жизни ?)

36 – Отмечайте достижения ребенка . Оценка его достижений поможет сделать обучение более успешным . Например , список успехов может способствовать тому , чтобы ребенок стал более самостоятельным .

37 – Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели ( когда я это исправлю , выучу ).

38 – Формируйте у своего ребенка положительный стимул для получения новых знаний в школе . Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

39 – Четко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей учебы .

40 – Не сравнивайте результаты обучения вашего ребенка с ребятами из класса , это может привести к раздражению и снижению самооценки и мотивации .

41 – Если у вашего ребенка проблемы в учебе , ему необходима дополнительная помощь учителя , домашнего репетитора и психолога .

42 – Любите ребенка .

И у Вас всё получится!

Конечно , это не весь перечень советов, как повышать мотивацию ребенка к учебной деятельности. Но если вы будете постоянно и последовательно выполнять эти советы , результат , в виде успешного ученика , не заставит себя долго ждать .

Читайте также: