Профилактика сквернословия в школе

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий воспитательного часа по профилактике сквернословия

Подготовила:

Степанова Татьяна Вениаминовна,

воспитатель первой категории

Профилактика сквернословия и ненормативной лексики среди воспитанников детского дома.

Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;

Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;

Формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

Побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развивать ответственное отношение к своим словам;

Форма проведения: час общения с мультимедийным сопровождением.

Предварительная работа: поиск информационного материала; подготовка презентации; разучивание стихов с воспитанниками,

Оборудование и материал:

Мультимедийное оборудование, ноутбук.

План проведения мероприятия:

Вступительная беседа воспитателя.

История возникновения сквернословия.

Сквернословие и здоровье.

Беседа о словах-паразитах, о сленге

Подведение итогов. Раздача памяток.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Воспитатель:

История возникновения сквернословия:

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни, сквернословящего человека подвергали публичной порке. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму землю. Известны примеры, когда смертной казни за матерную брань и кощунство подвергались даже духовные лица.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов.

В конце XIX века сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии работникам полиции, которые задержали нарушителей.

Сквернословие и здоровье

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Скверное слово – черная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека. В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью чудо – техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время, как в России эти заболевания существуют.

Воспитатель:

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?

Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова – паразиты, которые загрязняют нашу речь.

А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

Я торчу от этой песни – она мне нравится.

Ловлю кайф – получаю удовольствие.

Понтово – получаю удовольствие (хорошо)

Тащиться – быть в восторге

Выделываться – вести себя вызывающе.

Действующие лица: Мальчик и взрослый. (Иван С., Антон К.)

- А что, там лошадь была?

- Ну-ка, давай сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чем подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

-Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Воспитатель:

Ребята, как же избавиться от сквернословия, от слов - паразитов?

Третье: Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвертое: Сквернословие – не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться – это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое.

Воспитатель:

(Дети выполняют задание).

Воспитатель:

Мне кажется, у нас в зале стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Стихотворение: (Илья Р.)

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Воспитатель:

Ребята, давайте подведём итог нашему мероприятию. Каждый из вас сделал для себя определённые выводы. У того, кто сквернословит, есть два пути.

Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь, хотя бы месяц, обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

И дайте себе установку:

Я – исключение, моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Звучит песня Е.Ваенги. В это время раздать памятки.

На лету завязана – развязалась ленточка

На ходу украденная чужая жизнь

Правильно, неправильно, да какая разница,

Но словом можно вылечить, а можно и убить.

Правильно, неправильно, да какая разница,

Но словом можно вылечить, а можно и убить

Принять решение не сквернословить!

Уметь противостоять влиянию среды!

Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний!

Занять свой досуг спортом, слушанием музыки, рисованием, походами, коллекционированием и многое другое.

И дайте себе установку:

Я – исключение, моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Методические рекомендации направлены на повышение эффективности профилактической работы в образовательных организациях по формированию культуры общения у обучающихся. Культура общения выступает частью общей культуры человека. Она отражает знание норм литературного языка, соблюдение этикета, применение языковых средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социальной среде, выступает показателем духовного и нравственного здоровья общества. В общении главной составляющей выступает речь – форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни, отражением интеллектуального развития человека. Один из аспектов речи – эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только её бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Появление в речи значительного количества сленга, ненормативной (обсценной) лексики в различных социальных группах, в том числе и молодёжной среде, заставляет обратиться к данной проблеме как к одной из основных проблем национальной языковой культуры.

Русский язык как элемент культуры общения отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Сохранить высокое достоинство русского языка задача не только лингвистическая, но и социальная (из выступлений на заседании Совета при Президенте по русскому языку 5 ноября 2019 года под председательством Президента Российской Федерации Путина В. В.).

Основные подходы по формированию нравственных установок культуры общения в школе

Организация профилактической работы в образовательной среде по формированию культуры речи и культуры общения должна быть выстроена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процессу воспитания обучающегося, развитию его нравственных качеств и творческих способностей, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная организация является местом, где обучающиеся проводят большую часть активного времени. Школа обладает большим организующим и воспитательным потенциалом, ограждающим обучающихся от неблагоприятных факторов.

Исходя из этого основными задачами в образовательной организации по формированию культуры речи и культуры общения обучающихся являются:

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— формирование способности противостоять как негативным воздействиям социальной среды, так и факторам микросоциальной среды;

— развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

Основными направлениями работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации выступают:

Педагогическая деятельность по воспитанию, социализации, духовно-нравственному развитию обучающихся осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности. В рамках этой деятельности отдельное место занимает профилактика употребления ненормативной (обсценной) лексики. Следует отметить, что данная проблема актуальна. Употребление ненормативной (обсценной) лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Это связано с рядом причин. Одной из них является открытое и безнаказанное употребление брани в средствах массовой информации (различные телепередачи, видеоролики в Интернете, современные песни, кинематограф и даже современная литература). Другая причина – употребление ненормативной лексики в ближайшем окружении подростка.

Таким образом, выяснив причины появления в словаре подростка ненормативной лексики, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить профилактическую работу педагогическим сообществом (школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем) с родителями обучающихся, различные мероприятия, направленные на обогащение активного словарного запаса обучающегося и тем самым вытеснение из его словаря ненормативной лексики.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека.

Задачами профилактической недели могут быть:

— воспитание уважительного отношения к русскому языку и речи как явлениям культуры и средствам общения;

— совершенствование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

— развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

Формами мероприятий профилактической недели могут быть: диспуты, беседы, дискуссии, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания, литературные гостиные, встречи с писателями, поэтами, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т. д.

— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);

— тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся;

— учёт возрастных особенностей обучающихся при организации профилактической недели.

Необходимо помнить, что профилактическая работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к обучающимся со стороны педагогов и родителей – важный аспект этой работы, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований – важный принцип в работе с обучающимися, который способствует профилактике тревожности и агрессивности, сохранению психологического здоровья детей. Главное в работе с детьми – уважать достоинство ребёнка и помнить, что причину нужно искать не в ребёнке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

Методические разработки с использованием электронных ресурсов

Литература

  1. Боровиков Л. И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации ФГОСа: методическое пособие. – Новосибирск, 2014.
  2. Буйлова Л. Н. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы): методическое пособие для системы повышения квалификации. – М., 2014.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность).


Материалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение в семье и его влияние на формирование личности ребенка

Не случайно, размышляя над характеристиками здоровой семьи - то есть такой, в которой каждый человек получает возможность раскрыть свои лучшие качества и преодолеть свои недостатки, - (слайд 5)Вирджиния Сатир (1916-1988), выда­ющийся американский психолог и семейный психотерапевт, поставила качество общения на почетное третье место. Вот эти характеристики:

1. Каждый член семьи воспринимается как равный другим.

2. В семье установилось и поддерживается доверие, честность и откры­тость.

4. Члены семьи поддерживают друг друга.

5.У каждого члена семьи есть своя часть ответственности за семью.

6.Члены семьи предпочитают отдыхать все вместе; радоваться и получать удовольствие всей семьей для них очень важно.

7.В семье существуют традиции и ритуалы, они уважаются и соблюдают­ся.

8.Члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них.

9.Чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются - каждый может высказать наболевшее, будучи уверенным, что его не только выслушают, но и не осудят, а поймут.

Повестка собрания (Слайд 1)

ВНУТРИСЕМЕЙНОЕ ОБЩЕНИЕ. ПРОФИЛАКТИКА СКВЕРНОСЛОВИЯ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

И ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ (слайд 2)

(слайд 3)О нас судят на основании того,

Как мы выглядим,

Дейл Карнеги

(слайд 4)Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Речь - это показатель ума.

Сенека

Общение в семье и его влияние на формирование личности ребенка

Не случайно, размышляя над характеристиками здоровой семьи - то есть такой, в которой каждый человек получает возможность раскрыть свои лучшие качества и преодолеть свои недостатки, - (слайд 5)Вирджиния Сатир (1916-1988), выда­ющийся американский психолог и семейный психотерапевт, поставила качество общения на почетное третье место. Вот эти характеристики:

Каждый член семьи воспринимается как равный другим.

В семье установилось и поддерживается доверие, честность и откры­тость.

Члены семьи поддерживают друг друга.

5.У каждого члена семьи есть своя часть ответственности за семью.

6.Члены семьи предпочитают отдыхать все вместе; радоваться и получать удовольствие всей семьей для них очень важно.

7.В семье существуют традиции и ритуалы, они уважаются и соблюдают­ся.

8.Члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них.

9.Чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются - каждый может высказать наболевшее, будучи уверенным, что его не только выслушают, но и не осудят, а поймут.

Над этим списком полезно поразмышлять, не правда ли? Он заставляет задуматься о вещах, кажущихся такими простыми. Ведь все мы без исключения воспринимаем общение как нечто естественное, нужное человеку, как воздух. Но мы не должны забывать, что этот воздух, эту атмосферу мы создаем сами и учиться строить отношения с окружающими людьми и детьми, развивать те качества, которые для этого необходимы - это наша каждодневная задача и родители, и педагоги хотят, чтобы наши дети умели общаться, были вежливыми и тактичными. Как же этого достичь?

Хорошим компасом в море семейного общения могут стать следующие правила:

Уважайте каждого члена семьи. Уважать - значит считаться с мнением, привычками, интересами, вкусом. Уважая других, уважайте и себя умного: трудно уважать человека, который сам себя не уважает.

Научитесь не только разговаривать друг с другом, но и слушать, и слышать.

Будьте тактичны, не упрекайте других в неудачах, даже если вы пыта­лись дать совет, а они им не воспользовались. Лучше еще раз подскажите, что делать в трудной ситуации.

Разбирайтесь в своих проблемах сами, без привлечения третьих лиц и, конечно, без участия - и даже присутствия - ребенка.

Не жалуйтесь друг на друга третьим лицам, даже если это ваши роди­тели или ближайшие друзья/подруги.

Не обижайтесь по пустякам.

Не приглашайте гостей в дом, не обсудив это со всеми членами семьи, в том числе с детьми, особенно с подростками.

Выработайте единые правила воспитания детей: одинаковые требова­ния, согласованная система поощрений и наказаний.

Не обсуждайте в присутствии детей родственников, а детей при дру­гих людях.

Не переносите стереотипы общения на работе в домашнюю обста­новку: дома вы не на работе; дома все равны, даже если кто-то зарабатывает больше.

После ссор (они неизбежны, увы!) никогда не молчите долго, не на­казывайте близких молчанием. Это ведет к эмоциональному охлаждению и разобщению.

Заботьтесь друг о друге, пусть другие чувствуют, что вы их любите.

Не используйте бранных слов - сквернословие, как и хамство, - ору­жие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непри­стойностей; эта лексика, как яд, разъедает духовный мир человека, убивает его морально-нравственные ценности. Грубость позволяет скрыть собственную уяз­вимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению.

О последнем в этом списке, а именно о сквернословии мы сегодня поговорим.

Потому что сквернословие, нецензурная лексика, исходящая от молодежи стала нормой, признаком нашего времени.

Вопросы родителям:

1.Почему люди матерятся?

(не хватает слов для связки, потому что не воспитанные, вошло в привычку, чтобы приукрасить свою речь, ограничен словарный запас, бранные слова приходятся к месту, не могут управлять эмоциями)

2.Какой вред оказывает сквернословие человеку?

(Вред здоровью, словом можно убить)

3.Как влияют на человека добрые слова?

(человек может излечиться от болезни, быть счастливым)

Что же такое сквернословие? (6 слайд)

Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". Скверное слово произошло от слова скверна-гадость, недостойность.

(7 слайд) Скверна – это мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

(немного из истории)

-В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали:

- что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

-Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

-Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится

на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Человеческий организм на 80 % состоит из воды и под влиянием человеческой речи молекулы воды начинаются выстраиваться в сложные структуры. Ученые сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить красоту.

В чем причина детского сквернословия? Обычно массовое сквернословие начинается в седьмом классе, но некоторые дети осваивают мат в более раннем возрасте, даже в детсадовском.

Дети младших классов пользуются бранными словами потому, что услышали их от старших и хотят попробовать, как они звучат, как на это реагируют окружающие. Если маленький ребенок сквернословит регулярно и с вызовом, возможно, ему очень неуютно в своей семье; он просто не умеет говорить иначе (в семье только так и общаются); или ребенок любой ценой добивается внимания.

Как правило, подростки сквернословят только в своей среде. Это для них один из способов самоутверждения - способ доказать свою взрослость наравне с употреблением табака, алкоголя и наркотиков. Учащиеся пытаются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Обычно мальчики матерятся чаще девочек, хотя девочки теперь тоже не отстают. А ведь из девичьих уст брань звучит еще отвратительнее.

Употребление мата формирует зависимость сходную с алкогольной, наркотической. В этом процессе наблюдаются три стадии.

Первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость.

Вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово: за компанию

Третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.(слайд 8)

Кроме скверны в своей речи школьники используют слова – паразиты -(лишние слова) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки. Они являются показателем низкой речевой культуры, так как делают речь многословной и бессодержательной. (слайд 9-10)

Пример слов – паразитов:

Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?

Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин.

Диалог: (слайд 12)

Всё пучком! А у тебя?

Клёво! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.

Не, у меня шнурки в стакане.

Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.

Ладно, я пощемился плющить.

Кроме слов-паразитов есть еще и сленги (от англ. slang) – жаргонная речь лиц определённого круга. В своей речи используют сленг те ребята,

которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность,

выделиться среди всех. (слайд 13-14)

Задание для родителей: (слайд 15)

Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

Я торчу от этой песни.

Выделываться.

-Слышали ли вы такие фразы? Наверняка слышали.

Почему дети и подростки употребляют сленг: (слайд 17)
1) школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль;
2) стремление к разнообразию;
3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.

-А как вы думаете, можно ли отказаться от сквернословия?

(можно, если сильно захотеть, можно следить за своей речью)

Работа в группах

-Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных.

(Родители зачитывают рецепты)

Что делать взрослым, если ваш ребенок употребляет бранные слова

Дайте ясно понять ребенку, что это слово вам категорически не нравится.

Объясните, что употребленное ребенком слово обидело вас, сделало больно, вам стало стыдно.

3.Четко скажите ребенку, чтобы он никогда больше не произносил это некрасивое, грязное слово ни в чей адрес. Только плохие дети говорят такие слова.

На подростка ваши увещевания могут сразу не подействовать. Но он все равно вас услышал, просто действуют на него ваши слова не сразу.

Если в доме не матерятся, то со временем бранные слова уйдут из речи ре­бенка. Главное - внушить ему, что близкие люди мат не употребляют и болезнен­но на него реагируют, когда слышат из его уст.

Нехорошее слово не оседает на легкие, как никотин, не сжигает желудок, подобно алкоголю. Тем не менее, человеческая мораль осуждает сквернословие. Слово, голос и даже интонация оказывают на нас сильное воздействие. Слово ле­чит и слово ранит. Психика человека открыта перед словом. Нервная система может серьезно пострадать даже от одного единственного грубого, неспра­ведливого или даже неуважительного слова.

(слайд 18)Негативно влияет дурное слово и на тех, кто его произносит. Плохое слово порождает плохую привычку, плохие привычки приводят к плохим поступ­кам. Неуважение к людям, злое слово отражаются и на самих носителях дурной привычки. Сквернословие опасно тем, что прикидываясь невинным изли­шеством, неправильностью, наносит большой, а зачастую непоправимый вред людям.

Почему же родители, тщательно оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму.

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только взрослые, подростки, но и учащиеся младшего возраста. Привычка ругаться матом формирует у детей положительное отношение к порокам человечества.

Порок — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

Из них сквернословят – 28% учащихся.

Не сквернословят – 72 % уч-ся.

Профилактика сквернословия среди несовершеннолетних

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Борисова Валентина Михайловна,
социальный педагог ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга

Сквернословие - употребление неприличных, непристойных слов, выражений. Толковый словарь С.И. Ожегова
Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

Почему подростки сквернословят?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие
- это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости;
- подражание молодежным кумирам;
- принадлежность к группе сверстников, речевой моды.
Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Для чего используется мат?

- для повышения эмоциональности речи;
- эмоциональной разрядки;
- оскорбления, унижения человека;
- для демонстрации агрессии;
- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрации принадлежности к определенной группе людей;
- для связки слов из-за неразвитого словарного запаса.

Как борется с ненормативной лексикой закон?

Статья 5. 61 (Оскорбление) Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях - то есть унижение чести и
достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной
тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до
тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста
тысяч рублей.

Рекомендации для родителей.

Следить за собственной речью.

Установить границы дозволенного.

Объяснить, почему сквернословие неприемлемо.

Научить справляться с отрицательными эмоциями.

Научить использовать приемлемые синонимы.

- Подумайте вместе с ребенком о поиске
замещающих слов, которые никого
не оскорбят и не навлекут на него беду.
- Хвалите ребенка каждый раз, когда он
пользуется нормативной лексикой.

Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно.

Важно то, что нецензурная брань не только способствуют снижению интеллекта, провоцирует и само по себе является преступлением, она обворовывает людей духовно, унижает и оскорбляет, калечит людские судьбы.

Читайте также: