Ранний восход краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Краткое содержание — Ранний восход. Русский язык и литература

Данный рассказ повествует читателям о парне, который рисовал искусные картины и мечтал стать художником. Его звали Коля Дмитриев. И все бы ничего, если бы не тот факт, что Коля умер, когда ему исполнилось всего пятнадцать лет. Повесть основана на настоящих событиях из жизни парня. Кассиль, только изменяет пару имен, и для того, чтобы придать произведению больше оригинальности включает туда несколько вымышленных событий.

Еще в те беззаботные времена, когда не было войны, Коля был окружен многими различными людьми, которые по — своему смогли повлиять на него и его творческую деятельность. Парень очень любил рисовать и уделял этому слишком много времени своей жизни. В рисунки он вкладывал часть себя, и за каждым таким произведением, стояла придуманная им история, чем он с радостью делился со своими друзьями. Одной из его любимой и первой, нарисованной им картиной, была обычная железная дорога. Коля показал родителям свою картину в надежде получить одобрение на его желание стать художником, но им по душе больше было видеть в сыне артиста или музыканта.

Любимыми темами для рисования у Коли также была Москва и летние прогулки по ней. Когда у парня было свободное время, то он все вкладывал в свое творчество.

Однажды наступают страшные времена, и в город приходит война. Теперь можно забыть о спокойствии и тишине. Колю застает эта новость во время прогулки с друзьями. Родители Коли, пытаясь выжить, начинают рисовать картины, изображая на них кусты и транспаранты с патриотичной тематикой. За много лет войны Коля успел сотворить множество картин на военную тему.

Будучи школьником, юноша начинает посещать одну студию изобразительных искусств, где получает много похвалы и где по достоинству оценивают его творческие работы. Тогда он рисовал больше то, что сам хорошо знает и умеет. Родители решают отдать его в особенную школу при университете.

Коля начинает лучше готовиться к вступительным экзаменам. Многим его прежним друзьям не понравилось, что парень отдалился от них, но он мечтал достичь своей цели и во чтобы то ни стало начать учиться в этой школе.

Коля был разносторонним и интересным человеком для своих лет. Он всегда считал, что в жизни надо быть настоящим человеком и быть справедливым со всеми людьми. Вести достойную и честную жизнь. С ним не было скучно никому, и он всегда мог подобрать тему для разговора и был толковым собеседником. Коля очень любил маму и не забывал про нее даже в окружении стольких новых людей и во время напряженной учебы. Ей он часто приносил букетик цветов в знак внимания и заботы.

В новой школе парню пришлось по душе все. Пока все дети были вновь приведшими, и никто из них не болтал о своем успехе и не нахваливал свои картины. Однажды с Колей случается небольшая неприятность, учитель считает, что одна нарисованная им картина попросту срисована с работы другого популярного художника. После этого парень много начинает переосмысливать и читает различные книги.

Когда приходит лето Коля и его сестра уезжают в деревню и заводят там много новых друзей. Коля все также продолжает посвящать время своему любимому занятию. И вот в один из летних дней он и его друг отправляются поохотиться в лес, и случайно выходит так, что тот стреляет в Колю и парень погибает. Таким образом, прерывается жизнь молодого художника, подающего большие надежды на будущее. Его смерть была нелепой и очень быстрой.

Суть повести состоит в том, что жизнь может вскоре закончиться, так и не успев начаться, поэтому нужно быть отважным и смелым, чтобы не боятся достигать своих целей и бороться за мечту и свои желания.

В повести рассказывается о начинающем талантливом художнике, который нелепо и трагично погибает в пятнадцать лет. Это юный Коля Дмитриев. Описываются реальные факты жизни молодого человека, лишь автор поменяет некоторые имена и добавит события, так как произведение художественное.

Разные люди оказывали своё влияние в детские довоенные годы на Колю Дмитриева. Он довольно много трудился над рисунками, придумывая к ним истории и рассказывая их друзьям во дворе. Маленький фантазёр, сам того не зная, случайно открыл закон перспективы, когда рисовал железную дорогу убегающую в даль. Своё первое открытие он показал родителям, они, конечно же, оценили его успехи, но мечтали видеть его музыкантом, так как Коля имел абсолютный слух.

Мальчишка всё своё свободное время от прогулок, рисовал на самые разные темы. Любил Коля изображать любимую Москву и летний отдых в Бахчисарае.

В один момент нарушиться тихая мирная жизнь, с началом войны. О ней Коля узнает, когда будет играть с друзьями во дворе. Как его родители будут стараться выстоять, рисуя полотна с изображениями кустов, которыми будут накрывать здания и вокзалы. Также они писали патриотичные транспаранты. Голод и холод останутся позади, когда, наконец, наступит победа. За эти годы он нарисует много работ с военной тематикой.

В школьные годы он пойдёт в изобразительную студию, где поразит всех своим талантом. Рисовать Коля будет только то, что ему отлично знакомо. Родителям все знакомые будут советовать отдать учиться мальчика в школу при Суриковском институте.

Так Коля будет проводить ещё больше времени, готовясь к экзаменам, чтобы поступить. Друзья будут обижаться на него, а кто-то и посмеиваться. Но, у Коли была цель, и у него всё получилось. Для пятнадцатилетнего подростка, это был довольно ранний восход.

Коля никогда не был скучным занудой, с ним всегда можно было интересно поговорить. Внимательный к окружающим его людям, он не забывал и про маму, которой иногда, любил, приносит маленький букетик цветов. Так же для себя он решил всегда поступать по совести, какие бы ситуации в жизни не возникали.

В художественной школе Коле понравилось абсолютно всё. Никто не хвастался своими успехами, так как кругом были все новички. Но в один из дней учитель поставит ему тройку, так как не поверит, что свою работу Коля не срисовал с работ Серова. Из этого он извлечёт урок для себя, искать в обычном необычное. Перечитает много книг по искусству.

Но дружба с одним из местных мальчишек станет для него трагическим завершением всего, что с ним связано. Так ранним утром, Коля с другом пойдут на охоту, и по нелепой случайности тот случайно выстрелит ему в висок. По ужасному стечению обстоятельств оборвётся жизнь юного художника.

Данная повесть учит молодое поколение целеустремлённости и самосовершенствованию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кассиль. Все произведения

Ранний восход. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Волк - самый лютый зверь в лесу. Он не помилует ни зайца, ни овцы. Он может вырезать у мужика скот и оставить всю семью обездоленной. Но, и мужик, когда разозлится, волка не помилует.

Популярный фильм о всемогущем Фантомасе вызвал восторг у детворы. Подражая непобедимому злодею, мальчишки включились в своеобразную игру. От имени Фантомаса они писали и подбрасывали соседям остроумные на их взгляд записки

Зима 1942 года, Сибирь. Хмурые военные высаживают новобранцев с поезда и ведут в холодный подвал. Первые дни их будут готовить к лагерной жизни: сначала распределение по ротам, потом – определение для каждого своих обязанностей.

Френсис Моргал лениво прожигает свою жизнь, он поздно пробуждается, поздно завтракает, неторопливо занимается своими делами. Френсис находится в постоянном поиске занятия, которое ему по душе

В данном произведении говорится о том, как автор долгое время изучал Москву, быт людей, живущих в ней, обычаи и особенности. Он делал это пятьдесят лет. Начиналось все при Александре втором

Микропересказ : Рассказ о талантливом начинающем художнике, трагически и нелепо погибшем в пятнадцать лет.

Часть первая

Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провёл в маленьком приарбатском дворе. Больше всего Коля любил рассказывать своему лучшему другу, огненно-рыжему Женьке (Женьче) Стриганову, и младшей сестрёнке Кате придуманные им самим истории. Попутно мальчик рисовал картинки к этим историям на маленьких — чуть больше марки — кусочках бумаги. Был у Коли и недруг — мальчик из соседнего двора Викторин Ланевский, сын директора модного ателье.

Коля очень любил свой двор и уважал его жителей, особенно отца Женьчи, плотника Степана Порфирьевича, который строил павильоны для Всесоюзной сельско­хо­зяй­ственной выставки. Ещё одним уважаемым человеком во дворе был десятиклассник Костя Ермаков. Этот рослый, широкоплечий и приветливый юноша любил возиться с малышами и был для них непререкаемым авторитетом.

Осенью Костя планировал поступить в Институт инженеров транспорта, но его планам не суждено было исполниться — началась Великая Отечественная война, и сразу после выпускного Ермаков получил повестку из военкомата. Ушёл воевать и Степан Порфирьевич.

И всё уезжали, уезжали люди, и уходили поезда с вокзалов к тому краю советской земли, который переступил враг, всё на своём пути паля и кровавя.

Коля пытался нарисовать войну, но она не умещалась на маленьких кусочках бумаги, а работать с большими листами мальчик ещё не умел.

Немцы всё ближе подходили к Москве. Город бомбили почти каждую ночь. Коля начал бояться авианалётов, когда увидел мальчика, ослепшего от контузии, и представил, каково это — жить в вечной тьме.

Война начала отступать, возвращались из эвакуации люди. Приехал домой повзрослевший Женьча и стал хозяином и повелителем окрестных дворов. Но Колю это не задевало — мальчик пошёл в школу, и теперь у него были другие интересы.

Вернулся и Викторин Ланевский. В эвакуации он занимался в кружке художественного слова и теперь неудержимо хвастался своим умением артикулировать и знакомством с известными актёрами. Женьча, который был старше Коли на несколько лет, теперь относился к нему как к малышу и всё сильнее сближался с Викторином.

Весной с фронта вернулся Степан Трофимович. В бою он потерял правую руку и не мог плотничать, но вскоре нашёл себе дело — начал обучать молодых плотников.

Родители Коли, просмотрев его последние рисунки, признали, что сын будет рисовать. Вскоре мальчик поступил в изобрази­тельную студию Дома пионеров.

Часть вторая

Через месяц учёбы в изостудии учитель Коли заметил явный талант и упорство мальчика и перевёл его в старшую группу. Вскоре Колю выбрали старостой студии. Теперь мальчик постоянно носил в кармане маленький альбом и зарисовывал в него жанровые сценки, подсмотренные на улице.

Сергей Николаевич понимал, что студия не даст Коле необходимых знаний и навыков, и посоветовал Дмитриевым пристроить сына в художественную школу. Коля сомневался, удастся ли ему совмещать изобрази­тельную науку со школьными предметами, и решил посоветоваться с вожатым Юрой, а тот познакомил его со своим отцом — знаменитым профессором-геологом Александром Николаевичем Гайбуровым.

Профессор считал, что художник, как и любой талантливый человек, должен быть мастером, а чтобы стать им, надо учиться.

Талант есть более свойство души. Знание — это вооружение ума. Мастерство представляет собой ‹…› выражение воли, которая ищет средства и способы приложить к делу силу ума и души.

Разговор с профессором помог Коле решиться. Теперь мальчик часто навещал Александра Николаевича и советовался с ним.

Вскоре Колю приняли в Городскую Художественную школу. Началась настоящая наука — мальчику пришлось постигать всё приёмы изобрази­тельного искусства с самых азов. Коля жадно учился и много читал о знаменитых художниках. Он всё реже общался с Женьчей, который поступил в ремесленное училище.

Неожиданно Фёдор Николаевич заболел гриппом, болезнь дала осложнения, и отец Коли ослеп. Зрение к нему вернулось только через несколько долгих и тяжёлых месяцев, накануне Дня Победы. Вся страна праздновала капитуляцию Германии, и Коля с друзьями до поздней ночи толкался в праздничной толпе.

Вскоре открылась Третьяковская галерея, и Коля впервые увидел оригиналы работ художников, о которых так много знал. Мальчик стал бывать в музее каждое воскресенье и даже затащил туда солидного работягу Женьчу. Тот так проникся силой искусства, что по дороге домой приструнил бездельника, сорвавшего со стены плакат.

Фёдор Николаевич решил ещё раз проверить, верно ли Коля выбрал путь в жизни, и отнёс работы сына своему двоюродному брату, известному художнику Владимиру Владимировичу Дмитриеву. Тот признал талант племянника и предложил ему поступить в Среднюю Художественную школу, обещая поддержать его при поступлении.

Подтянуть хромавшую до сих пор живопись и цветопередачу Коле помогла художница-педагог Антонина Петровна Сергеева, с которой мальчик прозанимался всё лето. Свои рисунки Коля иногда показывал Кире, которая не восторгалась, а смотрела внимательно, с уважением и радовалась его успехам. Гуляя по городу, друзья болтали обо всём, кроме Колиных занятий, но Кира верила, что Коля станет великим художником.

Осенью, однако, выяснилось, что этот портрет видели Женьча и Викторин. Женьча подлил масла в огонь, обвинив Киру в женском коварстве. Надя бросилась защищать сестру, заявив, что портрет всем показала она, но Коля был слишком обижен. Он взял портрет, стёр родинку, которой отличались близняшки, и завил, что рисовал именно Надю, а потом и вовсе порвал рисунок.

Ему казалось, будто он из себя выдрал что-то, как страницу выдирают из книжки. И вот оборвалась очень важная строка на полуслове, и следующая страница начинается бессмысленно.

В Художественную школу Коля поступил сам, не восполь­зо­вавшись протекцией дяди Володи.

Часть третья

Коля радовался честно одержанной победе. Огорчало его лишь то, что он не мог поделиться своей радостью с Кирой. С Викторином, который их поссорил, мальчик порвал окончательно, Женьча тоже перестал с ним общаться. Катя предложила брату помирить его с Кирой, но Коля, напротив, написал записку, в которой навсегда отказывался от дружбы с девочкой.

Начался учебный год. Художественной школе отвели новое здание напротив Третьяковской галереи, и теперь Коля мог забегать в любимый музей после уроков. Классной руководи­тельницей мальчика оказалась Антонина Петровна.

Коля очень любил книги по искусству, но толстые иллюстри­рованные издания были Дмитриевым не по карману, поэтому по выходным мальчик обходил все книжные магазины и в каждом прочитывал по нескольку страниц желанной книги. Так за несколько недель он умудрялся прочесть книгу, не покупая её.

Коля всё ещё сомневался в своём таланте и не любил, когда его называли гением. Одна из одноклассниц, Юля Маковкина, преклонялась перед ним и требовала к нему особого отношения. Это сильно раздражало Колю, ведь он был обычным мальчиком, любил побегать, поиграть в хоккей или футбол и при случае мог подраться. Коля всё чаще сравнивал Юлю с Кирой.

Прошла зима. Тринадца­тилетний Коля легко сдал весенние экзамены. Примерно в это время у мальчика появился новый друг — смешной, похожий на плюшевого медвежонка Витя Волк.

Летом Коля и Витя вместе отдыхали в школьном лагере. Там было много красивых мест, и мальчики усиленно рисовали. Однако упорный труд не помешал Коле поучаствовать в подушечном бою. Когда же ребята в отряде решили отпраздновать Ивана Купалу, мальчик отбывал наказание — чистил картошку — вместе со всеми, хотя поучаствовать в этом мероприятии не успел.

Красный галстук пионера — это знак того, что человек добровольно принял на себя какую-то долю ответственности за всё, что происходит в мире людей.

В наступившем учебном году Коля исправил свои ошибки в выражении цвета, и стал лучшим в классе по живописи. Он много читал и ещё сильнее сдружился с Витей. Работы юного гения стали воздушными, светлыми. Глядя на них, никто не догадывался, сколько труда Коля вложил в свои акварели.

Часто Коля забегал к своей бабушке Евдокии Констан­тиновне. Бабушка хорошо разбиралась в живописи и была знакома со многими художниками. Однажды Коля познакомился у неё с очень древним старичком — дядей Вокой, — который оказался Всеволодом Мамонтовым, сыном знаменитого мецената Саввы Мамонтова.

Из-за всех этих дел Коля реже виделся с Женьчей, но о старом друге не забывал. Женьча тем временем вступил в комсомол, поступил на курсы повышения квалификации, начал читать, ходить по музеям и лекциям.

Коля чувствовал, какие силы в нём зреют, но иногда вдруг начинал сомневаться в нужности своего труда. В такие минуты он завидовал Женьче, его мозолистым рукам. Катя считала, что брат просто тоскует по Кире, и предлагала их помирить. Фёдор Николаевич же понимал сына. Чтобы мальчик поверил в себя, отец и бабушка показывали его работы именитым художникам, и те всякий раз признавали, что Коля очень талантлив. Все эти встречи мальчик описывал в своём дневнике.

Коля много раз бывал на спектаклях, декорации к которым рисовал его знаменитый дядя Володя. На одном из спектаклей художник подошёл к племяннику, но они не успели ни поговорить, ни даже попрощаться. Тем же вечером дядя Володя умер от сердечного приступа. Смерть дяди так поразила Колю, что он несколько дней не брался за кисть и перестал делать записи в дневнике.

Пришла весна. Коля успешно сдал очередные экзамены. Возвращаясь домой с последнего экзамена, мальчик встретил Киру.

И уже ни одной минуты, ни одного мгновения дольше нельзя было терпеть, чтобы между ними оставалась лежать эта нелепая и чужая даль.

Они помирились и договорились пока быть просто друзьями. На следующий день Коля с Катей уехали в деревню Репинку, где жила Нюша, помогавшая Дмитриевым по хозяйству во время войны.

Местность вокруг Репиинки оказалась живописной, и Коля очень много работал. Кроме пейзажей он писал портреты репинцев, с которыми быстро подружился. Познакомился мальчик и с восемна­дца­тилетним ленинградцем Мишей Хруповым, семья которого снимала в Репинке дачу. Местный уважали Колю за мастерство и трудолюбие, а Мишу удивляли знания пятнадца­ти­летнего мальчика по истории искусств.

К концу каникул у Коли скопилось две объёмистые папки рисунков. Мальчик, полный сил и вдохновения, мечтал, как вернётся домой и покажет их родителям и учителям.

За несколько дней до отъезда Миша повёл Колю далеко в лес, к живописному оврагу с буреломом. С собой ленинградец прихватил ружьё, которое выпросил у соседа-охотника, хотя Коля и был против — отец запретил ему прикасаться к огнестрельному оружию.

Вышли на рассвете. На горизонте ужа разгоралась заря, которую Коля так мечтал написать. День только начинался.

Эпилог. Слово у дверей

Зимой 1951 года по СССР прошла выставка работ Коли Дмитриева. Когда картины выставлялись в Москве, профессор Гайбуров привёл на выставку группу пионеров. Перед дверями зала он сообщил ребятам, что Коля погиб 12 августа 1948 года.

Тогда, в Репинке, Миша шёл впереди, по краю глубокой промоины. Внезапно он поскользнулся, начал падать и машинально опёрся на ружьё, курок которого был взведён. Коля бросился ему помогать, и тут ружьё выстрелило. Пуля попала мальчику в висок, и он умер мгновенно.

Из Колиных акварелей сделали большую выставку. Виднейшие художники были поражены и количеством работ, и зрелым мастерством, с которым они были написаны.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Коля Дмитриев — начинающий талантливый художник. Коля пережил войну, поступил в художественное училище, много работал и совершенствовал свой стиль. Но несчастный случай на охоте прервал жизнь молодого таланта.

За минуту

Коля Дмитриев — одаренный мальчик с богатой фантазией. Он придумывает разные истории и игры, очень любит рисовать. У мальчика был абсолютный слух.

Начинается Великая Отечественная война. Родители Коли — художники, они рисовали камуфляжные полотна для защиты города, создавали агитационные транспаранты. В это время Коля много рисует на военную тематику. Войну семья пережила без потерь, голод и холод остались позади.

После войны мальчик поступает в художественное училище. Преподаватели Колю любят и ценят, ведь он не только талантлив, но и трудолюбив. Картины мальчика так хороши, что однажды преподаватель даже поставил Коле плохую отметку, так как не поверил в его авторство. В городе начинают распространяться слухи, что появился новый гениальный художник. Перспективы у парня были самые радужные.

Но один несчастный случай обрывает жизнь талантливого паренька. Погибает Коля по глупой случайности — на охоте, куда его пригласил приятель.

Читайте также: