G русская социологическая школа представители

Обновлено: 05.07.2024

В чем заключаются задачи cоциологии. Предпосылки и условия зарождения в России научной социологии. Русская социология и западная наука. Три основных этапа развития социологической мысли в России. Характеристика основных школ в русской социологии.

Содержание работы

1. Введение
2. Периодизация истории отечественной социологии.
3. Основные направления в развитии Российской социологии
4. Основные идеи Российской социологии
5. Основные школы в русской социологии
• Уральская школа
• Субъективная школа
6. Заключение
7. Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

Особенности развития и основные школы в русской социологи.doc

Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны

Во второй половине XIX века значительное влияние в Европе приобрела социально- философская и экономическая теория немецкого мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти [Голосенко, Первым российским учёным, работавшим в рамках марксистской парадигмы, являлся Н. И. Зибер. В 90-х годах появляются работы П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова, засвидетельтвовавшие зарождение нового направления в российской социологии.

В основе экономического материализма лежат следующие положения:

1) фундаментом и причиной всей социально- культурной жизни является экономическая структура,

2) исторический процесс должен объясняться из борьбы классов, происходящей на почве экономических отношений и интересов,

3) социальная эволюция совершается на основе объективных законов, независимых от воли и сознания индивидов,

4) капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.

Работы Бердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.

Анархизм, как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.

П. А. Кропоткин занимался теоретической разработкой анархизма. Он написал много сочинений различной направленности, но все они имеют выход на социологические проблемы. Главный социальный субъект, по его мнению, народ. Способом уничтожения государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах безгосударственного анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткин считал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.

4.Основные идеи Российской социологии

5.Основные школы в русской социологии

Уральская социологическая школа имеет довольно высокую активность своих представителей.

Возникновение и развитие социологической школы на Урале происходило в 60-70-е гг. прошлого столетия. У ее истоков стояли Л.Н.Коган, Н.А.Аитов, З.И.Файнбург.

Уральская социологическая школа, несмотря на широкий спектр исследуемых направлений и проблем, имела явно выраженные приоритеты среди них, которые были обусловлены спецификой социально-экономических и культурных процессов в регионе.

Ведущей была проблематика социологических исследований в области труда, производства, культуры, образования, молодежи, социальной структуры и др.

Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей:

- в ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской);

- На Урале достаточно быстро происходили процессы институциализации социологии и ее общественного признания, чему в значительной степени способствовали властные структуры региона.

- Уральская школа, несмотря на широкий спектр научных направлений и исследуемых проблем, выделяла среди них приоритеты, обусловленные спецификой социально- экономических и культурных процессов в регионе, - это проблематика исследований в области труда, культуры, образования, молодежи, социальной структуры, политических процессов, свободного времени и др.

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 – 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Русские учёные внимательно следили за развитием науки на Западе, учитывая и осмысливая её новейшие достижения. Испытывая определённое влияние различных течений западной социологии, русская социологическая мысль вместе с тем выдвигает собственные оригинальные теории и трактовки, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Обратим внимание на наиболее интересные попытки российских учёных сформулировать социологию как науку: её предмет, задачи, структуру, теорию и метод.

Развитием социологической мысли в России исследователи обычного разделяются на три основных этапа: середины XIX в. до 1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.; с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем их.

Первый этап был связан с процессом институционализации социологии в России, который несколько отставал от аналогичного процесса в Европе и Америке. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году, то есть на 16 лет позже образования кафедры социологии при Чикагском университете, и это была единственная кафедра на 160-миллионную Россию. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

В начале первого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением: идёт процесс критического пересмотра гипотез и научных школ; выявляются взаимодействия между творческой эволюцией учёных-мыслителей и их научными идеями.

В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных работ учёных.

Как на Западе, в российской социологии этого периода преобладают редукционизм (сведение к простому, упрощение) и натурализм различных оттенков. При этом в основном считалось, что детерминантом общественных отношений является психика человека. Различия же определялись при установлении места психической природы человека. Представители субъективной школы вслед за О. Контом считали, что социальная среда лишь пассивно воздействует на природу человека. Сторонники же объективизма подчёркивали специфику природной среды при взаимодействии с личностью и отводили природе ведущую роль.

Интересна и своеобразна методология субъективной социологии. одобно тому как О. Конта принято считать отцом социологии как науки, можно сказать, что П. Лавров был родоначальником социологии инновационной.

Исходя из известного тезиса О. Конта о необходимости создания позитивной науки об обществе, П.Л. Лавров выступил с критикой объективизма в социологии, основанного на натурализме и биологизаторстве, и дал в своих социологических работах развёрнутую аргументацию субъективного метода. С одной стороны, подчёркивал П.Л. Лавров, социология имеет дело с повторяющимися явлениями и призвана раскрывать объективные закономерности, подобно естественным наукам в целом. С другой стороны, сам предмет социологии – человек – выделяет её из собственно естествознания и сближает с историей. Но история изучает единые, неповторимые факты.

Признавая факт неповторимости и динамичности личности, П.Л. Лавров видел исторический прогресс в развитии человеческой индивидуальности. Однако истинной движущей силой истории и любых видов общественных преобразований является не любая личность, а та, которая, по мнению П.Л. Лаврова, развивает в себе понимание собственных интересов как интересов общественных.

Инновационный объект (или критически мыслящая творческая личность) это личность, которая достигает наивысших и передовых результатов своей деятельности (профессиональная, управленческая, политическая и т.д.), сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса, т.е. тех сил, которые готовы в массе своей принять эти передовые формы деятельности в качестве образцов для подражания и стремиться к их освоению.

Ярким представителем этико-субъективного направления социологии был также Николай Константинович Михайловский – выдающийся учёный, социолог, общественный деятель, идеолог народничества. В молодые годы он был связан с революционным народничеством, но впоследствии стал приверженцем умеренных политических взглядов. По его мнению, социология – это наука, изучающая общество в его непрерывной динамике. Предмет науки – возникновение и развитие общественности и кооперации её членов.

Н.Н. Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Э. Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.

Основной задачей социологии представители русской субъективной социологической школы считали необходимость обоснования личных и общественных потребностей, в согласовании которых и заключается процесс роста и скрепления солидарности. Важными факторами общественного развития должны быть обеспечение соответствующих условий со стороны государства и активность личности – гражданина. Именно в этом, по их мнению, и заключаются идеи прогресса.

Заметное место в российской социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Ведущую роль в своей социологической теории он отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого, по его мнению, развитие солидарности между социальными группами, классами и народами. Ковалевский подвергает критике так называемые однофакторные теории. Основная задача науки, по его убеждению, - выявление сущности солидарности общественной жизни, описание и объяснение многообразия её форм. В своих работах М. Ковалевский активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии.

Помимо так называемой академической социологии (разрабатываемой в научно-учебных учреждениях) в России большое развитие получили идеологическая и полическая социология.

Развитие идей религиозной социальной философии (христианский гуманизм) восходит к таким русским мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и другие. Люди высочайшей культуры, получившие блестящее образование, они вобрали в себя знание мировой культуры, выделив в ней предмет своего главного интереса – отечественную и зарубежную религиозную мысль.

Названные мыслители критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX – начале XX вв кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Государство, по его мнению, должно быть сословным и охранять устои своей сословности. Быт населения должен быть организован иерархически и строиться на национальных традициях народов, населяющих Россию: культура и быт западных стран губительны для России, и потому от запада следует дистанцироваться. В целом идеи К.Н. Леонтьева можно определить как православный консерватизм.

По мнению Н.Я. Данилевского существуют три типа исторических действующих лиц (агентов):

1) позитивные действующие лица (общности) истории, которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы).

2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (гунны, тюрки, монголы)

Все цивилизации имеют уникальные циклы развития.

1. Период возникновения, кристаллизации, принятия формы, образа, утверждение культурной и политической автономности, языка.

2. Фаза расцвета, развития творческого потенциала.

3. Застой, исчерпание творческих сил, распад.

Н.Я. Данилевский полагал, что европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения; растёт цинизм, секуляризация, ослаблен инновационный потенциал, ненасытная жажда власти и доминирования над миром. Каждый народ в своём развитии также переживает циклические стадии – рождение, молодость, дряхлость и смерть.

- каждая личность несет в себе божественное начало;

- человек становится Человеком благодаря религиозному сознанию – оно высшее, что есть у Человека;

- Бог утрачивает значение внешней упорядочивающей силы, он лишь наделяет человека свободой и творчеством;

- человек – творец своей судьбы бесконечного выбора между добром и злом;

политические взгляды и социальные отношения общества образуются на основе (базисе) общественно-экономических отношений;

экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику;

государство – продукт классовых противоречий, а поэтому выступает в защиту господствующего класса. Вместе с исчезновением классов исчезает и государство.

Спектр левых социально-политических движений этого периода не ограничивался только коммунистическим движением и социал-демократией. В него входили также анархизм, троцкизм.

Представители экономического направления русской социологии является наш соотечественник Перт Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и в настоящее время входят в обязательный курс изучения в Оксфорде. При анализе его работ выявляются следующие идеи, высказанные им одни из первых ещё в начале XX в.:

- наличие социальной дифференциации общества;

- чёткая взаимосвязь экономического и социального развития. Но в то же время эти сферы общественной жизни не могут реформироваться одновременно и параллельно;

- развитие капитализма должно привести к появлению широкого среднего класса, усовершенствованию системы образования, развитию промышленности и в конце концов – к определённой социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата приведёт к пагубным последствиям.

Коротко отметим историческую школу (направление) русской социологии, виднейшим представителем которой был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Основной заслугой этого учёного является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов. В соответствии с этой теорией каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии (этапы): возникновение – возмужание – дряхление – гибель.

Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм.

В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, то есть сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

П.А. Сорокин разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

4) социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений;

5) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

6) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей.

Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает в себя социальную политику.

С точки зрения П.А.Сорокина, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеют три элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, то есть те средства, которые используются ими во взаимодействии. П.А.Сорокин выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух; одного и многих; многих и многих, б) взаимодействие сходных и несходных лиц, в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

П.А. Сорокин первым стал рассматривать социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход индивидов и семей из одной социальной группы в другую. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном (движение вверх и вниз в социальной иерархии) и 2) горизонтальном (движение на одном и том же социальном уровне).

Начало XX в. вплоть до 20-х годов характеризуется некоторым снижением интереса к социологическим исследованиям в России в связи с общественно-политической обстановкой в стране. Накопление эмпирического опыта в области строительства новой жизни, необходимость перехода от агитационно-пропагандистских форм к научно-исследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевых социологий – труда, быта и культуры, бюджета времени, социологической структуры и др.

Исследования имели преимущественно социально-экономический характер с использованием социологического подхода. Среди подобных работ можно выделить исследования С. Струмилина, Я. Видревича (экономика труда, бюджет времени), А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества), В. Андреева, Г. Поляка (условия жизни), А. Гозулова, Б. Смулевича (Народонаселение), М. Загорского, В. Кузмичева (духовная жизнь) и других революционно-прогрессивных представителей социологии.

С начала 90-х годов начинается новый период развития отечественной эмпирической социологии.

В ней чётко выражены аспекты:

- гуманистическая ориентация всего творческого процесса в социологии;

- глубокий исторический подход, сочетающий в себе достоинства анализа мировой и отечественной истории;

- тесная связь с потребностями практики, и прежде всего с политикой и политической деятельностью.

Наиболее известными российскими социологами сегодня являются

Владимир Александрович Ядов(р. 1929) – доктор философских наук, профессор, создатель ленинградской социологической школы. Направление деятельности: методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, общетеоретические тенденции в современной социологии.

Геннадий Васильевич Осипов (р. 1929) – академик РАН, Президент Академии социальных наук. Научно-исследовательская тематика: теоретико-методологические проблемы социологии, предмет и структура социологического знания, применение математических методов в социологии.

Татьяна Ивановна Заславская – социолог, экономист, академик РАН. Научный интерес в сфере экономической социологии, пути и методы формирования бизнес-слоя – новой социальной группы предпринимателей и менеджеров частного бизнеса.

Жан Терентьевич Тощенко (р. 1935) – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН по отделению философии, социологии, психологии и права, главный редактор журнала социологические исследования. Научный интерес – социологические проблемы труда и управления.

Игорь Семёнович Кон (р. 1928) – доктор философских наук, профессор, литератор. Научный интерес – философия и методология истории, теория личности, социальные и психологические проблемы юношеского возраста, социология и этнография детства, сексология.

Юрий Николаевич Давыдов (р. 1929) – доктор философских наук, профессор. Научный интерес – социология культуры и искусства, история зарубежной социологии.

Анатолий Васильевич Дмитриев (р. 1934) – член-корреспондент РАН, социолог. Научный интерес – общая теория конфликтов, проблема этнических и межнациональных конфликтов, теория политической коммуникации.

Контрольные вопросы для собеседования

1. Назовите социальные источники развития социологии.

2. Огюст Конт как основоположник социологии, его основные взгляды на общество и социальный прогресс.

3. Герберт Спенсер и его учения об обществе.

4. Учение Эмиля Дюркгейма о социальных фактах, социальном развитии и научном методе в социологии.

5. Макс Вебер – крупнейший немецкий социолог, теоретик капитализма, его учение о бюрократии и понимающей социологии.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс - теоретики новой коммунистической формации, сущность их диалектики исторического процесса.

Исторические предпосылки для возникновения русского социального мышления. Роль позитивизма в становлении российской социологии. Особенности христианской социологической мысли. Материалистическое понимание закономерностей развития общества В. Лениным.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.08.2014
Размер файла 36,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годов - отмены крепостного права, реформы земств и судебной реформы, так как все проведенные реформы, кроме последней, были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством. Она не стала, как этого желали многие, ни демократической, ни конституционной страной. Поэтому произошло колоссальное оживление общественной жизни.

В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие - к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса общества.

Появление социологии в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому. С его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, делающий невозможными устаревшие идеи и идеалы дореформенного времени.

Основной причиной возникновения социологии в России стали процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Социология этого периода теоретически выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования существующих в России порядков.

Стимулирующим фактором для развития социологии в России оказалось усложнение социальной структуры русского общества. Произошел бурный рост городских сословий, которые до реформы были совсем незаметны на фоне крестьянства и дворянства. Развитие капитализма также привело к увеличению и усложнению состава городского населения, появилась масса новых профессий, возросла мобильность населения, что приводило к ломке старых культурных стандартов. Рост больших городов с неизбежностью порождал появление новых острых социальных проблем. Все эти изменения способствовали усилению интереса разных слоев русского общества к социальным проблемам. Русские интеллигенты стремились помочь угнетенному народу.

Главные теоретические достижения социологической мысли в России, и это было отмечено историками социологии, как отечественными, так и зарубежными, стали естественным результатом, ответом на основной вопрос того времени, остро вставший перед ними, - "Что считать наиболее важным для блага Народа?". Вся история социологии показывает эволюцию основных вопросов, на которые она была призвана отвечать, что в решающей мере зависело от той ситуации, которая господствовала в стране.

1. Возникновение и этапы развития российской социологии

2. Предсоциологический этап развития российской социальной мысли

Идеи Чаадаева нашли продолжение в сформировавшихся в 40 - е гг. XIX в. двух оригинальных направлениях российской социально-философской мысли - западничестве и славянофильстве. Если Чаадаев сформулировал программу российской общественной мысли, то славянофилы и западники задали модель ее развития, и именно в рамках этой модели эволюционировали философия и социология России, сформировались ведущие социальные концепции. Перед обоими направлениями стояла одна проблема - судьба России; у них были одна логика и один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения же шли по вопросу о том, что понимать под социальным развитием и как оно должно осуществляться: путем ли органического прорастания социальных форм в процессе естественной эволюции самобытной культуры (славянофилы), или путем более или менее насильственного внедрения социальных форм в соответствии с рационалистическим идеалом (западники). В этом Ключе представители обоих направлений сформулировали ряд идей и категориальных структур, получивших в дальнейшем социологическую интерпретацию. В славянофильстве (И.В. Киреевский, 1806-1856; А.С. Хомяков, 1804-1860; К.С. Аксаков, 1817-1860 и др.) можно выделить следующие идеи социологического значения: самобытность культурных типов; органичность социальной эволюции; община как социокультурная структурообразующая форма социального бытия. Соборность как принцип организации и идеал социальной жизни, в которой личное и общественное соразмерны при их равномощности; отрицание государственности и элементы анархизма; особая роль духовной, в том числе религиозной, внерациональной детерминации социального поведения людей и др.

Кавелин обращается и к другому ключевому сюжету российской мысли - проблеме прогресса. Социальный прогресс, полагает мыслитель, выражается не в изменении внешних социальных форм, но во внутреннем саморазвитии личности, ее культуры; прогресс возможен только там, где есть развитая личность. Обосновывая данный тезис. Кавелин подчеркивает особенности социального познания, обращается к элементам социальной психологии и т.п. Таким образом, мы видим у него движение к этико-психологической школе, ставшей стержневым направлением российской социологии.

Итак, на предсоциологическом этапе российская общественная мысль сформировала программное поле социологических исследований, поставила ряд кардинальных вопросов, заложила основы социальной методологии. В итоге вторая половина XIX в. и становится тем периодом, когда рядом с социальной философией возникает и бурно развивается российская социологическая наука.

3. Основные направления развития социологической мысли в России (XIX - XX вв.)

Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

1) речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы;

2) средиземноморский - от основания Карфагена;

3) океанический - после открытия Америки.

4. Современная отечественная социология

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не был непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

социологический материалистический русский позитивизм

Процессы, которые происходили в первую очередь в экономической сфере и потребовавшие в связи с этим знаний об обществе как целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии в России. Социология этого периода выражала в различной форме требования буржуазного изменения, реформирования в России порядков. Поэтому её появление в России после реформы 1861 г. является не случайным, а вполне закономерным, так как в это время начался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, и устаревшие идеи и идеалы дореформенного общества.

Практически все социологи России в XIX - начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния, и развития отечественной социологии в этот период времени.

Временные рамки существования русской немарксистской социологии невелики: 60 - годы X1X века, первая четверть XX. Специфично то, что до начала XX века социологией в России занимались в основном революционеры, литераторы, критики, педагоги, общественные деятели и почти никогда - профессура университетов. Отмеченное своеобразие можно считать символичным, ведь оно показывает, что у народа России существовало страстное желание проникнуть в сущность человека и общества.

Российская социологическая мысль XIX - начала XX вв. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.

1. История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Канон, 1997.

2. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала ХХ века. -М.1995 г.

3. Лавриенко В.Н. Социология: учебник для вузов - М. 2005.

4. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебное пособие для вузов - М. 1996.

Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.

На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций. Среди них можно выделить следующие:

1) географическое (Л. И. Мечников)– прогресс общества обуславливается прежде всего природными, в частности, водными ресурсами. Так, согласно данной теории в истории развития обществ главнейшую роль сыграли те реки, которые были ореолом их обитания;

2) органицизм (А. И. Стронин)– общество представляет собой сложный организм, который функционирует на основе природных законов;

3) психологизм (П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский)– исходным пунктом социальности являются психофизические отношения, а в центр изучения ставится личность;

4) марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

2-й этап (1900–1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.

В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо-Данилевский и др.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.

Именно в этот период начинается научная деятельность одного из виднейших представителей мировой социологической мысли Питирима Александровича Сорокина (1889–1968 гг.).

Этот мыслитель, родившийся в России, внес огромный вклад в развитие социологии, который можно сравнить разве что с вкладом Вебера.

Сорокин разработал теорию стратификации и социальной мобильности. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.

4-й этап (с 1950-х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60-х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу – не только возродить, но и практически заново создать эту науку.

Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.

На сегодняшний день в России существует огромное количество социологических факультетов, которые выпускают высококлассных специалистов-социологов.

В больших количествах проводятся социологические исследования.

В стране существуют центры исследования общественного мнения, которые проводят социологические исследование по всей России и создают на основе их данных многочисленные отчеты и прогнозы.

Читайте также: