Сергей козлов разрешите с вами посумерничать краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: систематизация знаний.

Место урока в системе уроков:3 урок.

Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

  • Обучать умению давать характеристику героям.
  • Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
  • Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  • Создать условия для формирования УУД:
  • формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
  • способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, дружба;
  • формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  • формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;
  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;
  • выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;
  • формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; принимать алгоритм выполнения учебной задачи; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
  • компьютер; мультимедийный проектор;
  • Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
  • аудиозапись произведения С.Козлова;
  • цифровая камера
  • учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова 3 класс, Самара: Издательский дом “Федоров”, 2013;
  • карточки с заданиями; портрет С.Г. Козлова; выставка книг С.Козлова;
  • карточки самооценки учащихся.


Звучит музыка (Чайковский "Вальс цветов")

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Ребята, загляните в глаза друг другу. Посмотрите на меня.

Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой.
Глаза способны отражать любое чувство,

Они всегда честны с тобой.
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.

- Ребята, но смотреть на мир можно не только глазами, но и . сердцем, - душой.

- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами


II. Актуализация опорных знаний

Заглянув вчера в библиотеку, я обнаружила нужную нам книгу, но без обложки. Думаю, что по оглавлению вы сможете догадаться, кто автор данной книги. ( На слайде появляется оглавление с известными сказками С.Козлова)

Ежик в тумане

Красота

Лисичка

Разрешите с вами посумерничать.

Как ёжик и медвежонок протирали звезды.

Такое дерево.

Как поймать облако.

Чёрный омут.

- Ребята, прочтете название произведений. Кто автор? - С.Г. Козлов.

- Что интересного вы знаете о С. Козлове?

- Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится данные произведения.

- Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

- Автора вы уже определили. Молодцы. Каков жанр этих произведений? – Сказка.

- К какому виду сказок их можно отнести? (авторские, о животных)

- Как вы думаете, какое название будет носить книга?

- Что сделает нашу книгу более яркой, привлекательной, интересной для детей? Конечно же, иллюстрации. У вас на столах лежат иллюстрации к сказкам. Выберите только те, которые подойдут для обложки данной книги.

- Замечательно. Постарались вы на славу. Ребята, посмотрите, наши обложка не уступают обложкам, которые создавали профессиональные художники оформители.


III. Проверка домашнего задания

- По мгновению волшебной палочки наша обложка превращается в афишу.

Приглашаю вас в театр. Наш класс разделился на артистов и зрителей. Зрители ваша задача внимательно просмотреть выступления артистов и задать интересные вопросы поданным произведениям.

Звучат три звонка.

Артисты на сцену. (Инсценировка двух сказок)

Игра “Открытый микрофон”

Поблагодарим артистов и внимательных зрителей.


Я предлагаю вернуться к оглавлению книги. Какое произведение нами не прочитано?

"В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей".

Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С.Козлова

V. Работа по теме урока. Откройте хрестоматию на странице 89.

Почитайте название произведения. Как вы понимаете слово сумерничать?

Обратите внимание на то, что в слове посумерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).

Опираясь на заголовок и иллюстрацию, предположите, о чём это произведение.

Узнаем, какая история произошла с Ежиком и Медвежонком.

1. Чтение сказки по ролям. (Начинается чтение с аудиосказки – дети следят по учебнику, далее продолжают чтение сами) Предлагаю прослушать произведение и представить себе картины, описанные автором.


Обмен впечатлениями. Словесное рисование.

- Кому хотелось бы поделиться своими мыслями?

- Что произвело на вас впечатление?

- Какие картины возникли в вашем воображении

  • Чердак - это помещение между потолком и крышей дома.
  • Заволакивает – закрывает, застилает.
  • Низинки - участок местности, низкий по сравнению с окружающими.
  • Завопил – громко запел.
  • Мелет не разбери чего - говорит много лишнего.
  • Сумерки сгущались – становилось темно.

Физминутка

Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домою побежал.

VI. Работа по содержанию текста произведения.

- О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)

- С.Козлов приглашает нас – полюбоваться картиной заката. Приходилось ли вам когда-нибудь это делать? Прочитайте те строки, которые вам помогли увидеть красоту природы.

(. золотая долька луны, медленно опускаются сумерки, над лесом плыла осенняя тишина, каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбаются)

- В темноте они видели друг друга? А чем они в этот момент смотрели?

- Вспомним особенности характера каждого героя.

- Кто главный герой? Почему вы так решили? Именно Ёжик позволяет зайцу присоединиться к их компании.

Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.

Я предлагаю выяснить особенности характера Ёжика.

- Каким вы увидели Медвежонка? Докажи с помощью цитат из текста, что Медвежонок переживает за всех: не хочет обижать Зайца, боится испортить Ёжику вечер. Как это характеризует Медвежонка?

- Чего же, по-вашему ожидал Заяц? Почему он подглядывал за друзьями из-за кустов до того, как присоединился к ним? Готов ли он понять, что такое “сумерничать” по-настоящему?

- Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).

- Почувствовали ли вы, что общение с прекрасным всё-таки состоялось? Приведите слова из текста. Кому из героев всё же удалось прикоснуться к чуду?

Работа в группах. Составление синквейнов, характеризующих главных героев сказки.

VII. Беседа на основе эмоционального восприятия текста.

“. прикоснуться к красоте природы можно только сердцем”. А.Барто

- Как вы понимаете слова известной детской писательницы?

- Какие чувства испытал ёжик?

- А какие чувства возникли в вашем сердце после знакомства с этим произведением?

(Мера помощи: слова – чувства на слайде.)

- Можно ли сказать, что Ёжик прикоснулся к красоте природы именно сердцем?

VIII. Подведение итогов.

- Как вы считаете, зачем Сергей Козлов рассказал нам эту историю? (В жизни важнее всего доброта и красота. Чтобы помочь читателю увидеть красоту окружающего мира.)

- Какие открытия совершили?

- Кого бы вам хотелось похвалить?

IX. Домашнее задание.

Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. (Слайд с домашним заданием)

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение текста, как бы нарисовать голосом сказочную красоту природы; 2) нарисовать иллюстрацию;

3) найти и прочитать другое произведение Сергея Козлова о Ёжике.

Туман опустился, накрыл всё вокруг,
И вдруг в тишине послышался звук.
То громче, то тише, и тише, и тише,
Шуршанье в тумане ёжик услышал.
Ковёр из осенних листочков шуршит,
И к нам на полянку ёжик спешит.
Из листиков наших на яркой подстилке,
Как будто на мягкой пуховой перинке,
Туман одеялом зверька накрывает,
Усталого ёжика спать приглашает.

XII. Самооценивание.

- Чтобы нашему Ёжике сладко спалось всю зиму, устроим ему перинку из осенних листьев. Выберите тот листок, который соответствует вашему ощущению от урока.

Жёлтый листок – если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что вместе с Ёжиком вам удалось прочувствовать красоту природы, удалось понять чувства и ощущения главных героев.

Красный листок – если вы могли бы работать лучше, считаете, что недостаточно прочувствовали красоту природы, не совсем поняли чувства и ощущения Ёжика, Медвежонка, Зайца.

Если вам не удалось раскрыть себя - синяя снежинка. Пожалуйста, покажите свой выбор. Я довольна вашей работой. Молодцы. Спасибо за урок!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Истринского муниципального района

Конспект урока

по литературному чтению - 3класс

Составитель: Батыгина Л.Н.

Урок по литературному чтению - 3 класс.

Цели урока : подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом.

Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые результаты

Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения)

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

- Уметь находить слова из толкового словаря

- Уметь дать характеристику героям

- карточки для самостоятельной работы, портрет С. Козлова, магнитофон, учебники, словарь.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

(Дети проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу).

-Тихо, сели. Проверьте свою осанку.

2.Проверка домашнего задания.

- Что было задано к этому уроку?

(Повторить все произведения и их авторов, которые мы прошли в 3-м классе).

-Ребята, я раздам карточки, на которых есть вопросы. Вы должны ответить на них или вставить пропущенное слово.

Обведи правильный ответ. Приём, с помощью которого неживой предмет наделяется чертами живого одушевлённого лица, называют:

Дополни пропущенное слово.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Как называются японские стихотворения из трёх строк?

Как называется стихотворение, в котором автор говорит про героический наряд?

(После выполнения, учитель с учениками отвечают на все вопросы, как дети должны были выполнить задание).

3. Работа по новой теме урока.

3. 1.Работа с портретом автора.

Кто написал этот рассказ?

-Верно, сегодня мы познакомимся с его новым произведением, но сначала я расскажу подробнее об этом авторе.

( Вывешиваю портрет на доску )

-Сергей Григорьевич Козлов - родился в Москве 22августа 1939г. Советский писатель, сказочник и поэт. Закончил Литературный институт. Работал учителем пения, токарем, сказки начал писать с 60-х годов. Он писал умные и трогательные сказки, предназначенные не только детям, но и взрослым. Он учил детей считать звёзды и смотреть на мир спокойным взором созерцателя. Очарованный лес, тихие шаги, потрескивание можжевеловых веток в костре… И долгие неторопливые разговоры у огня.

Козлов был великолепным писателем, которого знали все, и по сказкам и по мультфильмам.

-Какие рассказы знаете вы, которые написал этот автор?

(Учитель включает песню)

-Ребята, кто догадался из какого мультфильма эта песня?

(История о Львёнке и Черепахе)

3.2. Работа с новым рассказом по учебнику.

-А теперь, давайте познакомимся с ещё одним рассказом С.Козлова на стр.51.

(Любоваться сумерками)

Найдите в словаря, что означает слово - посумерничать.

(Из толкового словаря дети находят толкование слова.)

- А сейчас мы прочитаем и подумаем, кто был главными героями этого рассказа?

(Дети читают)

– Кто герои этого рассказа?

(Ёжик, Заяц и Медвежонок)

-Автор часто использует в своих произведениях животных, чтобы нам было весело читать и интересно.

3.3. Беседа по содержанию.

-О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)

-Вам понравилась сказка?

-Что мешает Зайцу сумерничать? ( Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)

Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? ( По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)

-Как вы думаете кто главный герой? ( Ежик)

-Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?

-У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? ( Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы. Любит природу.)

-Какими чертами характера нужно обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать, уметь наслаждаться красотой.)

-Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).

-Ребята, кто может пересказать этот текст?

(кратко делают пересказ)

4.Домашнее задание

-Ребята, прочитайте ещё раз это произведение и сделайте пересказ. По желанию можно почитать другие рассказы и сказки С. Козлова.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-С каким автором мы познакомились на уроке?

-Что нового вы узнали и интересного для себя?

-Как называлось произведение С.Козлова, с которым мы сегодня познакомились?

-Какой герой вам понравился больше?

-Чему учит нас этот рассказ?

- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!

(Учитель называет детей, которые читали и активно работали на уроке, выставляет отметки в дневник).

- Пускай сумерничает, - сказал Ёжик и вынес на крыльцо ещё одно плетёное кресло.

- Можно войти? - спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ёжиком.

Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.

- Три-три! - сказал Медвежонок. - Ёжик любит, чтобы было чисто.

- Можно сесть? - спросил Заяц.

- Садись, - сказал Медвежонок. И Ёжик с Медвежонком тоже сели.

- А как мы будем сумерничать? - спросил Заяц.

- Сиди в сумерках и молчи, - сказал Медвежонок.

- А разговаривать можно? - спросил Заяц. Ёжик опять промолчал.

- Говори, - сказал Медвежонок.

- Я в первый раз сумерничаю, - сказал Заяц, - поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?

- Мы не сердимся, - сказал Ёжик.

- Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ёжик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу.

- И чего? - спросил Медвежонок.

- А ничего. Темно стало, - сказал Заяц. - Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что-то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ёжиком и Медвежонком. Вдруг пустят?

- Угу, - сказал Медвежонок.

- А мы уже сумерничаем? - спросил Заяц. Ёжик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.

- А можно, сумерничая, петь? - спросил Заяц. Ёжик промолчал.

- Пой, - сказал Медвежонок.

Никто ему не ответил.

- А можно весёлое? Давайте я весёлое спою, а то зябко как-то?

- Пой, - сказал Медвежонок.

- Ля-ля! Ля-ля! - завопил Заяц. И Ёжику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ёжиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь ещё воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.

- Ля-ля-лю-лю! - вопил Медвежонок.

- Ля-ля! Ля-ля! - пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ёжику просто больно было всё это слышать.

- Давайте помолчим, - сказал Ёжик. - Послушайте, как тихо!

Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.

- А что, - шёпотом спросил Заяц, - теперь делать?

- Шшш! - сказал Медвежонок.

- Это мы сумерничаем? - прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.

- До темноты - молчать.

Стало совсем темно, и над самыми верхушками ёлок показалась золотая долька луны.

От этого Ёжику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.

— Пускай сумерничает, — сказал Ёжик и вынес на крыльцо еще одно плетеное кресло.

— Можно войти? — спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ёжиком.

Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.

— Три-три! — сказал Медвежонок. — Ёжик любит, чтобы было чисто.

— Можно сесть? — спросил Заяц.

— Садись, — сказал Медвежонок. И Ёжик с Медвежонком тоже сели.

— А как мы будем сумерничать? — спросил Заяц.

— Сиди в сумерках и молчи, — сказал Медвежонок.

— А разговаривать можно? — спросил Заяц. Ёжик опять промолчал.

— Говори, — сказал Медвежонок.

— Я в первый раз сумерничаю, — сказал Заяц, — поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?

— Мы не сердимся, — сказал Ёжик.

— Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ёжик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу.

— И чего? — спросил Медвежонок.

— А ничего. Темно стало, — сказал Заяц. — Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что-то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ёжиком и Медвежонком. Вдруг пустят?

— Угу, — сказал Медвежонок.

— А мы уже сумерничаем? — спросил Заяц. Ёжик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.

— А можно, сумерничая, петь? — спросил Заяц. Ёжик промолчал.

— Пой, — сказал Медвежонок.

Никто ему не ответил.

— А можно веселое? Давайте я веселое спою, а то зябко как-то?

— Пой, — сказал Медвежонок.

— Ля-ля! Ля-ля! — завопил Заяц. И Ёжику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ёжиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.

— Ля-ля-лю-лю! — вопил Медвежонок.

— Ля-ля! Ля-ля! — пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ёжику просто больно было все это слышать.

— Давайте помолчим, — сказал Ёжик. — Послушайте, как тихо!

Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.

— А что, — шепотом спросил Заяц, — теперь делать?

— Шшш! — сказал Медвежонок.

— Это мы сумерничаем? — прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.

— До темноты — молчать.

Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.

От этого Ёжику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.

— Я очень люблю осенние пасмурные дни, — сказал Ёжик. — Солнышко тускло светит, и так туманно- туманно.

Над горой туман и розовато-оранжевые отсветы. Весь день лил дождь, потом перестал, выглянуло солнце, зашло за гору, и вот теперь была такая гора.

Читайте также: