Распределение по классам в школе после 7 класса
Обновлено: 05.07.2024
Цель профориентационной работы в школе – помочь учащимся осознанно выбрать профессию.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Наше сложное время требует от подростка как можно более раннего осознания своих способностей, интересов, формирования стремления к выбору профессии. Осознанный выбор профессии играет ведущую роль в формировании личности, в социальной адаптации подростка, а, следовательно, социально значим для общества.
Правильно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, усиливает удовлетворенность жизнью.
Обществу нужны профессионалы, знающие свое дело, способные самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, умеющие творить.
Чтобы подросток в будущем стал таким профессионалом, ему на стадии выбора профессии нужна психологическая и педагогическая помощь.
Невозможно знать все. Надо знать понемногу обо всем и все о немногом. В сложных современных условиях огромного потока информации предпрофильная подготовка имеет решающее значение.
Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.
Из учащихся, которые не попали в эти классы, формируется общеобразовательный класс, в котором преподают спецкурсы: автодело, ландшафтный дизайн, основы медицины.
Что же мы делаем для того, чтобы помочь учащимся 7-х классов выбрать профили обучения?
Проводим уроки профориентации по программе Резапкиной Г.В. “Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки”.
В программу уроков входит изучение себя как личности (своих интересов, способностей, особенностей мышления).
Чтобы помочь учащимся изучить себя, мы проводим батарею тестов:
А) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО по Климову) позволяет учащимся определить, какой тип профессии им подходит: человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ.
Б) Тест “КАРТА ИНТЕРЕСОВ”, в котором представлены 24 возможные сферы деятельности:
физика, математика, химия, биология, медицина, экология, экономика, психология, педагогика, право, журналистика, политика, искусство, мода, дизайн, сфера обслуживания, транспорт, строительство, инженерные специальности, связь, компьютерные технологии, науки о земле, история, филология.
У учащихся преобладает интерес к естественным наукам (биология, физика, медицина), изучению компьютера, математике, экономике. В то же время достаточное количество учащихся интересуется гуманитарными сферами деятельности (право, история, литература, психология, педагогика.) Ярко выражен интерес к творческим специальностям (дизайн, мода)
Учащиеся очень любят “Карту интересов”, потому что результаты теста им понятны, конкретны, подтверждают то, что они знают сами о себе.
В) Тест “Опросник профессиональных склонностей”
- склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление);
- склонность к исследовательской деятельности, научной работе);
- склонность к работе на производстве;
- склонность к эстетическим видам деятельности;
- склонность к экстремальным видам деятельности;
- склонность к планово – экономическим видам деятельности.
Меньше всего оказалось учащихся, склонных к исследовательской, научной работе. Это заставляет задуматься.
Г) Тест “Определение типа мышления” (Резапкина Г.В.
“Психология и выбор профессии”, стр.37)
- предметно-действенное;
- абстрактно-символическое;
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- креативное.
У учащихся 7-х классов преобладает наглядно-образное мышление.
В результате такого комплексного тестирования каждый ученик делает вывод, какие профессии ему подходят, какие предметы надо хорошо знать, чтобы быть успешным в этих профессиях, следовательно, какой профиль обучения ему надо выбрать
Например, если у ученика по тесту ДДО получается “человек – природа”,
по “карте интересов”химия, биология, медицина,
тип мышления предметно-действенный или наглядно-образный,
по опроснику профессиональных склонностей у него преобладает склонность к исследовательской деятельности,
то и психологам, и самому ученику ясно, что ему надо идти в естественный класс.
Следующий этап в работе с учащимися 7-х классов – изучение ими своих способностей
Учащиеся с помощью тестов из книги Резапкиной Г.В.
- способности к интеллектуальным видам деятельности (стр.60);
- способности к профессиям социального типа (стр.67);
- способности к офисным видам деятельности (стр. 76);
- способности к предпринимательской деятельности (стр. 77);
- артистические способности (стр. 82);
- технические способности (стр. 57).
Преобладание тех или иных способностей также позволяет психологам и самому ученику сделать вывод о выборе профиля обучения.
Одной из важнейших составляющих в профориентационной работе с учащимися 7-х классов является ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ – знакомство учащихся с миром профессий
- телеоператор, кинооператор;
- медик;
- ландшафтный дизайнер;
- летчик;
- библиотекарь;
- водитель, автомеханик, автоэлектрик, автослесарь;
- создатель рекламы;
- парикмахер;
- повар.
Во время и после проведения уроков мы старались дать возможность учащимся попробовать себя.
Учащиеся занимались в кружке “Юный медик” на базе ММУ № 30, в кружках ландшафтного дизайна, основы рекламы на базе школы.
- на радиостанцию “Сити–ФМ”;
- в музей старинных паровозов (знакомство с профессиями машиниста, пом. машиниста, инженера по техническому обслуживанию электровозов);
- в музей “Огни Москвы” (история московского освещения);
- в музей истории авиации в Монино (знакомство с профессиями летчика, штурмана, авиаконструктора и др.).
После каждого такого урока и экскурсии проводились беседы о том, класс какого профиля соответствует каждой из профессий.
Для того, чтобы дать возможность учащимся проверить себя, в рамках Недели психологии была проведена Олимпиада по профориентации “Проверь свои способности”.
- в создании рекламы;
- к работе в медицине;
- актерские и музыкальные способности;
- способности к журналистике и фотожурналистике;
- способности в работе с компьютером;
- конструкторские способности;
- биологические способности;
- способности к работе дизайнера.
Наибольший интерес вызвало создание рекламы и дизайн. В олимпиаде приняло участие 60% учащихся 7-х классов. Олимпиада дала возможность учащимся увериться в правильности своего выбора профиля обучения.
Учащимся давалась анкета о выборе профиля обучения в начале и в конце учебного года. Мы получили следующие результаты:
30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.
Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.
Фамилия, имя | Класс | Карта интересов | Проф.проба | Профиль | Спецкурс |
Юрманова Кристина | 7а | Биол, мед,экол | “Юный медик” | естеств | Медицина |
Казаков Александр | 7а | Инж.спец транспорт | Авиамодельный кружок | техн | Автодело |
Архипова Настя | 7б | Дизайн | Кружок рекламы | гум | Ландшафт архитектура |
В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:
“В какой класс я хочу поступить и почему?”
Архипова Анастасия 7б.
“Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка – английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский. Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в “Г”класс
В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это “Г” класс”.
Федоренков Влад 7б
“Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин”.
Пшонкин Олег 7б
“Я хочу пойти в “Е”класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет “Химия”.
Скопинцев Денис 7в
“Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс (с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы”
Полякова Ольга 7в
“Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия, потому что я люблю проводить опыты.”
В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.
Вот примеры таких рекомендаций:
Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.
Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно-символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.
Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно – образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.
У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
- естественные и математические науки;
- гуманитарные науки;
- технологии;
- социально-экономические науки.
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
- физика и математика;
- филология;
- лингвистика;
- литературоведение;
- медицина;
- ИТ;
- инженерия;
- экономика;
- химия и биология;
- иностранные языки;
- архитектура;
- право;
- театральное искусство;
- журналистика;
- педагогика;
- культурология.
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
- Русский язык и литература.
- Родной язык и литература.
- Иностранные языки.
- Общественные науки.
- Математика и информатика.
- Естественные науки.
- Физкультура, экология, ОБЖ.
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
- базовые предметы – обязательны для любого профиля;
- профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
- элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Вот у нас очередная нервотрепка детей ,ведь они с первого класса вместе шли и притерлись друг к другу ,теперь их разделят и перемешают ,а главное зачем и не понятно ,есть три направления соц.-эконом,физмат и лингва ,дети уже должны знать точно в какой ВУЗ им поступать и выбрать предметы для углубленного изучения . Целый год с психологами их мурыжили ,а теперь они расстаются со своими одноклассниками ,в разных классах ,у них мотивация одна куда все туда и я и не понимают они еще ,что хотят
Вот дочь моя собралась в физмат . Я не против ,но что она выберет из профессии -не знаю . Ой как мне не нравится реформа образования.
Никто и не читал даже ,видимо нет тут таких ,кого волнует -эта тема. Дети плачут ,они осознают ,что все в таком составе они уже не будут и вот прям все девочки договорились сами себе устроит прощальный праздник ,счас в школу ходят с хвостами и бантиками и в белых блузках с юбкой .
Все таки ,какими они взрослыми не казались ,но такие серьезные решения они не готовы принимать ,чувствую следущий год сплошные слезы будут
какое-то испытание для нервов, у нас в школах будут сплошные стрессовые ситуации, скоро каждый класс начнут каждый год перетасовывать, задолбали!
нам осенью в подготовительный класс, мы конечно и сами дома готовимся, нов подготовительный пойдем только для того, чтоб ребенок привык к режиму, урокам, ответственности, а главное к учительнице.
так если потом в 12 лет все начинать с начала, так никаких нервов не хватит.
Спасибо Катейка ,что заглянула . Вот на этой неделе ,дочь приходит каждый день со слезами и пожалуй в этой ситуации ,мне как маме нет слов ей в поддержку ,потому что вижу сама ,что не правильно все это и плакали мы вместе . Хотелось куда то написать письмо ,но" один в поле не воин" Что ж реформа образования идет своим чередом . Детей сплотили и теперь разорвали . Учителя не реагируют никак у них горячая пора ,не до таких мелочей. Но дети повзраслели в один миг,сами собираются классом и гуляют вместе ,вспоминают свои чудесные годы ,они понимают ,что вместе уже не будет выпускного бала и последнего звонка . Все пишу драматично Но вижу что наш класс очень это переживает. Параллельные классы достаточно спокойны.
Ната, я конечно эту тему пока не сильно копала, но может быть не оставаться в школе вообще? найти лицей, где берут после седьмого, уйти туда. Там они все новые будут, а это хороший стимул к сплочению. Они там все в одной упряжке. Такой вариант дочке никак бы не подошел?
Катейка ,я еще на этапе окончания школы пыталась ее перетащить в другую школу . Да сейчас везде одно и тоже ,ничего часть детей пошли с ней ,да и там попали еще дети с которыми она ходила в сад. Я здесь описывала эмоциональную сторону ,которая обычно проходит потом ,теперь нужно углубленно искать в какой вуз будем поступать и какие экзамены туда требуется ,все детство кончилось . Но а сейчас каникулы -отдыхаем ,сегодня пришла с меньшим количеством слез .
Нат! Ну что ж вы так болезненно-то?!
пережили мы в прошлом году. Сдавал тесты. Один тест был комплексный - математика, физика, информатика. Его в в физ-мат класс надо было максимально хорошо написать. и второй - русский. За русский мы попереживали - он у меня на четверку с репетитором периодически. Потом русский у них ведет завуч по воспитательной. А раз мой с поведением не дружит, она его "знает" особо и относится соответственно. Но поступил. Теперь уже и с поведением получше и с русским тоже. А все что с математикой там у него пять без проблем. По коллективу - да все норм! Дружат они всей параллелью, общаются еще и новенькие в класс пришли из других школ - такой донабор в гимназию периодически бывает. Даже интересно. Он у меня с девочкой дружит - как раз из новеньких. Никто не ревел, не паниковал. Родители восприняли тоже норм. Но мы знали изначально, что будет так. И еще после 9-го будет частично перетассовка. Щас у меня племянник после 9-го тоже отбор в профильные.
Если по выбору - то у нас весь 7-ой класс работали психологи - и с детьми и с родителями и факультатив был по профориентации. Понятно что все не определятся в таком возрасте - но склонности ж видно и интерес к определенным предметам.
В общем я не заморачивалась нисколько!
Осенью мы всем классом, уже новым коллективом ходили на костер! Все сдружились. Вначале парни повоевали маленько за лидерство - но утряслось. Девочек в классе мало - и они очень крепко дружат и с мальчишками отношения хорошие.
А углубленку ощущаем мощно! Весь физ-мат цикл просто переполнен! Мой доволен!
Правильно пишется "гумАнитарный класс". Предметы входят такие же, как и в любых других классах общеобразовательной школы, но акцент (углублённое изучение) может делаться на следующих: история, русский язык и литература, иностранные языки, обществознание и т. п.
То, что понадобится для зачисления в профильный гуманитарный класс зависит именно от вашей школы. Когда я училась в школе, у нас родители просто писали заявление о зачислении в тот или иной класс, и уже на основании этого детей распределяли "по профилям".
Социально-гуманитарный фактически ничем не отличается от гуманитарного. Слово "гуманитарный" используется в обычной речи, а "соц. гум. " - это, можно сказать, официальная формулировка.
А слово "разделение" никого не волнует?? Ну ладно: в гуманитарном классе идут такие же уроки как и в других классах, но там больше занимаются языками, литературой, историей, философией и т. п. Однако там не будет информатики, которая будет в физмате. Что касается подготовки, то ты должен хорошо знать языки (в основном русский). Тебе нужно будет сидеть своего рода тестирование на поступление в профильные классы! У нас такие перемены уже произошли, даже на год раньше, чем у вас)) Удачи!
Определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения учащихся седьмых классов.
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_profilya_uchashchimitsya_7-h_klassov.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование проводилось согласно плана работы.
Цель исследования : определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения учащихся седьмых классов.
В исследовании принимали участие: 7а – 24 учеников, 7б – 27 учеников, 7в – 26 учеников.
Учащимся седьмых классов предлагали выбрать наиболее подходящие для них профильные классы. В результате выборы распределились следующим образом: наибольший процент выборов в 7а классе у физико-математического профиля, в 7б – у информационно-технологического, в 7в – у естественнонаучного профиля (биология и география). Распределение выборов наглядно показано на диаграмме (Рис. 1)
Процентное соотношение выборов профильных классов среди всей параллели седьмых классов представлено на диаграмме (Рис. 2)
Наибольшее кол-во выборов среди всей параллели седьмых классов набрал физико-математический профиль. На втором месте оказались естественнонаучный (биология) , информационно-технологический и художественно-эстетический профили. Следует отметить, что наименьший процент выборов у универсального и филологического профилей. Радует, что предпочтение дети отдают именно тем профилям, которые реально существуют в школе. Совершенно объяснимо и желание учиться в информационно-технологическом классе, так как популярность компьютерных технологий возрастает с каждым днем.
Учащимся предлагалось назвать не более трех учебных предметов, по которым у них имеются наибольшие способности. Всего было названо 14 учебных предметов. Затем считался процент выборов на каждый предмет у каждого класса. Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 3)
В 7а классе дети чаще всего признавали у себя способности по математике и физике, в 7б – по математике и биологии, 7в – по математике, биологии и физике.
- Дополнительные учебные курсы в 10 –11х классах.
Учащимся было предложено назвать учебные курсы, которые необходимо включить в учебный план 10-го – 11-го класса. Так же их просили назвать предметы, требующие дополнительных часов 10-11х классах.
Анализ полученных результатов показал, что наибольшее количество учащихся считает необходимым в 10-11классах курсы информатики и иностранного языка , а также увеличить кол-во часов на следующие предметы: биология, алгебра, информатика, русский язык.
4. Будущая профессия.
Учащимся предлагалось ответить на вопрос о том, какая профессия в их районе является наиболее востребованной, и какую профессию они собираются выбрать в будущем.
По мнению семиклассников, самыми востребованными профессиями в их районе являются профессии: учитель, врач, программист . Наиболее популярными профессиями для дальнейшего выбора являются профессии программиста, дизайнера и врача.
- Планы учащихся после окончания 9 и 11-го классов.
5. 1. Семиклассникам был задан вопрос о том, в каком образовательном учреждение они планируют свое обучение после окончания 9-го класса. Результаты данного опроса позволяют сделать вывод, что подавляющее большинство школьников по всей параллели седьмых классов хотело бы продолжить обучение в лицее №95. В 7б классе процент желающих поступить в техникум выше, чем в других классах. Ребят, еще не определившихся с выбором больше всего в 7а классе. Более наглядно эти данные представлены на диаграмме (Рис. 4)
5. 2. Учащимся задали вопрос о том, в каком образовательном учреждение они планируют свое обучение после окончания 11-го класса.
Радует, что большинство учащихся хотело бы поступить в институт после окончания школы. В 7в классе процент желающих поступить в техникум выше, чем в других классах. Ребят, еще не определившихся с выбором так же выше в 7в классе. Более наглядно эти данные представлены на диаграмме (Рис. 5)
Читайте также: