Структура игрового занятия в доу

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО

И ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Подготовила: Пучкина В.И.

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

— удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировать ее определенную дозу;

— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую на грузку;

— давать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Педагогу необходимо на занятиях создавать необычные, интёресные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.

Педагог сам определяет время занятия, его содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, учитывая индивидуальные особенности детей.

Обязательно ли нужны традиционные три части занятия? Безусловно, да. Все занятия необходимо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо обеспечивать ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания и чтобы дать детям отдохнуть. Недопустимы команды, громкое шумовое оформление, заорганизованность. Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учетом детских интересов и доставлять дошкольникам радость и удовольствие. Детям нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для активности каждого, если педагог умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду.

Современные программы предполагают различные формы проведения физкультурных занятий: учебно-тренировочные, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольно-учетные, занятия с одним пособием, музыкально-ритмические, занятия-тренировки.

Рассмотрим подробнее различные формы занятий.

Значительное место отводится игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков.

Игровые занятия - это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Занятие состоит из 3–5 подвижных игр разной интенсивности, посредством которых воспитанники усваивают одно новое движение и повторяют 2–3 хорошо им знакомых ( подвижные игры, игры с разным двигательным содержанием, игры-эстафеты, игры-аттракционы).

Задачи игрового занятия.

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи - направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

Воспитательные задачи:
- потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
- осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание)
- приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Образовательные задачи:

-формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений)

Содержание игрового занятия.

Доступность содержания игрового занятия по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей. Одним из условий успешной реализации программного содержания по развитию основных видов движений является индивидуально-дифференцированный подход к детям. Желательно заранее распределить воспитанников на две основные подгруппы с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и развития движений.

Структура игрового занятия.

Условно занятие делится на три основные части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть несет определенную функцию.

Вводная часть - включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают физическую нагрузку на организм ребенка. ( Игра средней подвижности (это игра, в которой активно участвует вся группа, но характер движения играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами).

В основной части - предлагается одна общая игра ,и 1–2 игры, поддерживающие объем нагрузки на оптимальном уровне.

(Игры с разными ОВД (последняя большой подвижности).

В основной части занятия все виды движений проводятся в игровой форме. Упражнения составлены с учетом особенностей двигательной активности детей: для обеих подгрупп дается одна подвижная игра с разными видами движений, например, "Солнышко и дождик", "Самолеты", "Лошадки", "Воробышки и кот" и др. С детьми разучивается лишь одно упражнение, остальные им хорошо знакомы. Основная часть занятия завершается подвижной игрой (для обеих подгрупп), которая повторяется 2–3 раза.

В заключительной части - проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве). Малоподвижная игра (это игра, в которой движения выполняются в медленном темпе, к тому же их интенсивность незначительная (игры с ходьбой, игры на внимание)).

Дошкольникам предлагаются малоподвижные игры на ориентировку в пространстве ("Найди, что спрятано", "Найди свое место"), упражнения на релаксацию, хороводные игры ("Ручеек").

При построении занятий данного типа следует учитывать принципы дидактического подбора игр.

Основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, объединяющая действия единым игровым сюжетом, отражающим окружающий мир ребенка, например, "Магазин игрушек", "Ежиха и ежата", "Птички в гнездышках" и др.

Игровые занятия целесообразно проводить после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положительных эмоций.

Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно состоять только из подвижных игр, не стоит.

Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, солнышко потягивается и т.д.), при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.

Особую группу игровых занятий, составляют:

Хороводные игры - они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Игровое физкультурное занятие с элементами логоритмики для детей средней группы

1. Дети входят в зал парами, взявшись вдоль центральной линии зала, поют:

«Золотые ворота, пропустите меня,

Повторить 2 раза.

2. Прыжки в парах, не держась за руки, с ноги на ногу, заданном ритме под текст:

Ходьба, дети образуют круг

Основная часть.

Воспитатель или ребенок выразительно читает:

Заключительная часть.

Правило 1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.

3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени:

Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.

По характеру игровых действий отличаются игры:

Соревновательного типа - они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего - скоростных.

Они проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.

Занятие-спорт (спортивно-тематическое) - посвящено конкретному

виду спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, катание на

велосипеде, санках, коньках) или спортивных игр (баскетбол, футбол,

Задачи: Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

К занятиям спортивно-тематического характера относятся:

- занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств,

- спортивных снарядов, обеспечивающие выполнение упражнений с заданными усилиями,

- развивающие двигательные способности детей (быстроту, выносливость, силу, ловкость).

Структура тематического занятия.

Оно проводится по типу учебно-тренировочного занятия, но включает в свое содержание подводящие и специальные упражнения, помогающие детям овладеть техническими элементами осваиваемых спортивных упражнений и игр. Их выполнение способствует появлению у ребенка именно тех мышечных ощущений, которые соответствуют описанию, объяснению движения.

В начале подбираются подводящие упражнения, близкие к ведущему звену данного движения, затем, при их закреплении, совершенствовании – близкие к дополнительным звеньям.

Роль подводящих упражнений часто подсобная, поэтому достаточно несколько их повторений – они помогают овладеть техникой конкретного двигательного действия.

Занятия данного типа проводятся на воздухе (в зависимости от времени года).

Занятия на санках в средней группе

Задачи: учить детей управлять санками, правильно подниматься и спускаться с горок, развивать взаимодействие между детьми. Учитывать интерес и желание детей в выборе игр.

Оборудование: санки по количеству детей, игрушки на каждого ребенка.

2.а) Игроки стоят на санках, по сигналу спрыгивают с них на две ноги;

б) Игроки стоят перед санками, по сигналу перелезают через них на четвереньках

3. Дети стоят в шеренге. По сигналу метают снежки на дальность одной рукой от плеча

4. По сигналу дети катят санки до снежного вала

5. Дети вдвоем катают на санках одного ребенка

6. Катание с горки по одному и парами

7. Каждый ребенок катает свою игрушку на санках

Занятие по обучению игре в бадминтон с детьми 6—7 лет

Задачи: разучить правила игры в бадминтон; закрепить действия с воланом и ракетной; разучить способ подачи волана ракет ной, упражняясь в свободном передвижении по площадке; закрепить правильную стойку при подаче волана.

Место проведения: спортивная площадка.

Оборудование: воланы и ракетки, кольца из веревки, 2 флажка на подставке, по 2 мяча на команду.

Длительность: 30 минут.

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре круга с удочкой. Прыжки через вертящуюся по кругу удочку

2. Основная часть

Дети делятся на пары: у одного – волан и ракетка, у другого – флажок. По сигналу первые выполняют подачу, вторые ставят флажок у самой дальней подачи; затем играющие меняются местами (по 3 попытки каждому). Побеждает тот, чей флажок дальше

Дети стоят в 2 звена. На площадке начерчены 3 круга диаметром 1; 1,5; 2 м. Поочередно каждый игрок звена с расстояния 4 м посылает ракеткой волан в круг. Каждый бьет по 3 раза. Кто больше наберет очков.

Дети делятся на 2 команды. Одна бросает, вторая отражает волан и наоборот (расстояние — 3 м)

На площадке на высоте 120 см натягивают сетку. Пары размещаются по обе стороны сетки. Один подает, другой отражает волан через сетку и наоборот

3. Заключительная часть

Использовать схемы-карточки с изображением удара волана ракеткой сверху, сбоку, слева и справа, снизу

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении.

1. Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.-70 с

2. Алямовская В. Физкультура в детском саду: Теория и методика организации физкультурных мероприятий / В.Алямовская. – М.: Чистые пруды, 2005.

3. Шебеко В.Н и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Академия, 2000.

В процессе проведения занятия сочетаются несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.). Используются методы и приемы из разных педагогических методик.

ВложениеРазмер
Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятия. 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом часу воспитателя Спевак Е.Ю.

Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятий

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и особенностях. Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

1.Формы проведения НОД в ДОУ

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1. Формы проведения непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Занятие полностью посвящено конкретной теме, например, развитие устного счета

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей различных тематических занятий. Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал и объединяют различные занятия, в том числе музыкальные, познавательные, развивающие речь и т.д. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения, рисуют, лепят и т.д.

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

• Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

• Беседа о правилах поведения людей в природной среде

• Выполнение творческого задания: покажи как двигается волк под музыку.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные формы занятия

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки

Занятие – пресс-конференция журналистов

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам. Раскадровка рисунков по примеру комиксов

2. Структура занятия .

Занятие включает в себя три этапа:

1. Вводная часть

Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых занятиях в памяти детей. Сформулировать тему занятия, мотивировать ее выбор. Создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность). Использование вопросов – напоминаний, показ наглядного материала.

2. Основная часть

Организация детского внимания. Объяснение материала, показ способа действия, постановка образовательно - воспитательной задачи. Использование вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. Использование художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной работы. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. На усмотрение педагога в ходе занятия используется физкультурная пауза, желательно, чтобы по тематике текста она соответствовала направленности занятия

3. Заключительная часть

Образовательный процесс в учреждении осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в учебном занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трё х этапов:

1. Планирование занятий;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию.

Планирование занятий :

1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.

2. Составить план – конспект, который включает в себя:

• программное содержание (образовательные задачи);

• предварительную работу с детьми (если необходимо);

• ход занятия и методические приёмы.

• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

• Создание интереса к предстоящей работе

• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

• Организация работы дежурных по подготовке к занятию

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Структура занятия

Занятие включает в себя три этапа:

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия;

3. Окончание занятия.

• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);

• Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия :

• Организация детского внимания;

• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);

• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия :

• Переключение детей на другой вид деятельности.

Cтруктура ОД c учетом ФГОС ДО.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах :

Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.

Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.

Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

2. Опора на знания детей

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

3. Проблема в игровой ситуации

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.

5. Закрепление нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Структура занятия в младшем возрасте

2. Основная часть занятия. Изучение нового материала или закрепление ранее изученного. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом. (8 – 10 мин)

3. Подведение итогов. Обязательно нужно похвалить детей за проделанную работу. (2 мин)

По середине занятия следует провести физкультминутку.

Структура занятия в среднем возрасте.

1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)

2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).

3. Повторение ранее изученного материала (4 – 6 мин).

После изучения нового материала целесообразно провести физкультминутку.

Структура занятия в старшем возрасте.

1. Вводная часть. Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию (2 - 3 мин)

2. Повторение с целью введения детей в новую тему. Группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. (3 – 5 мин.)

3. Рассмотрение нового материала. В старших группах целесообразно использовать проблемные ситуации. (12 – 15 мин)

4. Повторение усвоенного материала. (5 – 7 мин.)

После изучения нового материала следует провести физкультминутку.

1. Организационный момент.

2. Продолжение работы по изучению новой темы.

3. Продолжение изучения непосредственно предшествующего материала или его закрепления.

4. Повторение ранее пройденного.

5. Подведение итогов.

Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь, способствует развитию у них все большего интереса к занятиям.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте– игра. Во время проведения занятий используйте дидактические, развивающие и подвижные игры.

Уровни проведения занятия :

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результат

Требования к современному занятию в ДОУ :

• Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).

• Указать тип, вид занятия.

• Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи.

• Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.

• Обязательная игровая форма проведения занятия.

• Четкая мотивация занятия.

• Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.

• Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.

• Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха" : доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.

• Отказ от чрезмерной опеки детей.

• Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.

• Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.

• Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.

• Наличие индивидуального развивающего материала.

• Правильное расположение детей - залог успеха (лентой полукругом, в кругу, за столами).

• Заботиться об активной речевой деятельности каждого ребенка.

• Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.

• Ограничения в речи воспитателя антипедагогичных выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, спишь на занятии и др.

1. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы /авт. - сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2011

2. Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно – методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С. В., Свирская Л. В. – М. : Линка – Пресс, 2008

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М. : 2008

4. Планирование в современном ДОУ. Методическое пособие под ред Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013


Конец. Закрепление нового материала

А теперь подробнее:

1. Начало

Разминка (физминутка: любая мини гимнастика с использованием игры и с речевым сопровождением обязательно)

Наводящие вопросы о том, как дети усвоили прошлый материал

Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)

Плавный переход от пройденного материала к новому

2. Середина

Новый материал (в игровой форме)

Игра на изучение нового материала (донести до детей через игру)

Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)

Физминутка (прыжки, приседания и др, в сопровождении речи)

Вопросы на закрепление нового материала (в игровой форме)

3. Заключение

Вспомнить с детьми, что делали на протяжении всего занятия

Вопросы на то, как дети усвоили материал

Индивидуальная работа (опросить 1-2 ребят)

Вопросы о том, что запомнилось и понравилось

Подвижная игра ( на тему нового материала)

После занятия воспитатель обязательно делает самоанализ, что удалось вложить в эти маленькие головы, над чем следует поработать, запланировать индивидуальную работу на следующее занятие со слабыми детьми и с теми кто по болезни или по иной причине отсутствовал на занятии, определить уровень усвоения, закрепить тему в свободном виде деятельности детей и опять же в игровой форме.

Дети играют в настольную игру

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

Дети изучают муляжи овощей и соотносят их с нужным цветом

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Структура дидактической игры

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.

Дидактические игры с предметами

Две девочки играют с окрашенными камешками

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников

Возраст Задачи Вариации
Младшая группа Научить узнавать и называть предметы. Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.
Средняя группа Развить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь. Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.
Старшая группа Сформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения. Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.

Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

    Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

Картинки с изображениями животных

Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

Тени изображений зверей

На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

Контуры изображений зверей

На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Ассортимент лото для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Примеры лото для старших дошкольников

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Дети и педагог играют в словесную игру с помощью мяча

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

  • Формировать активный словарь;
  • развивать культуру речи.
  • Развивать речевую культуру;
  • способность образования множественного числа.
  • Формировать опыт двигательной деятельности;
  • развивать готовность к осознанной физической активности.
  • Формировать готовность к восприятию музыки;
  • развивать предпосылки понимания произведений искусства.
  • Формировать элементарные представления о видах искусства;
  • развивать способность восприятия фольклора.

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

  • Формировать активный словарь;
  • развивать интонационную и звуковую культуру речи.
  • Развить любознательность и познавательную мотивацию;
  • формировать представление о свойствах объектов окружающего мира.
  • Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • развивать навыки социального и эмоционального интеллекта.
  • Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта;
  • формировать навыки самопрезентации.
  • Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру;
  • развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности.

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Читайте также: