Секыт зибет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Заработать на знаниях по теме Секыт зибет = Тяжкое иго

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

--> --> Карагандинская область, Караганда, Казыбек Би район, 27-й м-н
Университетская, 27
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 10:00-20:00

санитарный день: последнее вс месяца
Вт: 12:00-21:00
Ср: 12:00-21:00
Чт: 12:00-21:00
Пт: 12:00-21:00
Сб: 12:00-21:00
Вс: 12:00-20:00
















--> --> Карагандинская область, Караганда, Казыбек Би район, 27-й м-н
Университетская, 27
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Вт: 12:00-22:00
Ср: 12:00-22:00
Чт: 12:00-22:00
Пт: 12:00-22:00
Сб: 12:00-22:00
Вс: 10:00-20:00

санитарный день: последнее вс месяца
Вт: 12:00-21:00
Ср: 12:00-21:00
Чт: 12:00-21:00
Пт: 12:00-21:00
Сб: 12:00-21:00
Вс: 12:00-20:00

Творчество первого профессионального удмуртского писателя и классика удмуртской литературы Дмитрия Ивановича Корепанова (1892-1949), писавшего под псевдонимом Кедра Митрей, начинается после Первой русской революции 1905-1907 гг. Его судьба уникальна и, одновременно, типична для своей эпохи. Современник младшего поколения русских модернистов (акмеистов, футуристов, имажинистов и пр.), он начал создавать удмуртскую литературу на русском языке. Его творчество относится к начальному этапу в истории удмуртской литературы, для произведений которого характерно просветительство и романтизм с присущим ему фольклоризмом.

Есть такие даже лица, что, впадая в крупную и глупую ошибку, отказываются от родного языка будто бы забыли уж его, думая поставить себя выше, чем они есть, говорят русским языком, коверкая слова и неудачно произнося звуки [Кедра Митрей: 185].

Повествователь негативно относится к людям, отказывающимся от своего происхождения. Отношение к своему народу и языку – это важный критерий, с помощью которого проверяется духовный уровень героев и прежде всего – Мити Корепанова.

Литература играет важную роль в самовоспитании героя. С еминарист Митя Корепанов, не так давно превратившийся из неистово верующего в ярого атеиста, выбирает литературу в качестве модели поведения, утверждающей ему самому истинность его новых взглядов. Он ориентируется на произведения писателей со сходной биографией, выходцев из крестьян и разночинцев – А. Шеллера-Михайлова, С. Дрожжина, А. Чехова, Ф. Достоевского, которые пишут о понятных ему темах.

Разочаровавшийся в осуществлении правды в жизни Митя Корепанов решил последовать примеру героев Шеллера-Михайлова:

Высказывание героя повести о категориях людей становится понятнее при сравнении этой цитаты с записью в дневнике Кедра Митрея. Он причисляет себя к третьей категории:

Есть люди, сознавшие, что правды нет на земле и не может быть – эти алчут только смерти… Ш.-Михайлов. Я принадлежу к этой последней категории людей и мой единственный исход - смерть. Д. Корепанов [Сборник 1912: 273].

Я тут передумал все способы самоубийства. . > Я все же остался жив. Да, продолжаю жить! Почему? Не знаю сам! … > Скорее всего, дело тут таится в том, что взгляды мои несколько изменились. Правды я не достигну, жить придется тяжеленько, но мерцает нечто предо мной более отрадное, приятное. Я за этим-то лучшим нахожусь сейчас в погоне, претерпевая и перенося все неудачи и неприятности… [Кедра Митрей: 151].

Есть много побудительных причин, заставляющих массы людей быть добродетельными, не уступая в праведности почтенным книжникам и фарисеям – причин, независимых от надежды на награды и наказания в будущей жизни; нельзя предполагать, чтоб люди, одаренные большей нравственной чуткостью, чем заурядные массы – чтоб те, для кого безчестная и грязная жизнь невозможна при каких бы то ни было условиях, стали бы более нравственны в силу ожидания награды в будущей вечной жизни, как и из страха позора в этой временной. Эти люди живут благородно, по той же причине, в силу которой они все, что ни делают, делают хорошо [Сборник 1912: 297; Блекки: 271].

В письмах, сохранившихся в архиве писателя, говорится о значении литературы в его воспитании даже в быту. В письме своей приятельнице Е.А. от 11 мая 1910 г. молодой человек пишет:

…Мы народ семинаристы. – Л. Д. > действительно неловкий в обращении, может быть не знаем никакого такта, никакой светской тонкости. … > Мы живем в зарешетчатой обители, принуждены вести замкнутую жизнь! Следствием этого оказалась бы с нашей стороны даже чрезмерная грубость, если бы она не умерялась, хотя и немного, чтением писателей. Эти же писатели знакомят нас теоретически с жизнью в свете. Хорошо еще и это для нас. Все это, однако, без практики недостаточно и отсюда естественно, что мы выставляем себя в таком отрицательном так! > деликатному обращению [Сборник 1912: 257] .

Он (помощник писаря Гриша – Л. Д.) привстал и пожал чуть-чуть мою руку, не говоря ни слова, облик его был симпатичен, но было видно, что он, хотя высказывался по наружности интеллигентным, но не имел никаких понятий о светских приемах. (Спешу оговориться: я и сам похож на него в последнем - не знаю светских приемов). [Кедра Митрей: 172].

Р. S. Любезный читатель сего письма, кто б ты ни был, но я прошу читать родителям пояснее, чтоб смысл письма не остался для них смутным и непонятным. А то в прошлый год часто случалось так, что не разбирали как следует и объясняли совершенно по-другому, вследствие чего выходили недоразумения и родители огорчались. 1910 г. 5-го января [Кедра Митрей: 149].

Валерий Нуриахметов

Валерий Нуриахметов

Валерий Нуриахметов запись закреплена

Кедра Митрей: "ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЮ!".
. Из протокола допроса.

28 сентября 1892 года, 127 лет назад, родился удмуртский батыр Кедра Митрей

Два десятилетия вокруг имени писателя Кедра Митрея существовал заговор молчания и только после реабилитации, в конце 50-х гг., он вернулся к народу и своими книгами, и трагической судьбой, и безупречным именем. Арестованный в 1937 году - незаслуженно обвинён в буржуазном национализме, в шпионаже в пользу Японии, во время второго ареста (1948) - во враждебной деятельности против советской власти, а оказавшись в лагере, чудом спасся от расправы уголовников. Возвратившись на родину после первого ареста, физически сломленный, но жаждущий заняться литературной деятельностью, пережил потерю всего архива - завершённой второй части романа "Секыт зӥбет" ("Тяжкое иго"), запрет писать и печататься, что было равносильно творческому онемению, а ссылка в Новосибирскую область, где его ждали одиночество, нищета, жестокие морозы, голод, завершилась 11 ноября 1949 года гибелью.

Кедра Митрей (Д.И.Корепанов) - основоположник удмуртской прозы. Он принадлежит к классикам-первопроходцам удмуртской художественной словесности, к первому поколению национальных просветителей. Это был большой художник слова и большой патриот. Кедра Митрей с полным правом сказал о себе: "В советской удмуртской литературе я участвую, и в этом моя гордость!"
Владимир Владыкин пишет: "Кедра Митрей неистово учился и переучивался. Особенно многому он научился у своего народа. Мучительно размышлял о его исторической судьбе. Так родились "Дитя больного века", "Тяжкое иго", "Содрогается Вужгурт". А ещё до этого он выпустил на волю из забытья удмуртских батыров: Эш-Терека, Идну батыра, Юбер батыра. Да и он стал батыром в удмуртской литературе. Не всем нравилось это. В грустные времена злых маленьких людей многие великаны пострадали. И среди них был Кедра Митрей. Он вновь оказался в Сибири, в суровом краю кедрачей, как бы оправдывая свой псевдоним. Только в этот раз он не воевал, с ним почему-то воевали. До конца своей жизни он так и не понял своей вины. Как можно понять то, чего нет".

Читайте также: