Знакомство с правилами школьной жизни

Обновлено: 05.07.2024

Сколько смешных случаев бродит в сети про начало школьной жизни первоклашек. Шутки шутками, но в этих историях много горькой правды.

Вовочка пошел первый раз в первый класс. Приходит домой после занятий. Дедушка у него спрашивает:
— Ну, Вова, чему тебя сегодня научили в школе?
— Да ничему… Завтра снова велели прийти.

Отец будит сына-первоклассника утром 2 сентября:
- Сынок, вставай, в школу пора.
- Зачем? Я же вчера там был!

Первоклассник после месяца учёбы спрашивает у мамы:
- А если в школе плохо учиться, баловаться, не слушать учительницу,
то обратно в детский сад отправят?

Папа спрашивает сына: — Вовочка, тебя сегодня в школе вызывали?
— Да, завтра твоя очередь.

— Папа, а разве справедливо наказывать за то, чего ты не делал?
— Конечно, несправедливо.
— Ну, вот. Я не сделал домашнее задание, а учитель за это меня двойкой наказал!

А если серьезно, то хотелось бы напомнить, что знакомство ребенка с основными правилами школьной жизни ― это не шутки. Правила поведения учащихся прописаны в Уставе школы, при поступлении ребёнка в школу родители знакомятся с Уставом, подписывают договор между ОУ и родителями. Обычно выдержка из Устава с правилами поведения учащихся висит в фойе каждого учебного заведения на самом видном месте.

Очень необдуманно поступают те взрослые, которые рисуют будущему первокласснику радужные перспективы: сколько у него будет новых друзей, как весело будет учиться в школе, он будет чувствовать себя взрослым, начнётся новая жизнь. Нельзя приукрашивать школьные будни, но и пугать школой тоже нельзя. Надо объяснить, что занятия в школе – это каждодневный труд, рассказать о количестве уроков, о требованиях учителя.

Чтобы будущий первоклассник не попал впросак, надо познакомить его с основными школьными правилами заранее.

Конечно, правильнее прочитать всё стихотворение и обсудить неясные моменты. Ребёнка лучше не поучать менторским тоном, а разобрать школьные правила в шуточной форме. Для этого есть много книг, стихов, плакатов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: знакомство учащихся друг с другом и правилами школьной жизни.

Создание доброжелательной атмосферы в классе.

Оборудование: знаки, напоминающие учащимся о правилах поведения на уроках. (Приложение 1).

Ход занятия.

Психолог : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок знакомства и общения. Мы постараемся лучше узнать друг друга и познакомимся с несколькими школьными правилами. Итак, начнём!

Чтобы наше занятие началось, встаньте возле своих парт и произнесите строки стихотворения вместе со мной: (При этом стихотворение сопровождается движениями!)

Раз, два, три ( хлопает в ладоши 3 раза) – слушай ( показывает руками на уши ) и смотри! ( показывает руками на глаза )!

Три, два, раз ( хлопает в ладоши 3 раза ) – мы начнём сейчас! ( протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).

Психолог: Спасибо, вы молодцы, были очень внимательными и активными. Мне понравилось играть с вами. А сейчас мы продолжаем!

Психолог : Ребята, я ещё запомнила не все ваши имена, напомните, пожалуйста мне и друг другу, как кого зовут, давайте все громко крикнем наши имена. Раз, два, три… Ой, ой, я ничего не услышала и не поняла, а давайте попробуем по другому: прошепчите ваши имена тихо-тихо, начали… Ребята, я снова ничего не поняла, а вы? А знаете почему так происходит, мы говорим все одновременно и друг друга не слушаем. Давайте будем говорить по-очереди.

Психолог: Вот теперь мы все расслышали имена друг друга, узнали кого, как можно называть.

Основная часть.

Психолог: ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они указывают пешеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде. А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что нет. Подскажите мне, что нельзя делать на уроке? (ученики отвечают). А как нужно вести себя не уроке?

Чтобы вы не забывали о правилах поведения на уроках, нам нужны свои знаки.

Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно всё прослушать и ничего не запомнить, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак. (Показывает знак №1).

На уроке не хихикай,

Стул туда — сюда не двигай,

И соседу не мешай.

Учитель спросит, надо встать,

Когда он сесть позволит, сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

Психолог: А можно подсказывать другим ребятам ответ, если учитель спрашивает не тебя? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь. О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак. ( Показывает знак №3)

Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не унывай, не мучайся –

Ведь на ошибках учатся.

Психолог: А что делать, если хочешь о чём то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого нужно поднять руку и ждать, когда учитель попросит сказать. Вот знак. Который, говорит нам об этом школьном правиле. (Показывает знак №4).

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Когда хочешь отвечать

Или важное сказать

И конечно, ребята, вы должны всегда заботиться о своём здоровье, чтобы оставаться такими сильными и красивыми, поэтому следите за осанкой. Помни: Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Мы должны не забывать

Спинку ровненько держать!

( Показывает знак №5).

Психолог: Конечно это не все школьные правила, сегодня мы с помощью знаков постарались запомнить только основные правила, которые очень важны, для того, чтобы хорошо учиться в школе и для того , чтобы в классе был порядок.

Психолог: А сейчас я расскажу вам ещё несколько правил, которые помогут вам быть всегда в хорошем настроении и найти новых друзей. Встали все возле своих парт, повторяем вместе со мной правила и делаем движения.

(Физминутка - под правила поведения)

Утром рано просыпайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

С вечера в портфель сложи

Тетради, учебники, карандаши.

Утром ещё раз проверь,—

Готов к занятиям теперь!

Иди в школу по дорожке,

На крылечке вытри ножки!

А потом лишь заходи —

День учебный впереди!

Для всех закон, а не желание –

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно

Желай здоровья по утрам!

Не стесняйся, говори,

Аню, Славу, Валю, Витю

Ты не ссорь, а помири!

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей! (Знак №6)

4.Закрепление.

Психолог: А сейчас послушайте историю, которая произошла в лесной школе, у зверят -первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с правилами поведения, про которые и мы сегодня говорили. ( Психолог показывает знаки и просит напомнить, что они означают). Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол. Всё понятно, а на следующий день…. Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте.

Урок в Лесной школе.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А медвежонок голову к лисёнку наклонил и слушает, как лисёнок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежёнку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

(Психолог спрашивает нескольких учеников. Благодарит их за внимание и предлагает перейти к следующему заданию.)

- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

- Это я, это я, это все мои друзья.

- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

- Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?

- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

- Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?

- Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на "пять"?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

4. Рефлексия:

Психолог : вы сегодня, молодцы! Я надеюсь, вы запомнили все правила,о которых мы с вами говорили и будете их выполнять. Скажите, что вам больше всего сегодня понравилось на уроке? (По желанию спрашиваем 3-4 человека).

Правило игры : все те, кто считают, что обращение относится именно к нему, помашут мне рукой. Это значит, что вы меня услышали и отвечаете мне на приветствие.

Правило игры : сейчас я буду зачитывать высказывания о школе. Если вы согласны с высказыванием - необходимо похлопать в ладоши, если вы не согласны с высказыванием - нужно потопать.

- В школу ходят, чтобы играть с игрушками?

- В школу ходят, чтобы изучать математику и учиться считать?

- В школу ходят, чтобы учиться писать?

- В школу ходят, чтобы бегать на переменках?

- В школу ходят, чтобы узнавать что-то новое об окружающем мире?

- В школу ходят, чтобы учиться дружить?

- В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя?

В школу ходят не только добывать знания, но и учатся дружить, вместе играть, доброжелательно относиться друг к другу. Давайте представим, что мы с вами птички – дрозды.

- Я - дрозд, и ты – дрозд! (Дети показывают ладошками сначала на себя, затем на соседа)

- У меня нос, и у тебя нос! (Дети показывают пальчиком на свой носик, затем на носик соседа)

- У меня щёчки гладенькие, и у тебя щечки гладенькие ! (Дети проводят ладошками по своим щечкам, затем воображаемо по щечкам соседа, не прикасаясь к ним)

- У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие . (Дети показывают пальчиком на свои губки, затем на губы соседа)

- Я друг, и ты друг ! (Дети показывают ладошками на себя, затем на соседа)

- Мы два друга, мы любим друг друга! (Дети обнимаются)

Правило игры : если я назову то, что может расти после дождя, вы - встаёте, а если услышите то, что не может вырасти – сидите тихонечко.

После дождя растут грибы…

После дождя растут зонтики…

После дождя растут книги…

После дождя растут цветы…

8 . Задание – рефлексия : выразить своё отношение к школьной жизни -раскрасить бланк с правилами рисунками – атрибутами школьной жизни (учебник, пенал, карандаши и т.п.) или собственными рисунками.

9 . Итог занятия, рефлексия

Показать свои работы – рисунки.

10. Ритуал прощания .

2. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ Сфера. 2002. – 96 с.

3. Иванова м. А., Якунина Е. А. Ура! Я – первоклассник. Программа по профилактике школьной дезадаптации для учащихся 1 –х классов.


Каждый из нас должен знать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, есть и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы, взрослые, считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

3 формы обучения правилам этикета в школе

Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой ешь аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу, уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В то же время 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все, что мы получаем от школьного воспитания. в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходимы для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Читайте также: