Справка по профилактике буллинга в школе

Обновлено: 05.07.2024

Разработка плана и программы профилактики буллинга

Начнем с того, что цель профилактики буллинга – это недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата.

Поскольку задача это непростая, ее не выполнить с налету и по наитию – нужен план. И вот тут возможны варианты. Понятно, что профилактика буллинга в школьной среде, тем более в отдельно взятом классе – забота учителя, однако сам план работы по профилактике буллинга в школе вполне может быть централизованным: например, если его составляет не один из классных руководителей, а социальный педагог либо школьный психолог, либо представитель школьной службы медиации (если, конечно, она есть в вашем учебном заведении).

Пожалуй, самая главная задача, которую нужно решить (и сделать это в первую очередь), – признать, что проблема травли существует. Будем откровенны: школьная администрация не слишком любит акцентировать внимание на подобных издевательствах (мол, подумаешь, дети просто играют/сами разберутся), дабы не привлекать негативного внимания к учебному заведению. Под давлением начальства и сами учителя стараются не выносить сор из избы.

Поэтому первый шаг – признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы.

Разумеется, план профилактики буллинга должен коснуться и кибербуллинга. Оба понятия неразрывно связаны между собой. Кибертравля – явление пока еще молодое, но уже успело принести много несчастий своим жертвам. О том, как не попасться на удочку киберпреступника и самому не стать зачинщиком травли в Сети, мы рассказывали здесь .

Программа по профилактике буллинга в школе может включать в себя следующие шаги.

Со стороны классных руководителей:

  • пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
  • знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото,видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
  • обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями учеников.

Со стороны школьного психолога или социального педагога:

  • подготовка методических рекомендаций для учителей;
  • подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
  • беседы с детьми;
  • встречи с родителями учеников.

Со стороны администрации учебного заведения:

  • принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
  • проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
  • проведение школьных методических объединений;
  • организация родительских собраний.

Затем, как правило, социальный педагог, школьный психолог или медиатор составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.

Мероприятия по профилактике буллинга

Отметим, что профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще.

В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:

Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.

Привлекаем родителей для борьбы с буллингом

Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:

  • родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
  • индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
  • тренинги;
  • консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:

  • что делать, если вашего ребенка травят;
  • как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
  • что делать, если ребенок – зачинщик.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Телефон горячей линии "Подросток". 8 (423) 260-44-12.

Профилактика буллинга


Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.

В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Предпосылки:

  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы.

Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.

Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.

Травля в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

  • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
  • реальность буллинга;
  • его длительность;
  • характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления;
  • участники (инициаторы и исполнители);
  • их мотивация;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:

  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Кто становится буллером?

Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.

Профилактические мероприятия

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.

Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Необходимо организовывать классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

  • подготовка учителей для работы с трудными детьми;
  • содействие улучшению социального самочувствия;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
  • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
  • развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему (см. приложение) позволит создать в образовательной организации (далее – ОО) безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий, обеспечивающих психологический комфорт участников образовательной деятельности.

Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, скулшутинга, кибербуллинга, механизмах и последствиях.

Разработка для школы единых правил в отношении буллинга, скулшутинга и скоординированных мероприятий по профилактике и преодолению насилия.

Диагностика и групповые занятия с детьми.

Оказание помощи жертвам буллинга.

Взаимодействие с родителями, выявление жесткости, насилия в семье (диагностика, анкетирование родителей).

Проведенные мероприятия за отчетный период

Мероприятие

Результаты работы

Оформлены информационные стенды

Обратись за помощью

Буллинг, причины, последствия, рекомендации.

Охват детей 100 %

Охват детей 100 %

Охват родителей 95 %

Публикации на сайте школы, в социальных сетях (инстаграм) информации по противодействию буллингу, кибербуллингу, скулшутингу в образовательной среде.

Размещены 9 публикаций

Охват детей 100 %

Консультация для учителей

(знакомство членов школьного коллектива с проблемой буллинга, скулшутинга, кибербуллинга в образовательной среде, способами выявления, профилактики и решения данной проблемы)

Охват педагогов 100 %

“Телефон доверия” и т. д.

Охват детей 100 %

Диагностика на различные виды эмоциональных состояний ПК- 10 классы:

Социометрия Дж. Морено

Исследование самооценки Дембо Рубинштейн

Опросник по буллингу «Оценка

Тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут

Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан

Охват детей 100 %

Фактов буллинга не выявлено

Исследование взаимоотношений в семье:

С. С. Степанов «Лики родительской любви

Шкала общения родителей с ребенком А. И. Баркан

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин

Обследовано 219 чел. (95 %)

82 % детей ощущают себя нужными и необходимыми в доме.

93 % родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

84 % родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком.

9 % считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьёзными, и игнорируют их.

Проведение занятий с учащимися (ПК-10 классы):

ЗОЖ современно, актуально

Экстремизм и патриотизм

Как противостоять насилию и агрессии?

Законы сохранения доброты

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Если с тобой случилась беда и т. д.

Охват детей 100 %

Консультации для родителей:

Как воспитать психологически здорового ребенка?

Как общаться с подростком?

Переходный возраст и агрессия

Тревожный ребенок. Рекомендации.

Сложности адаптационного периода для ребенка. Как мопочь?

Охват родителей 85-95 %.

Воспитанники – охват 100 %

Педагоги – охват 100 %

Родители – охват до 95 %

Планирование работы на следующий год:

Оформление классных уголков, информационных стендов (обновление информации).

Размещение информации по данному вопросу на сайте школы, в социальных сетях.

Проблема социального напряжения в школах активно изучалась, но была сосредоточена в основном на случаях травли среди учеников. Сейчас становится очевидно, что жертвами агрессии, или, как принято говорить, буллинга, являются и учителя.

С угрозами от учеников, одной из самых жестких форм травли, сталкивается каждый второй преподаватель. Буллинг по отношению к учителям – малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Он требует не меньшего внимания общественности, чем травля среди школьников. Для противостояния буллингу необходимы объединенные усилия и системная работа.

Одной из форм работы по профилактике буллинга в образовательном пространстве является мониторинг (социологическое исследование) ситуации с травлей в образовательных организациях.

Цель исследования – определение уровня информированности и выявление фактов буллинга в отношении педагогов.

Участники исследования – педагоги образовательных организаций Республики Калмыкия:

Анализ результатов социологического исследования

Условно анкету можно разделить на 2 части:

В таблице 1 представлены результаты по общему уровню информированности среди педагогов по теме буллинга (правильные ответы выделены жирным шрифтом).

Вопрос №1

Буллинг – это.

а) грубое нарушение правил, за которое предусмотрена криминальная ответственность

б) драка, во время которой несколько человек бьют одного, более слабого

в) регулярно повторяющееся насилие одного или группы людей в отношении отдельного человека

94,67%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №2

Выделяют такие виды травли

(отметьте все верные варианты)

а) вербальный

62%

г) физический

79,33%

д) кибербуллинг

66%

е) психологический

80,67%

з) бойкот

45,33%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №3

Назовите участников буллинга

а) конфликтующие ученики, их родители, классный руководитель

б) агрессор, жертва, классный руководитель, школьный психолог

в) агрессор, жертва, наблюдатели

84,67%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №4

Перечислите популярные мифы о буллинге

(выберите правильные ответы)

а) происходит в любой социальной группе

36,67%

б) является жизненно важным опытом

в) есть такие люди, которых обязательно будут травить

г) ответственность за буллинг лежит в первую очередь на взрослых

31,33%

д) взрослым ни в коем случае нельзя вмешиваться, дети должны разобраться сами

е) является травмирующим опытом для всех участников коллектива, даже если они не были жертвой

22,67%

ж) если его игнорировать и не прерывать, то ситуация будет только усугубляться

32,67%

з) коллективы, где есть взаимная поддержка, понятные правила, общие интересы, намного меньше подвержены буллингу

35,33%

Не ответили на данный вопрос

Как показано в таблице 1, большая часть респондентов достаточно хорошо знакома с основным понятием буллинга (вопрос №1) – 142 чел. (94,67%).

В вопросе №2 также большая часть отмечает правильные виды буллинга: психологический – 80,67%; физический – 79,33%; вербальный – 62%; кибербуллинг – 66% и бойкот, как одну из разновидностей психологического буллинга, – 45,33%.

В вопросе №3 84,67% опрошенных правильно называют участников буллинга: агрессор, жертва, наблюдатели.

Вторая часть опроса, касаемая выявления случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16), представлена в нескольких таблицах.

Вопрос №5

Сталкивались ли Вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да

52,67%

Вопрос №6

Если да, то в какой форме

б) оскорбления (вербальная агрессия)

г) физическое насилие

д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №7

а) со стороны учеников

40%

б) со стороны родителей

в) со стороны учителей

г) со стороны руководства школы

Не ответили на данный вопрос

Между подростками (свой вариант ответа)

Из 150 респондентов 79 чел. (52,67%) сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими (вопрос №5), выраженными в основном вербальной агрессией – 71 чел. (47,33%) и унижениями (вопрос №6) – 42 чел. (28%). Действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников (вопрос №7) – 60 чел. (40%).

Далее представлен анализ ситуаций негативного отношения в педагогической среде (таблица 3).

Вопрос №8

Сталкивались ли Вы с негативным отношением на работе по отношению к Вам?

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №9

Случалось ли вам чувствовать, что вы уже не хотите идти на некогда любимую работу из-за недоброжелательного отношения со стороны…

б) родителей

15,33%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №10

Испытывали ли вы когда-либо притеснения со стороны учеников, родителей, коллег или руководства? (выберите вариант/варианты)

а) неэтичное поведение

33,33%

в) неприязненные взгляды или жесты

г) нелицеприятные высказывания

д) нецензурная брань

е) постоянная критика, касаемая Вашей работы

з) нет, не испытывал(а)

Не ответили на данный вопрос

26,67% педагогов сталкивались с негативным отношением на работе, большая часть (66%) отрицает наличие негативного отношения по отношению к ним (вопрос №8). В вопросе №9 15,33% респондентов отмечают недоброжелательное отношение со стороны родителей, 12% – со стороны руководства и 5,33% – со стороны коллег. Выражены данные действия большей частью неэтичным поведением (33,33%) (вопрос №10).

Общая картина по данной теме представлена в таблице 4.

Вопрос №11

Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может ответить

б) тот, кто отличается от других

в) тот, кто имеет свое мнение

г) другие причины (укажите, какие)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №12

Как вы считаете, есть ли в вашей школе учителя, явно нуждающиеся в помощи и защите?

а) да, и их много

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №13

Как вы считаете, можно ли избежать травли в школе?

а) да, если вовремя заметить

б) да, если жертва изменит свое поведение

в) да, если наказать агрессора

г) нет, она неизбежна

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №14

Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?

б) педагогический коллектив

д) ваш вариант (первый шаг классного руководителя, директор, родители агрессоров)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №15

а) к другу или к друзьям

в) к нашему школьному психологу

г) к директору школы

д) к моим близким

е) в центр психологической помощи

ж) в органы власти (управление образования и т.д.)

з) мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек

и) мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен

к) ваш вариант (ни к кому)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №16

Какие действия будут эффективными для профилактики буллинга в школе (выберите все верные варианты)?

а) повышение эффективности классного руководства

б) тренинги командообразования и социальных навыков в классах

в) проведение психологического тестирования обучающихся

г) обучение детей способам поведения при буллинге

д) организация уроков самозащиты

е) введение системы штрафов

ж) включение родительского сообщества в жизнь школы

з) установить в школе систему видеонаблюдения

и) ваши варианты:

- родительский всеобуч, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;

- четкое разграничение функций;

Не ответили на данный вопрос

Чаще подвергается травле (буллингу) (вопрос №11), по мнению педагогов, тот, кто слабее и не может ответить – 120 чел. (80%). В вопросе №12 мнение о педагогах, нуждающихся в помощи и защите, распределилось следующим образом: большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи – 63,33%; 26% считает, что таких педагогов мало, и 8% считает, что педагогов, нуждающихся в помощи, много. 3,33% респондентов не ответили на данный вопрос.

В вопросе №15 45,33% педагогов в ситуации буллинга обратятся за помощью к школьному психологу; 42,67% – к друзьям; 38% – к близким. Стоит отметить, что 4 чел., т.е. 2,67% опрошенных, не будут обращаться за помощью ни к кому и столько же человек не ответили на данный вопрос.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят: обучение детей способам поведения при буллинге – 84 чел. (56%), включение родительского сообщества в жизнь школы – 74 чел. (49,33%), тренинги командообразования и социальных навыков в классах – 71 чел. (47,33%) и проведение психологического тестирования обучающихся – 71 чел. (47,33%).

Также в ответах на данный вопрос 4 чел. (2,67%) предложили свои варианты:

10 педагогов (6,67%) не ответили на данный вопрос.

Выводы:

Проведенное социологическое исследование показало, что большая часть педагогов достаточно хорошо знакома с основным понятием, видами, участниками буллинга.

С ситуациями издевательства одних людей над другими сталкивалось более половины респондентов, действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников.

Большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи. Менее половины опрошенных сталкивались с негативным отношением на работе, которое выражается недоброжелательным отношением со стороны родителей, руководства и со стороны коллег. При этом большая часть педагогов, столкнувшихся с данной проблемой, готова обратиться за помощью к школьному психологу, к друзьям и близким.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят обучение детей способам поведения при буллинге, включение родительского сообщества в жизнь школы, тренинги командообразования и социальных навыков в классах, а также проведение психологического тестирования обучающихся.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что случаи буллинга в какой-то степени имеют место быть в каждой образовательной организации и в каждой среде: ученической, педагогической, а также в родительской по отношению к педагогам.

Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует.

Успешный опыт организации безопасного психологического пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников – лучшая профилактика насилия. Важно помнить, что буллинг не проходит бесследно даже для зрителей.

Выводы исследования показывают, что работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить педагогов справляться с проблемами, возникающими в подростковой среде: организовывать для них тренинги и беседы, помогать понимать суть буллинга и как его пресекать. Убеждать делиться проблемами с психологами. А второе – повышать социальный статус учителя, предупреждать эмоциональное выгорание педагогов, т.к. существует зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя.

Общие антибуллинговые меры, целью которых является недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения, сводятся к последовательной, долговременной работе, пересмотре норм и ценностей каждого учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата, которая содержит следующие рекомендации:

Читайте также: