Рассказы драгунского в умк школа россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи: - научить работать с анализом текста и строить выводы на основе текста

- познакомить с новой информацией на основе уже имеющейся

- расширить знания о произведениях и писателе

Оборудование

Учебники, проектор, ноутбук, карточки, тексты рассказов, иллюстративный материал.

Планируемые предметные

В ходе урока учащиеся познакомятся с рассказами Драгунского, которые не входят в учебник. Узнают методы работы с текстом. Расширят свой запас слов. Узнают причинно-следственные связи написания автором произведений.

УМК Школа России. (учебник) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др .

Методичка для учителя.

I. Организационный момент (1 мин)

- Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными

Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Речевая разминка

Начнем мы с вами наш урок с речевой разминки.

hello_html_3af5ec4f.jpg

Читают на слайде задания. Ученики по выбору показывают, как они поняли выполнение заданий, затем выполняют коллективно.

Коммуникативные:- умение слушать и слышать друг друга

- умение понятно произносить слова

Познавательные: умение оценивать процесс и результат деятельности

III. Актуализация знаний, постановка целей урока.

«У меня в табеле одни пятёрки. Только по чистописанию четвёрка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы всё равно соскакивают. Просто чудеса, какие то! Один раз я целую страницу написал чисто чисто, любо дорого смотреть – настоящая пятёрочная страница. Утром показал её Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера её не было! Может быть, она с какой нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…

– Тяните гласные, друзья, тяните гласные.

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

– Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займёмся с каждым индивидуально.

Из какого это произведения?

К какому циклу рассказов принадлежит?

По внеклассному чтению вы познакомились с разными Денискиными рассказами. Почему они так называются?

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен.

ВложениеРазмер
dragunskiy_2_urok.doc 62 КБ
dragunskiy.ppt 1.77 МБ
dragunskiy_1_urok.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение
Класс: 3

  • личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Формировать умение планировать свою деятельность; оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
  • предметные : учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;
  • Тип урока: ОНЗ

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Словесн.: слово учителя

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

- Желаю всем хорошего настроения.

Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: работа со слайдом

Практич: рассказ об авторе;

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (о взаимоотношениях детей и животных.)

– На прошлом уроке мы познакомились с одним из таких произведений, которое называется …? (“Он живой и светится”).

– Что вы знаете о писателе? (Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады веселые юмористические рассказы, написал 90 рассказов.)

- Его девиз (слайд №2)

- Итак, какова тема нашего урока? (слайд №3)

Тема урока: В. Драгунский “Он живой и светится”.

- Какие поставим перед собой задачи: (Будем учиться работать с текстом, давать характеристику героям, рассуждать о прочитанном произведении, развивать устную речь Слайд №4). Хорошо.

Отвечать на вопросы;

Вспоминать произведение, с которым познакомились на прошлом уроке;

Составлять фамилию и им автора из букв на слайде;

Рассказывать об авторе;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

К:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Решение частных задач.

Словесн.: ответы на вопросы;

- Итак, кто желает пересказать этот рассказ?

- Чтобы реализовать задачи урока, мы по ходу урока будем называть приемы, которые использует автор, чтобы описать главного героя.

– К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.)

– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?

– А этот рассказ? (Смешной и немножко грустный.)

– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? (Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения.)

Отвечать на вопросы;

Высказывать своё мнение;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Практич.: разгадывание кроссворда

– Какие черты характера присущи главному герою? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание рассказа и заполним кроссворд. (слайд №5)

1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.)

2. В какое время суток происходили события? (Вечер.)

3. Назовите друга Дениски. (Мишка.)

4. Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.)

5. На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)

Разгадывать и заполнять кроссворд;

Отвечать на вопросы;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

Словесн.: характеристика героя

Практич.: выборочное чтение;

Практич.: подчёркивание строк

- Ребята, Сколько лет было Дениске? (Дошкольник – 5–6 лет.) О какой черте характера Дениски это говорит? (Наивный.)

- Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Многоточие.)

- О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)

- Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в момент разговора мальчиков? (Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)

- Ребята, сейчас вы можете увидеть как выглядит светлячок. (слайд №6).

- Ребята, а сейчас найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? (Описание светлячка из учебника.)

- Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк? (Как автор называет светлячка? (Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.) Работа слабых детей по карточке.

Прочитай. Подчеркни слова , в которых автор называет по другому светлячка.

…Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка….

..И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку…

– Да, сказала она, это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую цену.

Находить и читать необходимые отрывки;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: осуществляют поиск необходимой информации.

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: выборочное чтение;

– Почему мама назвала светлячка “ червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.) Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию.

(Загадочная, уверенная.) Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? (Сравнение.)

– Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.

– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? “Счастье, когда тебя понимают”.

– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя.

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы;

Высказывать своё мнение;

Рефлексия. Подведение итогов

Словесн.: ответы на вопросы;

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Проверка по тесту. (слайд №7)

– Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел?

- Что хотел сказать автор читателю? (Учит взаимопониманию между родителями и детьми.)

– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)

- Понравился ли тебе урок? Достиг ли поставленных целей?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Не солнце, не огонь, а светит? 2. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонёк, Угадай, как он зовётся? Золотистый…

Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З Найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию Драгунский

Цели урока : учиться работать с текстом; давать характеристику героям; рассуждать о прочитанном произведении; развивать устную речь

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение
Класс: 3

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать интерес к чтению, любовь к природе;

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Словесн.: слово учителя

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке, мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

Постановка учебных задач

Словесн.: отгадывание загадок;

Словесн.: ответы на вопросы;

Словесн.: слово учителя

- Ребята, сейчас немного разомнемся и проведём речевую разминку. Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок).

2. То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонёк,

Угадай, как он зовётся?

- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Ребята, Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

- Как вы думаете, почему я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете?

Случалось ли вам летним вечером, когда стемнеет увидеть где-нибудь в траве, в кустах, крохотный фонарик, который горит зеленоватым цветом? Он может гореть долго, ровно, ярко иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже рассмотреть в темноте цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – жук. В его теле есть особые клеточки с веществом, которое светиться, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек, когда светлячок открывает их, то светиться как фонарик.

Жуки с крыльями этот самцы их лампочки загораются очень редко и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго, освещая ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков.

- Вот такая небольшая информация.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке: Виктор Юзефович Драгунский.


Задание 1. Ознакомьтесь с биографией Драгунского . Сделайте краткий конспект. Пройдите для самопроверки тест.


Рассказы В.Драгунского для детей легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести — восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены; характеры героев четко очерчены.

Дениска чутко воспринимает настроения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо лучше, чем они его. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска — личность яркая, цельная.

Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких людей

Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник, как хохочет весь зал над куплетистами-неудачниками, как у папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизировать знания по изученному и новому материалу.

Задачи: - научить работать с анализом текста и строить выводы на основе текста

- познакомить с новой информацией на основе уже имеющейся

- расширить знания о произведениях и писателе

Оборудование

Учебники, проектор, ноутбук, карточки, тексты рассказов, иллюстративный материал.

Планируемые предметные

В ходе урока учащиеся познакомятся с рассказами Драгунского, которые не входят в учебник. Узнают методы работы с текстом. Расширят свой запас слов. Узнают причинно-следственные связи написания автором произведений.

УМК Школа России. (учебник) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др.

Методичка для учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1 мин)

- Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными

Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Речевая разминка

Начнем мы с вами наш урок с речевой разминки.


Читают на слайде задания. Ученики по выбору показывают, как они поняли выполнение заданий, затем выполняют коллективно.

Коммуникативные:- умение слушать и слышать друг друга

- умение понятно произносить слова

Познавательные: умение оценивать процесс и результат деятельности

III. Актуализация знаний, постановка целей урока.

«У меня в табеле одни пятёрки. Только по чистописанию четвёрка. Из-за клякс. Я прямо не знаю, что делать! У меня всегда с пера соскакивают кляксы. Я уж макаю в чернила только самый кончик пера, а кляксы всё равно соскакивают. Просто чудеса, какие то! Один раз я целую страницу написал чисто чисто, любо дорого смотреть – настоящая пятёрочная страница. Утром показал её Раисе Ивановне, а там на самой середине клякса! Откуда она взялась? Вчера её не было! Может быть, она с какой нибудь другой страницы просочилась? Не знаю…

– Тяните гласные, друзья, тяните гласные.

Тогда мы стали тянуть гласные, но Борис Сергеевич хлопнул в ладоши и сказал:

– Настоящий кошачий концерт! Давайте-ка займёмся с каждым индивидуально.

Из какого это произведения?

К какому циклу рассказов принадлежит?

По внеклассному чтению вы познакомились с разными Денискиными рассказами. Почему они так называются?

Читайте также: