Описание огорода на территории детского сада
Обновлено: 30.06.2024
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами природы ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать на территории детского участка мини- огород.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.
Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей навыков ухода за различными культурами, трудовых навыков, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
- Закреплять представление об общих признаках растений и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
- Формирование бережного отношения к растительному миру.
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
- Привитие детям уважительного чувства к труду.
- Получить урожай картошки, гороха, томата, огурцов, тыквы, петрушки, лука, укропа.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.
Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.
Заключительный – подведение результатов.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети старшей, подготовительной группы;
ВИД ПРОЕКТА: познавательно- исследовательский.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный 3 месяца (с 1 марта по 31 июля 2016г.).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.
2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.
3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.
5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.
2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных
условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения .
7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
11 Труд в природе. Сбор созревших овощей.
12 Употребление созревших плодов. Формировать интерес к результату своего труда.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
2 Анализ результативности. Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации проекта.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
- Расширять знания детей о культурных растениях;
- Закреплять знания о строении растений;
- Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста);
- Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
- Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
- Обогащать словарный запас;
- Способствовать развитию творческих способностей у детей;
- Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
- Расширять представления об орудиях труда;
- Систематизировать знания о процессе посадки;
- Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.
Объект исследования – семена растений.
Предмет исследования – условия роста растений.
- оборудование для ухода за растениями;
Ожидаемые результаты проекта
- Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
- Внедрение инновационных технологий.
- Самореализация.
- Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях Нижегородского региона.
- Будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними;
- Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Получить урожай: томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков выращенных самими дошкольниками.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
- Повышение уровня экологического сознания;
- Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.
Принципы, реализуемые в проекте:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.
Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.
Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)
Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры.
В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.
Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород.
Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников.
В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда (в специальной литературе используется аббревиатура РППС) рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу [1, 403].
В современной педагогической практике исследуются вопросы построения РППС в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что означает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, 19]. Кроме этого, определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. А также важно учитывать особенности детей, посещающих определенную группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики [1, 406].
По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени [2,79]. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.
Одним из элементов РППС детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно.
Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок — 15–20 см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими. Длина грядок — до 3 метров. Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения [4, 66–67].
Схема оформления грядок на детском огороде представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема оформления грядок на детском огороде
Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др. [7].
Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3, для старшей — 4–6. Овощные растения имеют много сортов. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), а более мелкие семена (укроп, морковь, свекла и др.) могут сеять старшие дошкольники.
Минеральные удобрения и синтетические препараты для удаления сорняков и вредителей использовать на детском огороде нельзя. Но в современных пособиях по овощеводству и растениеводству имеются рекомендации о том, как использовать для этих целей безвредные для детей методы работы. Некоторые из них были апробирована автором статьи и получены положительные результаты.
В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы [7, 385].Вдетском саду безопасными являются биологические методы. Кпримеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.
Основные термины (генерируются автоматически): детский огород, детский сад, культура, развивающая предметно-пространственная среда, зеленая масса растений, образовательное учреждение, схема оформления грядок.
Педагогом ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в старшей группе "Огород" была поставлена и реализована цель, создать условия, стимулирующие интерес у дошкольников к исследовательской деятельности, вовлечь детей детского сада в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Подробнее о проекте:
В процессе педагогического проекта в старшей группе детского сада на тему "Огород" дети приобщались к трудовой деятельности, учились ухаживать за растениями, обобщили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В рамках проекта детьми были выращены овощи и растения.
В готовом педагогическом проекте в ДОУ на тему "Огород" содержатся материалы проведенных воспитателем мероприятий с детьми и их родителями, в результате которых дети получили новые знания и умения в области земледелия и огородничества, научились самостоятельно и коллективно выполнять поручения взрослых. В данной работе в рамках должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ педагогу помогал младший воспитатель детского сада.
Оглавление
Введение
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини - огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.
Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи:
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель: Алексеева Л.А., мл. воспитатель: Солина Т.А., родители.
Вид по доминирующему методу: познавательно - исследовательский
Время реализации проекта: с 01.08.18 г.- 03.08.19г.
Предполагаемый результат:
- Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
- Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
- Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
- Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы из овощей, выставка растений.
Презентация проекта: Итоговое мероприятие- выставка растений, выращенных воспитанниками детского сада.
Предварительная работа с родителями и детьми:
- беседы об условиях роста растений изучение строения растений проведение экспериментов, подтверждающих значение света, тепла, воды для роста растений (в домашних условиях, на собственных приусадебных участках)
- проведение дидактических и подвижных игр, способствующих обогащению представлений детей о работе человека в саду и огороде наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (в детском саду и на семейных приусадебных участках)
Практический этап
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
- Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
- Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
- Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.
Заключительный этап
Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
Чтение худ. литературы
Пословицы и поговорки
Загадки
Стихи.
Посадила в огороде; Помидоры и картофель,
А. Максакова
Летом огород- что город! Ж. Дарк А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок
Заключение
Так как наши дети являются городскими жителями, часто они не могут знать о том, как выращиваются овощи, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми.
Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Литература
Приложение. Огород в Детском саду
Никак без нашей помощи
Не родятся овощи.
Только лишь пришла весна
Мы сажаем семена.
Садим садим огород!
Пусть морковка там растёт!
И для серенького зайки,
И для умницы-хозяйки.
Я забрался в огород,
Зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
- Эй, ты кто? – ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он, вот он,
Мой хитрец – Вкусный, спелый огурец!
Наш любимый огород
Всегда требует забот.
Разрыхлить, перекопать,
Проредить, черенковать.
Подкормить и удобрять
– И, конечно, поливать.
Вышла Маша в огород,
В огороде - лук растёт.
И морковь косичкой машет.
Кто польёт морковку? Маша!
Если засуха, то в моде
Шланг и лейки в огороде.
Поливаем всё подряд,
Каждый овощ влаге рад.
Наблюдаем за ростом и развитием растений.
Посадили дети огород.
Что там только не растёт:
Лук, картошка, бурачок
И зелёный кабачок.
Ешьте овощи и фрукты -
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Читайте также: