Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Южанинова Екатерина Сергеевна

Населенный пункт: г. Челябинск

Введение

Арт-терапия — лечение искусством. В рамках музыкального занятия можно использовать один из видов арт-терапии: вокалотерапия.

Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом.

По мнению психологов и педагогов: (К.П.Бутейко; В.В. Емельянова; И.П. Пряничкова; А.Н. Стрельниковой; Э.М.Чарели и т.д.), применение этого метода обусловлено рядом причин:

повышенная утомляемость детей;

трудности социальной адаптации;

агрессивность, либо замкнутость;

различные логопедические проблемы.

Глава 1. Дыхательная гимнастика/цели, виды.

Быстрая утомляемость голоса свидетельствует о подавлении вокальной функции голосового аппарата, который в силу ряда причин не развивается должным образом.

Вокалотерапия, в рамках здоровьесбережения, направлена на стабилизацию психоэмоциональной сферы личности: активизацию ее жизненного тонуса, творческой самореализации, приобретение уверенности в поведении, развитие способности к самоутверждению, обретение внутренней гармонии с окружающим миром, формирование навыка межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Дыхательная гимнастика позволяет подготавливать голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становится проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальных слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Разработка дыхательной гимнастики изначально предназначалась в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу.

Для того чтобы ученики выполняли упражнения верно, музыкальный руководитель на музыкальных занятиях демонстрируют и выполняют упражнения вместе с детьми.

Выполнение дыхательной гимнастики в процессе музыкального занятия будет проходить быстрее, легче и интенсивнее.

Цели дыхательной гимнастики:

Выполнение дыхательной гимнастики преследует 2 основные цели:

Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.

И посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

Люди использовали дыхательные упражнения с древних лет. В разные века отношение к данным упражнениям изменялось, но интерес никогда не угасал к ним.

Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к тому числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.

Виды дыхательной гимнастики:

В наше время существует огромное количество:

гимнастики (А.Н. Стрельниковой , Бодифлекс, Тай-цзи),

методов (К. П. Бутейко, Ю. Г. Вилунас, Н. А. Агаджаняна, Ю. Буланова, В. Ф. Фролова),

упражнений (входящих в состав разминки), связанных с дыханием.

Метод использует ряд терапевтических приемов, как из традиционной, так и альтернативной медицины, и включает следующие составляющие:

изучение своего дыхания;

тренировки по уменьшению дыхания за счет расслабления;

обучение предотвращению приступов за счет уменьшения дыхания;

работа по избавлению от лекарственной, в том числе гормональной зависимости;

обучение управлению факторами, влияющими на дыхание, работа по управлению этими факторами.

Упражнения:

1."Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхании)

- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

2. "Воздушный шар" в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Исходное положение – сидя или стоя.

- Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки;

- медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим;

- на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Методика Виктора Вадимовича Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова - это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Он направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы.

Упражнения:

Методика И.П. Пряничкова.

Упражнения:

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком.

4. Удобно лечь на спину, положить одну руку бедра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот).

Методика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения:

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичны вдохи носом и одновременно делать хватательные движениями кистями рук. Так 4 раза подряд, затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вздоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

Исходное положение: встать прямо, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пупка. Во время вдоха нужно резко толкать кулаки вниз, плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу. Затем руки возвращаются обратно. Расслабив плечи нужно сделать выдох. Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-6 секунд и снова 8 вдохов. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки вдоль туловища. Нужно сделать легкий поклон, тянуться руками к полу, не касаясь его, и одновременно вдох во второй половине наклона. Приподняться, не выпрямляясь до конца, и снова поклон с вдохом. Поклоны делаются ритмично, спина круглая, голова опущена, сильно наклоняться не нужно.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.
Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Поворот головы вправо – вдох с правой стороны. Затем поворот головы влево – вдох с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Голову не останавливать, шея расслаблена. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) – вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) – тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Левая нога впереди, правая сзади. Тяжесть тела перенесите на левую ногу. Нога и туловище прямые. Правую ногу согнуть и поставить на носок. Выполнить легкое приседание на левой ноге одновременно сделать вдох. После левая нога резко выпрямляется и вес тела переносится на правую и на ней делается приседание с вдохом И снова не левой ноге. Приседание и вдох делаются строго одновременно.
Далее поменяйте ноги местами и выполните тоже самое.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Методика Э.М. Чарели.

Упражнения:

Гимнастику можно делать стоя или сидя, но обязательно сохраняя осанку (развернув плечи, прямая спина, подобранный живот). Вдох неглубокий.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.

Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.

Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.

Бег на месте: закрыв правую половинку носа, дышать через левую ноздрю. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.

Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.

Массаж верхней и нижней губ: средним или указательным пальцем поглаживать губы от центра к углам. Повторить 5-6 раз.

Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой, повторить 5-6 раз.

Открыть рот, рассмотреть перед зеркалом мягкое небо, поднять его и попытаться удержать в поднятом состоянии одну-две секунды.

Повороты головы с открытым ртом. Направо выдох, возвращаясь в исходное положение – вдох и выдох через нос.

Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Заключение

Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать в условиях обучения в ДОУ. Её целебные свойства доказаны, а значит музыкальным руководителям, воспитателям, важно применять вокалотерапию, как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.

Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с., ил.

Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www . sympaty . net / (дата обращения 17.01.2017)

Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс] –URL:

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого – нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
Цель: Сохранить и укрепить здоровье дошкольника, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Дать детям первичные представления об органах дыхания.

Развивать и укреплять здоровье детей через систему дыхательных упражнений.

Охранять певческий голосовой аппарат ребенка.

Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.

Она положительно влияет на:

Обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушение носового дыхания.

Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности вдоха.

Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:

Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

Стоя вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз.

Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос ( 5-6 раз)

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Жу-у-у – сказал крылатый жук,

Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке , на пригорке

Раз Егорка, два Егорка….

Несколько упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями. Приведенные ниже упражнения научат вас и вашего ребенка дыхательной самозащите.

Используя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме можно уберечь детей от межсезонных заболеваний. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.


Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: вдоха, паузы, выдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.

Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет. Часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ объяснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани;
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой:

Принцип гимнастики А.Н.Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  • Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
  • Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
  • Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца)

Практический материал

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса

Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально.

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко,

Там твои детки — на березовой ветке!

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале

гласных и согласных звуков

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Ай, дуйся, пузырь,

Становись вот такой

- Лопнул! - хлопок в ладоши перед собой

Текст говорит взрослый:

- Тихо-тихо веточкам он песенку запел: - качают руками внизу;

- Громко-громко веточкам он песенку запел:

Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;

- Ветерки по очереди листьям песни пели –

Дети: Ш-ш-ш! /тихо/ - качают руками внизу;

Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;

Дети: Ш-ш-ш! /тихо/ - качают руками внизу;

Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;

Мы погреемся немножко /растирают ладошки, массируя их/

И подуем на ладошки.

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? - Ту-ту-ту.

Как машинка гудит? - Би-би-би.

И. п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слов,

предложений и фраз

Муз.рук.: Куда, птицы, летели?

Муз.рук.: Как, птицы, летите?

Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе:

- десять, девять, восемь;

- десять, девять, восемь, семь;

- десять, девять, восемь, семь, шесть.

Произносим считалку. Контроль над дыханием: вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Казенное учреждение Омской области

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

в социальной сфере

Осипова Ольга Сергеевна

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);

тренировать силу вдоха и выдоха;

развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. На музыкальных занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку. При разучивании упражнения специалист вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные п р а в и л а:

Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

(по А. Н. Стрельниковой)

Упражнения основного комплекса

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет. (кошка).

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.

Но упасть - не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собрал.

Справа - белая ромашка,

Слева - розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая - сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища.

Норма: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

Праздник в детский сад пришел –

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения охрана здоровья ребенка становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Ведется оздоровительная работа с использованием современных здоровьесберегающих технологий. Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях - дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений , направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания , постановки различных видов дыхания , а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей .

Кроме того, дыхательная гимнастика снимает усталость , бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

Целью данного вида деятельности в музыкальном воспитании является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

- тренировка силы вдоха и выдоха.

- развитие продолжительности выдоха.

В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.

Это – единственная в мире гимнастика , в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики , важно заинтересовать детей , они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой , попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.

Я хочу предложить вам несколько дыхательных упражнений с элементами игры.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем .

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем .

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

Исходное положение- лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Скороговорка должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Раз Егорка, два Егорка….

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями.

Используя дыхательную гимнастику в игровой форме, можно уберечь детей от межсезонных заболеваний. Надо помнить, что положительные результаты, для оздоровления дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.

Читайте также: