Путем дорогою салтыков щедрин краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Я. Эльсберга:

". Щедрин убежден в том, что русский человек духовно растет, что русский народ пробьется к сознательной и радостной жизни. В сказке "Путем-дорогою" беседуют двое крестьян, работающих в Москве каменщиками. Их мысль уже разбужена, ими владеет стремление дойти до корня, найти правду, то есть тот путь, который поведет народные массы к светлому будущему. Щедрин уже видел, что растет русский пролетариат, хотя и не мог еще осознать его исторической роли."

(вступительная статья Я. Эльсберга, "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)


А. С. Бушмин:

"Наибольшим драматизмом отмечены те страницы салтыковских сказок, где рисуются картины массового пореформенного разорения русского крестьянства, изнывавшего под тройным ярмом — чиновников, помещиков и буржуазии.

Через все эти изумительные по своей правдивости, лаконичности и яркости зарисовки крестьянской жизни проходит мотив поистине страдальческой любви писателя-гуманиста к народу.

Источником постоянных и мучительных раздумий писателя служил поразительный контраст между сильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Проявляя беспримерный героизм в труде и способность превозмочь любые трудности жизни, крестьянство вместе с тем безропотно, покорно терпело своих притеснителей, пассивно переносило гнет, фаталистически надеясь на какую-то внешнюю помощь, питая наивную веру в пришествие добрых начальников."

Это был анализ сказки "Путем-дорогою" Салтыков-Щедрин: идея, тема, смысл, мораль и вывод из произведения.

Микропересказ : Двое крестьян возвращались домой из города с подработок, жаловались друг другу на тяжёлую жизнь, голод, старосту-негодяя. Один решил отыскать Правду, но другой считал, что Правды на свете уже нет.

Односельчане Иван Бодров и Фёдор Голубкин шли домой на сенокос из Москвы, где работали каменщиками.

👱🏻‍♂️ Иван Бодро́в — мужик, недавно женился.

👨🏻 Фёдор Голу́бкин — мужик, недавно женился.

Им предстояло пройти сорок вёрст от железной дороги до деревни. Мужики не спешили. День был жаркий, и, пройдя вёрст пятнадцать, они решили отдохнуть. Фёдор спросил Ивана, что он несёт домой. Тот ответил, что несёт пятнадцать рублей, пять из которых уже потратил.

Фёдор тоже нёс домой всего десять рублей. Мужики пожаловались друг другу на то, что платят мало, и денег вечно не хватает даже на самое необходимое. Потом стали сетовать, что и в деревне родным живётся не лучше: хлеб который год не рождается, хотя все работают на поле, не покладая рук.

Фёдор пожаловался, что к его жене ходит волостной старшина, присылает свах с подарками. Вспомнили, как одна девушка покончила с собой из-за приставаний старшины. Пожалели баб, которым живётся ещё хуже, чем мужикам.

С горя односельчане решили спеть песню. Но песня не пелась. Тогда Фёдор спросил Ивана, не знает ли он, где находится Правда. Иван ответил, что один барин из Москвы сказал: Правда на дне колодца. Фёдор пошутил, что, если бы было так, бабы её давно бы вытащили.

Вспомнили деда, который Правду искал. Говорили, что Правда его искалечила. Но раньше, по крайней мере, люди пытались искать Правду, а теперь жить стало легче, и все про неё забыли.

Фёдор отказывался верить, что Правду уже не найти. Он сказал, что пойдёт к деду, который искал Правду, и спросит у него. Иван посоветовал этого не делать. Сказал, что деда секли и чуть не сослали в Сибирь. Но Фёдор не мог отступиться из-за жены. Он грозился выпустить старосте кишки. Иван всё отговаривал спутника.

— Ишь ведь! Всё говорил об Правде, а теперь на кишки своротил. Разве это Правда? знаешь ли ты, что́ за такую Правду с тобой сделают?

Фёдор продолжал бормотать, что найдёт Правду. Иван спорил, что ничего он не найдёт. Спутники нашли стог сена и сели в его тени, достали хлеб и воду, поели. Потом достали из стога по охапке сена и легли спать.

Михаил Салтыков-Щедрин - Путём-дорогою

Михаил Салтыков-Щедрин - Путём-дорогою краткое содержание

Путём-дорогою - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Путём-дорогою - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Михаил Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Шли путем-дорогою два мужика: Иван Бодров да Федор Голубкин. Оба были односельчане и соседи по дворам, оба только что в весенний мясоед женились. С апреля месяца жили они в Москве в каменщиках и теперь выпросились у хозяина в побывку домой на сенокосное время. Предстояло пройти от железной дороги верст сорок в сторону, а этакую махину, пожалуй, и привычный мужик в одни сутки не оплетет.

Шли они не торопко, не надрываясь. Вышли ранним утром, а теперь солнце уж высоко стояло. Они отошли всего верст пятнадцать, как ноги уж потребовали отдыха, тем больше что день выдался знойный, душный. Но, высматривая по сторонам, не встретится ли стога сена, под которым можно было бы поесть и соснуть, они оживленно между собой разговаривали.

– Ты что домой, Иван, несешь? – спросил Федор.

– Да три пятишницы хозяин до расчета дал. Одну-то, признаться, в Москве еще на мелочи истратил, а две домой несу.

– И я тоже. Да только куда с двумя пятишницами повернешься?

– Тут и в пир и в мир, а отец велел сказать, что какая-то старая недоимка нашлась, так понуждают. Пожалуй, и все туда уйдет.

– А у нас и хлеба-то до нового не хватит. Пришел сенокос, руки-то целый день намахаешь, так поневоле есть запросишь. Ничего-то у нас нет, ни хлеба, ни соли, а тоже людьми считаемся. Говорят: вы каменщики, в Москве работаете, у вас должны деньги значиться… А сколько их и по осени-то принесешь!

– Худо наше крестьянское житье! Нет хуже.

Путники вздохнули и несколько минут шли молча.

– Что-то теперь наши делают? – опять начал Федор.

– Что делают! Чай, навоз вывезли, пашут… и пашут, и боронят, и сеют; круглое лето около земли ходят, а все хлеба нет. Сряду три года – то вымокнет, то сухмень высушит, то градом побьет… Как-то нынче господь совершит!

– А у меня, брат, и еще горе. К Дуньке волостной старшина увязался; не дает бабе проходу, да и вся недолга. Свах с подарками засылает; одну батюшко вожжами поучил, так его же на три дня в холодную засадили.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Путём-дорогою: краткое содержание, описание и аннотация

Михаил Салтыков-Щедрин: другие книги автора

Кто написал Путём-дорогою? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Михаил Салтыков-Щедрин: История одного города

История одного города

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Михаил Салтыков-Щедрин: За рубежом

За рубежом

Михаил Салтыков-Щедрин: Орёл-меценат

Орёл-меценат

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Путём-дорогою — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Шли путем-дорогою два мужика: Иван Бодров да Федор Голубкин. Оба были односельчане и соседи по дворам, оба только что в весенний мясоед женились. С апреля месяца жили они в Москве в каменщиках и теперь выпросились у хозяина в побывку домой на сенокосное время. Предстояло пройти от железной дороги верст сорок в сторону, а этакую махину, пожалуй, и привычный мужик в одни сутки не оплетет.

Шли они не торопко, не надрываясь. Вышли ранним утром, а теперь солнце уж высоко стояло. Они отошли всего верст пятнадцать, как ноги уж потребовали отдыха, тем больше что день выдался знойный, душный. Но, высматривая по сторонам, не встретится ли стога сена, под которым можно было бы поесть и соснуть, они оживленно между собой разговаривали.

— Ты что домой, Иван, несешь? — спросил Федор.

— Да три пятишницы хозяин до расчета дал. Одну-то, признаться, в Москве еще на мелочи истратил, а две домой несу.

— И я тоже. Да только куда с двумя пятишницами повернешься?

— Тут и в пир и в мир, а отец велел сказать, что какая-то старая недоимка нашлась, так понуждают. Пожалуй, и все туда уйдет.

— А у нас и хлеба-то до нового не хватит. Пришел сенокос, руки-то целый день намахаешь, так поневоле есть запросишь. Ничего-то у нас нет, ни хлеба, ни соли, а тоже людьми считаемся. Говорят: вы каменщики, в Москве работаете, у вас должны деньги значиться… А сколько их и по осени-то принесешь!

— Худо наше крестьянское житье! Нет хуже.

Путники вздохнули и несколько минут шли молча.

— Что-то теперь наши делают? — опять начал Федор.

— Что делают! Чай, навоз вывезли, пашут… и пашут, и боронят, и сеют; круглое лето около земли ходят, а все хлеба нет. Сряду три года — то вымокнет, то сухмень высушит, то градом побьет… Как-то нынче господь совершит!

— А у меня, брат, и еще горе. К Дуньке волостной старшина увязался; не дает бабе проходу, да и вся недолга. Свах с подарками засылает; одну батюшко вожжами поучил, так его же на три дня в холодную засадили.

— И ничего не поделаешь! Помнишь, как летось Прохорова Матренка задавилась? Тоже старшина… Терпела-терпела да и в петлю…

— Нам худо, а бабам нашим еще того хуже. Мы, по крайности, в Москву сходим, на свет поглядим, а баба — куда она пойдет? Словно к тюрьме прикованная. Ноги и руки за лето иссекутся; лицо, словно голенище, черное сделается, и на человека-то не похоже. И всякий-то норовит ее обидеть да обозвать…

— Давай-ка, Федя, песню с горя споем!

Стали петь песню, но с горя и с устатку как-то не пелось.

— А что, Иван, я хотел тебя спросить: где Правда находится? — молвил Федор.

— И я тоже не однова спрашивал у людей: где, мол, Правда, где ее отыскать? А мне один молодой барин в Москве сказал, будто она на дне колодца сидит спрятана.

— Ишь ведь! Кабы так, давно бы наши бабы ее оттоле бадьями вытащили, — пошутил Федор.

— Известно, посмеялся надо мной барчук. Им что! Они и без Правды проживут. А нам Неправда-то оскомину набила.

— Старики сказывают, что дедушко Еремей еще при старом барине все Правды искал; да Правда-то, вишь, изувечила его.

— Прежде многие Правду разыскивали; тяжельше, стало быть, жить было, да и сердце у стариков болело. Одна барщина сколько народу сгубила. В поле — смерть, дома — смерть, везде… Придет крестьянин о празднике в церковь, а там на всех стенах Правда написана, только со стены-то ее не снимешь.

— Это правда твоя, что не снимешь. Что крестьянин? Он и видит, да глаз неймет. Темные мы люди, бессчастные; вздохнешь да поплачешь: господи, помилуй! — только и всего. И молиться-то мы не умеем.

— Прежде ходоки такие были, за мир стояли. Соберется, бывало, ходок, крадучись, в Петербург, а его оттоле по этапу…

— Все-таки прежде хоть насчет Правды лучше было. И старики детям наказывали: одолела нас Неправда, надо Правды искать. Батюшко сказывал: такое сердце у дедушки Еремея было — так и рвется за мир постоять! И теперь он на печи изувеченный лежит; в чем душа, а все об Правде твердит! Только нынче его уж не слушают.

— То-то что легче, говорят, стало — оттого и Еремея не слушают. Кому нынче Правда нужна? И на сходке и в кабаке — везде нонче легость…

— Прежде господа рвали душу, теперь — мироеды да кабатчики. Во всякой деревне мироед завелся: рвет христианские души, да и шабаш.

— Возьмем хоть бы Василия Игнатьева — какие он себе хоромы на христианскую кровь взбодрил. Крышу-то красную за версту видно; обок лавка, а он стоит в дверях да брюхо об косяк чешет.

Читайте также: