Профилактика жестокости и насилия в школе

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Профилактика насилия в образовательном учреждении педагог-психолог Амозова Т.Я. г.Пудож © МКОУ СОШ 3." — Транскрипт:

1 Профилактика насилия в образовательном учреждении педагог-психолог Амозова Т.Я. г.Пудож © МКОУ СОШ 3

3 Школьное насилие вид насилия, при котором имеет место применение силы (принуждения) между детьми, учителями по отношению к ученику или учениками по отношению к учителю Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого

4 Школьное насилие психологическое физическое избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей угрозы насмешки, присвоение кличек, замечания, критика необъективные оценки, высмеивание, оскорбление, унижение в присутствие других детей отторжение, изоляция (физическая или социальная) ложь и невыполнение обещаний Пренебрежение интересами и нуждами ребенка

5 Причины конфликтов в детской среде Борьба за лидерство Ущемление достоинства или амбиций одного из детей Неподтверждение ролевых ожиданий Психологическая несовместимость Конфликтное поведение как норма общения для одного из противников

6 Детские реакции при соперничестве Реакция амбиции Реакция самодовольства Реакция зависти Реакция злорадства Реакция захвата Реакция агрессии Соперничество ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции

7 Факторы, влияющие на агрессивное поведение детей персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения) поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость) социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением

8 Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isnt hat It Used To Be // Pediatric Nursing Vol Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака боулинга

10 Буллинг - структура Инициатор (преследователь) Помощник инициатора Защитник жертвы Жертва Наблюдатель Smith Peter K., Ananiadou Katerina. The Nature of Bullying and the Effectiveness of School-Based Interventions // Journal of Applied Psychoanalytic Studies Vol

11 Жертвами школьного насилия чаще всего становятся дети, имеющие: физические недостатки особенности поведения особенности внешности плохие социальные навыки страх перед школой отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) болезни низкий интеллект и трудности в обучении Ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником

14 Зрители Самое худшее в боулинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей Буллинг заразителен В нем вы обнаруживаете себя, вынужденными выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), не очень хочется ассоциироваться со слабыми Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все Страдание жертв повторяется снова и снова, и вы замечаете, что у вас чувства сострадания раз от разу притупляются Цит. по Olweus Bullying Prevention Program, US (2011)

15 Роли, которые играют наблюдатели в ситуации боулинга Ольвеус. Программа предотвращения боулинга, США (2011) Жертва Последователи Одобряющие Пассивные одобряющие Равнодушные свидетели Потенциальные защитники Защитники Буллеры

18 Причины насильственных форм поведения педагогов Особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность) Нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе Неудовлетворенность своим социальным положением Низкий уровень социальных навыков Проблемы со здоровьем Незнание других способов работы с непослушными детьми Решение трудных (конфликтных) ситуаций

20 Насильственные формы организации образовательной ситуации Подавление педагогом инициативы учеников Наказание за неправильный ответ Некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать Прерывание речи ученика Насильственные требования к учащимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы Привилегированное отношение к заискивающим учащимся Оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами

21 Опыт США Организационный подход нацелен на организацию работы персонала образовательного учреждения 2 направления: вовлечение подростков в просоциальные сообщества и сокращение числа учеников в классах и школе Родительский подход (беседы, тренинги с родителями) Правовой подход (финансирование программ по предотвращению насилия и совершенствование законодательства об оружии)

22 Опыт Норвегии Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся: теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых; твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей

24 Как решить проблему на уровне школы? Целесообразно установить в школе единую систему правовых, не репрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известных каждому ученику Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д. Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками

29 ЛИТЕРАТУРА 1. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления/ Под ред. Е.Н.Волковой. – СПб.: Питер, – 240 с. 2. Д. Пстрог Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) (рус.) // Ярославский педагогический вестник С Ярославский педагогический вестник 3. О. Глазман Психологические особенности участников боулинга (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С Психологические особенности участников боулинга 4. К.С. Соловьева, К.А. Битюков, М.В. Мартынова Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий (рус.) // Травматология и ортопедия России С Повреждения опорно- двигательного аппарата у детей, полученные вследствие насильственных действий 5. В. Лаптева. Структура психологической защищенности подростков от насилия в образовательной среде (рус.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С © Психология насилия, воспитание детей

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время довольно актуальной является проблема агрессивности и жестокости подростков. Все чаще мы сталкиваемся с этим явлением и в школе.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;

предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования; взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам; система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).

На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

создание комфортной среды для школьников;

стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения. Распределение ролей, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:

организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

спокойно относиться в случае незначительной агрессии;

акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;

контролировать собственные негативные эмоции;

сохранять положительную репутацию ребенка;

демонстрировать модели неагрессивного поведения;

снижать напряжение ситуации.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Цель: профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, соблюдение прав и интересов детей.

1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

3. Формировать нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия в отношении детей.

Методическое, организационное и информационное обеспечение деятельности по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

Рассмотрение вопросов профилактики и предупре­ждения жестокого обращения и насилия в отноше­нии несовершеннолетних на заседаниях Совета профилактики

По мере необходимости

Заместитель директора, ответственный за работу с семьёй

Правовое просвещение педагогов по вопросу предупреждения насилия над личностью среди учащихся

По мере необходимости

Заместитель директора, ответственный за работу с семьёй

Изучение методических рекомендаций для родителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам профилактики и предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних

Ответственный за работу с семьёй

Освещение на официальном сайте учреждения образования вопросов профилактики жес­токого обращения и насилия в отношении несо­вершеннолетних

На протяжении года

Ответственный за работу с семьёй

Информирование участников образовательного процесса об учреждениях и телефонах для жертв домашнего насилия

Ответственный за работу с семьёй

Меры по повышению эффективности профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение насилия, жестокого обращения с детьми, пропаганду здорового образа жизни

На протяжении года

Ответственный за работу с семьёй, классные руководители

Ответственный за работу с семьёй

Организация выступления социального педагога на родительских собраниях по вопросам возрастных особенностей детей, взаимодействия с ними в кризисные и переходные периоды

Изучение условий жизни и воспитания учащихся через посещение их на дому

Ответственный за работу с семьёй, классные руководители

Своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении

Ответственный за работу с семьёй, классные руководители

Привлечение детей, находящихся в социально опасном положении, к классным и общешкольным мероприятиям

Ответственный за работу с семьёй, классные руководители

Организация летнего отдыха и оздоровления детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

Ответственный за работу с семьёй

Взаимодействие с общественными организациями в вопросах пропаганды здорового образа жизни

Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения

Ответственный за работу с семьёй

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми

Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Анкетирование родителей по вопросам толерантности

Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Ответственный за работу с семьёй, классные руководители

Ответственный за работу с семьёй

Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др.

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. В связи с этим, все более актуальным становится повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Несовершеннолетние дети взяты под охрану государства и обладают следующими правами:

В современном обществе эти права часто нарушаются, родителями, государством, а зачастую и сверстниками.

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

Ст. 156 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей осуществляются родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом органом опеки и попечительства, прокурором, судом. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Также в ФЗ при перечислении мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся в пункте 6 сказано о недопустимости принуждения обучающихся, к вступлению в общественные объединения, тк. Это является нарушением их прав и свобод.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Статья 45 посвящена защите прав обучающихся, родителей

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Что касается Обязанностей и ответственность педагогических работников, этот вопрос обсуждается в Статье 48,

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

В нашей стране действует достаточно документов по защите прав несовершеннолетних. Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов. Новый Закон дает детям, признанным потерпевшими, гарантию бесплатной юридической и обязательной психологической помощи. А всегда ли прав учитель? Зачастую дети подвергаются непосредственному насилию, как со стороны сверстников, старшеклассников, так и со стороны педагогов, либо с их молчаливого согласия.

Факторы, способствующие школьному и семейному насилию (по результатам социологических опросов в разных регионах страны)

Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:

1.Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка

2.Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком (совместно с психологом):

3.По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы.

4.Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы. Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может:

· -вынести родителям предупреждение;

· -организовать совет профилактики, с присутствием родителей;

· -написать представление в КДН или полицию.

Основания для лишения родительских прав, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:

· Уклонение от выполнения родительских обязанностей,

· Злоупотребление своими родительскими правами (создание условий, затрудняющих полноценное развитие ребенка, получение ребенком образования; приучение его к употреблению алкогольных напитков, наркотиков; использование ребенка при совершении преступления),

· Жестокое обращение с детьми,

· Хронический алкоголизм или наркомания родителя,

· Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга (необходим приговор суда, подтверждающий совершенное преступление).

Для выяснения степени актуальности обсуждаемой проблемы в настоящее время предлагаю Вам ответить на вопросы следующей анкеты:

Анкета для педагогов

по проблемам насилия над детьми и степени их осведомленности в вопросах злоупотреблений в отношении детей .

1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по
отношению к детям?
-Да.
- Нет.

2. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей пострадавших от.
- Физического насилия - да.
- Физического насилия - нет.

- Психического насилия - да.

- Психического насилия - нет.
- Сексуального насилия - да.
- Сексуального насилия -нет.
- Пренебрежения - да.
- Пренебрежения - нет.

3. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?
- Встречаюсь с родителями.
- Обсуждаю с коллегами.
- Обращаюсь к администратору.
- Обращаюсь в милицию.
-Обращаюсь в органы опеки и попечительства.
- Обращаюсь в управление образования.
- Ничего не могу сделать.
- Обращаюсь в кризисный центр.
- Другое.
4. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение педагогов по профилактике насилия над детьми?
- Занятия с детьми по безопасному поведению.
- Информационно-просветительская работа с родителями.
- Лекции и семинары для педагогов.

- Активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия.

- Детский телефон доверия.
-Другое.
5.Что конкретно можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?
- Повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения
(выявление и помощь).
- Повысить уровень юридических знаний.
- Просвещать родителей по вопросам воспитания детей.
- Проводить предупредительную работу с детьми.
- Развивать психологическую помощь детям и семьям.
- Издавать больше материалов по этой проблеме.

Читайте также: