Справка по профилактике буллинга в школе
Обновлено: 05.07.2024
Разработка плана и программы профилактики буллинга
Начнем с того, что цель профилактики буллинга – это недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата.
Поскольку задача это непростая, ее не выполнить с налету и по наитию – нужен план. И вот тут возможны варианты. Понятно, что профилактика буллинга в школьной среде, тем более в отдельно взятом классе – забота учителя, однако сам план работы по профилактике буллинга в школе вполне может быть централизованным: например, если его составляет не один из классных руководителей, а социальный педагог либо школьный психолог, либо представитель школьной службы медиации (если, конечно, она есть в вашем учебном заведении).
Пожалуй, самая главная задача, которую нужно решить (и сделать это в первую очередь), – признать, что проблема травли существует. Будем откровенны: школьная администрация не слишком любит акцентировать внимание на подобных издевательствах (мол, подумаешь, дети просто играют/сами разберутся), дабы не привлекать негативного внимания к учебному заведению. Под давлением начальства и сами учителя стараются не выносить сор из избы.
Поэтому первый шаг – признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы.
Разумеется, план профилактики буллинга должен коснуться и кибербуллинга. Оба понятия неразрывно связаны между собой. Кибертравля – явление пока еще молодое, но уже успело принести много несчастий своим жертвам. О том, как не попасться на удочку киберпреступника и самому не стать зачинщиком травли в Сети, мы рассказывали здесь .
Программа по профилактике буллинга в школе может включать в себя следующие шаги.
Со стороны классных руководителей:
- пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
- знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото,видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
- обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
- работа с детьми;
- беседы с родителями учеников.
Со стороны школьного психолога или социального педагога:
- подготовка методических рекомендаций для учителей;
- подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
- беседы с детьми;
- встречи с родителями учеников.
Со стороны администрации учебного заведения:
- принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
- проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
- проведение школьных методических объединений;
- организация родительских собраний.
Затем, как правило, социальный педагог, школьный психолог или медиатор составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.
Мероприятия по профилактике буллинга
Отметим, что профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще.
В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:
Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
Привлекаем родителей для борьбы с буллингом
Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:
- родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
- индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
- тренинги;
- консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.
Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:
- что делать, если вашего ребенка травят;
- как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
- что делать, если ребенок – зачинщик.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Телефон горячей линии "Подросток". 8 (423) 260-44-12.
Профилактика буллинга
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Предпосылки:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы.
Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.
Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.
Травля в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:
- Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
- Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
- Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
- реальность буллинга;
- его длительность;
- характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления;
- участники (инициаторы и исполнители);
- их мотивация;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамика происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.
Кто становится буллером?
Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.
Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?
Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.
Профилактические мероприятия
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми;
- содействие улучшению социального самочувствия;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
- развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему (см. приложение) позволит создать в образовательной организации (далее – ОО) безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.
Цель: создание условий, обеспечивающих психологический комфорт участников образовательной деятельности.
Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, скулшутинга, кибербуллинга, механизмах и последствиях.
Разработка для школы единых правил в отношении буллинга, скулшутинга и скоординированных мероприятий по профилактике и преодолению насилия.
Диагностика и групповые занятия с детьми.
Оказание помощи жертвам буллинга.
Взаимодействие с родителями, выявление жесткости, насилия в семье (диагностика, анкетирование родителей).
Проведенные мероприятия за отчетный период
Мероприятие
Результаты работы
Оформлены информационные стенды
Обратись за помощью
Буллинг, причины, последствия, рекомендации.
Охват детей 100 %
Охват детей 100 %
Охват родителей 95 %
Публикации на сайте школы, в социальных сетях (инстаграм) информации по противодействию буллингу, кибербуллингу, скулшутингу в образовательной среде.
Размещены 9 публикаций
Охват детей 100 %
Консультация для учителей
(знакомство членов школьного коллектива с проблемой буллинга, скулшутинга, кибербуллинга в образовательной среде, способами выявления, профилактики и решения данной проблемы)
Охват педагогов 100 %
“Телефон доверия” и т. д.
Охват детей 100 %
Диагностика на различные виды эмоциональных состояний ПК- 10 классы:
Социометрия Дж. Морено
Исследование самооценки Дембо Рубинштейн
Опросник по буллингу «Оценка
Тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут
Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан
Охват детей 100 %
Фактов буллинга не выявлено
Исследование взаимоотношений в семье:
С. С. Степанов «Лики родительской любви
Шкала общения родителей с ребенком А. И. Баркан
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин
Обследовано 219 чел. (95 %)
82 % детей ощущают себя нужными и необходимыми в доме.
93 % родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
84 % родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком.
9 % считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьёзными, и игнорируют их.
Проведение занятий с учащимися (ПК-10 классы):
ЗОЖ современно, актуально
Экстремизм и патриотизм
Как противостоять насилию и агрессии?
Законы сохранения доброты
Способы выхода из конфликтных ситуаций
Если с тобой случилась беда и т. д.
Охват детей 100 %
Консультации для родителей:
Как воспитать психологически здорового ребенка?
Как общаться с подростком?
Переходный возраст и агрессия
Тревожный ребенок. Рекомендации.
Сложности адаптационного периода для ребенка. Как мопочь?
Охват родителей 85-95 %.
Воспитанники – охват 100 %
Педагоги – охват 100 %
Родители – охват до 95 %
Планирование работы на следующий год:
Оформление классных уголков, информационных стендов (обновление информации).
Размещение информации по данному вопросу на сайте школы, в социальных сетях.
Проблема социального напряжения в школах активно изучалась, но была сосредоточена в основном на случаях травли среди учеников. Сейчас становится очевидно, что жертвами агрессии, или, как принято говорить, буллинга, являются и учителя.
С угрозами от учеников, одной из самых жестких форм травли, сталкивается каждый второй преподаватель. Буллинг по отношению к учителям – малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Он требует не меньшего внимания общественности, чем травля среди школьников. Для противостояния буллингу необходимы объединенные усилия и системная работа.
Одной из форм работы по профилактике буллинга в образовательном пространстве является мониторинг (социологическое исследование) ситуации с травлей в образовательных организациях.
Цель исследования – определение уровня информированности и выявление фактов буллинга в отношении педагогов.
Участники исследования – педагоги образовательных организаций Республики Калмыкия:
Анализ результатов социологического исследования
Условно анкету можно разделить на 2 части:
В таблице 1 представлены результаты по общему уровню информированности среди педагогов по теме буллинга (правильные ответы выделены жирным шрифтом).
Вопрос №1
Буллинг – это.
а) грубое нарушение правил, за которое предусмотрена криминальная ответственность
б) драка, во время которой несколько человек бьют одного, более слабого
в) регулярно повторяющееся насилие одного или группы людей в отношении отдельного человека
94,67%
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №2
Выделяют такие виды травли
(отметьте все верные варианты)
а) вербальный
62%
г) физический
79,33%
д) кибербуллинг
66%
е) психологический
80,67%
з) бойкот
45,33%
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №3
Назовите участников буллинга
а) конфликтующие ученики, их родители, классный руководитель
б) агрессор, жертва, классный руководитель, школьный психолог
в) агрессор, жертва, наблюдатели
84,67%
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №4
Перечислите популярные мифы о буллинге
(выберите правильные ответы)
а) происходит в любой социальной группе
36,67%
б) является жизненно важным опытом
в) есть такие люди, которых обязательно будут травить
г) ответственность за буллинг лежит в первую очередь на взрослых
31,33%
д) взрослым ни в коем случае нельзя вмешиваться, дети должны разобраться сами
е) является травмирующим опытом для всех участников коллектива, даже если они не были жертвой
22,67%
ж) если его игнорировать и не прерывать, то ситуация будет только усугубляться
32,67%
з) коллективы, где есть взаимная поддержка, понятные правила, общие интересы, намного меньше подвержены буллингу
35,33%
Не ответили на данный вопрос
Как показано в таблице 1, большая часть респондентов достаточно хорошо знакома с основным понятием буллинга (вопрос №1) – 142 чел. (94,67%).
В вопросе №2 также большая часть отмечает правильные виды буллинга: психологический – 80,67%; физический – 79,33%; вербальный – 62%; кибербуллинг – 66% и бойкот, как одну из разновидностей психологического буллинга, – 45,33%.
В вопросе №3 84,67% опрошенных правильно называют участников буллинга: агрессор, жертва, наблюдатели.
Вторая часть опроса, касаемая выявления случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16), представлена в нескольких таблицах.
Вопрос №5
Сталкивались ли Вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?
а) да
52,67%
Вопрос №6
Если да, то в какой форме
б) оскорбления (вербальная агрессия)
г) физическое насилие
д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №7
а) со стороны учеников
40%
б) со стороны родителей
в) со стороны учителей
г) со стороны руководства школы
Не ответили на данный вопрос
Между подростками (свой вариант ответа)
Из 150 респондентов 79 чел. (52,67%) сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими (вопрос №5), выраженными в основном вербальной агрессией – 71 чел. (47,33%) и унижениями (вопрос №6) – 42 чел. (28%). Действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников (вопрос №7) – 60 чел. (40%).
Далее представлен анализ ситуаций негативного отношения в педагогической среде (таблица 3).
Вопрос №8
Сталкивались ли Вы с негативным отношением на работе по отношению к Вам?
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №9
Случалось ли вам чувствовать, что вы уже не хотите идти на некогда любимую работу из-за недоброжелательного отношения со стороны…
б) родителей
15,33%
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №10
Испытывали ли вы когда-либо притеснения со стороны учеников, родителей, коллег или руководства? (выберите вариант/варианты)
а) неэтичное поведение
33,33%
в) неприязненные взгляды или жесты
г) нелицеприятные высказывания
д) нецензурная брань
е) постоянная критика, касаемая Вашей работы
з) нет, не испытывал(а)
Не ответили на данный вопрос
26,67% педагогов сталкивались с негативным отношением на работе, большая часть (66%) отрицает наличие негативного отношения по отношению к ним (вопрос №8). В вопросе №9 15,33% респондентов отмечают недоброжелательное отношение со стороны родителей, 12% – со стороны руководства и 5,33% – со стороны коллег. Выражены данные действия большей частью неэтичным поведением (33,33%) (вопрос №10).
Общая картина по данной теме представлена в таблице 4.
Вопрос №11
Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?
а) тот, кто слабее и не может ответить
б) тот, кто отличается от других
в) тот, кто имеет свое мнение
г) другие причины (укажите, какие)
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №12
Как вы считаете, есть ли в вашей школе учителя, явно нуждающиеся в помощи и защите?
а) да, и их много
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №13
Как вы считаете, можно ли избежать травли в школе?
а) да, если вовремя заметить
б) да, если жертва изменит свое поведение
в) да, если наказать агрессора
г) нет, она неизбежна
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №14
Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?
б) педагогический коллектив
д) ваш вариант (первый шаг классного руководителя, директор, родители агрессоров)
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №15
а) к другу или к друзьям
в) к нашему школьному психологу
г) к директору школы
д) к моим близким
е) в центр психологической помощи
ж) в органы власти (управление образования и т.д.)
з) мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек
и) мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен
к) ваш вариант (ни к кому)
Не ответили на данный вопрос
Вопрос №16
Какие действия будут эффективными для профилактики буллинга в школе (выберите все верные варианты)?
а) повышение эффективности классного руководства
б) тренинги командообразования и социальных навыков в классах
в) проведение психологического тестирования обучающихся
г) обучение детей способам поведения при буллинге
д) организация уроков самозащиты
е) введение системы штрафов
ж) включение родительского сообщества в жизнь школы
з) установить в школе систему видеонаблюдения
и) ваши варианты:
- родительский всеобуч, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;
- четкое разграничение функций;
Не ответили на данный вопрос
Чаще подвергается травле (буллингу) (вопрос №11), по мнению педагогов, тот, кто слабее и не может ответить – 120 чел. (80%). В вопросе №12 мнение о педагогах, нуждающихся в помощи и защите, распределилось следующим образом: большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи – 63,33%; 26% считает, что таких педагогов мало, и 8% считает, что педагогов, нуждающихся в помощи, много. 3,33% респондентов не ответили на данный вопрос.
В вопросе №15 45,33% педагогов в ситуации буллинга обратятся за помощью к школьному психологу; 42,67% – к друзьям; 38% – к близким. Стоит отметить, что 4 чел., т.е. 2,67% опрошенных, не будут обращаться за помощью ни к кому и столько же человек не ответили на данный вопрос.
К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят: обучение детей способам поведения при буллинге – 84 чел. (56%), включение родительского сообщества в жизнь школы – 74 чел. (49,33%), тренинги командообразования и социальных навыков в классах – 71 чел. (47,33%) и проведение психологического тестирования обучающихся – 71 чел. (47,33%).
Также в ответах на данный вопрос 4 чел. (2,67%) предложили свои варианты:
10 педагогов (6,67%) не ответили на данный вопрос.
Выводы:
Проведенное социологическое исследование показало, что большая часть педагогов достаточно хорошо знакома с основным понятием, видами, участниками буллинга.
С ситуациями издевательства одних людей над другими сталкивалось более половины респондентов, действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников.
Большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи. Менее половины опрошенных сталкивались с негативным отношением на работе, которое выражается недоброжелательным отношением со стороны родителей, руководства и со стороны коллег. При этом большая часть педагогов, столкнувшихся с данной проблемой, готова обратиться за помощью к школьному психологу, к друзьям и близким.
К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят обучение детей способам поведения при буллинге, включение родительского сообщества в жизнь школы, тренинги командообразования и социальных навыков в классах, а также проведение психологического тестирования обучающихся.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что случаи буллинга в какой-то степени имеют место быть в каждой образовательной организации и в каждой среде: ученической, педагогической, а также в родительской по отношению к педагогам.
Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует.
Успешный опыт организации безопасного психологического пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников – лучшая профилактика насилия. Важно помнить, что буллинг не проходит бесследно даже для зрителей.
Выводы исследования показывают, что работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить педагогов справляться с проблемами, возникающими в подростковой среде: организовывать для них тренинги и беседы, помогать понимать суть буллинга и как его пресекать. Убеждать делиться проблемами с психологами. А второе – повышать социальный статус учителя, предупреждать эмоциональное выгорание педагогов, т.к. существует зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя.
Общие антибуллинговые меры, целью которых является недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения, сводятся к последовательной, долговременной работе, пересмотре норм и ценностей каждого учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата, которая содержит следующие рекомендации:
Читайте также: