Технологическая карта заглавная буква в именах собственных 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог: Субботина Клавдия Вячеславовна

Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных).

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация урока, ладошки - лучики, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями.

Список используемой литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В урок включены приёмы формирующего оценивания. Содержание направлено на повторение пройденного материала в 1 классе.

Ф.И.О. Земцовская Мария Александровна

Предмет, класс: Русский язык, 2 класс

Тема урока: Употребление заглавной буквы в словах.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных.

Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка.

Формирование навыков сотрудничества.

Учитель просит детей проговорить хором слова:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:

-Как вы понимаете эти слова?

-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!

- Каким бы вы хотели, чтобы был урок русского языка?

- Что бы вы пожелали друг другу на уроке?

- Я желаю вам удачи и радости от общения друг с другом.

Произносят хором, настраиваются на урок.

Дети слушают, отвечают на вопрос.

Посмотрите в тетради и на образец на доске

Учитель задаёт вопросы:

- Какая цель стоит перед нами?

- Какое умение мы будем формировать?

- По каким критериям мы будем работу оценивать?

(На доске таблица с буквами П А С и 3 полосочки – волшебные линеечки)

- Вспомним правила посадки

Учитель даёт задание:

- Пишем строчную букву п, проговаривая свёр-нутый алгоритм написания, глядя на образец и соблюдая критерии оценки чисто

- Кто справился лучше, чем вчера? Молодцы!

Дети отвечают на вопросы:

ПКЧАГ- Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно

- Мы будем закреплять

написание маленькой строчной буквы п

- Правильность, аккуратность, скоропись

Дети хором говорят:

Дети сравнивают с образцом

Дети оценивают свою работу

Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть, что написано на карточке. (На карточках записано 2 предложения.

1. У крыльца лежит шарик. 2. У крыльца лежит Шарик.)

- Что можно сделать? Какие задания предложите?

- Обсудите в паре, почему в первом предложении слово шарик написано с маленькой буквы, а во втором – с большой?

- Слово ШАРИК в предложениях звучит одинаково, а написано по-разному? От чего это зависит?

- Оцените свой ответ.

Дети знакомятся с содержанием карточек.

Дети предлагают различные задания (списать, задать вопрос, сравнить и т.п.)

Пары оценивают свой ответ сигнальными карточками

Определение темы урока, целеполагание

- Предположите тему нашего урока.

- Что вы уже знаете про написание слов с заглавной буквы?

- Что ещё хотите узнать?

- Какую цель поставим?

- Почему вам необходимы эти знания? Где мы будем использовать знания о написании слов с заглавной буквы?

Открытие новых знаний.

1). -Если бы я предложила вам записать предложение У крыльца лежит шарик под диктовку, вызвало бы у вас затруднение написания слова ШАРИК?

- А что бы помогло избежать ошибки? (добавить в первое предложение слово ВОЗДУШНЫЙ, а во второе – СОБАКА)

2) - Предлагаю вам поупражняться в написании одинаково звучавших в предложении слов.

Обсудите в парах.

1. Под нашим окном расцвела (Роза, роза). Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе.

2. В высоте парил (Орёл, орёл). Город (Орёл, орёл) очень красив.

Оцените свой ответ.

3) Составьте предложения со словами рыжик и Рыжик

Дети отвечают на поставленный вопросы.

Оценивают работу по алгоритму

Дети составляют 2 предложения, объясняют правописание слова Рыжик.

Подчеркни букву в скобках, которую надо писать в слове.

Мама (Г, г)алина (И, и)вановна подарила (С, с)ыну (В, в)италику аквариум с (Р, р)ыбкой. (В, в)италик назвал (Р, р)ыбку (З, з)латопёрка.

У (В, в)италика жил (К, к)отёнок (М, м)урзик. (М, м)урзик очень любил смотреть на (Р, р)ыбку (З, з)латопёрку.

- Проверьте вашу работу, сравните с образцом.

- Оцените свою работу. Поставьте галочку в красном квадрате, если не допустили ни одной ошибки, 1 – 3 ошибки – в оранжевый, больше – в жёлтый.

- Какое умение мы формировали, выполняя это задание?

Дети сверяют с образцом.

Дети оценивают самостоятельную работу.

Правильное употребление заглавной буквы.

- Какая цель была на уроке?

- Какие шаги мы делали к достижению цели?

Где же в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы? ( наше имя, фамилия, отчество, название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .

- Как будем писать их названия?

- Кому захотелось дальше изучать эту интересную тему об употреблении заглавной буквы?

Оценка работы соседа по парте.

- Оцените работу соседа по парте. Выберите одну фразу или придумайте слова сами.

- Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?

-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний.
На доске вы видите разноцветные следы.
Оцените свою работу на уроке. Выберите след нужного цвета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цель и задачи темы

Углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о правописании заглавной буквы в географических названиях

развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.

закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;

развивать речь обучающихся при работе с текстом.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— сформировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

— писать имена собственные.

Основные понятия

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

- дополнительные

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап. Организационный.

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой.

Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

Настроить детей на работу.

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.

II этап. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к письму с правильной посадкой.

Я тетрадь свою открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Внедрение в учебную деятельность.

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания.

– Запишем число, отступив от последней работы две пустые строки вниз.

Подготовка кистей рук к письму.

Физкультминутка для кистей рук, пальчиков.

З з
Зе Зн Зо Зв Зл зм зя зп

Дети записывают буквы и соединения.

Фонетическая разминка.

Речь – это… (средство общения между людьми).

Речь бывает… (устная и письменная).

Речь состоит из… (предложений).

Предложение содержит… (законченную мысль).

Предложение состоит из… (слов).

Зина очень симпатична,
В школе учится отлично,
Помогает маме дома.
Наша Зиночка – сластена.

– Назовите первый звук слова “Зина”? ([З`])

– Протяните долго звук [З]

– Что делают губы, зубы, язык во время произнесения? (Губы улыбаются, зубы приоткрыты, язык упирается в нижние зубы.)

– Запишем имя девочки с заглавной буквы. Зина.

- А какие ещё имена на букву З вы знаете? (Зоя, Злата, Захар)

- Как звали девочку из сказки с золотыми волосами? (Златовласка, Золушка)

в обсуждение проблемных вопросов.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Диалог с учителем.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Самоопределение к деятельности

1) Наблюдения за употреблением заглавной буквы.

И у бабушки есть, и у дедушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
И у лошадки есть, и у собачки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух позвать. (Имя.)

- Как выдумаете, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке? Назовите тему урока.

Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря…
И фамилия твоя!

– В древней Руси человек имел только имя, а фамилией величали князей да воевод.

С именем – Иван, без имени – болван.

– Говорит русская пословица.

3) Игра в имена.

– Попробуем вспомнить разные имена, чтобы представить много их или мало в русском языке.

У детей на партах карточки с именами и объяснением их символического значения.

Александр – мужественный, защитник.
Геннадий – родовитый.
Георгий – землевладелец.
Евгений – благородный.
Екатерина – чистая.
Зоя – жизнь.
Елена – светлая.
Никита – победитель.
Пётр – камень.

4) Игра в имена с мячиком-эстафетой.

Надо назвать какое-нибудь имя и бросить мячик кому-нибудь. А поймавший мяч должен назвать другое имя, начинающееся с той буквы, на которую кончалось первое. Например: Лена, Алексей, Иван, Николай, Игнат…

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

IV этап.

Закрепление знаний. Работа по теме урока.

Цель- научить

писать заглавную букву в именах собственных.

Учитель предлагает отгадать загадку:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит).

– Прочитайте текст (карточка).

– Выпишем имя и клички животных, проговаривая каждую букву.

Доктор-Айболит, утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба.

Взаимопроверка.

Вывод: имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

(Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

А Хохлаткою они

А ещё у них была

А ещё у них была

А ещё – два козла:

- Почему стихотворение называется шуточным?

– Доктор Айболит любил делать зарядку со своими питомцами.

Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет.

Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.

корова Сивка да Бурка

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

Вывод: клички животных пишутся с большой буквы.

А сейчас, ребята оцените свою работу смайликом на полях нужного цвета.

Организовать фронтальную работу.

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать работу в парах

Работать с представленной информацией.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Снятие мышечного напряжения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

V этап. Формирование новых ЗУН.

Закрепление изученного материала.

Цель - научить писать заглавную букву в географических названиях

- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте.

Работа у доски по карте.

- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.

- Как вы думаете, почему географические названия пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)

Вывод: географические названия пишутся с большой буквы.

– К доктору Айболиту пришли лечиться ещё звери: слон, лиса, корова, белка.

На доске рисунки зверей, шапочка Айболита.

– Давайте поможем подлечить больных зверей и выпишем каждому лекарство – схема которого подойдет к схеме названия самого животного.

/ /
Таблетки – _ _ _ ко-ро-ва – Зорька.
/ /
Мазь – _ слон – Тим.

/ /
Очки – _ _ ли-са – Алиса.
/ /
Капли – _ _ бел-ка – Стрелка.

Дети соотносят слова и схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Работать с информацией, представленной в карте.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

VI этап Осознание и осмысление учебной информации.

Цель - научить писать заглавную букву в географических названиях.

Самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в названиях города и реки.

Через город красноярск протекает река енисей.

Самопроверка

Физкультминутка (для глаз).

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель - научить осознавать свои достижения.

– О чём мы сегодня говорили на уроке?

Что нового узнали?

Тема нашего урока очень важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.

2.Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

3.Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Читайте также: