Профилактика зож пав в школе

Обновлено: 02.07.2024

Необходимость в хорошем образовании не ослабевает. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики. Работа, проводимая по профилактической программе, определяет цели, задачи, формы и методы работы школы в данном направлении, прогнозирует ожидаемый результат. Когда каждый ребёнок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен, только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.

Деятельность по реализации программы включает:

¾ раннее выявление обучающихся склонных к курению, употреблению алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

¾ создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

¾ проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

¾ информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

¾ информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

¾ информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

¾ связь профилактических мероприятий с жизнью;

¾ доступность и осознанность;

¾ системность и преемственность;

¾ учет возрастных особенностей;

¾ сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, КДН, ГОВД).

Система работы школы

В школе создана система работы по профилактике употребления обучающимися ПАВ и снижения количества обучающихся склонных к употреблению табака и алкоголя. Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

Классный руководитель

¾ о бязательное обследование семей, обучающихся 1-х, 5-х, 1-х классов, вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ в ыявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

¾ индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

¾ своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

¾ дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

¾ проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

¾ организация внеклассной работы с обучающимися;

¾ в овлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

¾ организация питания в школе;

¾ организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

Учителя предметники:

¾ дежурство учителей по школе;

¾ информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ;

¾ проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

Социальный педагог, педагог – психолог:

¾ в ыявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

¾ составление социального паспорта школы;

¾ ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете, в ОП по городу Коряжме;

¾ индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки;

¾ посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

¾ рейды родительского патруля на переменах во время учебного процесса и в вечернее время;

¾ проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

¾ проведение родительских собраний;

¾ проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

¾ подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

¾ индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

Администрация:

¾ п ланирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

¾ осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы;

¾ индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

¾ проведение малых педсоветов, совещаний при заместителе директора;

¾ дежурство по школе;

¾ проведение общешкольных родительских собраний;

¾ участие в Совете общественности

Медицинский работник:

¾ проведение тематических классных часов;

¾ проведение медицинских осмотров;

¾ индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

¾ выступление на родительских собраниях.

Педагог-библиотекарь:

¾ тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. С этой целью проводятся

¾ плановые мероприятия по выявлению обучающихся с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами.

¾ Осуществляется наблюдение с целью выявления обучающихся с поведенческими и физиологическими признаками систематического употребления наркотических средств и возможное обнаружение очевидных признаков употребления, диагностики, беседы.

¾ проводятся плановые профилактические осмотры, а также при индивидуальных случаях обращения за мед. помощью вследствие плохого физического самочувствия выявления признаков, которые могут свидетельствовать об употребление ПАВ.

Для эффективности этой работы используются следующие формы:

Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

Так 1 ноября 2019 года в школе проводится очередной День здоровья. В программе мероприятий:

3. Встреча в фойе школы обучающихся Доктором Айболитом и его командой полезными продуктами, коряке встречали обучающихся выдавая витамину здоровья.

4. Линейка, посвященная открытию Дня здоровья для 5-11 классах с участием представителей полиции, ГИБДД и МЧС.

В ходе проведения Дня здоровья в качестве помощников выступают ученики 10-11 классов.

Результатом работы по профилактике употребления ПАВ является снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества.

Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Чертовицкая основная общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Программа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Программа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни

Содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании

Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения.

Совершенствование форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в школе.

Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.

Социальный педагог Попова Н.М.

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

Категория участников, на которую рассчитана данная программа

Обучающиеся 1-9 классов, родители, педагогические работники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Осуществление программных мероприятий обеспечит создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, суицидальных рисков среди несовершеннолетних, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;

- Законы Российской Федерации:

ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГ ЭТАПА

Обучение педагогических работников.

Диагностика употребления ПАВ среди уч-ся школы.

ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭТАПА

Совершенствование работы по профилактике ПАВ.

Расширение методов и приемов профилактической работы:

- использование игровых элементов;
- создание банка презентаций по профилактике ПАВ ;

Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЭТАПА

Анализ проделанной работы: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.

Создание методической базы по профилактике употребления ПАВ в школе.

Выпуск методических рекомендаций.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;

- включения в решение задач программы всех обучающихся школы, их родителей, всех педагогов.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Деятельность по реализации программы предполагает:

- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

- пополнение фонда библиотеки по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий.

Возрастные этапы профилактической работы

Характеристика

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “ У мей сказать – НЕТ!”


создание условий для антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, внедрение ЗОЖ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

Задачи:

- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;

- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

-создание информационного поля по профилактике ПАВ.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Зернограда

Уровень общего образования (класс): начальное, основное, среднее (1-11класс).

Образовательная область: психология просвещения,

Педагог-психолог: Силкина С.В.

Профилактическая программа по развитию ЗОЖ и уменьшению факторов риска употребления ПАВ и токсикомании, табакокурения.

Содержание программы:

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность.

4. Цели и задачи реализации программы.

5. Принципы реализации программы.

6. Сроки и этапы реализации программы.

7. Направления реализации программы.

8. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

9. формы и методы профилактической работы.

10. Возрастные этапы профилактической работы.

11. Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся

13. Список литературы.

1.Паспорт программы.

Цель программы: создание условий для антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, внедрение ЗОЖ как способу решения своих проблем или проведения досуга.

- предупреждение возникновения у обучающихся установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;

- привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;

- обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у подростков стремления к ведению здорового образа жизни;

-создание информационного поля по профилактике ПАВ.

Планируемый результат: уменьшение факторов риска употребления ПАВ;

вовлечение подростков, молодежи и их семей в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании. Принятие здорового образа жизни.

2. Пояснительная записка.

Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное - пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

Наркомания молодеет, и среди причин, выделенных самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие:

- конфликты в семье;

- желание все попробовать в этой жизни;

- желание расслабиться; снять напряжение;

- желание не быть белой вороной в компании сверстников;

- по глупости, т.е. по незнанию;

- желание испытать кайф;

- под давлением более старших или авторитетов;

- это сейчас модно.

Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер.

Но, по большому счету, заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ.

Если говорить о системе первичной профилактики табако-, нарко- и алкогольной зависимости, токсикомании, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как опять-таки показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков.

Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к нам, взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков.

Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

А в случае подростковой наркологии это - предотвращение аддитивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.

Считаем, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода в антинаркотическом воспитании. В процессе эксперимента произойдет смена традиционной профилактики через разовые мероприятия на систематическую антинаркотическую работу, которую, по сути, следует рассматривать как важную воспитательную и психологическую помощь учащимся в формировании у них ценностей здорового образа жизни.

Предполагаем, что успешная реализация программы подготовит и привлечет к участию в психолого-педагогической профилактике не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся и их родителей.

3. Программа реализуется на основе следующих принципов психолого- педагогической профилактики:

Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.

Добровольность - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.

4. Направления реализации программы.

Работа с педагогическими кадрами

информирование по проблеме ПАВ, вредных привычек, зависимостей и их первичной профилактике;

индивидуальная работа, консультирование;

проведение мероприятий по ЗОЖ.

Работа с учащимися

занятия, классные часы, конкурсы, выставки рисунков по здоровому образу жизни;

мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, вредных привычек, зависимостей и СПИДа;

тематические мероприятия(лекции, беседы), встречи со специалистами (юрист, нарколог, врачи и т.д.);

организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью);

первичная профилактика и диагностика.

Работа с родителями

участие в проведении тематических родительских собраний и школьных мероприятий по данной теме;

Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимостей в подростковой среде

ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;

проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления психоактивных веществ;

организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и ответственности;

реализация направления ЗОЖ.

5. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике зависимостей.

Учителя-предметники и классные руководители: осуществляют комплексный подход к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической и развивающей работы на уроке.

Школьный педагог - психолог: обеспечивает:

-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);

-психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

-организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях и организуют мероприятия по здоровому образу жизни;

Педагог-библиотекарь: обеспечивает информационно-методическую базу для профилактической работы.

Правоохранительные органы:

-работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;

-осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

-обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.

Инспектор КДН по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленный за общеобразовательным учреждением, профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов – профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят уже общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровьесберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской нарко-алко-табако зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволяет ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

В школе № 22 проводятся профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников. Во время предметных недель проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, деловые игры, квесты, тематические дискотеки, встречи с работниками правоохранительных органов, с врачами, психологами, известными и знаменитыми представителями общественности г. Перми. Организуется показ видеофильмов, кинофильмов для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта. Ученики школы принимают активное участие в районных и зональных соревнованиях по разным видам спорта и регулярно занимают призовые места.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. А где наркотики, там преступления.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • содействие духовно-нравственному воспитанию подростков;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни и стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.

Задачи, решаемые данной программой:

Таким образом, стратегическим приоритетом профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на исправление, а на раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного потенциала. Следовательно цель профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Отсюда профилактика предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

При организации первичной профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматри­ваться в системе всего воспитательного процесса школы;
  • актуальность, т.е для каждого возраста закономерные этапы профилактики, связанные с возрастными аспектами наркотизма;
  • опережающий характер, т.е не ждать, когда проблема зависнет над несовершеннолетним, а вести раннюю профилактику;
  • конструктивно-позитивный характер, сказать подожди, нельзя трогать, это не эффективно и подросток в силу своей любопытности, обязательно сделает наоборот, а пока­зать ему надо, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • принцип запретной информации - полностью по максимуму исключается использование све­дений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о спе­цифических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их при­менения).

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе:

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

  • Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
    Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
    • Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);
    • Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
    • Организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

    В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

    • Психологические технологии направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
      Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является:
      • развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;
      • формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
      • создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

      Стратегия и механизмы достижения поставленных целей и задач

      Реализация профилактики в школе осуществляется за счет - формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

      Основой содержания профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально - психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

      Для активной реализации профилактики ПАВ используются разнообразные технологии и формы воздействия на адресные группы. К ним относятся:

      • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
      • воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, дискуссии, экскурсии, встречи, беседы),
      • разработка и внедрение образовательных программ для профилактической работы с родителями.

      Сроки и этапы реализации программы

      Программа предусматривает поэтапный план реализации с сентября 2020 года по декабрь 2023 года.

      I этап. Подготовительно-практический (диагностирующий) сентябрь 2020 – январь 2021 учебный год.

      Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных технологий, методов и способов обучения и воспитания. Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения программы профилактики употребления ПАВ.

      II этап. Организационно-практический январь 2021г. – ноябрь 2023 у. г. Апробация и внедрение программы.

      III этап. Обобщающий декабрь 2023 г. Обработка данных и анализ внедрения программы.

      Этап

      Содержание

      Срок реализации

      снтябрь-2020 - январь 2021уч.г

      январь 2021г. – ноябрь 2023 у.г.

      Цель:
      Определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
      Задачи:
      -выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
      -определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
      -определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
      Методы:
      1)анализ отчетной документации;
      2)опрос, беседа;
      3)анонимное анкетирование.
      Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
      -изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
      -выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
      -определить динамику целевых групп.
      Значение этапа:
      1)позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
      2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
      3)на основании выделенных тенденций и закономерностей
      Осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

      Направления деятельности

      Направление

      Аудитория

      Краткое содержание

      обучающиеся
      родители
      педагоги

      обучающиеся
      родители
      по желанию

      - сбор информации о семьях, чьи родители злоупотребляют алкоголем, постановка их на школьный учет и на учет в КДН, где с такими семьями проводится определенная работа;
      - анкетирование по выявлению уровня знаний среди подростков о ПАВ.

      обучающиеся
      родители
      педагоги

      Оказание психологической помощи несовершеннолетним, устранение причин и условий, вызывающих отклонения данного характера:
      консультации, беседы с учащимися и родителями по профилактике правонарушений и употребления ПАВ.

      Профилактическая работа по 3 основным направлениям

      Работа с детьми:

      Работа с педагогическим составом:

      подготовка учителей к ведению профилактической работы;

      организационно-методическая антинаркотическая работа.

      Работа с родителями:

      информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

      психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

      поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

      Читайте также: