Профориентационная беседа в школе

Обновлено: 02.07.2024

На главную Подросток Классные часы, беседы по профориентации Примерная тематика классных часов по профориентации

Примерная тематика классных часов по профориентации
Профориентация школьников - Классные часы, беседы по профориентации

1-4 классы
1. Мир моих интересов.
2. Все работы хороши - выбирай на вкус.
3. Профессии наших родителей.
4. О профессиях разных, нужных и важных.

5. Путь в профессию начинается в школе.
6. Моя мечта о будущей профессии.
7. Труд на радость себе и людям.


5-8 классы
1. Мир профессий. Человек-техника.
2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.
3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.
4. Мир профессий. На страже закона.
5. Мир профессий. Книжная выставка.
6. Мир профессий. Электронные помощники.
7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий.
8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Экскурсия в аптеку.

9-12 классы

1. Познай самого себя.
2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
3. Профориентация и медицинская профконсультация.
4. Мотивы выбора профессии.
5. Психологические характеристики профессий.
6. Они учились в нашей школе.
7. Выпускники школы-учителя.
8. Профессии с большой перспективой.
9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
10. Что век грядущий нам готовит?

11. Труд и творчество как главный смысл жизни.
12. Сотвори свое будущее.
13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия

(профориентационная беседа)

помочь школьникам овладеть знаниями о мире профессий.

3адачи:

активизировать учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
побудить к самопознанию и самовоспитанию;

познакомить с основными типами профессий;

научить определять качества, присущие людям тех или иных профессий;

объяснить, что человек может освоить профессию, приложив определенные усилия (на примере великих людей);

отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;

проявлять коммуникативные умения работы в коллективе;

развивать умение соотносить информацию о профессиях с личными особенностями;

формирование чувства ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.

опрос в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (с целью побудить к самопознанию и самовоспитанию, а так же настроить на процесс освоение типов профессий, детям будет интереснее слушать, когда поясняют их результаты), игра (развивать умение соотносить информацию о профессиях с личными особенностями).

Этапы:

Активизирующая деятельность. (Опрос в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова).

Упражнение "Человек - профессия".

План - конспект мероприятия.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Очень рада видеть вас! Надеюсь, наша работа будет плодотворной!

Какие на свете профессии есть?

Их много, их – море, их – просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, археолог,

Нефтяник, чиновник и конечно эколог,

Бухгалтер, строитель, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…

Их много, их – море, их – просто не счесть!

Все важные в мире профессии есть!

Действительно, профессий очень много. В мире существует более 50 тыс. профессий. Как же найти ту единственную, и не ошибиться? По каким принципам необходимо ее выбирать.

В качестве эпиграфа я взяла цитату Конфуция (древний мыслитель, философ Китая):

Ребята, как вы считаете, какие слова главные в данной цитате? Как она может помочь в выборе профессии? Какой должна быть профессия?

Конечно, если профессия будет любимой, ее требования будут совпадать с интересами и склонностями, возможностями личности, то и вы будите заниматься работой с удовольствием, сможете реализоваться, будите счастливыми людьми. Вот и тема нашей профориентационной беседы:

Активизирующая деятельность.

(Учитель раздаёт школьникам тест Е. А. Климова)

Основная часть.

Предполагаемые ответы школьников:

Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?

Предполагаемые ответы школьников:

Инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, сантехник, горнорабочий, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь, инженер-конструктор, швея-мотористка. радиомонтажник, наладчик, токарь, автослесарь.

Конечно, главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас. Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?

Предполагаемые ответы школьников:

Медсестра, воспитатель, официант, продавец, экскурсовод, менеджер, тренер, следователь, психолог.

Конечно, к этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?

Предполагаемые ответы школьников:

Зоотехник, растениевод, геолог, охотовед, эколог, микробиолог, озеленитель, цветовод, садовод, биолог, овощевод, птицевод, агрохимик.

Предполагаемые ответы школьников:

Экономист, лингвист, математик, оператор ЭВМ, переводчик, редактор, машинистка, делопроизводитель, кассир, конструктор, чертежник, закройщик, стенографист, телефонист.

Конечно, к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Какие еще профессии вы знаете, которые можно отнести к данной группе?

Предполагаемые ответы школьников:

Поэт, модельер, дизайнер, скульптор, журналист.

Упражнение "Человек - профессия"

А теперь предлагаю немного поиграть, садимся в круг.

Цель упражнения:

Данное упражнение направлено на побуждение интереса участников к выбору профессии, на том, чтобы дать им возможность как бы посмотреть на себя со стороны. Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации".

Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки. Правило угадывания: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый спрошенный участник должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, понравилось ли вам данное мероприятие? Хотели ли бы вы поучаствовать в подобном?

Спасибо вам! Желаю разобраться вам в ваших профессиональных предпочтениях, т.к. у вас еще есть время до 9, 11кл. в освоении нужных дисциплин. Всего хорошего.

Цель: профессиональная ориентация учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с правилами выбора профессии, обозначить значение профессионального самоопределения личности, создать условия для диалогового взаимодействия учащихся создавать условия для воспитания культуры речевого общения.

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как выбрать профессию. Выбор профессии – дело важное, ответственное.

Задание 1. Возьмите таблички и впишите свои имена, а на обратной стороне 5 своих самых лучших способностей. Заполнение дневника.

Для чего нам надо знать о своих склонностях и способностях?

Если в данном списке нет вашей профессии, напишите на листочке.

Как из такого разнообразия выбрать дело по душе?

Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

Связан ли ваш выбор от ближайшего окружения?

Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время,

Советовались ли вы с родителями по данной профессии?

Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?

Ориентируетесь ли вы, на учебное заведение, расположенное в нашем городе? Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

Соответствует ли ваш выбор профиля вашим профессиональным планам?

Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?

Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

Пытались ли вы побольше узнать о данной профессии?

К чему приводит неосознанный выбор профессии?

Человек неосознанно выбирает ВУЗ, заканчивает его, получает специальность и что дальше? Затем либо не может устроиться на работу (много юристов и экономистов, либо не может работать по специальности, не получается. В результате от 50 до 70 выпускников Казастана работают не по специальности.

Это приводит к проблемам в жизни самого человека и государства.

Как выбрать профессию осознанно?

Изучить себя, свои способности и интересы.

Изучить мир профессии.

Сравнить себя с требованиями профессии.

Построить план действий.

Как изучить себя, свои способности и интересы?

Можно воспользоваться специально разработанные психологами тренинги и тесты.

Какой вопрос при выборе профессии каждый ребенок должен задать сам себе? Это вопрос поможет определить вам свои интересы.

Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические качества, состояние своего здоровья? Почему?

Действительно при выборе профессии нужно учитывать не только интересы, но и состояние своего здоровья, не стоит выбирать профессию космонавта, если у вас слабое сердце.

Можете ли вы привести примеры, когда человек преодолевает болезнь ради любимого дела?

Александр Васильевич Суворов – с детства мечтал стать военным, но у него было слабое здоровье, и он часто болел. Но его желание служить Родине было настолько сильным, что он начал закалять, тренировать свою выносливость. В результате его мечта сбылась. Он стал военным, начав службу солдатом, он стал генералиссимусом, он командовал войсками в 60 сражениях и 60 раз одерживал победу.

1 строка — название синквейна

2 строка — два прилагательных

3 строка — три глагола

4 строка — фраза на тему синквейна

5 срока — существительное.

Учитывает, осваивает, исполняет

Сохраняет средства для предприятия

одаривает, волнует, развивается

Часто предстает в разных образах

Что надо учитывать при выборе профессии? (качества личности, виды деятельности)

Следующий шаг при выборе профессии – изучение профессий.

Что такое профессия? (род трудовой деятельности)

Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (образование)

Президент, уборщица, дворник — это профессия? (нет потому что нигде не обучаются этим занятиям, хотя они тоже являются трудовыми)

Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (она будет приносить радость, удовлетворение, обеспечивать материально)

Что такое специальность? (это вид занятия в рамках одной профессии)

Какие специальности вы знаете в профессии врача?

Что такое должность? (это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения).

Какие профессии вам известны?

Как познакомится с профессией?

Экскурсия, разговор со специалистами, обсудить свой выбор с учителями, родителями.

Очень важно, при выборе профессии учитывать её востребованность.

Посмотрим видео и назовем профессии будущего.

Просмотр видеосюжета, заполнение дневника

Последний пункт – построить план действий.

Допустим, выбрали профессию.

Что нужно сделать?

Где человек получает специальность?

Какой план действий нужен?

выбрать учебное заведение,

узнать, какие предметы нужны для поступления,

тренировать свои профессиональные качества,

определиться с желаемым местом работы.

Знакомство с положениями Послания Президента РК и стратегическими программами развития 2020, 2050. Составление плана действий.

Взять лист — если с профессией не определились

Взять цветок — если в выборе профессии сомневаетесь

Взять плод — если с выбором профессии определились

(цветы, листья, плоды, повесить на дерево)

Вы остаетесь также при своем прежнем мнении о правильности выбора профессии? Или ваше мнение изменилось?

Что было важным на сегодняшнем занятии?

Какие мысли, чувства вас посетили?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

В чем испытывали трудности?

Что возьмете для себя?

Как мы готовились к празднику День Победы. Несколько ярких штрихов из жизни детей второй младшей группы

Как мы готовились к празднику День Победы. Несколько ярких штрихов из жизни детей второй младшей группы Что такое День Победы? Каждый взрослый сразу же даст свой ответ. А как малышам, не имеющим жизненного опыта, рассказать об истории нашей.

Как выбрать книгу для дошкольника, начинающего читать Тема: "Играем дома - развиваем речь". Форма проведения: практикум для родителей и детей Задачи: 1. Обучение родителей навыкам правильной.

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

Читайте также: