Способы игры на ложках в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В данном материале вы ознакомитесь с тем, как можно использовать ЛОЖКУ не по прямому ее назначению.А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы. Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды.

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Детей часто привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных и часто повторяющихся игр. И нам взрослым необходимо совершать постоянный поиск новых приемов в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста и, особенно, у детей с ОВЗ. И большую помощь нам в этом оказывает бросовый материал, бытовые принадлежности и часто предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, стоит только посмотреть на них с другой стороны. Предлагаю вам иначе посмотреть на ложку!

Как же можно использовать ложку не по прямому ее назначению?

А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы?

Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды.

Упражнения с ложками для формирования фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова

Цель. Развитие фонематического слуха.

Описание. Ребенку предлагается взять две ложки, повернув, их ямками друг к другу. Ребенку дается инструкция о том, что если он услышит определенный звук, то должен его поймать ложками.

Взрослый произносит сначала цепочку звуков, затем слогов, слов.

Например, ловим комарика – звук [з]:

а-у-з…, с-з-ш-з; са-са-за, жу-жу-зу;
сад, сон, зонт и т.п.

Цель. Формирование слоговой структуры слова, межполушарных взаимодействий.

Описание. Ребенку предлагается ведущей рукой взять деревянную ложку и отстучать предлагаемые слова по слогам, по ладошке второй руки. Затем поменяйте руки.

Со словами мы играем,
По слогам их разделяем,
Покажи левую (правую) ладошку,
И по ней похлопай ложкой.

Затем возьмите две ложки и отстучите количество слогов в словах (стучите по коленкам, по предплечьям противоположных рук, по любой мягкой поверхности).

Цель. Развитие фонематического анализа на уровне предложения.

Описание. Взрослый произносит предложения из 1-5 слов, ребенку предлагается определить количество слов в предложении, отстучав их ложкой по одной из ладоней.

Сначала взрослый произносит, ребенок слушает и отстукивает. Затем ребенок самостоятельно произносит предложение и считает слова. После произносит предложение про себя, отстукивая количество слов.

Цель. Формирование элементарных навыков звукового анализа.

Описание. У ребенка несколько ложек: одна ложка с красным бантиком (гласный звук), вторая с синим (твердый согласный), третья с зеленым (мягкий согласный).

При выполнении звукового анализа звуков, слога, слова ребенк использует ложку с нужным сигналом.

Упражнения с ложками для формирования лексико-грамматического строя речи

Цель. Обогащение словарного запаса.

Описание. Познакомте ребенка с частями ложки. У ложки есть две главные части черпачок и черенок. У черпачка есть кончик, боковые края, ямка, бугорок. Попросите ребенка показать части, а затем показать и назвать.

Цель.Согласование числительного с существительным.

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки: одна ложка, две ложки …, пять ложек.

Цель. Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки разного цвета: одна зеленая ложка, две зеленых ложки …, пять зеленых ложек.

Возьмите ложки разного размера. Предложите ребенку сосчитать ложки: одна большая ложка, две больших ложки, одна маленькая ложка.

Цель. Образование относительных прилагательных.

Возьмите ложки сделанные из разного материала.

Инструкция: ложка из железа – она какая? (Железная). Ложка из платмасса –пластмассовая, ложка из дерева-деревянная, ложка из серебра, золота, меди и др.

Цель. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.

Описание. Накрывая с ребенком на стол, предложите ему положить ложку перед тарелкой, за тарелкой, в, под тарелку, взять ложку из тарелки, положить на стол и т.п. (Таким способом вы проверите, какие предлоги понимает ребенок). После этого вы выполняете действие, а ребенок их коментирует: Ложка лежит в тарелке. Ложка лежит на столе.

Цель. Формирование понимания речи.

Описание. (Данное упражнение предназначено для детей 2-3 лет, детей с отсутствием речи). Вам понадибится лоток для ложек и набор вилок, ложек и ножей. Ребенку предлагается в первый отсек положить только ложки, во второй вилки, в третий ножи.

Цель. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

Описание. Используйте ложки разного размера.

- Чем будем, есть суп? (Взрослый показывает большую ложку).

- Чем будем, есть кашу? (Взрослый показывает маленькую ложку).

- Посмотри, у меня одна большая ложка, а у тебя много больших…

- Посмотри, у меня одна маленькая ложка, а у тебя много маленьких…

Цель. Формирование зрительного восприятия, закрепление в речи детей прилагательных, обозначающих цвет.

Разноцветные стаканчики (синий, желтый, красный, зеленый), вилки и ложки этих же цветов.

Разложить по стаканчикам столовые принадлежности одинаковые по цвету.

Упражнения с ложками для автоматизации звуков

Цель. Автоматизация звуков [л ], [л’]; [ш], [ж].

Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки белого цвета: одна белая ложка ложка, две белых ложки …, пять белых ложек.

Можно взять ложки голубого, желтого цвета, большие и маленькие. Взрослый следит за произношением закрепляемых звуков. Можно в эту игру добавить вилки предлагаемых цветов. Если у вас есть ножи желтого, оранжевого цвета, то их можно использовать для закрепления шипящих звуков [ш], [ж]. Один желтый нож, ножик и т.д.

Цель. Автоматизация звука [л ] в словосочетаниях.

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданный звук.

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке белка, в ложке лодка, в ложке стол и др.

Цель.Автоматизация звуков [ш], [ж] в словосочетаниях.

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданные звуки.

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке кошка, в ложке машина, в ложке картошка и др.

Цель. Дифференциация звуков [л]/ [р].

Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки со звуком [р].

Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке.

В ложке ракета, в ложке ромашка, в ложке шар и др.

Упражнения для развития движений кистей рук, пальчиковой моторики

Описание. Вам понадобится контейнер с водой, пустая емкость, две ложки, мелкие предметы. Ребенку предлагается осушить бассейн и спасти например насекомых. Сначала ребенок вычерпывает воду из контейнера правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Описание. Вам понадобится контейнер с сыпучими продуктами (гречневая, манная крупы, горох, макароны и т.п.), пустая емкость, две ложки.

Ребенку предлагается пересыпать крупу в другую посуду.

Сначала ребенок пересыпает крупу правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Можно предложить пересыпать определенное количество ложек крупы.

Описание. Вам понадобится ложка в которой вырезано отверстие. Привяжите на ленточку к ложке красивую бисинку или пуговицу.

Ребенку предлагается поймать ложкой бусинку.

Сначала ребенок держит ложку правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Ребенку предлагается сделать ложку красивой — раскрасить ее.

Можно использовать пластилин.

Задача. Научить ребенка правильно держать ложку.

Предложите ребенку взыть тремя пальчиками ложку за самый кончик и поставить на стол. Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз. И ребенок правильно держит ложку.

Музыкальные игры с ложками

На коленочках лежат

(Дети сидят и держат в каждой руке ложку, положив их себе на колени)

Вот проснулись, потянулись, (Поднять ложки перед собой,над головой,

опустить перед собой)

Друг на друга оглянулись.

Завтракать они пошли, (Подносить по очереди ложку ко рту)

Стали печь пирожки. (Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо

А потом пошли гулять (Ударять медленно ложками по коленям, то правой то

Прыгать бегать и скакать (Ударять по коленям одновременно)

По дорожке пробежали (Ударять быстро ложками по коленям)

И нисколько не устали

К небу полетели: (Стучать ложками перед собой)

Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза)

И за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину)

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть?

Дети с ложками в руках делятся на 2 команды: одни собирают овощи для борща, другие – фрукты для компота

3. Танец-игра с деревянными ложками

1. Утром солнышко проснулось

Нашим ложкам улыбнулось

От зари и до заката

Веселятся все ребята.

(постукивая ложками описываем дугу над головой)

2. Завтракать теперь пойдем

И блинов мы напечем.

Вот блиночки хороши,

Их пекут малыши.

3. На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно

Мы на улицу пойдем

И качаться там начнем

(Стучим ложка об ложку, поднимая их вверх и опуская вниз)

4. А сейчас, мои ребятки,

Поиграем все мы в прятки:

Ты всем деткам покажись

И за спинкой очутись.

(То удар ложками перед собой, то прячем за спину)

5. Солнце за гору зашло

Ложкам спать пора давно

Вы к столу все подойдите

Ложечки вы положите.

(Качаем сложенные вместе ложки, относим на стол)

1. Приготовили ладошки, (показываем и вертим ложками)

А в ладошках - чудо ложки.

Покатился звонкий стук!

Покатился звонкий стук! (стучат в ложки)

Проигрыш: кружение вокруг себя

2. Мы стучать в них не устали, (выставление ноги на пятку с игрой на ложках)

Даже ножки заплясали.

3. Прыгать мы умеем ловко, (прыжки на 2-х ногах).

Пляшут ложки над головкой.

4. Что-то мы плясать устали,

Даже ложки замолчали.

Спрячем их за спинку,

Сделаем `пружинку` (прячут ложки).

Припев на слог `Ля` (выполняют `пружинку`)

5. Ложки вверх подняли дружно,

Поклониться всем нам нужно,

Вот как вас мы удивили,

Вот как вас повеселили! (поклоны)

Тук-тук, раз – два - раз,

Наш закончен перепляс!

Тук-тук, раз – два - раз,

Постарались мы для вас!

Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.

Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец - разводят руки.

1. Я на горку шла, (удар ложками на последнюю долю)

Тяжело несла. так же

Уморилась, уморилась, (рука - колено, рука - другое)

Уморилася. (качаем головой, обхватив ее руками)

Знамо дело! (повтор)

2. Я домой пришла, (два удара на последнюю долю)

Овес высыпала. повтор

3. Я блинов напекла, (скользящий удар по колену)

Да наелась до сыта. (так же)

Исходное положение: дети сидят на стульчиках, ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.

1. Во ку, (2 удара ложкой)

Во кузнице (ритмический рисунок)

Во кузнице молодые (удары в ритм: ложки – горизонтально)

Во кузнице молодые

2. Они, (как первый куплет)

Они куют. (черенками ложек ритмический рисунок)

Они куют (повтор второй части первого куплета)

3. Сошьем, (как в первом куплете)

Сошьем Дуне (удары в ритм по стульчику)

Сошьем Дуне сарафан, (повтор второй части первого куплета)

Сошьем Дуне сарафан,

4. Носи, (как в первом куплете)

Носи Дуня. (удары в ритм за головой)

Носи Дуня, не марай (повтор второй части первого куплета)

По праздничкам адевай

Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.

1. Жили у бабуси (девочки идут вперед)

Два веселых гуся (мальчики идут вперед)

Один серый – (девочки ритмично стучат ложками 3 раза)

Другой белый, - (мальчики ритмично стучат ложками 3 раза)

Два веселых гуся – (выполняют пружинку, держа ложки перед собой)

2. Мыли гуси лапки (девочки поочередно выставляют ногу на носок)

В луже у канавки (мальчики поочередно выставляют ногу на носок)

Один серый – (повтор 1 куплета)

Другой белый – повтор 1 куплета

Спрятались в канавке – (подносят руки с ложками к голове и качают головой)

На повтор, на 1 часть – (дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).

Один серый (ритмично стучит)

Другой белый (по 3 раза на каждую строчку)

Гуси мои гуси – (качает руками)

Один серый (девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь)

Другой белый (также мальчики)

Кланялись бабусе – (качают головами)

Один серый (также стучат ложками)

Другой белый (3 раза)

Подвижные игры с ложками

Игроки должны занять стартовые позиции, держа в руках ложки, в которых лежат картофелины. Задача участников эстафеты — пробежать всю дистанцию, не уронив при этом картофелину из ложки. Если игрок уронил свою ношу, он должен поднять ее с земли, но не руками, а ложкой. Эстафета продолжается дальше.

Можно усложнить задачу тем, что на финишной линии игроки должны выполнить по пять приседаний, держа ложку с картофелиной в руках, а затем вернуться с ней же обратно. Если эстафета проходит в командных соревнованиях, то ложка передается следующему игроку, а в конце забега определяется выигравшая команда.

Команды выбирают шеф-повара и становятся в затылок друг другу, образуя две колонны. Повара получают по ложке. По сигналу ведущего каждый шеф-повар поднимает ложку над головой, передаёт его стоящему сзади, и ложка переходит из рук в руки. Затем все по знаку шеф-повара поворачиваются кругом и передают ложку в обратном направлении. Когда ложка возвращается к шефу, тот поднимает её над головой.

Две команды становятся шеренгами вдоль линии лицом друг к другу, на расстоянии 10-12 м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу ведущего они бегут навстречу друг другу, приветствуют встречного ударом ложки об ложку, стараясь как можно быстрее оказаться за противоположной линией, развернуться и встать в шеренгу. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.

Все дети становятся или садятся в круг. По кругу под музыку передаются ложки. На ком остановилась музыка, тот играет на ложках, а дети танцуют

Игровые приёмы обучения дошкольников правилам дорожной безопасности Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами,.

Игровые приёмы при постановке дыхания для детей 5–7 лет Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог I КВ. кат. Мерясева И. В Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог.

Игры и игровые упражнения с детьми 2–3 лет Игры и игровые упражнения с детьми 2-3 лет Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В связи с модернизацией образования и в соответствии с социальным заказом общества к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе на первый план выступает направленность на формирование у ребёнка эффективного мышления, умение выделять главное, существенное, умение анализировать, обобщать, классифицировать, быстро ориентироваться в информационных потоках и находить необходимую информацию.

Занятия в ансамбле расширяют сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышают его интерес к музыкальным занятиям, развивают память, внимание, помогают преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяют музыкальное воспитание ребёнка.

То есть у детей развиваю все те качества, которые так необходимы в современных условиях будущему школьнику.

В связи с выше изложенным, можно подчеркнуть, что обучение детей игре на народных инструментах способствует оказанию им помощи в подготовке к обучению в школе, с одной стороны, а с другой стороны, мы помогаем сохранить связь со своими истоками - народными традициями, обычаями . Восстановить эту связь помогают предлагаемые мной занятия, в которых используются только исконно русские мелодии и народные инструменты, где мелодия помогает передать чувства, внутренний духовный мир каждого исполнителя, поэтому развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуре человека как части его общей духовной культуры в будущем. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования любви к Родине.

Поэтому я считаю, что обучение ребёнка игре на ложках помогает с одной стороны, облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечив плавный переход к учебной деятельности на следующем возрастном этапе, с другой стороны, накапливает культурный запас и решает задачи развития личности ребёнка.

Задача: Научить детей:

владеть различными приёмами игры на ложках;

соблюдать общую динамику, темп;

пользоваться динамическими оттенками;

своевременно заканчивать и начинать игру;

импровизировать народные мелодии, творчески подходить к игре на ложках.

При игре на ложках обращаем внимание детей на посадку:

Для концентрации внимания и сосредоточенности детей перед началом игры на ложках мы ввели приём создающий настрой на игру всех участников ансамбля:

Исходное положение: руки на поясе, ноги вместе.

А) - На раз, правая нога заводится на левую;

- На два, исходное положение.

Б) - На раз носки врозь;

- На два правая нога приподнимается и делает притоп с выпадом вперёд.

Приёмы игры на ложках сидя на стульчиках:

- Левая рука полусогнута, отведена в сторону на уровни груди;

- Левая нога поставлена на носок;

- Правая нога вытянута вперёд.

- Ложки в правой руке, у правого уха.

Игра начинается со скользящего движение об ладонь левой руки, затем об левую и правую ногу. Взмахи ложками круговые и.т.д.

Правая нога вытянута вперёд.

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз наклон вперёд, левую руку ставим ладонью вниз над кончиками пальцев ног, удар об ногу;

- На два, удар в ладонь с продвижение к себе (поднимаемся по ноге вверх);

- На три, левую руку отводим в сторону и удар в ладонь (выделение сильной доли).

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз удар по правой коленке;

- На два удар по левой коленке;

Левую руку заводим над левой коленкой ладонью вниз.

- На три удар в ладонь;

Левую руку переворачиваем ладонью вверх.

- На четыре удар в ладонь и т.д.

Левая рука на поясе, правая держит ложки возле правого уха.

- На раз, левую руку подносим к правому плечу, удар о ладонь левой руки.

- На два, левую руку опускаем вниз, к животу, удар о ладонь;

- На три, левую руку поднимаем в левую сторону, удар о ладонь.

А) Исходное положение:

Ладонь левой руки ставим на уровне глаз, вертикально вверх. (Смотримся как бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

- На раз, удар ложками в ладонь левой руки.

- На два, удар с наружной стороны руки об локоть.

hello_html_m654b1f7e.jpg
hello_html_m6e4380a8.jpg

Левая рука согнута в локте параллельно уровни груди, ладонью вниз,

правая рука держит ложки возле правого уха.

- На раз, удар сверху по кончикам пальцев;

- На два, удар по локтю и т.д.

Ладонь левой руки ставим на уровне глаз, вертикально вверх. (Смотримся как бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

- На раз, удар ложками в ладонь левой руки;

- На два, о правое плечо;

- На три, удар по левому плечу;

- На четыре, удар по правому колено.

Левая рука вытянута вперёд, правая рука держит ложки возле правого уха.

- На раз, скользящие движение от левого плеча по всей руки к ладони;

- На два, скользящие движение от левой ладони до плеча и т.д.

hello_html_57a33b56.jpg

Ложки в разных руках. Каждой рукой держим ложку за край её выпуклости, черенками вверх.

Правая рука возле правого плеча держит ложку черенком вверх, выпуклостью вовнутрь.

- На раз, ударяем по кончику черенка левой ложки правым черенком;

- На два, ударяем по центру черенка;

- На три, ложки поворачиваем черенки вверх, удар на уровни груди выпуклостями.

А) Исходное положение:

Ладонь левой руки ставим на уровни глаз, вертикально вверх. (Смотримся как бы в зеркало).

Ложки в правой руке возле правого уха.

Левая рука описывает полукруг над головой слева направо (от левого плеча к правому), сопровождающая короткими (длинными) ударами в ладонь.

Левая рука описывает полукруг внизу: справа - налево (от правого плеча к левому плечу), сопровождающая короткими (длинными) ударами в ладонь.

Б) Исходное положение:

Ложки в разных руках, руки на поясе.

Игра начинается справа - налево описывая над головой полукруг.

Продолжается слева – направо описывая полукруг внизу, возвращаясь в исходно положение.

А) Исходное положение:

Ложки в разных руках, выпуклостями ложки обращены друг другу, прижаты, держим как вилку т.е., указательный палец ложится на черенок ложки, держим перед грудью, локти приподняты;

- На раз, ложки принимают горизонтальное положение – одна под другой и начинается вращение по часовой стрелке;

- На два, исходное положение т.е, ложки занимают вертикальное положение и ударяются друг об друга выпуклостями ( спинками).

Б) Исходное положение:

Ложки зажаты в правой руке, у правого уха, локоть приподнят.

Левая рука на поясе.

- На раз, круговые вращения перед грудью:

(Левая рука согнута в локте перед грудью, пальчики вместе, вытянуты. .

Правая рука с ложками принимает горизонтальное положение над левой рукой.

Выполняются круговые движения по часовой стрелке.)

- На два, остановка вращения и удар ложками в ладонь левой руки.

Примечание: вращения, в зависимости от подготовленности детей могут чередоваться: по часовой стрелке, затем против часовой стрелке.

Ложки в разных руках, левая ложка лежит вдоль бедра, горизонтально- черенками к себе, а правая ложка возле правого уха, выпуклостью наружу.

-На два, ударяем свою ложку, лежащую у себя вдоль бедра и т.д.

hello_html_m775c6d4b.jpg
hello_html_367456a9.jpg
hello_html_m26ad12e4.jpg

Ложки в разных руках, перед грудью, локти приподняты.

- На раз, скользящий удар вперёд;

- На два, скользящий удар назад и.т.д.

В ладонь левой руки вложены две ложки черенками смотрящие вперед, большой палец в углублении придерживает ложку, указательный палец между ложками.

В правой руке одна ложка, расположена вертикально, возле правого уха.

В левой руке между пальцами зажаты три ложки выпуклостями вверх.

Одна ложка в правой руке возле правого уха.

А) Игра по ложками: слева - направо; справа- налево.

Б) Игра по черенкам: слева - направо; справа- налево.

За пояс слева и справа вставлены по одной ложке выпуклостями вперёд.

В каждой руке по две ложки.

- На раз, удар правой рукой с ложками по правой пятке;

- На два, удар по правой ложке вставленной за пояс;

- На три, удар левой рукой с ложками по левой пятке;

- На четыре, удар по левой ложке, вставленной за пояс и т.д.

VII . Схема обучения игре на ложках дошкольников.

Прослушивание записи мелодии на CD диске.

Определяем её характер, отмечаем динамические оттенки: громкое и тихое звучание.

Прослушивание мелодии в фортепианном исполнении – аккомпанемент, воспитатель исполняет ритмический рисунок на ложках.

Игра на ложках без музыкального сопровождения, отработка индивидуальной техники исполнения, определённого рисунка.

Отработка темпа мелодии.

III .- IV . ЗАНЯТИЕ: 1. Закрепление полученных навыков.

2. Игра в парах, по подгруппам.

V . ЗАНЯТИЕ: 1. Закрепление полученных навыков.

2. Игра в парах, по подгруппам, отработка динамических оттенков.

VI . ЗАНЯТИЕ: 1. Закрепление полученных навыков.

2. Включение в игру всей группы.

VII . ЗАНЯТИЕ: 1.Выполнение движений на одном уровне.

2.Учим одновременно начинать и заканчивать игру.

VIII . ЗАНЯТИЕ: 1. Развитие чувство ансамбля, активность детей.

2. Игра с музыкальным сопровождением и без него с включением в игру ударных инструментов (трещоток, музыкальных молоточков, треугольников).

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.

Музыкальная деятельность

Обучать игре на ложках можно всех детей. Мы знакомим детей с ложками уже с младшего возраста.

Повторяя разнообразные ритмы, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Сначала нужно научиться слушать тишину. Это интересно. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках, и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, так как обучение проводится в игровой форме, организованно и последовательно.


Дети старшего дошкольного возраста не испытывают сложности игры в ансамбле. С ними проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках, которые можно включить как фрагмент в развлечение или любое занятие с детьми.

Для старшего возраста целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

При знакомстве детей с приемами игры, педагог должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Мы показываем самые простые приемы на двух ложках, которые доступны всем детям.

Ложки в двух руках держат за ручки:

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

Приемы игры на ложках в парах:

1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).

Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

«Дождик капает по крыше:

Еле слышно, еле слышно:

(Дети стучат ручками ложек.)

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

«Вот течет ручеек,

Видно его путь далек,

Так журчит, плескается,

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)


Дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

1. «Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

(Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.)

2. «Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

3. «Мы сейчас растопим печь –

4. «Нам пора повеселиться,

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой.

5. «С вами мы сейчас, ребятки,

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. «Будем в горку подниматься,

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. «Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

(Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают.)

«Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.


Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, подкрепляем игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.

Познавательная деятельность

В старшей группе рассказываем об истории возникновения деревянных ложек, их разновидностях, показываем слайды, обращаем внимание на хохломскую роспись. Показываем фильмы о селе Хохлома в Нижегородской области, где на фабрике изготовляют такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись и назвали хохломской. Рассказываем и о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских.


Затем, дети в изобразительной деятельности пытаются передать ее в рисунках или картонных ложках-заготовках.


Театрализованная и прикладная деятельность

Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуется лицо персонажа. Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку. Такая кукла-ложка очень удобна, она легко двигается, поворачивается, покачивается, танцует.


Прикладная деятельность


Свободную самостоятельную деятельность детей тоже можно представить как игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях. Роли в этой игре не распределяются заранее. Каждый ребенок по своему желанию выбирает себе ту или иную роль, действует в соответствии с собственным пониманием этой роли. Так, раздвигая рамки обязательных занятий посредством игры, выявляется возможность выхода на индивидуальное творчество.

Ложки можно использовать также в групповых танцах. Дети выполняют простые танцевальные движения: стучат в ложки и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. Ударами дети помогают поддерживать правильный ритм движений. Элементарную ритмичность дети передают в основных образных и танцевальных движениях.


Для уточнения восприятия ритма предлагаем отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем проигрываем на ложках, а затем движением. Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаем заниматься индивидуально, или в небольшой подгруппе.

Приемы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями: дети держат ложки в двух руках. Два удара в ложки, три перетопа на месте.

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо;

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить то же самое с левой ноги.

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.

Танцы включаем как фрагменты в развлечение, как концертные номера на праздниках.


Детям очень нравится играть на ложках, организовывать концерты в семейном кругу, показывать кукольные спектакли. Игра на ложках развивает творчество, формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

По QR-коду и мобильному приложению вы увидите в фильме интересные занимательные задания с расписными ложками и кукольный спектакль.


Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главная задача объединения – увлечь детей музыкой, творчеством. На занятиях мы играем на русских народных инструментах и инструментах-самоделках, слушаем музыку, беседуем о ней, поём, танцуем, придумываем простые мелодии, ритмы, танцевальные и игровые движения, изучаем элементы музыкальной грамоты. В свободное время под руководством учителей технологии и родителей придумываем, изготовляем, раскрашиваем и ремонтируем деревянные музыкальные инструменты.

Качество обучения детей игре на музыкальных инструментах зависит от умения педагога подбирать интересный и доступный материал, профессионально и искренне играть на музыкальных инструментах, беседовать о музыке, в игровой форме активизировать и стимулировать музыкальную деятельность детей.

Вот некоторые способы и приёмы игры на различных музыкальных инструментах в ансамбле ложкарей: 6.02.2019

Читайте также: