Телесно ориентированная терапия в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ашурко Анна Ивановна

Населенный пункт: г. Челябинск

Проведение коррекционно-развивающей работы, в контексте требований ФГОС ДУ, с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, продуктивнее и эффективнее на основе сочетания традиционных методик с элементами телесно-ориентированных техник.

Телесно-ориентированные техники, согласно полученным данным, способствуют психомоторному развитию, формированию мимической и речевой моторики, а также положительной мотивации к работе с собственным телом, адекватной самооценки и обеспечивают согласование у детей речи с движением.

Телесно-ориентированные технологии - это технологии, рассматривающие телесные (физиологические) функции как неотделимую часть целостной личности наравне с психическими и энергетическими феноменами и осуществляющая психокоррекцию имеющихся психических, физиологических или энергетических нарушений с помощью процедур телесного контакта и/или использования телесных функций (дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.)

Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную. Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Адаптировать программу Ганичевой И.В. к коррекционно-развивающей работе, проводимой в группе для детей с ТНР не сложно, так как согласно учебно-тематическому плану вся программа делится на блоки, а те в свою очередь состоят из упражнений. Все эти упражнения могут быть использованы самостоятельно, в качестве составной части других занятий и в различных формах оздоровительной работы. Проводятся они с подгруппой или индивидуально, можно в помещении или на прогулке, как в утреннее, так и в послеобеденное время.

Далее следуют блоки:

В этот блок входят упражнения на развитие координации, равновесия; парные упражнения; детская йога. Упражнения на поддержание равновесия и развития устойчивости помогают детям улучшить контакт с телом и осознать свою телесную активность.

Парные упражнения направлены на проработку моторных движений в паре, позволяющее формировать умение взаимодействовать с партнером, согласовывать свои движения с движениями партнера, способствовать навыкам коммуникации.

Элементы детской йоги помогают расслабиться, снять напряжение, улучшают работу внутренних органов и систем организма, развивают координацию движений, повышают работоспособность и умственную активность. Проведенные в Лос-Анджелесе исследования выявили: наиболее эффективными упражнениями для мозга являются те, которые требуют выгибать тело назад.

Инструкция: «Ляг на живот. Вытяни руки перед собой. Медленно подними голову и грудь.

В этот блок входят: пальчиковая гимнастика и массаж, работа с мелкими предметами, мудры, штриховка.

В классическом массаже используются четыре основных приема: растирание, постукивание, поглаживание, разминание. В гимнастике и массаже пальцев важно сочетать приемы сжатия, растягивания и расслабления. По этим принципам построена программа пальчикового тренинга М.С.Рузиной.

Работа с мелкими предметами включает в себя упражнения с четками, монетами, катушкой, ручкой (карандашом), камешками и т.д.

Мудры (йога для пальцев рук)

Замыкание пальцев рук в той или иной комбинации обладает определенным оздоровительным эффектом. Выполнение большинства мудр противопоказаний не имеет и вполне доступно ребенку.

В процессе штриховки совершенствуется координация движений пальцев рук, закрепляются умения ориентироваться на не разлинованном листе бумаги. Штриховка учит детей дифференцировать степень нажима на карандаш, что развивает самоконтроль, внимание, глазомер.

Подбирая задания на развитие мелкой моторики, необходимо помнить, чтобы они способствовали развитию всех пальцев рук, а также о специфике самих движений - движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Также важно тренировать обе руки.

Для выполнения упражнений, входящие в этот блок, используются доступные предметы - короткие массажные палочки, теннисные мячики, мелкие предметы. Работая с предметами из различного материала, разной формы, фактуры, размера, массы, ребенок постепенно овладевает сложно координированными движениями с включением различных групп мышц. Учится регулировать мышечный тонус за счет многократного повторения рисунка движения и процессов напряжения-расслабления.

Упражнения, из этого блока, способствуют профилактике и коррекции зрительных нарушений.

Основным принципом коррекции глазных аномалий - это достижение состояния расслабления. Каждое психическое напряжение приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз. Известно, что когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Если психика в напряжении, ничто не может дать глазам отдыха.

В этом блоке последовательно прорабатываются сегменты тела

Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и расслабленной. Сегмент удерживает выражение крика, плача, гнева. Снять мышечный зажим можно путем имитации плача, движений губами, гримасничанья, кусания и массажем мышц лба и лица.

Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому мышечный зажим устраняется с помощью крика, пения, рвотных движений, высовыванием языка, наклонами и вращениями головы и т.п.

Инструкция: «Встань на ноги на ширине плеч. Руки опусти. Голова прямо.

Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания — отличное средство подавления любой эмоции. Зажим распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Мышечное напряжение выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Зажим удерживает сильный гнев. Нужно хорошо распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.

Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные блоки на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Устранение блока в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

Инструкция: «Закрой глаза. Вдохни воздух. Вообрази какого цвета воздух проходит через нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадет в живот, то живот станет круглым. Задержи дыхание и, выдыхай, представь, что воздух уходит вниз через ноги в землю.

Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Этот зажим служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.

Инструкция: «Представь себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги шире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу – перенеси тело на правую ногу, прижми её к полу. Выпрямись. Расслабь ногу. Качнуло в другую сторону – прижми левую ногу к полу. Выпрямись. Вдох – выдох!

Этот блок состоит из упражнений на дыхание, массажа, растяжек, постизометрических релаксаций.

Дыхательная гимнастика освобождает от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. В дыхательную гимнастику, помимо специальных дыхательных упражнений, включаются и общеукрепляющие, общеразвивающие физические упражнения. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох-ух).

Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) с точечным воздействием на определенные точки и зоны входит в комплексы общеоздоровительных мероприятий для активизации отдельных систем организма. Массаж в парах проводиться под контролем взрослого.

Массаж спины (в парах)

Примечание. Нельзя задевать позвоночник и похлопывать область поясницы.

Растяжки позволяют снимать эмоциональное- психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность. С помощью растяжек мы косвенно воздействуем на мышцы лица, вызывая непроизвольные выражения покоя, удовольствия, радости. Например, при односторонней растяжке за ноги непроизвольно закрываются глаза, снимается напряженность лица. При растяжке за руки происходит изменение мимики за счет снятия психоэмоционального напряжения. При одновременной растяжке за руки и за ноги, когда человек поднимает, наступает расслабление мимических мышц.

Инструкция: «Сядь сгруппировавшись, обхватив колени руками. Медленно выпрями колени, голова и руки расслаблены и висят. Медленно поднимай тело, выпрямляя позвоночник. Выпрямляй и вытягивай шею поднимая голову, руки висят. Медленно поднимай руки и вытягивайся вверх. Открой ладони. Расставь пальцы. Все тело вытягивай вверх, но пятки не отрывай от пола.

Постизометрическая релаксация (ПИРС). Предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. Дозировать упражнения не обязательно. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Важным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют).

Инструкция: «Сморщи лоб, подними брови. Я удивляюсь. Расслабь лоб. Нахмурься. Я сержусь. Расслабь брови. Расширь глаза. Я боюсь. Расслабь веки. Расширь ноздри. Я вдыхаю запах. Расслабься. Сделай глаза узкими. Я хитрый. Расслабься. Покажи зубы, поднимая верхнюю губу. Я в ярости. Расслабь щеки и рот.

Итак, включение телесно-ориентированных психотехник в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР облегчают все виды обучения. Упражнения помогают снять мышечные зажимы, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Участники: педагоги детского сада.

Цель: научить педагогов применять элементы телесно-ориентированной терапии в работе с детьми.

Задачи: показать педагогам примеры упражнений и техник, которые они могут использовать в работе, снять психологическое напряжение у педагогов.

Продолжительность: 40 минут.

Телесно-ориентированная терапия помогает повысить у детей сенсорную чувствительность, снять психомоторное напряжение, обучить их основам саморегуляции. Она развивает координацию, мелкую моторику, зрительный анализатор, эмоциональную сферу, навыки общения.

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым. Психосоматическое развитие ребенка сквозь призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского можно рассматривать как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. В самом деле, среди различных методов психокоррекции — невербальный, телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций. Важным достоинством телесной психотерапии является также широкое применение разнообразных техник.

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Точкой отсчета является восприятие своего тела, далее дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, менять точки отсчета.

Работа с сегментами тела — телесно-ориентированная терапия, направленная на последовательную проработку сегментов тела. «Задавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек. Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.

Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример — возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать малыша, накричать на него. Тогда ребёнок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры. Для преодоления внутреннего напряжения надо учиться релаксации. Расслабились мышцы — отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

Последовательная проработка сегментов тела

Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку.

Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Чем больше вы будете настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Не боритесь с ним. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ. Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем.

Пустые глаза ребенка могут свидетельствовать о нарушении чувства безопасности и чувства реальности. Хроническое неосознанное нежелание видеть болезненные, неприятные сцены может привести к нарушению функционирования глаз. нежелание видеть дальше собственного носа (А. Лоуэн). страх часто родом из детства. Пугаясь враждебного взгляда родителей, ребенок сжимается, зажмуривает глаза. Зажмуривание - это попытка игнорировать реальную ситуацию опасности.

Ребенок сужает поле зрения, как бы отодвигая опасность.

Терапевтическая цель занятий - возвращение глазам чувствительности .

Во время занятий дети, которые носят очки, должны их снять.

Предлагаемые упражнения помогают проработать данный сегмент тела, вернуть глазам блеск и живость, четкое зрение и чувство реальности.

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх - вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови,

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

Примечание. При выполнении упражнения в работу включаются

многие мышцы лица.

Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье.

Челюсть соединена с глазами энергетической линией. Дпительное напряжение челюсти уменьшает приток энергии к глазам и снижает зрительные возможности. Такой ребенок, вырастая, выглядит несчастным. Ведь на самом деле решительность не способна победить страх. Кроме того, подавляя плач, человек подавляет свою способность к любви.

Зажатый подбородок немного выдвинут вперед, либо втянут.

Сильно выдвинутый вперед подбородок может указывать на решительность, агрессивность, непослушание. Втянутый - указывает на торможение агрессивных импульсов

У меня есть свой секрет,

Не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4-5 секунд).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

Подражаю я слону,

Славный слоник получился –

Я немножко удивился (приоткрыть рот).

Тяну губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам (растянуть губы)!

Как устану-перестану (расслабить мыищы)!

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

А когда я сильно злюсь,

Напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю ( рычать ).

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть

Может даже и зевнуть ( широко открыв рот, зевчуть ).

Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.

Ощущение свободы в шее сопровождается ощущением свободы во всем позвоночнике. Поднимите голову - почувствуйте, как напрягаются мышцы передней части шеи; опустите голову, дотроньтесь подбородком до груди - почувствуйте, как натягиваются задние мышцы шеи и мышцы спины.

Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Затем расслабить мышцы.

Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А потом опять вперед Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дальше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возврагцается обратно Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз Мышцы шеи напряглись!

Возврахцаемся обратно Расслабление приятно!

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.

Поднять плечи, втягивая голову. Держать плечи напряженными, задержать дыхание. Затем опустить плечи.Вдох выдох. Развернуть плечи, расширяя грудную клетку,глубоко вдохнуть. Выдохнуть, свести плечи. Повторить 2 раза.

Дома я один остался,

Чуть раздастся где-то шорох,

Я мгновенно замирал,

Плечи быстро поднимал

И дыханье прерывал.

Прятался, как черепаха,

Напрягал и сопел…

Надоело мне бояться!

Лучше песню я спою.

Плечи тут же опущу,

Глубоко вздохну, плечи разверну!

Я такой большой и сильный,

Не боюсь я никого!

Выполнить то же упражнение левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю Сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

А руку расслабляю.

Упражнения с бумагой

Взять газету в правую руку и скомкать ее, не прибегая к помощи левой руки. Проделать то же левой рукой. Порвать газету на мелкие клочки.

Примечание. Позволяйте детям, нуждающимся в освобождении от гнева, агрессии, делать это с чувством. Пусть они рвут бумагу, топчут ее, прыгают на ней. Это позволит ребенку "освободиться от неприятных ощущений наиболее приемлемым способом.

Имитация рвотных движений

Ширококо раскрыть рот, вытянуть язык и сделать движение с помощью мышц горла, рта и диафрагмы, будто что-то необходимо вытолкнуть изнутри, из горла.

Примечание. Упражнение проводится индивидуально или в малых подгруппах (2-3 человека).

Упражнение на расширение грудной клетки

Встать прямо. Вдохнуть полной грудью. Задержать воздух. Вытянуть обе руки вперед, сжать кулаки на уровне плеч. Затем одним движением отвести руки назад. Перевести их вперед. Затем быстро снова отвести назад. Повторить эти движения несколько раз во время задержки дыхания, все время держа кулаки сжатыми и напрягая мускулы рук. Затем сильно выдохнуть через открыиый рот.

Упражнение повторяется не более трех раз.

Упражнение повторяется не более трех раз.

Сегмент включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.

Массаж живота мячом

Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Закрыть глаза. Вдохнуть воздух. Вообразить, какого цвета воздух проходит через нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадает в живот, то живот становится круглым.

Задержать дыхание и, выдыхая, представить, что воздух уходит вниз через ноги в землю.

Примечание. После упражнения можно обсудить с детьми. цвета воздух они видели, удалось ли им почувствовать движение воздуха сверху вниз при вдохе и от живота к ногам при выдохе.

Примечание. На начальных этапах обучения полезно помогать себе руками, делая как бы массаж живота. На выдохе слегка надавить руками на живот с приседанием.

Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия. Распускание идет за счет мобилизации мышц таза и ног.

Ребенок, получающий шлепок по ягодицам, инстинктивно втягивает таз и напрягает мышцы ягодиц. Если это происходит часто, то подобное напряженное состояние ягодичных мышц становится хроническим. Лоуэн утверждает, что тем, кого наказывали ударами по ягодицам, трудно принять гордую позу или ходить с расслабленным, свободно двигающимся тазом. Часто люди не осознают, что их таз застыл в одной из крайних позиций. В работе с детьми мы сталкивались с тем, что ребенок не может сознательно двигать тазом. У него двигается при этом либо все тело- либо верхняя его часть, либо движение осуществляется за счет мобилизации ног.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки положить сбоку на таз, чтобы чувствовать его движение. Движение тазом вперед-назад, затем влево-вправо. Следить, чтобы ноги не отрывались от пола, верхняя часть туловища оставалась, по возможности, на месте, а двигался только таз.

Я вращаю хула-хуп.

Корпус движется вокруг

Примечание. Ребенку с проблемами непросто выполнить это упражнение так, как в движение включается все тело. Помогите ему, придерживая своими руками его плечи и буждая двигать тазом в разных направлениях.

Встать боком к партнеру на расстоянии 10 см. Начать движение тазом вбок, как бы подталкивая партнера. Не сходя с места, постараться дотронуться до партнера.

Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола),

Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох - выдох!

Стало палубу качать!

Ыогу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Педагог-психолог:

А теперь небольшой тренинг для вас, чтобы немного узнать о чем говорит ваше тело.

Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.Участники мастер-класса делятся на три группы. Педагог-психолог становится позади одного из участников и объясняет правила, массируя шишками спину тому, кто стоит впереди. Зачем участники тренируются друг на друге.

Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать.

Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз.

Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берем, ребята, и будем помогать.

Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать.

Слегка ударяем по спине шишками.

Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать.

Круговые движения по спине.

Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать, Пилу берем, ребята, и будем помогать.

Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз

Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать.

Водить шишками по спине слева-направо

А пианист играет, не любит отдыхать,
И мы на пианино решили поиграть.

"Тело помнит все"-так звучит один из законов телесной-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания-таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Содержимое публикации

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна? Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга. Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной.

Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита. И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство. Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем. Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности. Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить. Ведь здоровый и радостный малыш – это счастье любого родителя!

Важным моментом социализации ребёнка сегодня является его способность контролировать телесные проявления, что тесно связано с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Чем больше мы будем настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Не боритесь с ним. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ. Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Следует помнить, что в отличие от взрослых у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Села на нос мне пчела,

Не легка, не тяжела.

Я руками не машу,

Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,

А когда его расслабил,

То пчелы и след растаял.

При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

У меня есть свой секрет,

Не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4-5 секунд).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

А руку расслабляю.

Массаж живота мячом Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Среди различных методов психокоррекции - телесно-ориентированный подход привлекает возможностью коммуникации с помощью языка тела, что позволяем научить детей контролировать свои эмоции.

Список литературы:

Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекцион­ной и развивающей работе с детьми : М., 2004.

Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ : М., 1997.

Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119—126.

Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день одной из актуальных проблем продолжает оставаться уровень и состояние здоровья подрастающего поколения, особенно это касается детей и подростков. Наблюдается ухудшение физического развития, быстрый рост соматических, инфекционных, экологически и социально обусловленных заболеваний. Большую озабоченность у медицинских работников, учителей, воспитателей, психологов вызывает растущая распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей [5, с.10].

Имеющиеся в литературе данные показывают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, невнимательностью, импульсивность [4, с. 45-77].

1. Невнимательность. Говоря о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

2. Под гиперактивностью у детей с синдромом дефицита внимания с обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

3. Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

Причинами СДВГ могут быть повреждение центральной нервной системы в пре-, пери- и ранний постнатальный периоды; генетические факторы. При этом важную роль в формировании СДВГ наряду с медико-биологическими факторами играют психосоциальные условия.

На основе анализа теоретической литературы нами организовано опытно-экспериментальное изучение особенностей гиперактивного поведения и дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад компенсирующего вида № 105 г. Магнитогорска Челябинской области. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет. Для организации и проведения опытно-экспериментальной работы был подобран диагностический инструментарий: анкетирование педагогов и родителей для изучения проявления нарушений и характерных особенностей поведения детей; методика изучения восприятия, памяти, мышления Т. Д. Марцинковской; методика Тулуз-Пьерона; диагностические критерии СДВГ.

Анализ результатов эксперимента позволил создать следующие выводы. Дефицит внимания диагностировался у 15% испытуемых. Гиперактивность и импульсивность у 40%. У 10% детей диагностировался дефицит внимания с гиперактивностью и импульсивностью. Норме соответствовало 55% детей. Анализ анкетпоказал, что педагогом не было выделено ни одного ребенка с высоким уровнем дефицита внимания. У 33 % - средний уровень дефицита внимания у 67% - уровень внимания соответствовал возрастной норме. Анализ проявление нарушенийпоказал, что у всех 100% детей есть нарушения по 5 пунктам шкалы: психосоматические нарушения, проявляющиеся во внезапном ночном пробуждении с плачем, беспричинных болях, частых простудных заболеваниях. Церебрастенические симптомы проявляются в нарушениях сна, капризности, повышенной утомляемости. Нарушения двигательного контроля проявляются в неразвитой мелкой моторики, постоянном движении, незнание левой и правой сторон; легко отвлекаются, теряют вещи, не могут самостоятельно выполнять задания. Дети неряшливы, непослушны, очень шумные; часто повышают голос; не умеют ждать, подчиняться правилам, регулировать свои действия.

Для конкретизации характера и природы трудностей использовались дополнительные способы получения информации, а именно анализ анамнестических данных. У 56% детей поставлен диагноз - гиперактивность и постнатальное повреждение центральной нервной системы. У 22 % диагноз - постнатальное повреждение центральной нервной системы, и у 11% - черепно-мозговая травма. Эти дети входят в группу риска возникновения СДВГ.

Методика Тулуз-Пъеронапоказала, что у 22 % детей скорость выполнения теста, т.е. психомоторный темп очень слабый, 56% - норма, 22 % хорошая. Слабая концентрация внимания диагностировалась у 11% испытуемых и у 44% детей концентрация внимания была очень низкой (патология), 33% - норма и 11% - хорошая. Дети с СДВГ не умеют планировать свою деятельность, у них не сформирован навык саморегуляции и самоконтроля. У них выявились нарушения зрительного восприятия, сенсомоторной координации, внимания и мелкой моторики кистей рук. Также для них характерна постоянная внешняя болтливость, указывающая на недостаток развития внутренней речи.

Коррекция проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивным поведением у детей дошкольного возраста должна быть как можно более ранней и комплексной, включающей в себя психотерапию, медикаментозную терапию, различные виды педагогической и нейропсихологической коррекции. Среди различных методов немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей особое место занимает телесно-ориентированная терапия [2].

Телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, показано положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивать приемы контроля. На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т.е. развивает чувство эмпатии и приятия.

Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Переживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром [3, с.17]. Ребенок постоянно исследует всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается ребенку, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию.

Благодаря такого рода работе, дошкольники становятся более сензитивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги. Приведем примеры телесно-ориентированных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением [1].

Педагог: - Представьте себе, что наше лицо сделано из пластилина или из глины. Прикоснитесь руками к своей голове. Ощупайте пальцами голову: какой формы она у вас? Почувствуйте свои волосы: какие они на ощупь – мягкие или жесткие? Расслабьте кисти рук и пальцами слегка постучите по голове, будто идет дождик. Делайте это мягко, не причиняйте боль вашей голове.

Теперь коснитесь пальцами своих ушей. Представьте себе, что вы лепите себе ушки из глины. Нажимайте слегка пальчиками на мочки ушей, передвигайте пальцы выше, слегка оттяните ушки в стороны, теперь вверх, вниз. Скорчите рожицу, как обезьянки, оттягивая при этом ушки в стороны.

Теперь лепим лоб. Коснитесь своего лба пальцами. Ощутите, какой он твердый. Почувствуйте, какая гладкая у вас кожа. Разминайте пальчиками свой лоб, слегка надавливая на кожу и ослабляя давление.

Теперь пальчиками коснитесь своих бровей. Брови необходимы человеку, они оберегают глаза от пыли, которая попадает на лоб. Разминайте брови.

Теперь прикройте глаза и слегка коснитесь век пальцами. Чуть-чуть надавите на веки и ослабьте давление. Слегка разомните мышцы около глаз. Это необходимо для того, чтобы мышцы глаз стали сильнее, чтобы глаза стали зоркими.

Теперь лепим себе щечки. Надуйте щеки и разминайте их пальчиками.

Теперь переходим к подбородку. Разминаем подбородок. Выдвиньте нижнюю челюсть и потрогайте ее пальцами, осторожно сместите челюсть в сторону, теперь в другую. Верните челюсть на место.

Арцишевская, И. Л. Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком / И.Л. Арцишевская // Практическая психология и логопедия. – 2008. - № 1.– с. 31-35.

Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2004. – 144с.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К., Чутко, Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография / Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс, Л.С.Чутко. – СПб.: Речь, 2007.- 186с.

Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.

Читайте также: