Служба по урегулированию конфликтов в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация школьной службы примирения

Внутришкольные конфликты повседневны: школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Проводимые среди школьников старших классов опросы свидетельствуют, что наиболее актуальными подростки считают для себя конфликты в следующих системных парах: ученики – родители, ученики – учителя, ученики – ученики.

Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системой образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.

Вместе с тем, в последнее время в различных регионах России (а также и в Москве) создаются альтернативные таким чисто административным механизмы: это и деятельность школьных психологов, и школьные службы добровольных помощников милиции, и введение поста школьного уполномоченногопо правам ребёнка или по правам участников образовательного процесса (так называемого, школьного омбудсмана), и создание разнообразных школьных служб (психологических, примирения и пр.).

Медиа́ция — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной стороны — медиатора, который помогает конфликтующим сторонам разрешить спор максимально выгодно.

Чем же отличается медиация от других форм урегулирования споров?

- В медиации стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов.

- Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.

- Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому ему легчу наладить с ними контакт.

- Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга,

- самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

Технология медиации применяется в различных областях:

меж- и внутрикорпоративные споры

споры в банковской и страховой сфере

конфликты на работе

споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью и многое другое

а также в образовании.

Чего мы и коснемся немного поподробнее.

В образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду.

В школах используются различные формы по разбору и урегулированию конфликтов – это и педсоветы, и работа инспектора, обращение в КДН, отряды профилактики правонарушений, школьные комиссии профилактики правонарушений и т.п.

В 2013 году для педагогов-психологов города были организованы курсы по школьной медиации, которые прошла и наш психолог Марина Юрьевна.

После чего началась подготовительная работа в гимназии по созданию и работе школьной службы медиации:

- психолог с учителями провела обучающий семинар

- был оформлен информационный стенд

- с родителями на одном из родительских клубов была затронута тема путей разрешения школьных конфликтов

- учащиеся и родители были познакомлены с понятием и функцией школьной службы примирения

Школьная служба примирения в нашей гимназии начала работать с ноября 2013 года.

При организации нашей работы основным ориентиром явился сайт Антона Коновалова, разработчика концепции школьной службы примирения.

Итак, для организации школьной службы примирения необходимо :

издать приказ, в котором необходимо назначить руководителя (куратора) службы, указать участников программ примирения;

разработать Положение о службе, утвержденное администраций образовательного учреждения, в котором указывается правовая основа службы, принципы, порядок работы;

разработать порядок работы медиаторов;

завести журнал регистрации случаев;

вести регистрационные карточки;

разработать бланк примирительного договора

вести мониторинг деятельности службы примирения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения.

Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог и прочее.

Куратором (руководителем) должен быть выбран человек, который:

сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности;

имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях;

пользуется авторитетом у учителей и учеников;

может отстаивать свое мнение перед администрацией;

может организовать неформальную группу школьников;

готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.

Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам.

В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Набор школьников-медиаторов в службу примирения

Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому, например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но медиаторами для других не станут.

Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?

Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя.

В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов , у него скорее всего есть, а если и ему самому это интересно – то это кандидат на базовый семинар по восстановительной медиации.

Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например, кто-то из учащихся перегружен, ему далеко ездить или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.

После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут медиаторами - приносят разрешение от родителей . Если родители не дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что это не психологическая работа или сколько времени примерно времени будет занимать работа в службе примирения).

Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и медиаторов

куратор и медиаторы должны пройти обучение у тренеров, имеющих собственную практику восстановительной медиации.

куратор и медиаторы должны не реже чем раз в год проходить супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе

куратор и медиаторы должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительной медиации.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Порядок работы медиаторов:

Этап 1. Подготовительный

Этап 2. Индивидуальные встречи со сторонами (состоит из 4-х фаз: создание основы для диалога; понимание ситуации; поиск вариантов выхода; подготовка к встрече)

Этап 3. Встреча сторон (состоит из 6 фаз: создание условий для диалога; организация диалога между сторонами; поддержка восстановительных действий и фиксация решений сторон; обсуждение будущего; заключение соглашения; рефлексия встречи)

Аналитическая беседа (через 2- недели)

Деятельность школьных служб примирения приводит к следующим результатам.

Для региона:

формируется команда, практикующая программы восстановительной медиации в школах при взаимодействии с КДН и ЗП и социальными службами;

снижается удельный вес репрессивных санкций реагирования на конфликты и криминальные ситуации с участием несовершеннолетних при одновременном возрастании ответственности семей и подростков за процесс возмещения вреда;

появляются условия для цивилизованного взаимодействия между людьми в образовательных учреждениях.

Для детей и подростков:

дети становятся более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов; многие конфликты не перерастают в правонарушения;

дети получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаются ценными, подростки получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;

повышается показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей);

участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получают удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды;

дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинён совершённым им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред;

создаются условия для планирования позитивного будущего детей-право-нарушителей;

возрастает количество внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур).

Для специалистов:

специалисты получают новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников;

специалисты получают инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов; снижается риск криминализации подростковой среды;

расширяется спектр приёмов и подходов, используемых специалистами для поддержания порядка в детской среде; вместо дидактических и карательных применяются интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций при усилении роли детского самоуправления;

специалисты смогут включиться в общероссийское движение за восстановительное правосудие.

Семь модулей подготовки специалиста службы примирения:

Модуль 1Б. Программа подготовки медиаторов-ровесников для старших школьников. - 36 ч.

Модуль 2Б. Восстановительная компетентность в работе педагога.

Модуль 3Б. Подготовка тренеров школьной службы примирения

Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (районные, муниципальные) службы случаи могут поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных учреждений, от граждан.

Для поддержки ШСП были созданы ассоциации медиаторов, территориальные службы примирения (курирующие ШСП), разработаны этапы создания и поддержки школьной службы примирения и т.д.

Территориальные службы могут реализовывать разные программы: медиацию, круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные конференции (при условии прохождения подготовки по методике их проведения специалистами службы).

Руководитель (координатор, куратор) территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:

Проводить медиацию по конфликтным и криминальным делам из КДНиЗП, судов, школ, по обращению граждан.

Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.

Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.

Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.

Программа примирения в территориальной (муниципальной) службе примирения может проводиться между несовершеннолетними, несовершеннолетним(и) и взрослым(и), между взрослыми в ситуации определения дальнейшей судьбы несовершеннолетнего.

Специалисты территориальной службы работают по сложным случаям из школ, по обращениям из комиссий по делам несовершеннолетних и полиции, по обращениям граждан района. С другой стороны, эти службы координируют работу служб примирения в районе, поддерживают и обучают медиаторов (в т.ч. учащихся)и кураторов школьных служб примирения, проводят супервизию, консультирование, организуют круглые столы и конференции медиаторов, детские фестивали школьных служб примирения, взаимодействуют с прессой и т.п.

Существует региональный координатор, который является председателем региональной ассоциации медиаторов, вместе с которой он осуществляет свою деятельность в регионе.

В настоящее время кроме Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации (председатель Рустем Максудов) в регионах работают: Ассоциации в Москве, в Волгоградской области, Самарской области, Тюменской, Кировской, Ростовской, Вологодской, Пермском крае, Красноярском, Новосибирске, в Чувашии.

Председателем Татарстанской ассоциации медиаторов является Шарифзянова Кадрия Шаукатовна.

Медиатор (посредник) – человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющий спор.

ВложениеРазмер
Организация работы службы медиации в школе. 32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций.

  1. Что такое медиация? История вопроса. Служба школьной медиации.

Медиатор (посредник) – человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющий спор.

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев – медиаторов начались в США в начале 1970 – х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско – правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определятся сфера применения – урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

Социологи разработали три подхода к разрешению конфликта.

  1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон. Это не только грубая физическая сила, но и психологическое давление, финансовая сила, военная, административный ресурс. Медиатор должен понимать и должен восстанавливать баланс, сделать стороны равными. (В этом случае один выигрывает, другой проигрывает).
  2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкции. (И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает). В медиации этот подход неприемлем.
  1. С позиции интересов – это урегулирование конфликта на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению.

3. Принципы проведения процедуры медиации.

независимость и беспристрастность (нейтральность);

равноправие и сотрудничество;

Принцип добровольности распространяется:

в отношении сторон

в отношении медиатора

Добровольность в отношении сторон:

соглашение о проведении процедуры медиации;

продолжение процедуры медиации;

выбор варианта решения (медиативное соглашение);

исполнение соглашения об урегулировании спора.

Обращение к процедуре медиации возможно только при свободном волеизъявлении сторон спора. Добровольность может быть нарушена: в результате введения заблуждения (обман), угрозы, насилия и т.д.

Перед началом процедуры медиации медиатор обязательно должен выяснить, добровольно ли стороны пришли на переговоры.

Принцип независимости и беспристрастности.

Независимость: медиатор не должен находиться в организованной, деловой, финансовой, родственной или иной зависимости со сторонами (объективные факторы).

Беспристрастность: медиатор должен сохранять равное отношение к каждой из сторон (субъективные факторы).

Медиатор не должен:

давать собственные оценки сложившиеся ситуации;

предлагать свои варианты решения сложившиеся ситуации;

уделять больше внимания и времени одной из сторон;

уговаривать одну сторону принять предложение другой;

показывать своим поведением и высказываниями непринятие позиции или взглядов одной из сторон;

использовать от своего имени оценки и суждения, которые одна сторона использует в отношении другой.

Принцип равноправия и сотрудничества.

Сотрудничество – стороны должны содействовать друг другу с целью поиска вариантов урегулирования спора.

Равноправие – стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий; ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне.

Принцип конфиденциальности – вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.

неразглашение информации третьим лицам (внешние отношения);

неразглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения).

Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:

факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации);

сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры);

сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед).

Принцип конфиденциальности не распространяется на:

общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам);

сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации;

в случаях предусмотренных законом;

в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:

организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;

другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.

Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.

Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.

Ко – медиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договорится о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.

Показания к применению:

- все виды школьных конфликтов, если в них есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.

Программы по возмещению вреда имуществу школы, третьим лицам, соученикам эффективно реализуются при помощи классических медиативных техник.

Школьная восстановительная конференция . Это процесс, который направлен на устранение негативных последствий, нанесенных отношениям в рамках взаимодействия разных слоев школьного сообщества. То есть в конфликтную ситуацию оказываются вовлечены разные группы участников школьной жизни.

Цель конференции состоит в том, чтобы все осознали, что общим отношениям и интересам причинен вред, поняли, в чем он заключается и каковы негативные последствия развития этой ситуации, смогли проявить эмоциональные реакции, а, главное, определить, что нужно сделать для исправления сложившейся ситуации и профилактики е повторения в будущем.

В конференции обычно принимают участие пострадавшие, их родители и друзья. Обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Для участия в конференции приглашаются ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших.

Всех приглашенных на конференцию спрашивают, как они лично были затронуты случившимся.

в) обеспечение поддержки принятых учениками договоренностей со стороны уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.

- много времени уходит на организацию и подготовку (в сравнении с классической процедурой медиации);

- сложнее согласовать удобное для всех время и место проведения конференции;

- в структурном (групповом) конфликте участники могут высказывать не своё мнение, а выражать групповые стереотипы. (Например, если он договорится, пойдет на уступки, значит он слабак);

- есть риск, что участники будут неискренними из – за давления группы.

При установлении такого реального риска можно вместо общей встречи провести сессию медиаций между разными участниками.

Показания к семейной конференции: вовлечение членов семьи в конфликт, который сказывается на ребенке, в том числе на его поведение в школе. Это может быть совершенное ребенком правонарушения как внутри семьи (украл деньги у родителей, например), угроза лишения родительских прав, жестокие или одиозные с религиозной, национальной и т.п. точки зрения способы воспитания.

Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по её выходу из проблемной ситуации.

Методика предполагает создание условий для выработки семьей плана урегулирование конфликтной ситуации, гарантий от её повторения в будущем. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план за них составляли другие люди.

Круги примирения. Данная методика используется как программа, позволяющая коллективно обсудить какую – либо сложную школьную ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлеченными или заинтересованными в урегулировании ситуации.

Круг всегда собирается по какой – то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для её решения.

Цели круга могут быть разными:

- урегулировать конфликтную ситуацию посредством общих договоренностей, общего решения;

- изменить ситуацию к лучшему, оказав поддержку отдельным участникам школьного коллектива.

Методика требует тщательной подготовки.

Создается инициативная группа (совет круга), в которую входят переговорщик (хранитель круга) и его помощники (волонтеры, часто из числа школьников, работающих в службе школьной медиации, которые прошли обучение и знакомы с практикой проведения таких программ).

Совет круга обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Организация круга требует точной формулировки тем, вопросов.

Результат круга примирения не в том, чтобы манипулировать детьми, заставлять их измениться. Круги стремятся раскрыть участникам проблемной ситуации их интересы, действительные побудительные мотивы их действий, осознать действия, приведшие к конфликту как непродуктивными и разработать шаги по изменению не людей, а ситуации.

Важным качеством медиатора является его способность внимательно слушать и слышать стороны спора, проявлять искренний доброжелательный интерес к другому человеку. Эффективное, то есть внимательное, сопереживание.

Активное слушание ориентировано на понимание смысла высказывания в целом, как на уровнях семантики и синтактики, так и, особенно, на его прагматическом уровне.

Петля понимания (ПП). Такое название отражает цель применения этого инструмента – полное, глубинное понимание: петля символизирует законченность процесса, замыкание его в момент совмещения сказанного, принятого, понятого. ПП состоит из последовательных действий – шагов. Прежде всего, медиатор должен сам попытается понять собеседника, затем – выразить ему это понимание, далее – запросить и получить подтверждение того, что человек чувствует себя понятым.

К обобщению необходимо прибегать в следующих случаях:

  1. при прогрессе, продвижении, которое уже достигнуто сторонами;
  2. когда необходимо идентифицировать, сформулировать и вербализировать тревоги и опасения сторон;
  3. это очень эффективное средство при обсуждении и формировании повестки дня или списка тем для обсуждения;
  4. при необходимости обратить внимание (указать)на общие интересы или области возможных договоренностей. При необходимости структурировать полученную информацию;
  5. при подведении итога по одному вопросу и переходе к обсуждению другого;
  6. при обзоре тем и вопросов, по которым у сторон сохраняются разногласия, чтобы понять, над чем нужно работать.

Техника задавания вопросов.

Рефрейминг. Медиатор оказывает содействие сторонам в прояснении их собственных интересов, потребностей, эмоций, переживаний, возможностей, а также в принятии другой стороны, её точки зрения (даже если участник спора и не согласен со своим оппонентом), её мотивов, эмоций, чувств, ограничений и возможностей.

(Упражнение: 2 сестры и апельсин. 2 участникам дается задание за дверью: каждой нужен апельсин, 1 для витаминов – сделать сок, 2 – для торта. Участники занятия задают вопросы и помогают решить конфликт.)

Переговоры – это процесс коммуникации с целью взаимной выработки, обмена и выполнения определенных обещаний, которые приводят к соглашению.

Интегративные переговоры (принципиальные): решение проблем на основе их качественных свойств, т.е. исходя из сути дела.

Жизнь, в том числе и школьная, без конфликтов не бывает. Нередко в школе возникают конфликты не только между учениками, но и между учителями и учениками, между учителями и родителями. Самые острые конфликты — это, конечно, конфликты между учителем и родителями.

Если возник школьный конфликт, то, прежде всего, надо попытаться решить его в стенах школы.

Что такое комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Такая Комиссия создается в школе для урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, особенностей применения локальных нормативных актов.

В Комиссию вправе обращаться сами обучающиеся, их родители (законные представители), в том числе, от собственного имени, педагоги, руководящие работники школы.

Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Важно заметить, что решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в школе и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

Состав Комиссии

Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников школы. Комиссию возглавляет председатель, избираемый членами Комиссии простым большинством голосов. Руководитель школы не может быть избран председателем Комиссии. Работа Комиссии оформляется протоколом.

Разрешение конфликта

Задача Комиссии — объективно рассматривать обращения участников образовательных отношений, а при принятии решения — руководствоваться правилом соблюдения их прав и свобод.

Для того, чтобы грамотно и достоверно решить конфликт, Комиссия обращается за данными к участникам спора, использует в своей деятельности различные нормативные документы, информационную и справочную литературу, заслушивает мнения сторон. Комиссия также вправе пригласить свидетелей конфликта или соответствующих специалистов, а также несовершеннолетнего обучающегося для дачи устных объяснений, показаний, при условии, что это не нанесет психологической травмы ребенку и соответствует морально-этическим нормам.

В случае установления Комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) обучающего или работника школы информация об этом направляется руководителю школы, который и принимает к обучающемуся, работнику школы меры ответственности, предусмотренные законодательством.

Решение Комиссии принимается открытым голосованием. Решение считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании членов Комиссии.

Заявление в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений можно написать в простой форме, например, (примерная форма):

Председателю комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (наименование школы)

родителя (законного представителя) (ФИО) ученика (класс, ФИО ученика)

Прошу разрешить конфликтную ситуацию: (указать суть конфликтной ситуации и суть претензии).

Школьный конфликт — это часто встречающееся явление в стенах образовательного учреждения. Разногласия между детьми, трудности взаимодействия между учителем и родителем, недопонимание между детьми и педагогом — основа для возникновения конфликта в школе. Как понять кто прав, а кто виноват в таком конфликте? К разрешению подобных разногласий нередко подключаются и администрация учебного заведения, и психологическая служба, и школьные омбудсмены. Существует еще один механизм разрешения противоречий возникающих в школе — это создание конфликтной комиссии или комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Конфликтная комиссия — специальный правовой механизм защиты прав учащихся в образовательной организации. Предполагается, что основной задачей конфликтной комиссии является разрешение разногласий путем доказательного разъяснения и принятия оптимального варианта разрешения конфликта.

Конфликты, возникающие в школе, могут возникать между родителями и педагогом, между учащимися, между учащимися и учителем. Наиболее часто возникают конфликты между детьми. Такие конфликты в большинстве случаев можно разрешить быстро и при участии классного руководителя. Нередко дети самостоятельно без участия взрослых могут найти выход из конфликта. Если дети обратились к педагогу, то учитель должен спокойно, без давления на ребенка оказать необходимую помощь и разрешить ситуации. Родителям стоит помнить, что конфликт не всегда деструктивен. Бывает много конструктивных конфликтов, которые приводят к разрешению разногласий, выходу из неблагоприятной ситуации. Очень часто можно наблюдать, как конфликты добавляют опыта и социальных навыков, необходимых ребенку во взрослой жизни. Поэтому родители должны дать ребенку подсказку, как ему действовать в школе со сверстниками, если возник конфликт, а не решать все за него.

Еще одним способом разрешения конфликта в школе будет создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

В каких случаях создаются конфликтные комиссии в школе?

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных создается в целях:

  1. Урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
  2. В случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника.
  3. Обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
  4. Особенностей применения локальных нормативных актов.

Как формируется состав конфликтной комиссии? (ст.45 Закона)

Конфликтная комиссия создается в образовательной организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит в сроки, указанные в решении. Решение комиссии может быть обжаловано.

Локальный акт об утверждении порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимается школой с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и других представительных органов.

Причинами конфликта между учителями и родителями могут быть и нарушение педагогической этики, и недовольство методами воспитания и обучения, мнение о необоснованном занижение оценок. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений должна быть в обязательном порядке создана и действовать в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комиссия по урегулированию споров должна объективно рассматривать обращения участников образовательного процесса. В своих решениях руководствоваться правилом соблюдения прав и свобод участников образовательного процесса. Основной целью работы комиссии является урегулирование разногласий между участниками образовательного процесса. Комиссия несет ответственность за сохранность документов и других материалов, рассматриваемых на заседании Комиссии. Что касается спорных моментов при обучении учащихся, то конфликтная комиссия может рассматривать:

  • вопросы организации обучения по индивидуальному плану;
  • вопросы об объективности оценки по учебному предмету во время текущего учебного года/учебной четверти/триместра;
  • вопросы допуска к промежуточной и итоговой аттестации и т. д.

Для того, чтобы грамотно и достоверно решить конфликт комиссия обращается за данными к участникам спора. Также комиссия использует в своей деятельности различные нормативные документы, информационную и справочную литературу. Заслушав мнения обеих сторон комиссия принимает решение об урегулировании спора. Члены комиссии вправе пригласить свидетелей конфликта или смежных специалистов. Работа комиссии оформляется протоколом. Комиссия может формироваться сроком на один год. Состав комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации. Комиссию возглавляет председатель, избираемый членами комиссии из их числа простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. Руководитель образовательной организации не может быть избран председателем комиссии.

Полномочия председателя комиссии:

  • осуществляет общее руководство деятельностью комиссии;
  • ведет заседание комиссии;
  • подписывает протокол заседания комиссии.

Обращение в комиссию могут направлять обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, руководитель образовательной организации либо представитель образовательной организации, действующий на основании доверенности. Срок обращения в комиссию должен быть указан в локальном акте образовательной с момента когда участник (участники) образовательных отношений узнал (узнали) или должен был (должны были) узнать о нарушении своего права (своих прав).

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) обучающего или работника образовательной организации информация об этом представляется руководителю образовательной организации для решения вопроса о применении к обучающемуся, работнику образовательной организации мер ответственности, предусмотренных законодательством.

В случае установления комиссией факта совершения участником образовательных отношений действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в трехдневный срок, а при необходимости — немедленно.

Решение комиссии принимается открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании членов комиссии.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

При рассмотрении данного вопроса комиссия может приглашать заинтересованные стороны для получения устных объяснений. Комиссия может пригласить несовершеннолетнего обучающегося для дачи устных объяснений, показаний, при условии, что это не нанесет психологической травмы ребенку, и соответствует морально-этическим нормам.

Каким образом рассматривается конфликт, касающийся интересов педагогического работника?

Председатель комиссии организует ознакомление педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в комиссию, и результатами ее проверки. Заседание комиссии проводится в присутствии педагогического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки педагогического работника или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы педагогического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки педагогического работника или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие педагогического работника. По итогам рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника комиссия принимает одно из следующих решений:

  • установить, что педагогический работник соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов;
  • установить, что педагогический работник не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю образовательной организации указать педагогическому работнику на недопустимость нарушения требований урегулирования конфликта интересов либо применить к педагогическому работнику конкретную меру ответственности.

Решения комиссии исполняются в установленные ею сроки.

Работа конфликтной комиссии — это один из механизмов защиты прав ребенка и учителя в образовательной организации. Также работа такой комиссии может стать начальным институтом ознакомления детей с правовыми способами разрешения споров.

Читайте также: