Ратцель народоведение краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Народоведение несовершенно, если оно знает только земледель­цев и скотоводов, кочевников и охотников.

Морские народы, по мнению Ратцеля, образуют оригинальную группу —

. их распространение, жилища, деятельность совершенно своеобраз­ны. Морские народы распространяются скачками с острова на остров, с одной береговой полосы на другую.

. в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полу-культуры, а пастушеские народы живут вне границ культуры, враждеб­ны ей 2 .

Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая владела морем, — это Рим, Испания, Англия.

Ф. Ратцель также обстоятельно анализирует значение климата в жизни народов. Особо останавливается на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влаж­ности воздуха на тело и психику человека, влияние света, кли­мата на внешний образ жизни человека, а также исследует образ жизни человека в течение одних суток и годового цикла време­ни. Он отмечает троякого рода влияние климата на человека:

• непосредственные изменения в физической и душевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырости, су­хости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом тогда, как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характе­ров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличаи видны, по его мнению, в харак­тере жителя Северной Америки и Техаса, новой Англии и Кана­ды или Калифорнии;

• климат воздействует на переселение народов. Континен­тальный климат степей приводит к кочевому образу жизни: ко­чевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земле­дельцев:

* от климата зависят произрастание растительности и рас­пределение животных, а следовательно, образ жизни человека. В Исландии невозможно развитие земледелия, и население зани­мается овцеводством и рыболовством. В тех же южных Штатах Северной Америки, где произрастают табак, хлопок, появились рабы — негры, отсюда образовался своеобразный социальный слой 3 .

Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени развития одинаково подчиня­ются влиянию климата. Но при работе и переселении на новые места, особенно в тропиках, климатические воздействия сказы­ваются всего сильнее. По мере развития культуры противодейст­вие этому влиянию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.

Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здоровью и культуре, обмену веществ и развитию ума, и тропический климат действует так удручающе и усыпляюще исключи­тельно благодаря малым колебаниям температуры.

В качестве доказательства влияния почвы, географической Череды на виды деятельности человека Ф. Ратцель приводит данные статистики о плотности населения развитых регионов пла­неты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т.д.

Численность людей тесно связана с их почвой, оказывающей зна­чительное влияние на их внутреннее развитие, распространение и взаимные отношения, —

и далее он говорит, что

развитие нынешних состояний человечества зависит^ гораздо выс­шей мере, чем обыкновенно полагают, от увеличившейся численности населения. Организация народов внеевропейского культурного круга не допускает плотного народонаселения. Небольшие общины, обра­батывающие клочки земли, отделены друг от друга обширными пус­тыми пространствами. Они значительно ограничивают сношения ме­жду людьми и делают невозможными большие скопления людей .

Другим фактором, влияющим на образ жизни населения, по его мнению, является культура, в частности, культура землевладения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население. И

чем ближе люди соприкасаются между собою, тем ближе они прини­мают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобре­тений, тем выше поднимается соревнование в проявлении силы. Ум­ножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры: в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы 7 ,

Этот тезис он подтверждает ссылкой на плотность населения Китая и Индии, с одной стороны, и кочевых народов Монголии и Тибета и восточных тюркских народов — с другой, где прожи­вает менее 1/60 части населения от числа китайцев и индийцев.

Ратиель делает вывод о том, что

редкое население уже само в себе, заключает повод к упадку; его не­большая численность легче подвергается ослаблению и исчезнове­нию. Быстрый расход жизненных сил является признаком всех наро­дов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и неполна: воздержанность часто граничит с бедно­стью, нужда является частым гостем и у них отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествующими силами природы арктических стран и степных областей южного полушария упадок, замечаемый на границе Эйкумены, может доходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.

По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в двух случаях: самоуничтожение и под влиянием высшей куль­туры. Обе эти причины действуют вместе.

Таким образом, распространение культуры представляется нам самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном ша­ре, которое ведет к более полному осуществлению единства челове­ческого рода к .

Он рассматривает различия между народами по степени давле­ния на них культуры, по характеру связи с природой. Он пишет:

Культура делает нас свободными не в смысле полного отрешения от природы, а в смысле более разнообразной и широкой связи с нею. Крестьянин, собирающий свой хлеб в житницу, столько же зависит от почвы своего поля, сколько индиец, собирающий в болоте водяной рис, который он не сеял, но для первого эта зависимость менее тяжела, так как запас, который он предварительно собрал, освобождает его от за­бот, тогда как последнего близко затрагивает каждая буря, сбивающая колосья в воду. Мы не освобождаемся от влияния природы. мы осво­бождаемся только от влияния отдельных случайносте. вследствие того, что связь наша с нею становится разнообразнее.

Государство является организмом. потому что эта связь вэаи-моукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Обитаемое пространство. способствует разви­тию государства, особенно если это пространство окружено естест­венными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же харак­теристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него 9 .

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умира­ют, проявляется тенденция к географической экспансии. Рас­ширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с жизненным циклом. Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы пространства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государств:

• Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

• Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.

• . Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.

• Граница — это периферийный орган государства, она — признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

• Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, рус­ла рек, районы, богатые ресурсами.

• Первотолчок к территориальному росту приходит к не­развитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.

• Тенденция к слиянию — характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно наби­рая силу 10 .

Ф. Ратцель первым высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. Таким образом, мы видим, что в его трудах содержатся все основные идеи, на которых и поны­не базируется наука геополитика.

Государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо.

Как таковое, оно следует закону роста:

. сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания 11 .

Челлен разделял точку зрения Ратцеля о том, что почва, на которой государство расположено, есть его интегральная часть, что почва и государство - единое целое. Но пангерманист Челлен идет дальше своего учителя и отмечает роль таких факторов, важных для функционирования и развития государства, как народ, экономика, форма правления и др. До отцов – основателей геополитики -- о трех важнейших факторах в истории олюбого народа и государства уже говорили Монтескье и, особенно, Конт. Но немецко-шведские геополитики значительно дополнили их, систематизировав эти факторы.

Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:.

  • в хозяйственной (со своей специфической активностью) этот признак он назвал экополитикой;
  • как народ со своими национальными и этническими характеристиками – демонополитика;
  • как социальное сообщество различных классов и профессий - социополитика;
  • в форме государственного управления со своей конституционной и административной структурой – кратополитика.

Если в биологической системе Ратцеля государство выступа­ет как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, то Челлен утверждал, что

государства, как мы их наблюдаем а истории, являются подобно лю­дям, чувствующими и мыслящими существами.

Они также существуют на поверхности земли благодаря собственной жизненной силе и благодаря благоприятному стечению обстоятельств, на­ходясь в состоянии постоянной конкуренции друге другом, то есть борьбы за существование, и благодаря естественному отбору. Мы видим, как они рождаются и вырастают, мы видим также, как они подобно другим орга­низмам увядают и умирают. Итак, они являются формами жизни, самыми импозантными среди всех жизненных форм на земле 13 .

жизнеспособность государства, где пространство ограничено, — под­чинена категорическому политическому императиву: расширить свою

территорию путем колонизации, объединения или завоевания различ-

ного рода. В таком положении была Англия, а в настоящее время на­ходятся Япония и Германия. Как мы видим, здесь имеет место не сти­хийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в целях самосохранения 14 .

Другими словами, войны сопровождают рост государствен­ного организма, и люди бессильны перед этими фактами. Борь­ба за пространство для развития государственного организма подчиняется вечным законам природы.

Политик, государственный деятель, по мысли Челлена, обла­дает лишь свободой пролагать путь этой естественной необхо­димости, и никто не имеет право осудить его.

Итак, геополитика у Челлена выступает как наука, исследующая фундаментальные качества пространства, связанные с землей и почвой, изучающая способы создания империи, происхождения стран и государственных территорий.

После Первой мировой войны, Версальского соглашения Челлен обосновывает тезис о трех географических факторах, иг­рающих главную роль в глобальной геополитике. Таковыми факторами он называет расширение, территориальную монолитность и свободу передвижения. Он утверждает, что Великобритания в большой степени обладает свободой передвижения благодаря мощному морскому флоту и, следовательно, господству на морских путях, а также владеет другим фактором — расширением (большие колониальные владения), но не обладает территориальной монолитностью: ее империя, занимая в ту пору 24% поверхности земного шара, разбросана по всем частям света. В этом слабая сторона в английской политике. Россия, по его мнению, обладает протяженной территорией, монолитностью, но у нее нет свободы передвижения, так как доступ России к теплым морям ограничен. Таким образом, Челлен вошел в науку и политику не только как автор новой дефиниции, но и как разработчик, детализатор многих концепций, положенных в основу политики Третьего рейха.

Фридрих Ратцель (нем. Friedrich Ratzel ; 30 августа 1844, Карлсруэ — 9 августа 1904, Аммерланд близ озера Штарнбергерзее) — немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также теории диффузионизма.

Содержание

Основные работы

Задачи народоведения по Ф.Ратцелю:

  • Географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое размышление.

Изучение забытых, более глубоких слоев человечества. Именно в низших слоях следует искать те пункты, которые привели к более высокому уровню человеческого развития. Делается это для того, чтобы установить единство и целостность человечества.
Сравнение народа Тубу, который за 2000 лет не изменил ничего в своей культуре и образе жизни и современных народов, которые многому научились, многое приобрели и главное — научились использовать все это.

  • Указание переходов и внутренней связи. Человечество — единое целое.

По сути все произошло от одной культуры — основы, фундамента, на основе которой образовались, сформировали свой каркас другие, существующие и по сей день. Многие части этой культуры до сих пор остаются неизменными в руках человечества.

Положение, форма и величина человечества.

Образование, различия рас

Движение всего человечества к морю на всем протяжении существования (причины):

Религия

Здесь Ратцель рассуждает о религиозных догадках и представлениях диких народов. Этнография не знает народов, совершенно лишенных религии, а знает лишь разный уровень развития религиозных идей: у одних они еще в виде зачатков, у других развертываются в разнообразное богатство миров и сказаний. Ратцель считает, что религиозное чувство находит отклик именно в низших слоях человечества.

Изобретение и открытие

Жилища

Государство

Землеведение в доисторический и исторический периоды (эпоха открытий; начало и возрождение географии, как науки; научная география).

Антропогеография (человечество, отношение человека к земле, культура, народ и государство).

Литература

1. Ф. Ратцель. Земля и жизнь: сравнительное землеведение. Т. 1-2. СПб., 1903—1906.
2. Ф. Ратцель. Народоведение. Т. 1-2. СПб., 1903.
3. Ф. Ратцель. Политическая география (1897).
4. Дугин А. Основы геополитики. Арктогея, 1997.
5. Макиндер Х. Географическая ось истории. Элементы, 1995.
6. Дугин А. Мода на геополитику. Арктогея, 1997.
7. Лавров С. Геополитика: возрождение запретного направления.
8. Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902.

Авторская разработка на тему ""Фридрих Ратцель "народоведение"" по предмету "Социология" содержит 40 страниц, 6 рисунков, 5 таблиц и 36 источников.

Ключевые слова: Социология, Культурология, Государственное управление, Философия, Литература, Экономика, Экономика организаций и предприятий , Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия .

Объектом исследования является анализ условий ""Фридрих Ратцель "народоведение"". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы ""Фридрих Ратцель "народоведение"", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления ""Фридрих Ратцель "народоведение"", изучалась природа темы ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Далее проводилось исследование актуальности ""Фридрих Ратцель "народоведение"" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" и определены тенденции развития тематики ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему ""Фридрих Ратцель "народоведение"" рассматривает Фридрих Шеллинг в книге "Фридрих Шеллинг: pro et contra", изданной в 2001 году и содержащей 688 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Антология `Шеллинг: pro et contra` подготовлена к 225-летию со дня рождения Фридриха Шеллинга (1775-1854). Антология представляет собой собрание текстов выдающихся деятелей русской общественной и философской мысли, ученых и публицистов, дающих оценку творчества и личности великого немецкого философа. Издание является своего рода приложением к работе `Философия Шеллинга в России XIX века` (СПб.: РХГИ, 1998). Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме ""Фридрих Ратцель "народоведение"" касается Фридрих Ницше в монографии "Фридрих Ницше. Стихотворения. Философская проза". Данная книга была выпущена в издательстве "Художественная литература. Санкт-Петербургское отделение" в 1993 году, содержит 628 стр.

Издание 1993 года. Сохранность хорошая. Оригинальный подбор предложенных вниманию читателей произведений представляет Фридриха Ницше (1844 - 1900) не только как философа, но также как писателя и поэта. Сборник позволяет проследить и основной путь движения философский мысли Ницше, и то, как эволюционировала художественная форма в его произведениях.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Фридрих Ницше. Афоризмы". Фридрих Ницше определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2012 году в издательстве "Анима". В описании книги сказано следующее.

Кроме того, при изучении темы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" были использованы такие периодические источники, как:

Представленная работа посвящена теме ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема ""Фридрих Ратцель "народоведение"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме ""Фридрих Ратцель "народоведение"" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме ""Фридрих Ратцель "народоведение"" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Теоретическое значение изучения проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу ""Фридрих Ратцель "народоведение"".
  2. Сказать об актуальности проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики ""Фридрих Ратцель "народоведение"".
  4. Обозначить тенденции развития тематики ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития ""Фридрих Ратцель "народоведение"".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы ""Фридрих Ратцель "народоведение"", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме ""Фридрих Ратцель "народоведение"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике ""Фридрих Ратцель "народоведение"", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Социология образцы работ
Культурология образцы работ
Государственное управление образцы работ
Философия образцы работ
Литература образцы работ
Экономика образцы работ
Экономика организаций и предприятий образцы работ
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия образцы работ

  1. Фридрих Шеллинг. Фридрих Шеллинг: pro et contra. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. – 688 с.
  2. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Художественная литература. Санкт-Петербургское отделение, 1993. – 628 с.
  3. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Афоризмы. – М.: Анима, 2012. – 288 с.
  4. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Избранные произведения (комплект из 2 книг). – М.: Сирин, 1990. – 464 с.
  5. Фридрих Ницше. Ессе Homo. Как становятся сами собою (аудиокнига MP3). – М.: Студия АРДИС, 2012. – 0 с.
  6. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. – М.: Лениздат, Команда А, 2012. – 352 с.
  7. Фридрих Ницше. Ecce Homo. Как становятся сами собою. – М.: Студия АРДИС, 2012. – 0 с.
  8. Фридрих Ницше. Рождение трагедии из духа музыки. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 208 с.
  9. Фридрих Ницше. Антихрист. – М.: Лениздат, Команда А, 2013. – 224 с.
  10. Фридрих Ницше. Воля к власти. – М.: Лениздат, Команда А, 2012. – 480 с.
  11. Фридрих Руге. Военно-морской флот Третьего рейха. 1939-1945. – М.: Центрполиграф, 2003. – 444 с.
  12. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. – М.: Интербук, 1990. – 304 с.
  13. Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов (аудиокнига MP3). – М.: Студия АРДИС, 2004. – 0 с.
  14. Фридрих Ницше. Веселая наука. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 352 с.
  15. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 13. Черновики и наброски 1887-1889 гг. – М.: Культурная Революция, 2006. – 656 с.
  16. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений. В 13 томах. Том 7. Черновики и наброски 1869-1873 гг. – М.: Культурная Революция, 2007. – 720 с.
  17. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. – М.: Культурная Революция, 2005. – 432 с.
  18. Фридрих Ницше. Генеалогия морали (аудиокнига МР3). – М.: Студия АРДИС, 2007. – 0 с.
  19. Фридрих Поль. Азбука пчеловодства. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 128 с.
  20. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Художественная литература. Санкт-Петербургское отделение, 1993. – 628 с.
  21. Фридрих Гегель. Феноменология духа. Философия истории (подарочное издание). – М.: Эксмо, 2007. – 892 с.
  22. Фридрих Ницше. Генеалогия морали. – М.: Студия АРДИС, 2008. – 0 с.
  23. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 8. Черновики и наброски 1874-1879 гг. – М.: Культурная Революция, 2008. – 704 с.
  24. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Великие афоризмы, изречения, мысли. – М.: Мартин, 2009. – 384 с.
  25. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 6. Сумерки идолов. Антихрист. Ecce homo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер. – М.: Культурная Революция, 2009. – 408 с.
  26. Фридрих Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм. – М.: МедиаКнига, 2009. – 0 с.
  27. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Малое собрание сочинений. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 1056 с.
  28. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. – М.: Престиж Бук, 2012. – 1080 с.
  29. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Малое собрание сочинений. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. – 1056 с.
  30. Никколо Макиавелли, Фридрих Ницше. Никколо Макиавелли. Государь. Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла. – М.: Алгоритм, 2015. – 352 с.
  31. Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель. Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель. Сочинения. Том 1. Философия жизни. Философия истории. – М.: Quadrivium, 2015. – 816 с.
  32. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 1. Рождение трагедии. Несвоевременные размышления. – М.: Пальмира,Книга по Требованию, 2017. – 480 с.
  33. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 2. Человеческое, слишком человеческое. Странник и его тень. – М.: Пальмира,Книга по Требованию, 2017. – 460 с.
  34. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. Том 3. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. – М.: Пальмира, 2017. – 480 с.
  35. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. Том 4. Воля к власти. – М.: Пальмира, 2017. – 380 с.
  36. Фридрих Ницше. Фридрих Ницше. Собрание сочинений. В 5 томах. Том 5. Генеалогия морали. Падение кумиров. Казус Вагнера. Антихрист. Ecce Homo. – М.: Пальмира,Книга по Требованию, 2017. – 416 с.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.


каждый раз, когда объясняют - вернее пытаются объяснить - необъяснимое:

геополитическим становит ся любой запутанный вопрос, вы ходящ ий за рамки

рационального и затрагивающий глобальные инт ересы, т.е. такие, которые не поддаются

Согласно самому простому определению, геополитика изучает отношения между

пространством (во всех смыслах этого слова) и политикой: какое влияние оказывает

пространственный фактор на политику и поведение политических деятелей? И как

используется сам пространственный фактор политическими деятелями?

Геополитика являет ся порождением чистого разума, но как всякая наука она

возникла отнюдь не случайно. Ее ф орми рование в конце XIX и в начале XX века

неразрывно связано с развит ием восприятия географии в общест ве. В это время

сложилось первое современн ое геополитическое течен ие в странах, зани мавших

господствующее положение на морях (США, Англия). Формирование немецкой

геополитики связано в значительной степени с реакцией континентальной державы на

Большую роль в их формировании сыграли в з гляды Ф. Ратцеля. Концепц ию

Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства.

Государство же, в свою очередь, рас сматривалось им как живой организм, укорененный

в почву деятельн остью людей, заинтересованных в защит е от внешнего мира.

Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою

"пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Упадок государства,

считал Ратцель, есть рез ультат его слабеющего прост ранственной энергии.

Таким образом, Ратцель от описательского пасси вного характера географического

пространства перешел к геополитическому аспекту роли пространства. Эти идеи были

подхвачены его учениками, как в Германии, так и за ее пределами.

Maull O. Friedrich Ratzel zum Gedachtnis // Zeitschrift fur Geopolitik. 1929. № 8. S. 617.


Немецкий географ, этнограф, социолог, но, прежде всего, родо начальник

геополитики, Фридрих Ратцель родился 30 августа 1844 года в Карлсруэ в семье

придворного камердинера великого герцога Баденского. Богатая библиотека герцога

послужила мощным подспорьем для духо вного развития юного Фридриха. Ратцель учился

в в ысшей технической школе Карлсруэ и в университетах Галле, Иены и Берлина, где

поначалу изучал фармацевтику, но потом увлекся есте ственными науками

(преимущественно зоологией). В конце 1860-х и первой половине 1870-х, после защиты

диссертации по зоологии в 1868 году, совершил продолжительные путешествия во

Францию, в Италию, в США, в Мексику и на Кубу в качестве научного корреспонден та

географии и этнографии. Написанные им статьи гео графической и страноведческой

находился на воен ной службе в прусской армии, записавшись добровольцем в рядовые 5

Баденского пехотного полка. Принимал участие в боевы х действиях во время франко-

прусской в ойны, был ранен и получи л за храбрость Железный крест 2 степени; война ока -

зала на Ратцеля тяжелое впечатление и ему нужно было время, чтобы прийти в себя после

нее. 1875 год стал важнейшей вехой в биографии Ратцеля - научный корреспондент

превратился в ученого и университетского преподавателя: в декабре этого г ода он прочел

пробную лекцию в Высшей технической школе Мюнхена, а в 1876, представив

был избран э к страординарным профессором, а в 1880 - и ординарным профессором

кафедры географии. В 1886 занял профессорскую кафедру в Лейпцигском университете.

Здесь он снискал себе не только известность автора популярных и высоко ценимых

научной общественн остью трудов, но и завоевал славу умелого и популярного лектора;

несмотря на тихий голос, его лекции, благодаря насыщенности мыслями, обладали

большой притягательной для ау ди тории силой: если в первые годы в Лейпцигском

университете его слушали 40-70 студентов, то в 1900 — более 300. Преподавательскую

карьеру Ратцеля оборвала смерть, настигшая его 9 августа 1904 года.

В числе основных научных трудов Ратцеля следует назвать следу ющие

Читайте также: