По ночам крысы спят краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Основная задача методической разработки заключается в приобщении студентов к средствам и способам работы с художественным текстом, что способствует формированию познавательной, коммуникативной и деятельностных компетенций.

Рабочая тетрадь структурирована в соответствии с программным материалом, имеет практическую значимость в условиях сниженной мотивации читательской деятельности:

- Акцентное вычитывание способствует формированию собственной эстетической и нравственно-ценностной позициям студентов на основе различения в тексте позиций рассказчика по отношению к героям и изображаемым событиям, позиций героев в отношении к миру, людям и событиям;

- В тестовых вопросах отражены различные аспекты изучения творчества писателей: биографические и историко-культурные сведения, темы и проблемы художественного произведения, идейное содержание, особенности конфликта и композиции, характеристика героев, особенности жанра произведения, художественное своеобразие, авторская позиция. Тест позволяет быстро и эффективно определить сумму знаний студента.

- Викторины направлены на проверку знаний фактического материала и способствуют его запоминанию;

- Творческие работы в форме сочинений формируют способности создавать для себя нормы деятельности и поведения, нестандартно подходить к решению проблемы, держаться в рамках жанра, стиля;

- Задания исследовательского характера работают на формирование таких универсалий, как целеполагание, анализ, планирование, проектирование, рефлексия.

Главное, что объединяет задания, - это обязательное осмысление художественного текста, внимание к живому слову писателя.

От авторов


Дорогие первокурсники! Перед вами стоит нелёгкая задача: изучить литературу второй половины XIX века и литературуXX века в течение одного года, тогда как в курсе школьного обучения на это отводится два года: 10 и 11 классы. Лучший способ овладеть читательским мастерством – индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами, поэтому основная форма работы в курсе изучения литературы – самостоятельная. Предлагаемый комплекс учебных заданий поможет вам понять богатство и глубину содержания произведений русской классической литературы. Желаем вам плодотворной работы!

Задания для самостоятельной работы - Задания творческого уровня –

Задания для исследовательской работы - Контрольные задания -


Викторина -

-задания, предназначенные для самостоятельной работы студентов (СРС), выполняются в отдельных тетрадях;

-задания исследовательского характера выполняются в форме прикладного проекта и могут быть представлены на конференциях различного уровня;

- задания творческого уровня выполняются только в аудиторное время в тетрадях для срс или в отдельных тетрадях для сочинений;

-викторины, тесты, акцентное вычитывание и контрольные работы выполняются непосредственно в рабочей тетради.


Проверь себя:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

А) рассказ о мальчике, пережившем личную трагедию

Б) рассказ о пожилом человеке, способном понять и вселить надежду в маленького мальчика

2.1.

Какой точке зрения вы отдаёте предпочтение и почему?

НОЧЬЮ ВЕДЬ КРЫСЫ СПЯТ

Пустынное окно в одиноко стоящей стене зевало алым светом от раннего засохшего солнца. Пыльное облако искрилось между вертикально стоящими печными трубами. Пустыня развалин дремала.

Юрген поднял камень. Под ним лежала половина буханки хлеба. И ещё жестяная коробка.

Но этого мужчина уже не слышал. На своих кривых ногах он устремился навстречу солнцу. Оно уже покраснело, и Юрген видел, как оно светило сквозь ноги, такие они были кривые. И корзинка взволнованно покачивалась на ходу туда-сюда. В ней лежал корм для кроликов. Зелёный корм для кроликов, который казался серым от пыли развалин.


Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Родился в Москве. Будущий драматург рано узнал купеческий мир, нравы и психологию этого сословия. В пьесах Островского, а их более пятидесяти, перед читателями прошла история всех сословий России, но главным образом купечества и делового люда, связанного с промышленностью и торговлей. Помимо писательского творчества, А.Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Однако главная заслуга А.Н. Островского – это создание драматического репертуара для русского национального театра.

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы?

2. Определите завязку конфликта пьесы.

3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

5. С какой целью в пьесу введён образ Дикого?

6. Кого боится Кабаниха: Бога, перемен в жизни или никого и ничего?

14. Какие мотивы и образы русского фольклора вы заметили в пьесе?

15. Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?


Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)


Сравните, как описывают творческий метод Тютчева Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев

- Ты должно быть спишь здесь? А? - спросил мужчина и посмотрел на спутанную копну волос. Юрген бросил взгляд на солнце, сиявшее между ног мужчины и сказал:
- Нет. Я не сплю. Я сторожу.
Мужчина кивнул:
- Итак, для этого тебе и нужна эта большая палка? А?
- Да, - мужественно ответил Юрген и крепче сжал палку.
- Что ты сторожишь?
- Этого я не могу сказать, - он ещё крепче вцепился в палку.
- Должно быть, деньги? А? - Мужчина поставил корзину и вытер нож о брюки.
- Нет, вовсе деньги, - сказал Юрген с презрением. - Что-то совсем другое.
- Ну и что же?
- Я не могу это сказать. Что-то совсем другое.
- Так не пойдёт. Тогда я тебе тоже не скажу, что у меня в корзине, - мужчина пнул корзину и сложил нож.
- Могу себе представить, - пренебрежительно сказал Юрген. - Кроличий корм.
- Чёрт побери! Ты прав! - удивился мужчина. - Расторопный малый! Сколько тебе лет?
- Девять.
- О! Подумать только! Девять. Тогда ты наверняка знаешь, сколько будет три на девять! А?
- Конечно, - ответил Юрген, и, чтобы выиграть время, добавил. - Это же совсем просто, - и посмотрел сквозь ноги мужчины.
- Три на девять? Так? - спросил он ещё раз. - Двадцать семь. Это я точно знаю.
- Верно, - сказал мужчина, - у меня ровно столько кроликов.

Юрген округлил рот:
- Двадцать семь?
- Можешь на них посмотреть. Многие из них совсем маленькие. Хочешь?
- Я же не могу! Я должен сторожить, - растерянно сказал Юрген.
- Всё время? - спросил мужчина. - Даже по ночам?
- По ночам тоже. Всё время. Всегда, - Юрген поднял взгляд на кривые ноги.
- С субботы, - прошептал он.
- Ты что не ходишь домой? Ты же должен есть!
Юрген поднял один камень. Там лежала половинка батона и стальная коробка.
- Ты куришь? - спросил мужчина. - У тебя есть трубка?
Юрген крепко сжал свою палку и робко сказал:
- Я делаю самокрутки. Трубка мне не нравится.
- Жаль, - мужчина присел рядом с корзиной, - ты мог бы спокойно посмотреть на кроликов. Особенно на маленьких. Ты мог бы даже выбрать одного. Но ты же не можешь уйти.
- Нет, - грустно сказал Юрген, - нет, нет.
Мужчина взял корзину и поднялся на ноги.
- Ну да, жаль, если тебе придётся остаться.
Он повернулся.
- Если ты меня не выдашь, - быстро сказал Юрген, - это из-за крыс.
Кривые ноги сделали шаг назад.
- Из-за крыс?
- Да. Они же едят мертвецов. Людей. Они ими питаются.
- Кто так говорит?
- Наш учитель.
- И ты следишь за крысами? - спросил мужчина.
- Не за ними же! - потом добавил совсем тихо. - Мой брат. Он лежит там, внизу. Там.

Юрген показал палкой на сложившиеся стены.
- В наш дом попала бомба. Свет в подвале сразу исчез. Он тоже. Мы его звали. Ему было меньше, чем мне. Только четыре. Он должен ещё быть здесь. Он же намного меньше меня.
Мужчина посмотрел на копну волос. Потом внезапно спросил:
- Разве ваш учитель не говорил, что крысы ночью спят?
- Нет, - устало прошептал Юрген, - этого он не говорил.
- Ну, - сказал мужчина, - что же это за учитель, если он этого не знает. По ночам крысы спят. Ночью ты можешь спокойно пойти домой. По ночам они всега спят. Когда стемнеет.
Юрген сделал палкой небольшие ямки в мусоре.
- Это маленькие кроватки, - думал он. - Всё маленькие кроватки.
Тут мужчина сказал (его кривые ноги задрожали):
- Знаешь что? Сейчас я быстро покормлю своих кроликов, а когда стемнеет, я тебя заберу. Может быть, я принесу тебе одного. Маленького. Хочешь?
Юрген делал маленькие ямки в мусоре. Маленькие кролики. Белые, серые, бело-серые.
- Я не знаю, - сказал он тихо и посмотрел на кривые ноги, - только если они действительно по ночам спят.
Мужчина перешагнул через остатки стен.
- Конечно, - сказал он. - Ваш учитель должен уйти, если он даже этого не знает.
Юрген поднялся и спросил:
- А если я возьму одного? Белого?
- Я попробую, - уже на бегу крикнул мужчина, - но ты должен подождать здесь. Я отведу тебя домой. Понятно? Я покажу твоему отцу, как соорудить загон для кроликов. Вы же должны это знать.
- Да, - крикнул Юрген, - я жду. Я должен следить, пока не стемнеет. Я непременно дождусь.

И он крикнул:
- У нас дома есть доски. Доски от ящика.
Но этого мужчина уже не слышал. Он бежал на своих кривых ногах к солнцу. Вечер окрасил всё в красный цвет, и Юрген видел, как солнце светило между ног, такими кривыми они были. И корзина криво покачивалась туда-сюда. Кроличий корм был внутри. Зелёный кроличий корм, немного серый от мусора.

Хм, надо же, у столь многих людей возникает интерес к творчеству Вольфганга Борхерта.

А Ваш перевод мне понравился.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ночью спят крысы - рассказ немецкого писателя Вольфганга Борхерта . Он был написан в январе 1947 года и был опубликован во втором сборнике прозы Борхерта во вторник ноября того же года . Текст представляет собой хорошо известный пример бутовой литературы после Второй мировой войны и закреплен в качестве школьного чтения в учебных планах многих федеративных государств.

Действие рассказа происходит в городе, который был разрушен во время войны в результате взрыва бомбы . Девятилетний мальчик охраняет место, где под завалами лежит его мертвый брат, чтобы защитить его от крыс . Случайно проходящему мимо мужчине удается завоевать доверие мальчика. Утверждая, что крысы спали по ночам, он снимает усталого мальчика с часов и возвращает ему часть утраченной надежды.


оглавление

содержание

Девятилетний Юрген сидит в развалинах пустыни города, разрушенного бомбежкой, и охраняет захороненное тело своего четырехлетнего брата, потому что он считает, что в противном случае оно было бы съедено крысами. Пожилой мужчина пытается завоевать доверие Юргена и узнать, что смотрит мальчик. С кормом для кроликов в корзине он пробуждает любопытство подозрительного мальчика, но мальчик отклоняет приглашение взглянуть на своих кроликов, так как не может оставить вахту.

форма

Повествование имеет открытое начало и конец, что типично для рассказов послевоенной литературы. Он выполнен в форме Er, но с точки зрения мальчика, при этом разница в возрасте дополнительно подчеркивается пространственным положением фигур по отношению друг к другу (стоящий мужчина, сидящий ребенок). Встреча в центре повествования состоит из диалога ; описательный или даже комментаторский рассказчик отходит на второй план. Это придает противостоянию двух главных героев драматическую форму театральной сцены, среды, из которой Борхерт изначально пришел как актер и театральный режиссер.

интерпретация

Базовая структура


Динамическое развитие

Старик и учителя

Встраивание в общую работу

История происхождения


прием

Крысы спят по ночам, но одна из самых известных историй Вольфганга Борхерта. Она считается образцом для послевоенной немецкой литературы , которую часто называют чистой литературой или развалиной , и также подвергалась лингвистическому анализу. Его часто используют как школьное чтение. Взгляд маленького мальчика позволяет школьникам легко понять и легко познакомить с творчеством Борхерта.

литература

Текстовый вывод

Вторичная литература

веб ссылки

  • Вольфганг Борхерт : Крысы спят по ночам в проекте Gutenberg-DE .
  • Анна Мария Джачино: Вольфганг Борхерт: Крысы спят по ночам . Устный перевод (pdf; 13 КБ).
  • Резюме и интерпретация на leixoletti.de.

Индивидуальные доказательства

Эта статья была добавлена в список статей, которые стоит прочитать 10 декабря 2011 года в этой версии .

В коротких рассказах западногерманского писателя-антифашиста Вольфганга Борхерта (1921-1947) жизненный процесс описывается с точки зрения маленького человека, обманутого жизнью, искалеченного войной физически и духовно.

Тематически эти рассказы можно разделить на три группы: фронтовые впечатления, тюрьма, первые послевоенные годы.

Исследуя жизнь, Борхерт ограничивается небольшими бытовыми ситуациями, без изображения исторических и социальных горизонтов. Автор сосредоточивает внимание на поступках своих героев, не вскрывая первопричин этих поступков и не давая им оценки, — это предоставляется сделать читателю. События в рассказах Борхерта редуцируются до минимума. Временная и пространственная перспективы действия весьма ограничены. В плане пространственного развертывания действие замкнуто: комната, развалины дома, сквер и т. п.; во временном плане действие чаще всего одноразовое. Борхерт тяготеет к такому способу организации материала, когда в жизни его героев на первое место выдвигается какой-либо острый драматический момент, о котором писатель просто рассказывает бее разъяснений и морализирования.

Многие рассказы Борхерта имеют строгую композиционную схему: предконфликтная ситуация, конфликт и выход из конфликта.

П. Рюмкорф, анализируя творчество В. Борхерта, отмечает автобиографический характер большинства его произведений. Единственным светлым пятном в жизни Борхерта было детство. Именно в детстве ищет писатель успокоения. Его рассказы о детях трогательны и оптимистичны. Возможно, что элементы сказочной структуры, появляющиеся в некоторых произведениях Борхерта, и подобные зачины возникли под влиянием прочитанных в детстве книг.

Конфликтные ситуации в рассказах Борхерта не соответствуют по своему характеру предконфликтным ситуациям. Человек, ощупью пробирающийся по темным улицам, ищет дрова, чтобы затопить печь и согреть жену и новорожденного ребенка. К мальчику, спрятавшемуся в развалинах и оберегающему от крыс погребенное здесь тело своего брата, подошел сосед, собирающий траву для кроликов. Конфликтная ситуация лишена у Борхерта захватывающего действия, увлекательность фабулы не имеет для него никакого значения, здесь нет каких-либо внешних эффектов. Борхерт использует конфликт для выявления сущности человеческих отношений, для раскрытия нравственного облика своих героев. В процессе развертывания конфликта проявляется удивительное умение Борхерта проникнуть во внутренний мир своих героев, раскрыть их психологию.

При всей простоте фабулы конфликтная часть также полна напряжения, но напряжения внутреннего, заставляющего читателя не просто сопереживать, но и проникать в суть описываемого автором события. Напряжение в конфликтной части возникает не только на уровне фабулы, но и на уровне сопровождающих конфликт деталей и на уровне подтекста.

Если подходить к композиции как к выразительной структуре произведения в целом, то можно утверждать, что композиционное своеобразие рассказов Вольфганга Борхерта отражает особый характер видения мира автором и его отношение к изображаемому.

Это проявляется в семантически-структурных особенностях предконфликтной ситуации и заключительной части его коротких рассказов, в предпочтении подтекста как формы психологического анализа. Можно говорить о некоторых устойчивых повторяющихся признаках коротких рассказов В. Борхерта: трехчастная композиционная схема; пути создания напряженности повествования, мажорный тон выхода из конфликта, роль деталей в описании конфликта и предконфликтной ситуации. Общность признаков обусловлена общностью тематики и проблематики рассмотренных здесь рассказов. Обращение автора к другим темам и проблемам меняет структуру рассказов.

Л-ра: Жанр и композиция литературного произведения. – Калининград, 1976. – Вып. 2. – С. 157-162.

Читайте также: