Русская православная церковь в xvii в реформа патриарха никона и раскол краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

1. Причины реформы церкви коренились в социальном кризисе середины XVII в. Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки, а также разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги по единому образцу.

Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания. Происходила индивидуализация сознания посадских людей и части верхов общества. Началась рационализация сознания некоторых слоев русского общества. Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Для этих целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить.

2. После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь.

Важнейшими обрядовыми изменениями явились:

- крещение не двумя, а тремя перстами,

- замена земных поклонов поясными,

- движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. РПЦ (Русская православная церковь) превратилась в крупнейшего феодала-землевладельца России.

Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I.

Не затронув основ христианского учения, нововведения патриарха Никона раскололи Русскую церковь и общество. В расколе отразились фанатизм, тоталитарность, упрямая самоуверенность русской души. Изменение обрядов староверы во главе с протопопом Аввакумом оценивали как предательство Церковью и властью идеала Святой Руси. Реформы Никона воспринимались ими как измена Богу и вере, а значит, как начало Страшного суда и конец Руси. Раскол усилил идейные и социальные противоречия XVII века.

Нарушались единство и целостность Церкви, подвергался сомнению священный характер власти, усилилась зависимость Церкви от государства. Раскол, включивший в себя представителей всех (в т.ч. и высших) сословий (старообрядчество) стал одной из причин многочисленных социальных движений (Соловецкое восстание, война Степана Разина и др.). Формируется влиятельное движение старообрядцев, существующее и по сей день.

Церковный собор 1666-1667 гг. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских отрядов они устраивали самосожжение.

4. Однако трагически сложилась и судьба самого Никона. Обладая немалым честолюбием и амбициями, патриарх посягнул на царскую власть, возжелал, чтобы власть патриарха была выше светской власти царя. Поначалу во всём поддерживавший Никона, царь Алексей Михайлович, когда понял, чего добивается патриарх, прекратил с ним общаться. Раздосадованный Никон уехал из Москвы и ждал, когда царь попросит у него прощения и позовёт в Москву. Вместо этого Алексей Михайлович созвал в Москве влиятельнейший Церковный собор из вселенских патриархов. Собор 1666 – 1667 гг. кроме проклятия старообрядчества осудил и лишил патриаршего сана и самого Никона. Закончил свою жизнь Никон в ссылке в им самим построенном Новоиерусалимском монастыре под Волоколамском.


Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Предыстория и начало реформы

Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.

Царь Алексей Романов

Рис. 1. Царь Алексей Романов.

К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.

Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.

Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.

Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:

  • Книжная справа, правка богослужебных книг.
  • Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
  • Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
  • Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.

Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.

Патриарх Никон

Рис. 2. Патриарх Никон.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Церковный раскол

Рис. 3. Церковный раскол.

Что мы узнали?

Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Церковная реформа патриарха Никона

22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.

Причины и содержание реформ

0

И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.

0

А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола

Начало преобразований

В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.

0

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума

0

Суд над патриархом Никоном

Раскол

Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.

0

В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.

0

В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881

Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

П.24. Русская православная церковь в 17в.

Реформа патриарха Никона и Раскол.

Царь в 17веке – глава государства, человек, который руководил светской (т.е. обычной, не религиозной ) жизнью в России.

Патриарх в 17в. – глава Русской православной церкви, человек, который руководил духовной, религиозной жизнью России.

После Смутного времени первым царем из династии Романовых стал Михаил Федорович Романов, избранный правителем на Земском соборе в 1613г.

Он правил страной вместе со своим отцом Филаретом. Слушал его советы, уважал его волю.

Михаил правил с 1613 по 1645 годы.

После Смутного времени Патриархом России в 1619г. стал Филарет.

Он был также отцом царя Михаила Романова и правил вместе с сыном.Советовался с сыном и уважал его волю.

Филарет помогал сыну и был патриархом с 1619 по 1633годы (до своей смерти).

hello_html_72f5ed67.jpg

С 1645 по 1676годы Россией правил Алексей Михайлович Романов (сын Михаила Романова).

При нем была проведена церковная реформа.

Поссорился с патриархом Никоном, т.к. не хотел соглашаться с тем, что патриарх главнее царя и сослал его.

Патриархом при Алексее Михайловиче Романове был Никон. Личный друг царя. Руководил церковью с 1651г. по 1666г.

Он проводил церковную реформу.

Никон считал, что власть патриарха выше власти царя. Что патриарх может указывать царю, как руководить страной. А царь обязан его слушать.

Никон и царь поссорились из-за вопросов о том, кто же главный в государстве.

Никон был лишен звания патриарха и сослан.

Хронологические рамки церковной

Некоторые историки дают другую датировку 1652 (4)-1658гг.

Причины и цели реформы

Стремление светских и духовных властей :

1. Повысить авторитет православной церкви ,

2. Сделать Россию мировым центром православия и главным

государством среди всех православных стран мира.

Произведены изменения в церковных обрядах по греческим образцам :

1. Крестное знамение накладывается тремя , а не двумя пальцами

3. Священник ходит вокруг аналоя против хода солнца, а не по ходу солнца

4. Из русских молитв исключены слова, которых не было в греческих

5. Переписывание икон по греческому образцу

Основные события реформы

1653г – начало реформы церкви.

1654г- Церковный Собор в целом одобрил реформу.

1658г-разрыв отношений между царем и патриархом Никоном из-за спора о власти.

1666—1667 гг.- созван Церковный Собор для суда над патриархом Никоном.

1666г.- Никон лишен сана патриарха, противники реформы прокляты собором.

1681-1682- Церковный Собор. Приговорил к казни протопопа Аввакума - лидера старообрядцев (раскольников)

1. Реформа была проведена и признана правильной.

2. В православной церкви произошел раскол, т.к. часть верующих и священнослужителей не признали реформы.

3. Тех , кто не захотел признать церковной реформы, стали называть раскольники или старообрядцы . Власти преследовали этих людей.

4. Из-за реформы произошел раскол и во всем русском обществе.

5. На время понизился авторитет церкви.

6. Реформа затронула только обрядовую сторону богослужения, но она не изменила основ православной церкви.

Кто проводил реформу

Кто был против реформы

Против выступил протопоп Аввакум, который считал, что если и проводить реформу, то не по греческому образцу, а по старинному русскому, основываясь не на старых греческих книгах, а на старинных русских. По приказу царя Аввакума и его сподвижников сначала сослали, а потом сожгли заживо (1682г.)

Церковный собор -собрание представителей высшего духовенства для решения важных церковных вопросов.

Реформа- медленное, постепенное преобразование.

Протопоп ( это разговорное название, а правильно говорить - ПРОТОИРЕЙ) -старший священник, настоятель церкви.

Патриарх - глава Русской православной церкви.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 203 человека из 60 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 342 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.04.2020 3427
  • DOCX 2.9 мбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кредзинская Марина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: