Классификация предметов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: грузовые машинки на каждого ребенка, предметы – кубики, шары двух цветов, рули на каждого ребенка, предметы круглой и квадратной формы, фартуки для мытья машины, губки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть (показывает рули). Что это?

Воспитатель: Хотите превратиться в заводные машинки? Выберите себе руль. Какого цвета руль выбрали?

Заведем машины, чтобы они поехали.

По шоссе бегут машины

По асфальту едут шины

По дороге не беги

Я скажу тебе БИ-БИ!

Воспитатель: Если красный руль покажу, то едут машины с красными рулями, машины с синими рулями стоят и ждут своей очереди. Если синий руль покажу, то едут машины с синими рулями, а машины с красными рулями стоят.

Воспитатель: Стоп! Машины приехали!

Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе грузовых машинок. Найдите машинку, где лежит предмет такого же цвета как ваш руль.

Дети находят предмет, который лежит в машине по цвету руля.

Воспитатель: Что лежит в кузове вашей машины?

Что есть у машины? Если в машине груз, то она какая? А что перевозит грузовая машина?

Звучит сигнал машины

Воспитатель: Что это сигналит?

Воспитатель: Пойдемте, посмотрим.

В группу заезжает большая грузовая машина

Какая машина к нам приехала? (грузовая) Давайте поможем машине заехать.

Что привезла грузовая машина?

Помогите разгрузить машину - разложим к круглому домику круглые предметы, квадратные - к квадратному домику. А делать будем так: я беру один предмет и кладу в кузов своей машины, везу его к домику - к круглому или квадратному, а потом возвращаюсь к большому грузовику за следующим предметом. Ребята, в какой домик повезем круглые предметы, а квадратные?

Дети выполняют задание. Когда весь груз развезли,

проверить с детьми правильно ли выполнили.

Слышится голос: Внимание, Внимание! В нашей группе открывается автомойка!

Воспитатель: Ребята, что делают на автомойке?

(Дети берут машины и едут на автомойку - к тазам с водой)

Воспитатель: чтобы не замочить одежду, что нужно сделать?

Сейчас мы наденем фартуки и закатаем рукава.

Потрогайте воду, какая она, теплая или холодная? Добавим мыло. Что получилось? Возьмите губки, поставьте машинки в таз и начинайте мыть.

(дети самостоятельно моют, убирают машины на пелёнку, помогают убирать свои губки, снимают фартуки)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сначала пусть ребенок выберет в группе один лишний предмет. Потом предложите ребенку выбрать несколько предметов для объединения их в группу, по одному определенному признаку. Например:

классификация предметов

Классификации могут быть различные: по цвету, по форме, по размеру, по внешнему виду и т.п.

Игры и занятия на объединение предметов в группы или их разделение на группы, очень влияют на гибкость мышления ребенка. В его понимании откладывается, что предметы можно классифицировать, то есть разделять по определенному признаку.

Классификация предметов для детей.

Для детей 3- 4 года
Для детей 4-5 лет


УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬ

Классификация предметов для детей 5-6 лет
Классификация предметов для детей 6-7 лет

Смотрите так же:

Книга поможет развить речь, внимание и память ребёнка, расширить и обогатить его словарный запас, а также сделать каждое занятие интересным, познавательным и полезным. Малыш легко запомнит названия различных предметов и их предназначение, научиться сравнивать и находить отличия, соединять часть и целое, подбирать слова-определения, слова-действия, близкие по значению слова, образовывать множественное число, составлять из отдельных слов предложения и небольшие связные рассказы по картинкам, пересказывать тексты, а также выучить наизусть замечательные стихотворения известных детских поэтов.
Адресовано заботливым родителям и любознательным малышам.

Классификация предметов помогает дошкольникам соотносить предметы друг с другом и объединять их в группы. Благодаря картинкам предметов для классификации можно понять насколько хорошо малыш строит логические цепочки, и насколько сформировались знания об окружающем мире.

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы - классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы?

  1. дикие и домашние животные,
  2. животные Севера и животные Африки,
  3. существительные и глаголы,
  4. твердые и мягкие согласные и тому подобное.

Классификация: обучение ребёнка

Обучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа.

Игры на классификацию и обобщение

Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.

Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.

Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.

Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.

Подобным образом можно играть в игры:

Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.

  1. свинья, лошадь, корова, баран;
  2. волк, лисица, медведь, заяц;
  3. морковь, свёкла, помидор, капуста;
  4. шуба, шарф, куртка, кофта;
  5. туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
  6. борщ, гуляш, каша, макароны;
  7. липа, берёза, ёлка, сосна;
  8. трактор, грузовик, трамвай, метро.

Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.

I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста).

II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:

  1. стол, кресло, шкаф, поезд;
  2. шапка, костюм, куртка, чайник;
  3. лук, репа, морковь, диван;
  4. лошадь, свинья, собака, звезда;

Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.

III. Усложните задания. Примеры:

  1. платье, сарафан, джинсы, шуба;
  2. сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
  3. торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
  4. тюльпан, мак, роза, гриб;
  5. сосна, ёлка, лиственница, берёза;
  6. кружка, кастрюля, чайник, ваза;

IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:

  1. жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
  2. большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
  3. помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
  4. красное яблоко, морковка, помидор, редис;

Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль - предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.

V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.

Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.

Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.

Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.

Читайте также: