Сценка конфликт в школе
Обновлено: 21.07.2024
Методическая разработка классного часа по этикету для старшеклассников
Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.
Цель:
• рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
• показать причины возникновения конфликтов;
• отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Подготовка
• Найти соответствующий материал по теме. 0 Подготовить учащихся с докладами.
• Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.
Содержание классного часа
Часть первая. Теоретическая
Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.
Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).
Профессионализм посредника означает:
2. Высказывать доверие и заботу.
3. Быть ответственным, т. е.:
• не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
• не руководствоваться эмоциями;
• не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
• не действовать свысока;
• принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
1. Не прерывайте собеседника.
2. Говорите правду.
3. Не переходите на личности.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы.
Шаги посреднического процесса:
1. Приблизьтесь к спорящим.
2. Успокойте их, если необходимо.
3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
4. Объясните свою компетентность.
5. Получите согласие.
6. Объясните процесс сотрудничества.
7. Начните процесс посредничества:
• не делайте предположений;
• получайте больше информации;
• предлагайте множество решений;
8. Закончите на позитивной ноте.
Три результата конфликта:
1. Победа — поражение — одна сторона удовлетворена, другая — не удовлетворена.
2. Поражение — поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа — победа — обе стороны приходят к согласию.
Посредничество в любом конфликте:
• создает более мирную среду;
• снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;
• способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
• учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
• объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.
В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:
• придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;
• рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;
• выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.
Вывод: Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.
Часть вторая. Практическая
Выработка групповых правил
Типичные правила:
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.
Ученики разбиваются на группы по 5—7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры — развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.
Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 8—5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3—5 раз.
Часть третья. Игры с элементами драматизации
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.
Мудрецы и слон (Шуточная сказка)
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Красная Шапочка (Ролевой диалог)
• Кто виноват в конфликте?
• Кто явился инициатором конфликта?
• На каком этапе его можно было избежать?
Действующие лица:
Красная Шапочка: Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.
Мама: Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.
Квасная Шапочка: В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?
Мама: Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!
Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.
Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?
Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!
Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!
Красная Шапочка: Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.
Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!
Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?
Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!
Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!
Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.
Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?
Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.
Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива- здорова!
Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!
Вывод и комментарии
• Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.
• Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.
• Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.
• А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступают Волк с Красной Шапочкой.
Действующие лица
Пролог
Типовой многоквартирный дом в Сиракузах. На первом этаже левого крыла жилуправление. Недалеко от дома вещевой рынок.
Отец: Терпенья чаша моего наполнена!
Мать:
А моего уж переполнилась давно!
Довольно слов, я завтра ухожу!
Отец:
Лишаешь сына ты мужского воспитания.
Мать: А также и дурацкого влияния!
Отец:
Я утомлен от постоянных грубостей, упреков,
Свидетель Зевс — терплю их со смирением,
Но ты учти, что сын наш — взрослый юноша,
И может сам решить, с кем он останется.
Мать: Я в выборе его почти уверена.
Отец и мать уходят.
Со стороны жилуправления в крылатых колесницах появляется хор общественности.
Хор:
О, внемлите нам, стены родных Сиракуз!
Что ни день, то развод!
Сам по себе неприятен развод,
Делят супруги имущество, деньги,
Жилплощадь меняют большую свою
На меньшие две в отдаленных районах.
Хуже всего то, что надо делить
Им неделимое — чадо свое.
Мальчишка же, пользуясь тяжбой такой,
Смекает, где выгоды будет побольше.
Мой сын, я верю — ты со мной останешься,
Ты роскошью и негой не избалован.
Тебя я воспитал суровым воином.
Мы жизнь устроим с простотой спартанскою,
А к маме будешь ездить ты по праздникам.
О да, я не избалован воистину,
Ни центра музыкального,
Ни караоке звуков мне не ведомы.
Я не испорчен буржуазною культурою,
к нам из-за моря,
Что дарят всем моим ровесникам родители.
Впервые слышу от тебя подобное.
И это все иметь тебе хотелось бы?
Увы, отец, растут мои потребности.
Так быстро, как и я расту.
Но это все так дорого.
Ну, что ж, хоть я достатка небогатого,
Ты можешь на меня рассчитывать,
Но все ж скажи: чего-нибудь хотелось бы
Тебе поболе, чем другого прочего?
Ах, папа! Есть желание заветное:
Его я видел по ночам во снах моих,
О двух цилиндрах, вида превосходного,
С двумя, но быстроходными колесами,
Великолепный, с мягкими сиденьями,
Весь по стандартам с супермощностью.
Ах, папа, мотоцикл, конечно,
Нешуточные у тебя желания.
Я попытаюсь. то есть. я подумаю.
О, Зевс, посмотри — задумчивый сын
На стуле сидит, в окошко глядит,
Быть может, отец не сможет купить
Ему мотоцикл вожделенный?
Он ногти грызет, он матери ждет
Прихода с работы.
И вот приходит мать его,
Вся чадолюбием полна.
Она готова влезть в долги,
Чтоб только мужу досадить.
К мамочке льнет почтительный сын,
Тайную мысль лелея в груди:
— Купит ли мама ему мотоцикл,
Если откажет отец?
Плачь и стенай же, народ Сиракуз!
Нравственность пала в лоне семьи!
Эта ли смена, достойная нам,
Сын меркантильный какой!
Действие второе
Мать:
Не сомневайся, для родного дитятки
Я раздобуду чудо двухколесное.
Сын:
Ах, мама! Я бы жить всегда с тобой хотел,
А к папе буду ездить лишь по праздникам.
Мать:
О, мой любимый, подожди меня немного,
Пока я в Сиракузский жилсоцбанк схожу.
Отец:
Тебя, мой сын, хотел обрадовать —
На авторынок мы с тобой отправимся,
И сам ты выберешь мотоциклет себе.
Сын:
Но дело усложнилось наше, папочка,
Быть может, ты найдешь еще возможностей
Отец: Что ж, я подумаю.
Сын:
Что ж он все время думает и думает!
О, Боги! Вот и мама моя возвращается.
Сын:
Мамуля, родная, так странно случилось,
Что обстоятельства изменились,
И сотовый нужен мне позарез,
Иль пейджер в крайнем случае на первое
Мама хватается за голову, уходит.
Действие третье
С противоположных концов сцены появляются мать и отец. Каждый из них катит перед собой коробки с вещами. Посередине сцены стоит сын.
Отец: Мой сын, сие предел моих возможностей.
Мать:
Я, муж мой, думала,
Что раньше ты сломаешься.
Отец: Жена, мне не до смеха. Здесь — трагедия!
Мать:
Какой там смех! Мой муж, услышь стенания
Истерзанного сердца материнского!
По магазинам бегать я замучилась,
Истратила свои я сбережения,
В долги такие влезла я бездонные,
Что, видит Зевс, по гроб из них не выбраться!
Отец:
И я в долгах, и жизнь влачу я жалкую.
Быть может, мы с тобой жена, помиримся?
Приди на грудь мою, прими мое лобзание!
Мать:
Соединимся вновь, мой муж, семьей единою!
И с нами будет жить сынок любимый наш!
Отец: И продадим к чертям всю эту технику!
Богатство это осязал и обонял уж я,
Но в одночасье я, увы, утратил все!
Зачем не согласился я на малое!
О, крах надежд! О, кара непомерная!
Хор:
Несчастный, не мучай сам себя!
Не рви одежд, не царапай чело.
Все к лучшему — главное, что твои
Родители соединились вновь.
А счастье — не в вещах дорогостоящих
Всего гораздо и важней,
Что не распалась дружная семья
И будет больше очагом одним
Во славных Сиракузах!
Выводы и комментарии
• Несмотря на хэппи энд, получилась настоящая трагедия. Вернее, существование такой семьи — трагедия для всех ее членов.
• Наша жизнь пропитана вещизмом. Появилось много нужных, хороших полезных, современных вещей, но есть сферы человеческой жизни, в которых денежные расчеты, вообще всякие оплачиваемые отношения не должны существовать.
• Не должны, так не должны, но семья, полностью свободная от таких отношений, — редкое явление.
• Так, может быть, не надо вообще поощрять детей?
• Речь не об этом, просто такие вещи, как любовь к детям и родителям, так же как и стремление развиваться, приобретать знания, не нуждаются в материальном вознаграждении. Они ценны сами по себе и платить за них просто безнравственно. В противном случае неизбежны конфликты и трагедии, причем посерьезнее, чем тут разыграли в сценке.
Заключение
Учитель: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.
Основные понятия
• Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
• Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.
• Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.
• Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.
• Перефразирование — не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Перемена. Мальчик в очках (Ваня) идет по коридору, другой мальчик (Лёша), убегая от взрослого мальчика и не видя куда бежит, толкает мальчика в очках (Ваню), Ваня не долго думая:
- Ты что дебил, куда летишь?
Лёша: - Что ты сказал, кто я? Это я дебил? (И бьет ему, попадая в очки, тем самым разбив стекло).
Мальчик в очках (Ваня) рассказывает свою правду случившегося.
Другой мальчик (Лёша) рассказывает свою правду.
Мама Вани звонит маме Лёши, пытаясь договориться по поводу разбившегося стекла в очках,
- Здравствуйте, Мария Семеновна, вы знаете, ваш сын разбил очки моему сыну, как мы уладим этот конфликт?
но мама Лёши не видит вины сына и обвиняет Ваню
- Вы знаете Полина Игоревна мой сын не виновен, ваш сын обозвал моего, за что и получил, мы ничего возмещать не будем. (бросает трубку).
Мама Вани идет в школу к классному руководителю, но и здесь
Это попытка на йти компром исс, то ес ть выход, ко торый бы см ог устроить всех. Р ассмотрим конкретные
имени к сосед у и высказать свои претенз ии (в максимально доброжелате льной форме). Не страшно, что все
- Лена, мне кажется нес праведливым то, что я одна ношу в шко лу учебники, дава й будем дела ть это по
иногда бывае т невозмо жно. А если это конфликт м ежд у народами, о н может закончитьс я непримиримо й
войной. Т огда в район конфликта приходят миротвор цы, кото рые пытаются пога сить вражду и ненависть,
Учащиеся усваивают сущность понятия "конфликт", знакомятся с базовыми нравственными критериями "добро и зло", учатся быть толерантными. Разработка классного часа содержит материал для беседы с детьми, приведены примеры самотестирования (2 варианта), разыграны конфликтные ситуации, даны советы психологов.
Описание разработки
Технология проведения: Час общения с элементами тренинга
Цели классного часа:
развить навыки предупреждения конфликта.
развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
(Примечание: Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей)
воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
формирование социально одобряемых форм поведения.
Сценарий классного часа
И снова здравствуйте. Сегодня на классном часе мы продолжим разговор о культуре общения друг с другом. Начнем с того, что посмотрим несколько ситуаций из школьной жизни, разыгранных учениками.
- Ой, привет, ты где это так подстриглась?
- А что, тебе не нравится?
- Так вообще уже давно никто не стрижётся – ты выглядишь как пенсионерка.
- Ты на себя в зеркало посмотри! Три волоса на четыре стороны! Тоже мне, фифа!
- Ой, у Насти опять новая обложка на дневнике. Здорово! Ой! ( Из дневника выпадает записка. Девочка поднимает её).
- Ты чего это по чужим дневникам лазишь, чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься… Я ведь в твоих книжках и тетрадках не копаюсь.
- Я просто обложку на дневнике хотела посмотреть.
- Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!
- Ну - ка подвинься, опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину!
- Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…
- Слушай, локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Усёк, нет?
- Да ну тебя. Лучше один буду сидеть.
- Андрей, ты сегодня в столовой дежуришь!
- С какой стати, я уже дежурил… Сегодня твоя очередь.
- Я вчера дежурил. А тебе просто с уроков рисования не хочется уходить. Завтра вот с урока русского языка бегом побежишь: писать - то не хочется?
- Всё - то ты знаешь, за всеми следишь, СТАРОСТА!
Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя неэтично, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести. Что приводит к анекдотической ненависти.
А ведь всё могло кончиться по - другому. Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов? Сегодня на классном часе мы и попытаемся это сделать. (Слайд 1, 2)
Сценки показывают разное поведение мамы и дочери в одном и том же конфликте, что позволяет ребятам увидеть как можно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не обострились отношения и как можно предотвратить конфликт
Начало урока (сценка)
Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!
Дочь: Прекрасно! Ты опять на меня набросилась, не дав ничего объяснить!
Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!
Дочь: Хочешь сказать, что ты заботишься обо мне?! Ты всё время орёшь! Ты никогда не даешь мне высказаться
Мать: Не смей так со мной разговаривать!
Конец урока (сценка).
Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!
Дочь: Можно я всё объясню?
Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!
Дочь (оставаясь спокойной): У меня есть объяснение, но я не могу ничего сказать, пока ты не выслушаешь меня. Я расстроена.
Мать: Ну хорошо, расскажи, что случилось!
Дочь: Автобус сломался, я ждала другой.
Я знала, что ты будешь беспокоиться. Хотела позвонить, но телефон разрядился.
Читайте также: