Психофизическая готовность к школе это

Обновлено: 04.07.2024

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

мальчик, ребенок, школьник

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя, прежде всего, интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность.

Для формирования мотивационной готовности важно создавать положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребёнка как ученика. Для этого можно рассказывать ему о своих любимых предметах и учителях, о школьных друзьях, читать рассказы и смотреть фильмы про школу. Если ребёнок уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Для тренировки волевой готовности хорошо подходят графические диктанты, а также игры с инструкциями. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Ещё один ценный навык дошкольника – бытовая самоорганизация. Если ваш ребёнок постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает – в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Учите ребенка быть более ответственным и самостоятельным.

Интеллектуальная готовность – это наличие широкого кругозора и прочного запаса знаний, умение думать, анализировать, делать выводы, развитые внимание и память, мышление и воображение, способность ориентироваться во времени и пространстве.

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает успешное обучение.

Итак, как выглядит готовый к школе первоклассник:

у него есть желание учиться;

может довести начатое дело до конца;

способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;

умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;

понимает с какой целью он будет учиться в школе;

не сторонится общества;

комфортно чувствует себя в коллективе;

умеет знакомиться со сверстниками;

имеет навыки аналитического мышления.

Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Стоит помнить, что с одной стороны, 1 сентября для ребенка – это радостное и торжественное событие, а с другой – это шаг в неизвестность. А неизвестность, как мы знаем, полна страхов, тревог и волнений. Поэтому в процессе подготовки ребенка к школе, особое внимание родителям необходимо уделить проговариванию или проигрыванию проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у ребенка.

И в заключение еще несколько важных советов:

Избегайте чрезмерных требований;

Не пугайте ребенка трудностями и неудачами;

Показывайте ребенку свою любовь, дайте ему понять, что хотя он и становиться взрослее, вы будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Помните, он по-прежнему остается ребенком.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Психологический аспект готовности включает в себя три компонента : интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол. Постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Читайте также: