Предмет экология в школе 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Классный час посвящен законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нем использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление: написать на доске:

• четыре закона экологии.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничто не дается даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа

I. Вступительное слово.

III. Интерактивная беседа.

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе все находится в равновесии, все связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Классный руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

Классный руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. (Читает.)

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Классный руководитель. Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

- Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)

- О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Нужно беречь природу.

- Нельзя убивать зверей.

- Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п.

- Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m14f56cd4.jpg

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Цели обучения

- освоение, углубление и расширение основных экологических понятий;

- развитие представлений о влиянии условий окружающей среды на животных, о составе животного мира в разных местах обитания;

- воспитание этических норм взаимоотношений человека с животными;

- применение полученных знаний для сохранения экологического равновесия в природе.

- становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности опасности глобальных экологических катастроф, экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Система оценки планируемых результатов

Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля:

тестовый контроль, проверочные работы, контрольные работы, практические работы, лабораторные работы, проекты.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), технические средства (компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, средства телекоммуникаций)

2. Содержание учебного курса, предмета

Тема 1. Роль животных в природе (5 ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Влияние животных на растения. Влияние растительноядных животных на растения. Травы, древесные растения, лишайники – источники питания животных. Приспособления животных к питанию грубой растительной пищей. Приспособления поврежденных животными растений к регенерации. Умеренный выпас и его польза для растений. Вытаптывание. Растительноядные паразиты. Галлы. Хищные растения. Животные как опылители растений. Нектароядные птицы. Насекомые – опылители. Расселение животными растений. Растения как укрытия для животных.

Роль животных в образовании горных пород и почвы. Роль дождевых червей, клещей, муравьев и других животных в почвообразовании. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Демонстрация: таблицы иллюстрирующие связи животных с растениями; осадочные горные породы; таблицы с изображением почвенных обитателей.

Тема 2. Условия существования животных (7 ч)

Многообразие условий обитания (пища, вода, воздух, температура, свет, жилище). Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Пища животных. Гетеротрофное питание животных и его способы (фитофаги, зоофаги, сапрофаги, полифаги). Основные способы добывания пищи животными (пассивный, паразитический, активный). Вода в жизни животных. Роль тепла в жизни животных (холоднокровные, теплокровные). Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание, холоднокровные, теплокровные.

Демонстрация: таблицы иллюстрирующие взаимосвязи организма животного и среды обитания. Таблицы и рисунки с изображением животных различных экологических групп.

Тема 3. Животный мир суши (3 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн, пустынь, тропических лесов, горных областей. Птичьи базары. Перелетные птицы

Основные понятия : птичьи базары, хищники, видовое разнообразие, рептилии.

Демонстрация: таблицы и рисунки с изображениями животных различных сред жизни и сред обитания.

Тема 4. Животный мир морей и рек (2 ч)

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Основные понятия : этажи водоема, бентос, нектон, планктон, полипы.

Лабораторная работа . Изучение приспособленностей аквариумных рыб к жизни в воде.

Тема 5. Животный мир почвы (1 ч)

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных (2 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долго срочные наблюдения.)

Демонстрация: Таблицы с изображением животных, впадающих в спячку и оцепенение. Схемы, иллюстрирующие миграции животных, перелеты птиц.

Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида (2 ч)

Основные понятия : охраняемая территория, ухаживание, выбор партнера, вожаки, лидеры.

Тема 8. Отношения между животными различных видов (1 ч)

Хищники и их жертвы. Животные-паразиты и животные-хозяева. Животные-нахлебники. Конкурентные отношения между животными. Взаимовыгодные отношения между животными.

Основные понятия: отношения паразит-хозяин, конкуренция, нахлебники, квартиранты.

Тема 9. Численность животных (4 ч)

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.

Основные понятия: область распространения, неоднородность

среды, плотность населения, численность популяции, динамика

Лабораторная работа. Динамика численности дрозофилы.

Тема 10. Изменения в животном мире Земли (1 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий (памятников природы) или в краеведческий музей.

Тема11. Человек и животные (4 ч)

Почему некоторые животные становятся редкими. Животные, истребленные человеком.

Основные понятия : источники пищи, кожи и меха, городские птицы и звери.

Практическая работа . Фенологические наблюдения за животными зимой и весной.

Тема 12. Охрана животных (3 ч)

Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Заповедные территории зарубежных стран.

Основные понятия : охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки, питомник.

Практическая работа . Охраняемые животные своей местности.

Тема 13. Подведение итогов (1 ч)

Экскурсия. Среды обитания животных.

Промежуточная аттестация (1 ч)

3. Тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Раздел. Тема урока

I четверть

ТЕМА 1. Роль животных в природе (5 часов)

ТБ на уроках экологии.

Введение в экологию животных. Предмет и задачи экологии.

Влияние животных на растения

Растения – укрытия и жилища для животных

Роль животных в образовании горных пород и почвы

Влияние животных друг на друга

ТЕМА 2. Условия существования (7 часов)

Среда обитания и условия существования животных

Пища животных и способы её добывания

Вода в жизни животных

Воздух в жизни животных

II четверть

Роль тепла в жизни животных

Свет в жизни животных

Животный мир тундры, зоны лесов

Животные степей, сован, прерий, пустынь

Животные тропических лесов, горных областей.

ТЕМА 4. Животный мир морей и рек (2 часа)

Животный мир пресных и соленых водоёмов

III четверть

Животные пресных водоёмов

ТЕМА 5. Животный мир почвы (1 час)

Животный мир почвы

ТЕМА 6. Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)

Сезонные изменения в жизни животных. Спячка и оцепенение.

ТЕМА 7. Взаимоотношения между животными одного вида(2 часа)

Взаимоотношения животных в популяции

ТЕМА 8. Численность животных (1 час)

Динамика численности популяции животных

Конкурентные, нейтральные отношения между животными.

IV четверть

Симбиотические отношения между животными

ТЕМА 10. Изменения в животном мире Земли (1 час)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 86

Директор лицея № 86 _____________ О.В. Большакова

Приказ № _________ от_______________________

Согласовано

Руководитель кафедры___________В.И. Горбунова

Протокол № _____ от

Рабочая программа

Разработчик:

учитель биологии МОУ лицея № 86 Л.В. Волкова.

К.п.н., доцент каф. ботаники, теории и методики

обучения биологии ЯГПУ имени К.Д. Ушинского Е.А. Дмитриева

2016-2017 уч.г.

Содержание разделов курса

Тематический поурочный план.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

В целом курс ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовые экологические знания;

- формирование экологического взгляда на мир, целостности представлений о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, осознание себя как части природы;

- раскрыть основные задачи экологии как науки, общие закономерности действия факторов среды на жизнедеятельность организмов, основные направления адаптаций организмов к действиям экологических факторов, в том числе к результатам деятельности человека;

- продолжить формирование экологической культуры, которая станет для учащихся основой для понимания необходимости жить в гармонии с окружающей средой, убережёт от разрушительных для природных экосистем действий.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастными особенностями учащихся, а также психологическими и методическими особенностями формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы.

В качестве иллюстрационного материала применяются экологические плакаты, диски, презентации. В рабочей программе приведён перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом их наличия в лицее № 86, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

В связи с этим основные приоритеты методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги), предусмотрена проектная деятельность учащихся с защитой проектов, личностно-деятельностный подход, учёт здоровьесберегающих технологий.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

Рабочая программа разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования:

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Курс экологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об экологических особенностях живой природы. Основу изучения курса экологии составляют экологический и функциональный подходы в соответствии с которыми акценты в изучении направлены на раскрытие приспособленности организмов к среде обитания, их роли в экосистемах и основных экологических закономерностях.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, а наряду с традиционными уроками – разнообразных форм обучения на основе индивидуально, групповой и фронтальной форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Концептуальной основой курса экологии для обучающихся 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды как входной, текущий, итоговый контроль. Среди методов контроля предполагается использовать следующие: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, эксперимент, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерное тестирование и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ.

Содержание разделов курса

Введение (2 ч.)

Экология как наука и методы её исследования. Предмет экологии. Место экологии в системе естественных наук. Структура и задачи современной экологии. Основные этапы развития экологии.

Экология популяций (4 ч.)

Популяционная экология. Понятие популяции и вида в экологии. Свойства, структура, динамика популяций. Критерии вида.

Человек и природа (3 ч.)

Основные экологические проблемы Ярославской области. Взаимодействие человека и природы. Пищевые цепи, круговорот веществ.

Биоэкология (6 ч.)

Биоэкология – учение о структуре природы. Среды жизни современных организмов. Экосистемы, их основные виды и свойства. Динамика экосистем. Экологические факторы. Пространственная и трофическая структура сообществ.

Биосфера как глобальная экосистема (6 ч.)

Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Загрязнение окружающей среды и её современное состояние. Виды загрязнения. Загрязнение атмосферы и почв, мирового океана и природных вод.

Загрязнение среды и здоровье человека (5 ч.)

Экология человека: предмет, задачи, методы исследования, структура науки. Основные проблемы экологии человека. Факторы здоровья человека. Здоровый образ жизни. Адаптации человека к экстремальным условиям среды. Значение знаний о биоритмах в рациональной организации труда и отдыха.

Охрана природы (5 ч.)

Основы охраны природы. Воздействие человека на окружающую среду. Особо охраняемые природные территории (на примере особо охраняемых природных территорий Ярославской области). Красная книга. Законы об охране природы. Популяционно-видовой уровень охраны природы.

Экологическую осознанность эффективнее всего воспитывать с детства – именно в это время человек учится тому, как необходимо грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Системное представление об экологии может дать обучение в рамках школьной программы. Как в России обстоит дело с экологическим просвещением школьников, какую программу можно предложить детям и как на этот процесс может повлиять новый закон о просветительской деятельности, разбираемся в данной статье.

Необходимо ли обучать экологии в школе? Как регулируется экологическое образование для школьников?

Как внедряют экологию в школьное образование?


Мотивировать школьников на самостоятельное изучение экологии помогает Всероссийская олимпиада школьников по экологии. На ней ученики 9-11-х классов решают не только теоретические задания, но и готовят экологические проекты. Победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии дает право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления в лучших российских вузах.

Большую роль в формировании экологической культуры отводят внеклассной деятельности: дискуссиям и тематическим кружкам, а также экологическим мероприятиям и экскурсиям в природные места.

Какой вклад вносят экопросветители?

Предметы из основной школьной программы преподаются в рамках официальной образовательной деятельности. На нее необходимо получать государственную лицензию – предметом проверки становится широкий перечень вопросов: от содержания образовательных программ до квалификации педагогов.

Пока экология не вошла в перечень обязательных предметов, проводниками экологических знаний становятся некоммерческие организации. Они ведут просветительские проекты и предоставляют готовые актуальные материалы, которые учителя могут использовать на дополнительных занятиях или во время проведения внеурочных дискуссий.


Методические разработки для учителей собирает и Центр экономии ресурсов. На сайте проекта можно найти как планы по реализации проектных работ по теме сохранения окружающей среды и листовки по экологии, которые можно повесить в классе, так и экспертные материалы для учителей по разным темам для проведения экоуроков.

Как на экопросветительские проекты может повлиять закон о просветительской деятельности?

Так как закон направлен в первую очередь на защиту школьников и студентов от антироссийской пропаганды, то материалам, направленным на эту аудиторию, будет уделяться особо пристальное внимание. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года, но формы и условия проведения просветительской деятельности пока не установлены. Под нее может попасть широкий круг образовательных инициативных проектов: лекций, курсов, образовательных YouTube-каналов.

Пока процедура не утверждена, трудно сказать, насколько новый закон усложнит проведение просветительской деятельности и какие санкции будут применять к несогласованным образовательным мероприятиям.

Читайте также: