Распределение по классам в школе после 7 класса

Обновлено: 05.07.2024

Цель профориентационной работы в школе – помочь учащимся осознанно выбрать профессию.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наше сложное время требует от подростка как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, формирования стремления к выбору профессии. Осознанный выбор профессии играет ведущую роль в формировании личности, в социальной адаптации подростка, а, следовательно, социально значим для общества.

Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, усиливает удовлетворенность жизнью.

Обществу нужны профессионалы, знающие свое дело, способные самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, умеющие творить.

Чтобы подросток в будущем стал таким профессионалом, ему на стадии выбора профессии нужна психологическая и педагогическая помощь.

Невозможно знать все. Надо знать понемногу обо всем и все о немногом. В сложных современных условиях огромного потока информации предпрофильная подготовка имеет решающее значение.

Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.

Из учащихся, которые не попали в эти классы, формируется общеобразовательный класс, в котором преподают спецкурсы: автодело, ландшафтный дизайн, основы медицины.

Что же мы делаем для того, чтобы помочь учащимся 7-х классов выбрать профили обучения?

Проводим уроки профориентации по программе Резапкиной Г.В. “Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки”.

В программу уроков входит изучение себя как личности (своих интересов, способностей, особенностей мышления).

Чтобы помочь учащимся изучить себя, мы проводим батарею тестов:

А) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО по Климову) позволяет учащимся определить, какой тип профессии им подходит: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.
Б) Тест “КАРТА ИНТЕРЕСОВ”, в котором представлены 24 возможные сферы деятельности:

физика, математика, химия, биология, медицина, экология, экономика, психология, педагогика, право, журналистика, политика, искусство, мода, дизайн, сфера обслуживания, транспорт, строительство, инженерные специальности, связь, компьютерные технологии, науки о земле, история, филология.

У учащихся преобладает интерес к естественным наукам (биология, физика, медицина), изучению компьютера, математике, экономике. В то же время достаточное количество учащихся интересуется гуманитарными сферами деятельности (право, история, литература, психология, педагогика.) Ярко выражен интерес к творческим специальностям (дизайн, мода)

Учащиеся очень любят “Карту интересов”, потому что результаты теста им понятны, конкретны, подтверждают то, что они знают сами о себе.

В) Тест “Опросник профессиональных склонностей”

  • склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление);
  • склонность к исследовательской деятельности, научной работе);
  • склонность к работе на производстве;
  • склонность к эстетическим видам деятельности;
  • склонность к экстремальным видам деятельности;
  • склонность к планово – экономическим видам деятельности.

Меньше всего оказалось учащихся, склонных к исследовательской, научной работе. Это заставляет задуматься.

Г) Тест “Определение типа мышления” (Резапкина Г.В.

“Психология и выбор профессии”, стр.37)

  • предметно-действенное;
  • абстрактно-символическое;
  • словесно-логическое;
  • наглядно-образное;
  • креативное.

У учащихся 7-х классов преобладает наглядно-образное мышление.

В результате такого комплексного тестирования каждый ученик делает вывод, какие профессии ему подходят, какие предметы надо хорошо знать, чтобы быть успешным в этих профессиях, следовательно, какой профиль обучения ему надо выбрать

Например, если у ученика по тесту ДДО получается “человек – природа”,
по “карте интересов”химия, биология, медицина,
тип мышления предметно-действенный или наглядно-образный,
по опроснику профессиональных склонностей у него преобладает склонность к исследовательской деятельности,
то и психологам, и самому ученику ясно, что ему надо идти в естественный класс.

Следующий этап в работе с учащимися 7-х классов – изучение ими своих способностей

Учащиеся с помощью тестов из книги Резапкиной Г.В.

  • способности к интеллектуальным видам деятельности (стр.60);
  • способности к профессиям социального типа (стр.67);
  • способности к офисным видам деятельности (стр. 76);
  • способности к предпринимательской деятельности (стр. 77);
  • артистические способности (стр. 82);
  • технические способности (стр. 57).

Преобладание тех или иных способностей также позволяет психологам и самому ученику сделать вывод о выборе профиля обучения.

Одной из важнейших составляющих в профориентационной работе с учащимися 7-х классов является ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ – знакомство учащихся с миром профессий

  • телеоператор, кинооператор;
  • медик;
  • ландшафтный дизайнер;
  • летчик;
  • библиотекарь;
  • водитель, автомеханик, автоэлектрик, автослесарь;
  • создатель рекламы;
  • парикмахер;
  • повар.

Во время и после проведения уроков мы старались дать возможность учащимся попробовать себя.

Учащиеся занимались в кружке “Юный медик” на базе ММУ № 30, в кружках ландшафтного дизайна, основы рекламы на базе школы.

  • на радиостанцию “Сити–ФМ”;
  • в музей старинных паровозов (знакомство с профессиями машиниста, пом. машиниста, инженера по техническому обслуживанию электровозов);
  • в музей “Огни Москвы” (история московского освещения);
  • в музей истории авиации в Монино (знакомство с профессиями летчика, штурмана, авиаконструктора и др.).

После каждого такого урока и экскурсии проводились беседы о том, класс какого профиля соответствует каждой из профессий.

Для того, чтобы дать возможность учащимся проверить себя, в рамках Недели психологии была проведена Олимпиада по профориентации “Проверь свои способности”.

  • в создании рекламы;
  • к работе в медицине;
  • актерские и музыкальные способности;
  • способности к журналистике и фотожурналистике;
  • способности в работе с компьютером;
  • конструкторские способности;
  • биологические способности;
  • способности к работе дизайнера.

Наибольший интерес вызвало создание рекламы и дизайн. В олимпиаде приняло участие 60% учащихся 7-х классов. Олимпиада дала возможность учащимся увериться в правильности своего выбора профиля обучения.

Учащимся давалась анкета о выборе профиля обучения в начале и в конце учебного года. Мы получили следующие результаты:

30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.

Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.

Фамилия, имя Класс Карта интересов Проф.проба Профиль Спецкурс
Юрманова Кристина Биол, мед,экол “Юный медик” естеств Медицина
Казаков Александр Инж.спец транспорт Авиамодельный кружок техн Автодело
Архипова Настя Дизайн Кружок рекламы гум Ландшафт архитектура

В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:

“В какой класс я хочу поступить и почему?”

Архипова Анастасия 7б.

“Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка – английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский. Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в “Г”класс

В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это “Г” класс”.

Федоренков Влад 7б

“Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин”.

Пшонкин Олег 7б

“Я хочу пойти в “Е”класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет “Химия”.

Скопинцев Денис 7в

“Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс (с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы”

Полякова Ольга 7в

“Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия, потому что я люблю проводить опыты.”

В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.

Вот примеры таких рекомендаций:

Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.

Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно-символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.

Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно – образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.

У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.


Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.



У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.


Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.


Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Вот у нас очередная нервотрепка детей ,ведь они с первого класса вместе шли и притерлись друг к другу ,теперь их разделят и перемешают ,а главное зачем и не понятно ,есть три направления соц.-эконом,физмат и лингва ,дети уже должны знать точно в какой ВУЗ им поступать и выбрать предметы для углубленного изучения . Целый год с психологами их мурыжили ,а теперь они расстаются со своими одноклассниками ,в разных классах ,у них мотивация одна куда все туда и я и не понимают они еще ,что хотят
Вот дочь моя собралась в физмат . Я не против ,но что она выберет из профессии -не знаю . Ой как мне не нравится реформа образования.


Никто и не читал даже ,видимо нет тут таких ,кого волнует -эта тема. Дети плачут ,они осознают ,что все в таком составе они уже не будут и вот прям все девочки договорились сами себе устроит прощальный праздник ,счас в школу ходят с хвостами и бантиками и в белых блузках с юбкой .
Все таки ,какими они взрослыми не казались ,но такие серьезные решения они не готовы принимать ,чувствую следущий год сплошные слезы будут


какое-то испытание для нервов, у нас в школах будут сплошные стрессовые ситуации, скоро каждый класс начнут каждый год перетасовывать, задолбали!

нам осенью в подготовительный класс, мы конечно и сами дома готовимся, нов подготовительный пойдем только для того, чтоб ребенок привык к режиму, урокам, ответственности, а главное к учительнице.

так если потом в 12 лет все начинать с начала, так никаких нервов не хватит.

Спасибо Катейка ,что заглянула . Вот на этой неделе ,дочь приходит каждый день со слезами и пожалуй в этой ситуации ,мне как маме нет слов ей в поддержку ,потому что вижу сама ,что не правильно все это и плакали мы вместе . Хотелось куда то написать письмо ,но" один в поле не воин" Что ж реформа образования идет своим чередом . Детей сплотили и теперь разорвали . Учителя не реагируют никак у них горячая пора ,не до таких мелочей. Но дети повзраслели в один миг,сами собираются классом и гуляют вместе ,вспоминают свои чудесные годы ,они понимают ,что вместе уже не будет выпускного бала и последнего звонка . Все пишу драматично Но вижу что наш класс очень это переживает. Параллельные классы достаточно спокойны.


Ната, я конечно эту тему пока не сильно копала, но может быть не оставаться в школе вообще? найти лицей, где берут после седьмого, уйти туда. Там они все новые будут, а это хороший стимул к сплочению. Они там все в одной упряжке. Такой вариант дочке никак бы не подошел?

Катейка ,я еще на этапе окончания школы пыталась ее перетащить в другую школу . Да сейчас везде одно и тоже ,ничего часть детей пошли с ней ,да и там попали еще дети с которыми она ходила в сад. Я здесь описывала эмоциональную сторону ,которая обычно проходит потом ,теперь нужно углубленно искать в какой вуз будем поступать и какие экзамены туда требуется ,все детство кончилось . Но а сейчас каникулы -отдыхаем ,сегодня пришла с меньшим количеством слез .


Нат! Ну что ж вы так болезненно-то?!
пережили мы в прошлом году. Сдавал тесты. Один тест был комплексный - математика, физика, информатика. Его в в физ-мат класс надо было максимально хорошо написать. и второй - русский. За русский мы попереживали - он у меня на четверку с репетитором периодически. Потом русский у них ведет завуч по воспитательной. А раз мой с поведением не дружит, она его "знает" особо и относится соответственно. Но поступил. Теперь уже и с поведением получше и с русским тоже. А все что с математикой там у него пять без проблем. По коллективу - да все норм! Дружат они всей параллелью, общаются еще и новенькие в класс пришли из других школ - такой донабор в гимназию периодически бывает. Даже интересно. Он у меня с девочкой дружит - как раз из новеньких. Никто не ревел, не паниковал. Родители восприняли тоже норм. Но мы знали изначально, что будет так. И еще после 9-го будет частично перетассовка. Щас у меня племянник после 9-го тоже отбор в профильные.
Если по выбору - то у нас весь 7-ой класс работали психологи - и с детьми и с родителями и факультатив был по профориентации. Понятно что все не определятся в таком возрасте - но склонности ж видно и интерес к определенным предметам.
В общем я не заморачивалась нисколько!
Осенью мы всем классом, уже новым коллективом ходили на костер! Все сдружились. Вначале парни повоевали маленько за лидерство - но утряслось. Девочек в классе мало - и они очень крепко дружат и с мальчишками отношения хорошие.
А углубленку ощущаем мощно! Весь физ-мат цикл просто переполнен! Мой доволен!

Правильно пишется "гумАнитарный класс". Предметы входят такие же, как и в любых других классах общеобразовательной школы, но акцент (углублённое изучение) может делаться на следующих: история, русский язык и литература, иностранные языки, обществознание и т. п.
То, что понадобится для зачисления в профильный гуманитарный класс зависит именно от вашей школы. Когда я училась в школе, у нас родители просто писали заявление о зачислении в тот или иной класс, и уже на основании этого детей распределяли "по профилям".

Социально-гуманитарный фактически ничем не отличается от гуманитарного. Слово "гуманитарный" используется в обычной речи, а "соц. гум. " - это, можно сказать, официальная формулировка.

А слово "разделение" никого не волнует?? Ну ладно: в гуманитарном классе идут такие же уроки как и в других классах, но там больше занимаются языками, литературой, историей, философией и т. п. Однако там не будет информатики, которая будет в физмате. Что касается подготовки, то ты должен хорошо знать языки (в основном русский). Тебе нужно будет сидеть своего рода тестирование на поступление в профильные классы! У нас такие перемены уже произошли, даже на год раньше, чем у вас)) Удачи!

Определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения учащихся седьмых классов.

ВложениеРазмер
vybor_profilya_uchashchimitsya_7-h_klassov.doc 292 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование проводилось согласно плана работы.

Цель исследования : определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения учащихся седьмых классов.

В исследовании принимали участие: 7а – 24 учеников, 7б – 27 учеников, 7в – 26 учеников.

Учащимся седьмых классов предлагали выбрать наиболее подходящие для них профильные классы. В результате выборы распределились следующим образом: наибольший процент выборов в 7а классе у физико-математического профиля, в 7б – у информационно-технологического, в 7в – у естественнонаучного профиля (биология и география). Распределение выборов наглядно показано на диаграмме (Рис. 1)

Процентное соотношение выборов профильных классов среди всей параллели седьмых классов представлено на диаграмме (Рис. 2)

Наибольшее кол-во выборов среди всей параллели седьмых классов набрал физико-математический профиль. На втором месте оказались естественнонаучный (биология) , информационно-технологический и художественно-эстетический профили. Следует отметить, что наименьший процент выборов у универсального и филологического профилей. Радует, что предпочтение дети отдают именно тем профилям, которые реально существуют в школе. Совершенно объяснимо и желание учиться в информационно-технологическом классе, так как популярность компьютерных технологий возрастает с каждым днем.

Учащимся предлагалось назвать не более трех учебных предметов, по которым у них имеются наибольшие способности. Всего было названо 14 учебных предметов. Затем считался процент выборов на каждый предмет у каждого класса. Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 3)

В 7а классе дети чаще всего признавали у себя способности по математике и физике, в 7б – по математике и биологии, 7в – по математике, биологии и физике.

  1. Дополнительные учебные курсы в 10 –11х классах.

Учащимся было предложено назвать учебные курсы, которые необходимо включить в учебный план 10-го – 11-го класса. Так же их просили назвать предметы, требующие дополнительных часов 10-11х классах.

Анализ полученных результатов показал, что наибольшее количество учащихся считает необходимым в 10-11классах курсы информатики и иностранного языка , а также увеличить кол-во часов на следующие предметы: биология, алгебра, информатика, русский язык.

4. Будущая профессия.

Учащимся предлагалось ответить на вопрос о том, какая профессия в их районе является наиболее востребованной, и какую профессию они собираются выбрать в будущем.

По мнению семиклассников, самыми востребованными профессиями в их районе являются профессии: учитель, врач, программист . Наиболее популярными профессиями для дальнейшего выбора являются профессии программиста, дизайнера и врача.

  1. Планы учащихся после окончания 9 и 11-го классов.

5. 1. Семиклассникам был задан вопрос о том, в каком образовательном учреждение они планируют свое обучение после окончания 9-го класса. Результаты данного опроса позволяют сделать вывод, что подавляющее большинство школьников по всей параллели седьмых классов хотело бы продолжить обучение в лицее №95. В 7б классе процент желающих поступить в техникум выше, чем в других классах. Ребят, еще не определившихся с выбором больше всего в 7а классе. Более наглядно эти данные представлены на диаграмме (Рис. 4)

5. 2. Учащимся задали вопрос о том, в каком образовательном учреждение они планируют свое обучение после окончания 11-го класса.

Радует, что большинство учащихся хотело бы поступить в институт после окончания школы. В 7в классе процент желающих поступить в техникум выше, чем в других классах. Ребят, еще не определившихся с выбором так же выше в 7в классе. Более наглядно эти данные представлены на диаграмме (Рис. 5)

Читайте также: