Алгоритмическая линия в школьном учебнике информатики реализована по двум направлениям а в учебнике

Обновлено: 05.07.2024

1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика, 3 класс. В 2 частях. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

1) Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
Авторы: Полежаева О. А.

Год издания: 2013

2) Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.
Год издания: 2014

3) Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.
Год издания: 2014

4) Информатика: контрольные работы для 2 класса

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.

Год издания: 2015

5) Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.

Год издания: 2014

6) Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н.В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.

Год издания: 2014

7) Информатика: контрольные работы для 3 класса

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.

Год издания: 2014

8) Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.

Год издания: 2014

9) Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч.

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.

Год издания: 2016

10) Информатика: контрольные работы для 4 класса

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.

Год издания: 2014

11) Информатика. Программа для начальной школы: 2–4 классы

Авторы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С.

Год издания: 2013

12) Информатика: методическое пособие для 2 класса

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А.

Год издания: 2014

13) Информатика: методическое пособие для 3 класса

Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К.

Год издания: 2015

2. Структура учебника:

Часть 1.
Условные обозначения 4
Дорогие третьеклассники! 5
Глава 1. Повторение: информация, человек и компьютер 7
§ 1. Человек и информация 8
§ 2. Источники и приемники информации 15
§ 3. Носители информации 28
§ 4. Компьютер 37
Теперь мы знаем 50
Мы научились 51
Термины для запоминания 52
Глава 2. Действия с информацией 53
§ 5. Получение информации 55
§ 6. Представление информации 68
§ 7. Кодирование информации 75
§ 8. Кодирование и шифрование данных 85
§ 9. Хранение информации 95
§ 10. Обработка информации и данных 110
Теперь мы знаем 120
Мы научились 121
Термины для запоминания 122
Предметный указатель 123


Часть 2.
Условные обозначения 4
Глава 3. Мир объектов 5
§ 11. Объект, его имя и свойства 7
§ 12. Функции объекта 21
§ 13. Отношения между объектами 32
§ 14. Характеристика объекта 42
§ 15. Документ и данные об объекте 50
Теперь мы знаем 61
Мы научились 61
Термины для запоминания 62
Глава 4. Компьютер, системы и сети 63
§ 16. Компьютер — это система 64
§ 17. Системные программы и операционная система 74
§ 18. Файловая система 82
§ 19. Компьютерные сети 88
§ 20. Информационные системы 96
Теперь мы знаем 106
Мы научились 108
Термины для запоминания 109
Предметный указатель 110

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) содержание и объем учебного материала соответствует Государственному стандарту образования по информатике;

б) в конце каждой темы автором ставятся вопросы для самоконтроля;

в) с помощью данного учебника возможно модульное обучение, так как материал в учебнике структурирован.

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) в конце каждой темы имеются задания для проверки знаний, в том числе направленные на самостоятельную деятельность учащихся;

б-в) задания расположены в нарастающей последовательности по сложности их выполнения, имеется достаточно большое количество заданий разной сложности, в том числе повышенной сложности, что способствует организации дифференцированного обучения;

г) имеются задания, которые способствуют развитию математического мышления (задания на декодирование и шифрование информации);

д) большинство заданий данного учебника имеют занимательное содержание (необходимо использовать фотографию, оформить рассказ, рассмотреть рисунки и пр.).

5.Содержание учебного материала убедительно, научно, красочно и познавательно, излагается доступным для данного возраста языком. Примером может послужить §5 Получение информации главы 2 Действия с информацией. В данном параграфе подробно, с примерами, как в текстовом, так и в графическом виде, приведена информация о наблюдениях, различных устройствах для наблюдения, его способах и результатах. Также приведены понятия, написанные научным и понятным языком, для младших школьников.

6. В учебнике присутствуют качественные графики и чертежи, красочные рисунки и таблицы. Их расположение полностью соответствует тексту.

7. Данный учебник включен в список рекомендованных учебников Министерства Образования в качестверекомендуемого к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

8. Межпредметные связи курса информатики:

Изучение русского и родного языкав начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

9. ЦОРы и ПО, необходимые для реализации данного курса:

· ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс Н.В. Матвеева и др.

сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках.

Минимальная модель электронно-программного обеспечения:

§ один компьютер на рабочем месте учителя;

§ целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике на компакт-дисках;

Базовая модель электронно-программного обеспечения:

§ компьютерный класс (сеть, сервер);

§ сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;

Расширенная модель электронно-программного обеспечения:

§ компьютерный класс (2 компьютерных класса и более, сеть, сервер);

§ сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;

§ цифровые зоны начальной школы – это дополнительные специализированные лаборатории или отдельные компьютеры, на которых установлено специальное оборудование и ПО: цифровая киностудия (соответствующие программы, микшерский пульт, магнитофоны, разные кинокамеры и др.); издательское рабочее место (верстальные программы, корректоры, словари и пр., брошюровщик, ризограф); рабочее место для Web-дизайна (графический планшет, Web-конструкторы, сканеры, сложные графические пакеты для работы с фото и видео) и пр.

10. Дополнительный материал:


1) Цветкова М.С., Богомолова М.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний.


2) Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний.

В методическом пособии рассматриваются вопросы использования комплекса виртуальных лабораторий: Переливания, Переправы, Взвешивания, Перестановки, Разъезды, Черный ящик. Все лаборатории – это компьютерная алгоритмическая среда с автоматической проверкой решений ребенка. Заложена открытая коллекция из 100 задач (банк задач), а также предоставлен для учителя редактор задач, благодаря которому можно пополнять как банк задач, так и эталонные решения с оценкой. Каждая виртуальная лаборатория снабжена библиотекой задач трех уровней сложности и демонстрационными версиями.

Это ресурс обеспечивает компьютерную поддержку изучения тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику в курсе информатики и математики, охватывающем начальную ступень и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы).

Рекомендуется для организации занятий с ребятами, проявляющими интерес к информатике, а также для организации школьной олимпиады для учеников начальных классов по информатике, школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике для 5-6 классов.

Линия алгоритмизации и программирования

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы. Изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый — развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (еще говорят — операционного) мышления учащихся; второй — программистский аспект. Составление программы для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Если в первом школьном учебнике информатики в изучении алгоритмизации превалировал второй, программистский, аспект, то в дальнейшем стала больше подчеркиваться развивающая роль данной темы.

Цель: Сравнить уровень и содержание образования по информатике с 1985 года по настоящее время; выявить тенденции развития учебников по информатике.

1. Автор, название, год издания.

2. Структура учебника и нумерация.

Есть большие главы, в каждой главе есть параграфы, параграфы разбиты на пункты.

3. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

объем изложенного в учебнике Босовой соответствует ГОС стандарту.

текст понятен и легок для запоминания.

б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля;

в учебнике Босовой после каждого пункта параграфа имеются ряд вопросов для самоконтроля учащихся и выборочно присутствуют практические задания.

4. Анализ задач и упражнений учебника:

а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

Задач и упражнений достаточно для закрепления материала.

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

задания расположены с нарастанием трудности.

в) соответствует ли содержание задач целям воспитания учащихся;

да соответствуют: раскрытию творческих возможностей, умственное и эмоциональное развитие личности.

г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности? Приведите примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности учащихся.

Моя тема не предназначена для устных вычислений, так как работа заключается в освоении Графических редакторов. Но присутствуют задачи разных сложностей.

д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?

По данной теме таковых заданий не имеется.

5. Доступным ли языком излагается содержание учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.

Здесь расписывается Компьютерная графика, её предназначение, и способы применения. Все определения, нужные для запоминания, выделяются жирным курсивом.

6. Как иллюстрирован учебник (чертежи, рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения?

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должна быть информация в тексте. Иллюстрации обозначают словом-Рис.1 и нумеруются арабскими цифрами. Номер и наименование помещаются ниже иллюстрации.

В этом учебнике эти требования соблюдены, действительно, там, где нужно схематическое обоснование, иллюстрируется таблицы или схема.

7. Включен ли учебник в список рекомендованных учебников МО (и в каком качестве)?

Да, включен, в качестве основного учебника.

8. Есть ли материал для внеклассной работы?

Да есть, задание которые дети могут сделать дома.

9. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса информатики?

В учебнике реализованы межпредметные связи с математикой и историей.

10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?

В Учебнике Босова школьный материал изложен логично, в полном объеме. Задание после темы четко и понятно выражены.

11. Какие программно-педагогические средства и программное обеспечение (системное, инструментальное и прикладное) необходимо для реализации данного курса информатики?

Для работы с этим учебником необходимы ПК на ОС Windows; интерактивная доска, если учитель объясняет тему и рабочие тетради учеников.

12. Ваше мнение об учебнике.

Мне понравился этот учебник. Материал изложен интересно: в начале каждой темы присутствует историческая справка, в каждом подпункте имеются занимательные задачи для более успешного усвоения материала, в конце подпунктов имеются ряд задач уже для закрепления материала. Так же в конце каждого параграфа имеются итоговые тесты по пройденной теме и задания для практических работ.

Данный учебник можно выделить из всех, как самый удачный: по доступности понимания изложенного материала, по логике изложения. Очень помогает в проведении уроков наличие рабочей тетради, с помощью которой можно закреплять полученные знания, не затрачивая времени на запись условий и т.п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ УМК по информатике для младших школьников.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

требуют обязательного наличия компьютеров,

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

не требуют обязательного наличия компьютеров,

проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,

проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.

Информатика начальной школы накопила за последние годы большой опыт педагогических экспериментов. Этот опыт необычайно пестр. Причина проста: с одной стороны, осознана актуальность раннего информационного образования, с другой – информатизация начальной школы до сих пор остается на уровне школьного компонента. С одной стороны, проектировщики образовательных программ и базовых курсов выражают озабоченность недостаточными информационными познаниями учителей начальной школы, с другой – министерство образования предпринимает лишь очень незначительные усилия в разработке этой предметной области.

Высокая мотивация детей к обучению, хорошее техническое оснащение школы, включая подключение компьютерного класса по выделенному каналу к Интернет, выдвигают определенные требования к учителю информатики: обучение информационно-коммуникационным технологиям уже в начальной школе должно не только помочь приобрести соответствующие навыки, но и показать возможность объединения многих изучаемых предметов, а также дать возможность ребенку максимально реализовать свои творческие возможности.

Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.

Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.

Только в начальной школе один учитель ведёт уроки по всем основным предметам. Эта уникальная особенность начальной школы позволяет быть эффективными одночасовым предметам, на которых формируются общеучебные умения и навыки (в частности, умения и навыки анализа информации и представления её в разных формах). Сам факт ведения таких уроков учителем начальной школы можно рассматривать как инструмент переноса этих умений и навыков на базовые предметы.

С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.

На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:

УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.

Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.

УМК Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова: Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.

Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

УМК Семенов А.Л., Рудченко Т.А.:

Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.

Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.

Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.

В МАОУ СОШ № 167 с 2005 года проводится опытно-экспериментальная работа по раннему обучению информатике. Поэтому при выборе УМК и составлении программы изучения информатики и ИТК с 1 по 11 класс определяющими были две замечательные идеи — идея сквозного непрерывного информационного образования и идея раннего обучения информатике, которые наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинает переходить в разряд практических. К учебно-методическому комплекту предъявлялся ряд требований:

1. Изучение информатики должно начинаться с первого класса;

2. Для каждого года обучения должен быть стандартный набор книг и тетрадей для ученика;

3. Методическое пособие для учителя;

4. Пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере;

5. Программа должна обеспечивать непрерывность информационного образования школьников и логически продолжаться курсом информатики средней и старшей ступеней.

Структура УМК следующая:

Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.

При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

Читайте также: