Протоколы опытов и экспериментов в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Цель:создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.Задачи сборника: ‒ расширять представления детей о свойствах и взаимосвязях объектов и явлений окружающего мира; ‒ развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, намечать план эксперимента, проводить опыты, делать выводы, прогнозировать последствия); ‒ развивать собственный познавательный опыт детей; ‒ развивать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов; ‒ развивать коммуникативные умения; ‒ воспитывать стремление к самостоятельности, умение доводить начатое до конца.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Кафедра дошкольного образования

Сборник опытов и экспериментов для развития познавательной активности старших дошкольников

Особенно значимой проблема развития познавательной активности становится для подготовки детей к школе. Учение опирается на положительное отношение ребенка к приобретению знаний и поиску способов их получения больше, чем другие виды деятельности. От уровня развития познавательной активности, таким образом, зависит успешность человека в приобретении знаний не только на этапе обучения в школе, но и на протяжении всей жизни.

Многие исследователи приходят к выводу о том, что средством повышения познавательной активности детей дошкольного возраста может стать опытно-экспериментальная деятельность.

Вместе с тем, в практике дошкольных образовательных организаций недостаточно учитываются особенности и дидактический потенциал опытно-экспериментальной деятельности детей в повышении познавательной активности. Использование данной деятельности (особенно самостоятельной) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении деятельности.

Таким образом, возникает необходимость разработки содержания опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников, направленной на развитие их познавательной активности и связанной с общей тематикой образовательной деятельности.

Представленные в сборнике опыты и эксперименты сгруппированы в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной деятельности в старшей группе и рассчитаны на 4 месяца.

Основной цельюсборника является создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

расширять представления детей о свойствах и взаимосвязях объектов и явлений окружающего мира;

развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, намечать план эксперимента, проводить опыты, делать выводы, прогнозировать последствия);

развивать собственный познавательный опыт детей;

развивать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

развивать коммуникативные умения;

воспитывать стремление к самостоятельности, умение доводить начатое до конца.

Данный сборник поможет воспитателю спланировать опытно-экспериментальную деятельность в старшей группе в соответствии с календарно-тематическим планированием и организовать развитие познавательной активности детей с ее помощью.

Сборник включает описание 32 опытов. Подобранные опыты представляют следующие темы опытно-экспериментальной деятельности:

1. Живая природа

Растения и животные (дыхание, питание, развитие, размножение)

Строение, значение, функции частей растения

Строение, значение, функции частей тела животных

Особенности факторов внешней среды

2. Неживая природа

Песок, глина, камни

4. Рукотворный мир

Проведение опытов планируется в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной деятельности в старшей группе.

В описание каждого опыта входят: тема, цель опыта; необходимые материалы и оборудование; технологическая карта проведения опыта (этапы работы, деятельность и речь педагога и детей на каждом этапе, методы и приемы работы; планируемые на каждом этапе результаты).

Методическая новизна данного сборника состоит в том, что темы опытов тесно связаны с тематикой образовательной деятельности воспитателя. Также подробная технологическая карта облегчает подготовку и проведение каждого опыта для воспитателя.

Для организации опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе необходимо оборудовать уголок для экспериментирования. В его состав должны входить следующие материалы:

природный материал: крупа, вода, камушки, ракушки, различные плоды, шишки;

коллекция разных видов бумаги, ткани, дерева;

коллекции семян, плодов, растений (гербарий);

коллекции стекла, пластмассы, металлов;

набор для опытов с магнитом;

игрушки для игр с водой;

различные емкости, ложки, лопатки, формочки для игр с песком;

приборы: лупы, микроскоп, весы;

оборудование для опытов с воздушными потоками: флюгер, вертушки, ветряная мельница;

оборудование для опытов со светом: фонарики, прожектор, фигурки теневого театра, зеркала;

медицинские приспособления: пипетки, шпатели, шприцы без иголок, колбы, пробирки;

серии картинок (6-9) для установления последовательности событий;

наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.);

серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);

наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые);

материалы для записи опытов: картонные карточки, бумага, блокноты, карандаши, фломастеры;

иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Для работы на участке в летнее время также должна быть оборудована переносная лаборатория. В нее включаются:

фонарики, зеркала, вертушки;

посуда для опытов: сосуды различной формы, блюдца, банки;

коллекции полезных ископаемых;

коллекция природного материала;

материалы для записи опытов.

Методические рекомендации к проведению опытов.

Опыты и эксперименты могут проводиться на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром или в специально отведенное время.

Организация опытно-экспериментальной деятельности должна включать следующие этапы:

1) принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;

2) анализ ее условий с помощью педагога;

3) выдвижение предположений о причине и результатах наблюдаемых явлений;

4) выбор способов проверки и планирование;

5) проверка выбранным способом выдвинутых предположений;

6) анализ фактов и формирование выводов (решение познавательной задачи).

Для эффективного развития познавательной активности старших дошкольников с помощью опытно-экспериментальной деятельности следует придерживаться следующих рекомендаций:

опытно-экспериментальная деятельность должна проводиться систематически;

воспитатель должен учитывать, что развитие познавательной активности связано с самостоятельной исследовательской работой детей; наблюдения за постановкой опытов воспитателем, деятельность созерцательного характера не имеет такой образовательной ценности;

опыты и эксперименты лучше объединять в циклы, каждый опыт должен получать логическое завершение;

воспитателю следует учитывать в дальнейшей деятельности полученные опытным путем результаты, связывать экспериментирование с другими видами деятельности – рисованием, аппликацией, лепкой, развитием речи и элементарных математических представлений;

при проведении эксперимента каждый ребенок должен иметь право на ошибку;

при организации опытов необходимо строго следить за соблюдением правил безопасности.

Опыты и эксперименты в календарно-тематическом планировании образовательной деятельности в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карты помогут старшему воспитателю провести контроль по экспериментированию - тематический, оперативный, предупредительный.

План-задание к тематической проверке

Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Основными задачами контроля яв­ляются:

изучить условия, созданные в груп­пах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

определить эффективность рабо­ты педагогов по организации и руко­водству опытно-экспериментальной деятельностью;

проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей;

, ■ определить место познавательно-исследовательской деятельности до­школьников в планах воспитательно-образовательной работы;

■ определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Сроки проведения:

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

анкета для педагогов (приложение 1);

диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей (приложение2);

карта анализа условий для организации по­знавательно-исследовательской и опытно-экспе­риментальной деятельности детей (приложение 3);

карта проверки плана воспитательно-образо­вательной работы (приложение 4);

карта проверки наглядной информации для ро­дителей по проблеме "детское экспериментиро­вание" (приложение5);

карта анализа занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности (прило 6);

Друзья, не так давно в каждой из групп имелись дневники наблюдений и альбомы фиксации опытов и экспериментов, а у каждого старшего дошкольника были для этого заведены специальные индивидуальные тетради. С приходом в нашу жизнь телефонов с качественными камерами и фотоаппаратов образовательный процесс изменился: педагог в течение дня делает множество фотографий, но всегда ли это фиксация?

Для чего вообще фиксировать?

Во время наблюдения за ходом эксперимента в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, тактильная. Фиксируя увиденное, ребенок анализирует явление, выделяет главное, чтобы отразить его в своем дневнике. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Кроме этого, в процессе фиксации у ребенка развиваются представления о знаковых системах.

Способы фиксации в разных возрастных группах

С детьми раннего возраста используются готовые формы (предполагают выбор одного варианта из нескольких предложенных):

  • картинки ;
  • фотографии ;
  • объемное изображение предмета или игрушка ;

Также могут использоваться циферблаты с кармашками для эталонных изображений и стрелкой.

С детьми раннего возраста могут использоваться те же готовые формы и циферблаты.

При этом циферблаты могут иметь от одной до трех стрелок для одновременной регистрации нескольких независимых процессов; длина стрелок при этом должна быть разной, так же как и расстояние до центра, на котором расположены картинки одного содержания. (Вспоминаем круги Луллия, некое сходство в организации этих пособий есть).

В среднем дошкольном возрасте добавляются схематические зарисовки, которые предполагают отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые сильнее меняются в ходе эксперимента.

Вначале эту операцию выполняет педагог, а дети следят за его действиями. Педагог постоянно просит детей уточнить увиденное, может совершать ошибки, позволяя детям проявить наблюдательность. Постепенно роль педагога уменьшается. В конце учебного года зарисовки могут делать дети, у которых соответствующие умения развиты лучше, чем у остальных.

Начиная со старшей группы, можно использовать весь спектр способов фиксации.

Изобразительные способы фиксации отражаются в календарях природы и дневниках наблюдений.

Заполнение коллективных календарей и дневников могут осуществлять дежурные по уголку природы

Первое полугодие старшей группы осуществляется под непосредственным контролем педагога, далее практикуется заполнение под неявным контролем, когда дети считают, что работают самостоятельно.

Когда необходимые умения станут достаточно прочными и большинство детей осознает смысл производимых операций, переходят к ведению индивидуальных календарей и дневников. Вначале заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог. Высшая форма работы: заполнение дневников детьми и воспитателем порознь, а в конце недели осуществляется сверка, проверяется совпадение данных.

Зарисовывание объекта - для этого, думаю, комментарии не нужны

Использование условных знаков

Обведение объектов

Используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей. Например, интересно обводить развивающиеся листочки комнатного растения.

Используются полоски бумаги или палочки, длина которых соответствует размерам избранного объекта. Эти мерки прикладывают к объекту и делают отметки. Если сравнивается длина (высота и пр.) одного объекта в разном состоянии и в различное время, поступают двояко: используют разные мерки или на одной и той же мерке наносят разные отметки (например, цветными карандашами). Так изучают глубину снега, скорость роста травы и других растений. Типичный пример – ростомер, где отражается рост человека.

Фотофиксация - добрались до нее))

Имеет преимущество, так как точно передает особенности объекта, а также запечатлевает фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Вот только находиться эти фотографии должны не в телефоне педагога, а в доступном для детей месте.

Фотографии удобны и в методическом отношении: их легко размножить и использовать как иллюстративный материал.

Фотографировать объекты можно необходимое число раз в разное время года, при любой погоде на различных стадиях развития (например, рост посаженного дерева).

В качестве методического приложения к фототеке у педагога должны копиться отдельные задания, а также конспекты занятий, проводимых с использованием данного материала. Каждое фото в фототеке должно иметь краткое описание (основные характеристики объекта, дата и место съемки)

Анализ оттенков окраски изучаемых объектов с помощью эталонных образцов.

Эталонные образцы представляют собой полоски бумаги, окрашенные в разные тона – от темного до самого светлого. Полоски нумеруют, начиная с номера 1. Во время эксперимента каждому ребенку выдают полный набор цветовых эталонов. Прикладывая по очереди все полоски бумаги к изучаемому объекту, дети устанавливают, какому номеру соответствует интенсивность его окраски. Дети делаю открытия: оказывается, снег не белый, а голубой, синий или розовый; тень от дерева под стволом гуще, у вершины светлее. Таким образом можно изучать оттенок неба или водоема (при помощи зеркала).

Письменные способы фиксации

Педагог делает записи при активном участии детей (задает вопросы, уточняет те или иные детали). Воспроизведение текста также происходим при участии детей.

Запись ребенком. Такая запись должна состоять из 1-2 слов, являющихся ключевыми.

Фиксация натуральных объектов

Объекты могут быть представлены единичными экземплярами или коллекциями.

Друзья, возможностей разнообразить образовательный процесс - великое множество. Всем творчества и вдохновения!

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Игровой материал: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

Ход игры: Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

2.Где теплее?

Цель: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Игровой материал: Два термометра, чайник с горячей водой.

Ход игры: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на диване, т.е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

3.Что быстрее?

Цель: Обнаружить атмосферное давление.

Игровой материал: Два листа писчей бумаги.

Ход игры: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первые лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу). Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

4.Волшебный шарик.

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

Игровой материал: Воздушные шары, шерстяная ткань.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

5.Разные отражения.

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Игровой материал: Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

6.Волшебники.

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

Игровой материал: Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

7.Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

8.Какие свойства?

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Игровой материал: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход игры: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяется в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

9.Две пробки.

Цель: Выяснить, как действуют сила притяжения.

Игровой материал: Емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Ход игры: Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло (пробки притянулись одна к другой). Подталкивают одну из пробок к стенке емкости (с небольшого расстояния пробка притягивается к ней). Делают вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

10.Мы – фокусники.

Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

11.Подводная лодка.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Игровой материал: Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Ход игры: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

12.Почему все падает на землю?

Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения.

Игровой материал: Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Емкость с водой, песком, металлические шарики.

Ход игры: Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность в воздухе, держатся дольше). Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускает с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов (удар о землю будет сильнее).

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

13.Притягиваются – не притягиваются.

Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Игровой материал: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Ход игры: Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

14.Твердые — жидкие

Цель: Понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Игровой материал: Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка; пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

15.Мир бумаги

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт, горит, намокает, мнется, рвется, режется). Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

16.Откуда берется вода?

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

Игровой материал: Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Ход игры: Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

17.На орбите

Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.

Игровой материал: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.

Ход игры: Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть (шарик выпадет), почему (действует земное притяжение). Взрослый демонстрирует вращение ведра за веревочку (шарик не выпадает). Детей подводят к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

18.Упрямый воздух (1).

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Игровой материал: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Ход игры: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют от жать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыт: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

19.Упрямый воздух (2).

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Игровой материал: Пипетки, емкость с водой (подкрашенной).

Ход игры: Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

20.Уличные тени.

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

Ход игры: Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов; в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света), что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее). При рассматривании теней дети выясняют:

чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);

по мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким;

очертание предмета и тени схожи; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

21.Могут ли животные жить в земле?

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Игровой материал: Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.

Ход игры: Дети выясняют, что нужно животным для жизни воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло (на нем появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков). Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.

22.Прямо или по кругу?

Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.

Игровой материал: Бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.

Ход игры: Взрослый предлагает детям решить задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной), если бы планета его не притягивала (земное притяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой), делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой орбите.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

23.Почему не слышно?

Цель: Выявить причины ослабления звука

Игровой материал: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Опыты и эксперименты

(старший дошкольный возраст)

24.Темный космос

Цель: Узнать, почему в космосе темно.

Игровой материал: Фонарик, стол, линейка,

Ход игры: Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.

25.Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Читайте также: