Описание огорода на территории детского сада

Обновлено: 30.06.2024

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами природы ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории детского участка мини- огород.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.

Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, трудовых навыков, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

- Закреплять представление об общих признаках растений и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.

- Развивать чувство ответственности за порученное дело.

- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.

- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.

- Формирование бережного отношения к растительному миру.

- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.

- Привитие детям уважительного чувства к труду.

- Получить урожай картошки, гороха, томата, огурцов, тыквы, петрушки, лука, укропа.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.

Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.

Заключительный – подведение результатов.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

- дети старшей, подготовительной группы;

ВИД ПРОЕКТА: познавательно- исследовательский.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный 3 месяца (с 1 марта по 31 июля 2016г.).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.

2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.

3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.

5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.

2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных
условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения .

7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

11 Труд в природе. Сбор созревших овощей.

12 Употребление созревших плодов. Формировать интерес к результату своего труда.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

2 Анализ результативности. Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации проекта.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

ВложениеРазмер
proekt_ogorod.docx 39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта

Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

  • Расширять знания детей о культурных растениях;
  • Закреплять знания о строении растений;
  • Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста);
  • Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
  • Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
  • Обогащать словарный запас;
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей;
  • Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
  • Расширять представления об орудиях труда;
  • Систематизировать знания о процессе посадки;
  • Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

Объект исследования – семена растений.

Предмет исследования – условия роста растений.

- оборудование для ухода за растениями;

Ожидаемые результаты проекта

  • Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
  • Внедрение инновационных технологий.
  • Самореализация.
  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях Нижегородского региона.
  • Будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними;
  • Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Получить урожай: томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков выращенных самими дошкольниками.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.

Принципы, реализуемые в проекте:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.

Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.

Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)

Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)

Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры.


В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород.

Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников.

В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда (в специальной литературе используется аббревиатура РППС) рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу [1, 403].

В современной педагогической практике исследуются вопросы построения РППС в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что означает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, 19]. Кроме этого, определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. А также важно учитывать особенности детей, посещающих определенную группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики [1, 406].

По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени [2,79]. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.

Одним из элементов РППС детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно.

Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок — 15–20 см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими. Длина грядок — до 3 метров. Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения [4, 66–67].

Схема оформления грядок на детском огороде представлена на рис. 1.

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение 1 .jpg

Рис. 1. Схема оформления грядок на детском огороде

Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др. [7].

Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3, для старшей — 4–6. Овощные растения имеют много сортов. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), а более мелкие семена (укроп, морковь, свекла и др.) могут сеять старшие дошкольники.

Минеральные удобрения и синтетические препараты для удаления сорняков и вредителей использовать на детском огороде нельзя. Но в современных пособиях по овощеводству и растениеводству имеются рекомендации о том, как использовать для этих целей безвредные для детей методы работы. Некоторые из них были апробирована автором статьи и получены положительные результаты.

В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы [7, 385].Вдетском саду безопасными являются биологические методы. Кпримеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение3.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): детский огород, детский сад, культура, развивающая предметно-пространственная среда, зеленая масса растений, образовательное учреждение, схема оформления грядок.


Педагогом ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в старшей группе "Огород" была поставлена и реализована цель, создать условия, стимулирующие интерес у дошкольников к исследовательской деятельности, вовлечь детей детского сада в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Подробнее о проекте:


В процессе педагогического проекта в старшей группе детского сада на тему "Огород" дети приобщались к трудовой деятельности, учились ухаживать за растениями, обобщили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В рамках проекта детьми были выращены овощи и растения.

В готовом педагогическом проекте в ДОУ на тему "Огород" содержатся материалы проведенных воспитателем мероприятий с детьми и их родителями, в результате которых дети получили новые знания и умения в области земледелия и огородничества, научились самостоятельно и коллективно выполнять поручения взрослых. В данной работе в рамках должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ педагогу помогал младший воспитатель детского сада.

Оглавление

Введение

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.


Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.

Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Задачи:

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель: Алексеева Л.А., мл. воспитатель: Солина Т.А., родители.

Вид по доминирующему методу: познавательно - исследовательский

Время реализации проекта: с 01.08.18 г.- 03.08.19г.

Предполагаемый результат:

  • Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
  • Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
  • Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
  • Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах Формирование социокультурных, личностных компетенций.

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы из овощей, выставка растений.

Презентация проекта: Итоговое мероприятие- выставка растений, выращенных воспитанниками детского сада.

Предварительная работа с родителями и детьми:

  • беседы об условиях роста растений изучение строения растений проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках)
  • проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках)

Практический этап

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

  • Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
  • Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.

Заключительный этап

Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.

Чтение худ. литературы

Пословицы и поговорки

Загадки

Стихи.

Посадила в огороде; Помидоры и картофель,

А. Максакова

Летом огород- что город! Ж. Дарк А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок

Заключение


Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми.

Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

Литература

Приложение. Огород в Детском саду

Никак без нашей помощи
Не родятся овощи.
Только лишь пришла весна
Мы сажаем семена.

огород в доу 1

Садим садим огород!
Пусть морковка там растёт!
И для серенького зайки,
И для умницы-хозяйки.

огород в доу 2

огород в доу 3

Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
- Эй, ты кто? – ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он, вот он,
Мой хитрец – Вкусный, спелый огурец!

огород в доу 4


Наш любимый огород
Всегда требует забот.
Разрыхлить, перекопать,
Проредить, черенковать.
Подкормить и удобрять
– И, конечно, поливать.

огород в доу 5

огород в доу 6

Вышла Маша в огород,
В огороде - лук растёт.
И морковь косичкой машет.
Кто польёт морковку? Маша!

огород в доу 7

огород в доу 8

Если засуха, то в моде
Шланг и лейки в огороде.
Поливаем всё подряд,
Каждый овощ влаге рад.

огород в доу 9

Наблюдаем за ростом и развитием растений.


огород в доу 10

Посадили дети огород.
Что там только не растёт:
Лук, картошка, бурачок
И зелёный кабачок.

огород в доу 11

огород в доу 12

Ешьте овощи и фрукты -
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

огород в доу 13

огород в доу 14

Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!

Читайте также: