Сценка конфликт в школе

Обновлено: 21.07.2024

Методическая разработка классного часа по этикету для старшеклассников

Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.

Цель:

• рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);

• показать причины возникновения конфликтов;

• отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.

Подготовка

• Найти соответствующий материал по теме. 0 Подготовить учащихся с докладами.

• Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.

Содержание классного часа

Часть первая. Теоретическая

Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.

Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.

Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.

Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.

Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.

Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.

Пояснение к теме

Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.

Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.

Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.

Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).

Профессионализм посредника означает:

2. Высказывать доверие и заботу.

3. Быть ответственным, т. е.:

• не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;

• не руководствоваться эмоциями;

• не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;

• не действовать свысока;

• принять вашу ответственность серьезно.

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте собеседника.

2. Говорите правду.

3. Не переходите на личности.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы.

Шаги посреднического процесса:

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните процесс сотрудничества.

7. Начните процесс посредничества:

• не делайте предположений;

• получайте больше информации;

• предлагайте множество решений;

8. Закончите на позитивной ноте.

Три результата конфликта:

1. Победа — поражение — одна сторона удовлетворена, другая — не удовлетворена.

2. Поражение — поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа — победа — обе стороны приходят к согласию.

Посредничество в любом конфликте:

• создает более мирную среду;

• снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;

• способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;

• учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;

• объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.

В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:

• придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;

• рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;

• выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.

Вывод: Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.

Часть вторая. Практическая

Выработка групповых правил

Типичные правила:

Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

Ученики разбиваются на группы по 5—7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры — развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.

Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 8—5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3—5 раз.

Часть третья. Игры с элементами драматизации

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Мудрецы и слон (Шуточная сказка)

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

Вывод

Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Красная Шапочка (Ролевой диалог)

• Кто виноват в конфликте?

• Кто явился инициатором конфликта?

• На каком этапе его можно было избежать?

Действующие лица:

Красная Шапочка: Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.

Мама: Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.

Квасная Шапочка: В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?

Мама: Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!

Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.

Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?

Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!

Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!

Красная Шапочка: Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.

Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!

Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?

Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!

Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!

Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.

Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?

Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.

Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива- здорова!

Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!

Вывод и комментарии

• Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.

• Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.

• Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.

• А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступают Волк с Красной Шапочкой.

Действующие лица

Пролог

Типовой многоквартирный дом в Сиракузах. На первом этаже левого крыла жилуправление. Недалеко от дома вещевой рынок.

Отец: Терпенья чаша моего наполнена!

Мать:

А моего уж переполнилась давно!

Довольно слов, я завтра ухожу!

Отец:

Лишаешь сына ты мужского воспитания.

Мать: А также и дурацкого влияния!

Отец:

Я утомлен от постоянных грубостей, упреков,

Свидетель Зевс — терплю их со смирением,

Но ты учти, что сын наш — взрослый юноша,

И может сам решить, с кем он останется.

Мать: Я в выборе его почти уверена.

Отец и мать уходят.

Со стороны жилуправления в крылатых колесницах появляется хор общественности.

Хор:

О, внемлите нам, стены родных Сиракуз!

Что ни день, то развод!

Сам по себе неприятен развод,

Делят супруги имущество, деньги,

Жилплощадь меняют большую свою

На меньшие две в отдаленных районах.

Хуже всего то, что надо делить

Им неделимое — чадо свое.

Мальчишка же, пользуясь тяжбой такой,

Смекает, где выгоды будет побольше.

Мой сын, я верю — ты со мной останешься,

Ты роскошью и негой не избалован.

Тебя я воспитал суровым воином.

Мы жизнь устроим с простотой спартанскою,

А к маме будешь ездить ты по праздникам.

О да, я не избалован воистину,

Ни центра музыкального,

Ни караоке звуков мне не ведомы.

Я не испорчен буржуазною культурою,

к нам из-за моря,

Что дарят всем моим ровесникам родители.

Впервые слышу от тебя подобное.

И это все иметь тебе хотелось бы?

Увы, отец, растут мои потребности.

Так быстро, как и я расту.

Но это все так дорого.

Ну, что ж, хоть я достатка небогатого,

Ты можешь на меня рассчитывать,

Но все ж скажи: чего-нибудь хотелось бы

Тебе поболе, чем другого прочего?

Ах, папа! Есть желание заветное:

Его я видел по ночам во снах моих,

О двух цилиндрах, вида превосходного,

С двумя, но быстроходными колесами,

Великолепный, с мягкими сиденьями,

Весь по стандартам с супермощностью.

Ах, папа, мотоцикл, конечно,

Нешуточные у тебя желания.

Я попытаюсь. то есть. я подумаю.

О, Зевс, посмотри — задумчивый сын

На стуле сидит, в окошко глядит,

Быть может, отец не сможет купить

Ему мотоцикл вожделенный?

Он ногти грызет, он матери ждет

Прихода с работы.

И вот приходит мать его,

Вся чадолюбием полна.

Она готова влезть в долги,

Чтоб только мужу досадить.

К мамочке льнет почтительный сын,

Тайную мысль лелея в груди:

— Купит ли мама ему мотоцикл,

Если откажет отец?

Плачь и стенай же, народ Сиракуз!

Нравственность пала в лоне семьи!

Эта ли смена, достойная нам,

Сын меркантильный какой!

Действие второе

Мать:

Не сомневайся, для родного дитятки

Я раздобуду чудо двухколесное.

Сын:

Ах, мама! Я бы жить всегда с тобой хотел,

А к папе буду ездить лишь по праздникам.

Мать:

О, мой любимый, подожди меня немного,

Пока я в Сиракузский жилсоцбанк схожу.

Отец:

Тебя, мой сын, хотел обрадовать —

На авторынок мы с тобой отправимся,

И сам ты выберешь мотоциклет себе.

Сын:

Но дело усложнилось наше, папочка,

Быть может, ты найдешь еще возможностей

Отец: Что ж, я подумаю.

Сын:

Что ж он все время думает и думает!

О, Боги! Вот и мама моя возвращается.

Сын:

Мамуля, родная, так странно случилось,

Что обстоятельства изменились,

И сотовый нужен мне позарез,

Иль пейджер в крайнем случае на первое

Мама хватается за голову, уходит.

Действие третье

С противоположных концов сцены появляются мать и отец. Каждый из них катит перед собой коробки с вещами. Посередине сцены стоит сын.

Отец: Мой сын, сие предел моих возможностей.

Мать:

Я, муж мой, думала,

Что раньше ты сломаешься.

Отец: Жена, мне не до смеха. Здесь — трагедия!

Мать:

Какой там смех! Мой муж, услышь стенания

Истерзанного сердца материнского!

По магазинам бегать я замучилась,

Истратила свои я сбережения,

В долги такие влезла я бездонные,

Что, видит Зевс, по гроб из них не выбраться!

Отец:

И я в долгах, и жизнь влачу я жалкую.

Быть может, мы с тобой жена, помиримся?

Приди на грудь мою, прими мое лобзание!

Мать:

Соединимся вновь, мой муж, семьей единою!

И с нами будет жить сынок любимый наш!

Отец: И продадим к чертям всю эту технику!

Богатство это осязал и обонял уж я,

Но в одночасье я, увы, утратил все!

Зачем не согласился я на малое!

О, крах надежд! О, кара непомерная!

Хор:

Несчастный, не мучай сам себя!

Не рви одежд, не царапай чело.

Все к лучшему — главное, что твои

Родители соединились вновь.

А счастье — не в вещах дорогостоящих

Всего гораздо и важней,

Что не распалась дружная семья

И будет больше очагом одним

Во славных Сиракузах!

Выводы и комментарии

• Несмотря на хэппи энд, получилась настоящая трагедия. Вернее, существование такой семьи — трагедия для всех ее членов.

• Наша жизнь пропитана вещизмом. Появилось много нужных, хороших полезных, современных вещей, но есть сферы человеческой жизни, в которых денежные расчеты, вообще всякие оплачиваемые отношения не должны существовать.

• Не должны, так не должны, но семья, полностью свободная от таких отношений, — редкое явление.

• Так, может быть, не надо вообще поощрять детей?

• Речь не об этом, просто такие вещи, как любовь к детям и родителям, так же как и стремление развиваться, приобретать знания, не нуждаются в материальном вознаграждении. Они ценны сами по себе и платить за них просто безнравственно. В противном случае неизбежны конфликты и трагедии, причем посерьезнее, чем тут разыграли в сценке.

Заключение

Учитель: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.

Основные понятия

• Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.

• Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.

• Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.

• Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.

• Перефразирование — не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перемена. Мальчик в очках (Ваня) идет по коридору, другой мальчик (Лёша), убегая от взрослого мальчика и не видя куда бежит, толкает мальчика в очках (Ваню), Ваня не долго думая:

- Ты что дебил, куда летишь?

Лёша: - Что ты сказал, кто я? Это я дебил? (И бьет ему, попадая в очки, тем самым разбив стекло).

Мальчик в очках (Ваня) рассказывает свою правду случившегося.

Другой мальчик (Лёша) рассказывает свою правду.

Мама Вани звонит маме Лёши, пытаясь договориться по поводу разбившегося стекла в очках,

- Здравствуйте, Мария Семеновна, вы знаете, ваш сын разбил очки моему сыну, как мы уладим этот конфликт?

но мама Лёши не видит вины сына и обвиняет Ваню

- Вы знаете Полина Игоревна мой сын не виновен, ваш сын обозвал моего, за что и получил, мы ничего возмещать не будем. (бросает трубку).

Мама Вани идет в школу к классному руководителю, но и здесь

Это попытка на йти компром исс, то ес ть выход, ко торый бы см ог устроить всех. Р ассмотрим конкретные

имени к сосед у и высказать свои претенз ии (в максимально доброжелате льной форме). Не страшно, что все

- Лена, мне кажется нес праведливым то, что я одна ношу в шко лу учебники, дава й будем дела ть это по

иногда бывае т невозмо жно. А если это конфликт м ежд у народами, о н может закончитьс я непримиримо й

войной. Т огда в район конфликта приходят миротвор цы, кото рые пытаются пога сить вражду и ненависть,


Учащиеся усваивают сущность понятия "конфликт", знакомятся с базовыми нравственными критериями "добро и зло", учатся быть толерантными. Разработка классного часа содержит материал для беседы с детьми, приведены примеры самотестирования (2 варианта), разыграны конфликтные ситуации, даны советы психологов.

Описание разработки

Технология проведения: Час общения с элементами тренинга

Цели классного часа:

развить навыки предупреждения конфликта.

развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

(Примечание: Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей)

воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

формирование социально одобряемых форм поведения.

Сценарий классного часа

И снова здравствуйте. Сегодня на классном часе мы продолжим разговор о культуре общения друг с другом. Начнем с того, что посмотрим несколько ситуаций из школьной жизни, разыгранных учениками.

- Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще уже давно никто не стрижётся – ты выглядишь как пенсионерка.

- Ты на себя в зеркало посмотри! Три волоса на четыре стороны! Тоже мне, фифа!

- Ой, у Насти опять новая обложка на дневнике. Здорово! Ой! ( Из дневника выпадает записка. Девочка поднимает её).

- Ты чего это по чужим дневникам лазишь, чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься… Я ведь в твоих книжках и тетрадках не копаюсь.

- Я просто обложку на дневнике хотела посмотреть.

- Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!

- Ну - ка подвинься, опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину!

- Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…

- Слушай, локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Усёк, нет?

- Да ну тебя. Лучше один буду сидеть.

- Андрей, ты сегодня в столовой дежуришь!

- С какой стати, я уже дежурил… Сегодня твоя очередь.

- Я вчера дежурил. А тебе просто с уроков рисования не хочется уходить. Завтра вот с урока русского языка бегом побежишь: писать - то не хочется?

- Всё - то ты знаешь, за всеми следишь, СТАРОСТА!

Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя неэтично, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести. Что приводит к анекдотической ненависти.

А ведь всё могло кончиться по - другому. Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов? Сегодня на классном часе мы и попытаемся это сделать. (Слайд 1, 2)

презентация для классного часа Конфликты и способы их разрешения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценки показывают разное поведение мамы и дочери в одном и том же конфликте, что позволяет ребятам увидеть как можно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не обострились отношения и как можно предотвратить конфликт

Начало урока (сценка)

Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!

Дочь: Прекрасно! Ты опять на меня наброси­лась, не дав ничего объяснить!

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!

Дочь: Хочешь сказать, что ты заботишься обо мне?! Ты всё время орёшь! Ты никогда не даешь мне высказаться

Мать: Не смей так со мной разговаривать!

Конец урока (сценка).

Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!

Дочь: Можно я всё объясню?

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!

Дочь (оставаясь спокойной): У меня есть объяснение, но я не могу ничего сказать, пока ты не выслушаешь меня. Я расстроена.

Мать: Ну хорошо, расскажи, что случилось!

Дочь: Автобус сломался, я ждала другой.

Я знала, что ты будешь беспокоиться. Хотела позвонить, но телефон разрядился.

Читайте также: