Рай кончаловский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Фильм рассказывает о людях, жизни которых переплелись в страшное время невиданной доселе войны. В этой истории переплетаются три судьбы – русской эмигрантки Ольги, аристократки, участницы французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера СС.
Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавы еврейских детей. Ее дело ведет Жюль. Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачная надежда на свободу сменяется жестокой действительностью – Ольга попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, который когда-то в прошлом был безнадежно влюблен в неё. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки к поражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но в последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось.


Кадр из фильма "Рай"

Кадр из фильма "Рай"

Чтобы подготовить Кристиана Клауса к роли Хельмута, режиссер составил для актера перечень из нескольких десятков книг по истории

Это несколько неуклюжий, но действенный и, пожалуй, единственно возможный в таком фильме прием. Ведь герои до смерти жили в мире, где искренность была смертельно опасной. Ольга, например, в большинстве сцен с Хельмутом смурно молчит – отчасти от покорности, отчасти от ненависти к парню, который надеется, что человечное обращение с рабыней-заключенной хоть немного искупает то, что он и его люди делают с миллионами русских, евреев, немцев… Жюль же ведет столь двойственную жизнь, что его вовсе невозможно понять, пока фильм не дает ему возможность высказаться.

Кадр из фильма "Рай"

Это все справедливо, но банально. Ольга получилась куда интереснее Хельмута, поскольку ее внутренний конфликт иного, более привлекательного и более редкого рода. Ольга родилась в России и выросла во Франции, но, как иммигрантка, она чужая и для французов, и для русских (не говоря уже о немцах). У нее нет никого и ничего, и она не чувствует за собой великой страны, как ее чувствовали советские военные герои. Для такого человека желание выжить любой ценой куда естественнее, чем готовность к самопожертвованию. И все же Ольга находит в себе силы раз за разом поступать правильно, хотя признается, что не знает, почему совесть оказывается сильнее страха. Но подвиг на то и подвиг, что он особенно ценен, когда противоречит внутренней сути человека, а не является чем-то ожидаемым и подготовленным. И в конце концов Ольга оказывается большей героиней, чем 28 панфиловцев, хотя не останавливает танки под Москвой.

Кадр из фильма "Рай"

Что можно сказать об актерской игре картины? Что она достаточно сильна и убедительна, чтобы два часа удерживать зрительское внимание в почти исключительно разговорном кино с редкими и короткими вспышками насилия. Кончаловский не смакует концлагерные ужасы, но он показывает достаточно, чтобы понять, сколь жутки были лагеря смерти – даже для тех, кто их содержал. Юлии Высоцкой пришлось радикально преобразиться для лагерных сцен, и контраст между ее обычным гламурным обликом и ее экранной внешностью разительный и шокирующий.


www.brw.md, BRW Magazine, Рай, Paradise, Игорь Корнилов

Уже завязка намекает на сложную природу картины. Перед неизвестным до конца фильма допросчиком исповедуются трое: русская Ольга, француз Жюль и немец Хельмут. Каждый был поставлен историей в состояние испытания злом, каждый сделал свой выбор, а зритель получил три пути и три итога. Основное содержание ленты составляют именно эти исповедальные монологи. Их истинную природу зритель узнает только в конце, но догадки будет строить на протяжении всего сюжета.

www.brw.md, BRW Magazine, Рай, Paradise, Игорь Корнилов

www.brw.md, BRW Magazine, Рай, Paradise, Игорь Корнилов

Понятно, что двум разновидностям зла – злу Хельмута и злу Жюля – в фильме противопоставлено добро Ольги, которое тоже вырастает из мелочей, но в итоге ведет к подвигу. Добро Ольги не лубочно и не картонно, она живой, несовершенный человек, и все-таки они изначально и настойчиво идет по пути света.

Рай кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Андрей Кончаловский

Андрей Кончаловский , Елена Киселёва

Александр Симонов (III)

Сергей Шустицкий

Ирина Очина , Йозеф Санктйохансер

Андрей Кончаловский , Флориан Дайле , Олеся Гидрат (иcп.) , Александр Броварец (ассоц.)

Юлия Высоцкая , Кристиан Клаус , Филипп Дюкен , Изабель Абиаг , Пётр Михалков , Валери Заккоме , Пьер Ниссе , Георг Ленц , Ханс-Хейнрих Хардт , Катарина Блашке , Криста Ламперт , Теа Шнеринг , Йоханн Фридрих Фон Айхборн , Виктор Сухоруков , Петер Курт , Вера Воронкова , Ёла Санько , Лариса Кузнецова , Яаков Герц Маневич , Даниэль Ткачев , Якоб Диль , Рамона Кунце-Либнов , Филипп Базенер , Жан Денис Рёмер

Читайте также: