Профилактика семейного неблагополучия школьного неблагополучия

Обновлено: 02.07.2024


Считается, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эту расхожую житейскую истину как нельзя лучше применить к проблеме детской безнадзорности и профилактике правонарушений. В последние годы социальное сиротство, безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. Как обеспечить защиту прав и интересов семьи и детей? Насколько реально им можно помочь? И что для этого нужно?

Действительно, семейное неблагополучие в настоящее время становится настоящей социальной проблемой и вызывает огромное беспокойство. Почему – то некоторые родители, а таких немало, считают, что воспитанием их детей должны заниматься все, только не они сами: детский сад, школа, общественность, мотивируя тем, что большую часть времени их чада проводят вне дома. Простите, тогда для чего нужны родители? Разве не они должны обеспечивать нормальные условия для полноценного развития, воспитания? Почему дети становятся безнадзорными при живых родителях? По крайней мере, это жестоко и цинично по отношению к детям, только некоторые нерадивые папы и мамы и думать не хотят об этом, лишая своих детей элементарного – детства.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны органов и учреждений систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Работа с неблагополучными семьями состоит из 3-х этапов:

Итак, I этап работы – выявление. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

· утомленный, сонный вид;

· склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

· задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;

· чрезмерная потребность в ласке;

· проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

· проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

· трудности в обучении.

· Конфликты с учителями;

· Частое употребление неформальной лексики;

· Суетливость или гиперактивность;

· Конфликты с родителями;

· Контакты с криминогенными группировками.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА

Аморальные формы поведения;

Неадекватные реакции на замечания взрослы

Выявив ребёнка из неблагополучной семьи можно переходить к практической деятельности – этап II и III , где наиболее эффективными методами являются

Беседа . К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных.

Метод поддержки . Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.

Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками. Прежде всего необходимо выяснить, что привело к конфликту и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Надо спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих

Метод социального патронажа . Во время патронажа комиссия посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психоэмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

Консультирование. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.

Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.

Неблагополучные семьи должны состоять на внутришкольном профилактическом учёте. Основными критериями для постановки на профилактический учёт семьи является:

1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних детей.

2.Отсутствие контроля за обучением ребёнка.

3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи.

4. Вовлечение детей в противоправные действия.

5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей.

Данные по школе

Мы не в силах коренным образом изменить жизнь этих семей, но помочь учащимся не чувствовать себя изгоями общества – наша задача, с которой педагоги нашей школы успешно справляются.

1. Основные понятия семейного неблагополучия

Основными понятиями семейного неблагополучия являются:
- выявление и учет семейного неблагополучия – комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо
в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся
в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, -несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- безнадзорные - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

2. Основные причины семейного неблагополучия

3. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия

Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
- оказание социально – психолого - педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
- проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;
- реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.

4. Источники и способы получения информации
Источниками и способами получения информации являются:
- обращения граждан;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних;
- информации должностных лиц;
- результаты проведения рейдов;
- результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних.

5. Субъекты взаимодействия

1. Районный отдел внутренних дел, инспекция по делам несовершеннолетних.
2. Сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма райисполкома.
3. Социально-педагогический центр.
4. Образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные.
5. Районная центральная больница: женская консультация, детское отделение.
В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) информация передается в районную комиссию по делам несовершеннолетних, в сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма, в социально-педагогический центр и другим заинтересованным службам, которые организовывают индивидуальную социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, социальный патронат над семьей, профилактическую работу по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

6.Принципы работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

Принципами работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях являются:
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

7.Типы неблагополучных семей

8.Основные проблемы неблагополучных семей

Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
• низкая материальная обеспеченность;
• отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
• алкоголизм одного или обоих родителей;
• эмоционально напряженная атмосфера в семье;
• неуспеваемость школьников в учебе;
• плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
• неорганизованный отдых и досуг детей;
• неумение найти дополнительный заработок;
• незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
• низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

9. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
• Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
не сотрудничающих друге другом.
• Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
• Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
• детская безнадзорность и беспризорность.
• побеги из дома.
• половая распущенность.
• правонарушения и преступная деятельность.
• алкоголизм.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

10. Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьям

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

11. Направления и формы работы с неблагополучными семьями

№ Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей.
1 Диагностика семейного неблагополучия. • наблюдения специалистов;
• анкетирование детей и родителей;
• тесты;
• интервью узких специалистов;
• мини-консилиумы;
• тренинги;
• анализ документов;
• анализ продуктов детского творчества;
• заявки семьи на оказание помощи;
• анализ состояния здоровья детей;
• анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье. • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
• консультации специалистов;
• семейная терапия;
• индивидуальные беседы;
• индивидуальный социальный патронат семей;
• психотерапия.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. • группы риска;
• спортивные группы;
• тренинговые группы;
• консультирование;
• семейные вечера;
• родительские собрания.
4 Профилактика семейного неблагополучия. • родительский всеобуч;
• ознакомление с психолого-педагогической литературой;
• обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
• семинары для учителей и родителей;
• лектории для подростков;
• устройство на работу;
• летний лагерь;
• дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

психолог в социальной сфере:

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье

начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей,

здесь он совершает первыё открытия на пути нравственного, социального,

творческого становления. Именно в семье закладывается эмоциональный мир

ребёнка, в семье ребёнок учится творить добро, быть упорным в достижении цели.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка

сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно,

от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в

ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и

социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если

они воспитываются в безопасной среде, окружённые любовью и заботой родителей и

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на состояние

нравственного здоровья семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из

категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально - экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной

- ростскрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей и многое другое.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений,

искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных

возможностей семьи, поэтому благополучие многих семей пошатнулось, супружеские

и родительские узы ослабли, а количество неблагополучных семей, к сожалению, не

Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:

1. Семьи с недостатком ресурсов, неполные семьи, семьи с недостаточно высоким

общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь

детям в учёбе, организации полезного и интересного досуга.

2. Конфликтные семьи.

3. Нравственно – неблагополучные семьи.

4. Педагогически некомпетентные семьи.

Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушена

структура семейных взаимоотношений, обесцениваются или игнорируются основные

семейные функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются

внутренняя нестабильность, не осознание возможности удовлетворения своих

потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут аморальный

противоправный образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно - гигиеническим требованиям. Воспитанием детей, как

правило, родители не занимаются, пренебрегают базовыми нуждами детей,

допускают жестокое обращение с детьми, выражающееся в побоях, безразличии,

равнодушии, унижении, поэтому обесцениваются или игнорируются основные

социальные функций семьи:

- реакреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил членов семьи;

- духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;

- эмоциональная: удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии,

уважении, поддержке, эмоциональной защите;

- социальная: социализация, создание комфортного психологического климата семьи.

В социально - неблагополучной семье нарушается структура, имеются явные

или скрытые дефекты воспитания, нарушается психологический климат, от

внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений,

снижается уровень доверия. Дети из таких семей менее успешны в социальных

отношениях, часто имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы. Таким

образом, проблема социальной, психолого-педагогической реабилитации

неблагополучных семей становится весьма актуальной. Профилактика

неблагополучия и предупреждения социального сиротства детей – одна из самых

актуальных и социально значимых задач, стоящих перед МКУ «Социально –

реабилитационной работой охватываются свыше 200 семей, находящихся в

социально - опасном положении, трудной жизненной ситуации, состоящими на

социальном патронаже и социальном контроле Центра.

Анализ позволил выявить, что социальная дезадаптация семей, проходящих

социальную реабилитацию в Центре, характеризуется наличием следующих

проблем: неопределённостью гражданского статуса членов семьи,

малообеспеченностью, безработицей родителей, неудовлетворительными

жилищными условиями, алкоголизмом или наркоманией родителей, нездоровым

Одной же из главных причин, приводящих к семейному неблагополучию,

социальному сиротству, являются семейная дезадаптация, духовно – нравственная

деградация семьи. По результатам исследования у 95 % семей отмечается психолого

– педагогическая несостоятельность, которая проявляется в безнадзорности

несовершеннолетних, снижении воспитательного потенциала семьи и

ответственности родителей за воспитание детей, нарушении прав детей,

повторяющихся затяжных конфликтах, нарушении взаимоотношений в семье.

Социально - психологические показатели неблагополучия семьи довольно

широки – это равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку,

систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия,

психологическое насилие, жестокое обращение с ребёнком, повторяющиеся затяжные

конфликты в семье, нарушения взаимоотношений в семье.

Стратегия работы с неблагополучными семьями прежде всего направлена на

предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного

уровня жизни и здоровья всех членов семьи, оказание социально-правовой,

психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а так же оказания помощи в

достижении поставленных целей.

В Центре сложилась определённая система оперативного реагирования и

взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление

семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-коррекционной работы 85% несовершеннолетних

возвращаются в родные семьи, где внутрисемейные взаимоотношения

восстанавливаются, около 17% семей не удаётся вовлечь в работу по изменению

образа жизни, что связано с глубокой степенью кризиса в семье, выявленного на

последней стадии его развития.

Специалистами Центра делается упор на формирование социально-

ориентированной, осознанной родительской позиции, коррекцию детско -

родительских отношений, развитие навыков позитивного общения.

Семья - основа взаимодействия специалистов Центра с родителями. Поскольку

сложность проблем, инертность, а порой и иждивенчество родителей не позволяют

организуют социальное, психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее

комплексную помощь и поддержку.

Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является создание в

рамках существующей социальной среды условий для личностного роста и развития

всех членов семьи. При организации работы специалистов с семьёй выделяются

1. Сбор полной и достоверной информации по семье.

2. Диагностическое обследование семьи. (первичное, мониторинговое,

заключительное) членов семьи с использованием стандартизованных методик с

последующей обработкой результатов.

3. Проведение социального психолого –медицинско - педагогического консилиума.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания

индивидуальная программа предоставления социальных услуг, которая утверждается

социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия и социального

сиротства приоритетным направлением представляется восстановление функций

семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений,

создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым,

обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребёнка в

Специалисты Центра в работе с родителями руководствуются следующими

- принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного

неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а

также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого

принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе,

за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в

жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную

деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать

крайней меры – лишения родительских прав; принцип гуманизма выражает

готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их

социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в

образе жизни семьи; принцип индивидуального подхода предполагает учет

социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее

членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и

реабилитации; - принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой

семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с

детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например,

наркологу), если необходимо; - принцип интеграции усилий, комплексный подход –

объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и

общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению

Педагоги, психологи Центра организуют свою практическую деятельность в

рамках социального, психолого - педагогического сопровождения семьи по

следующим направлениям: - диагностическое обследование семьи (первичное,

мониторинговое, заключительное) с использованием стандартизованных методик с

последующей обработкой результатов; - развивающая и коррекционная деятельность;

- консультирование и просвещение родителей и специалистов.

С целью повышения эффективности коррекционно - реабилитационной

работы с семьёй специалисты Центра используют различные формы и методы

работы: индивидуальные и групповые консультации, детско - родительские тренинги,

практикумы, семинары, психологические игры, социальный патронаж, метод сети

социальных контактов и так далее.

Например, семейное консультирование представляет собой оказание

консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между членами

семьи. Предметом семейного психолого – педагогического консультирования

- в сфере организации быта: обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка,

организация его свободного времени, надзора за детьми;

- в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики

вредных привычек и социальных вредностей;

- в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, коррекция

отклоняющегося поведения, профилактика самовольных уходов из дома,

- в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых

позитивных социальных связей, разрешение конфликтов в школе, среде сверстников и

дома, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

Социально-психологический патронаж проводится с целью создания условий,

проблемами. Для реализации поставленной цели осуществляется ознакомление с

условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных,

бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций, динамика разрешения

проблем, если контакт с семьей повторный.

Анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями ре-

комендаций. Патронаж способствует улучшению физического и психического

здоровья членов семьи, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний.

Положительный эффект в реабилитации проблемных семей даёт программа

Для работы с семьями, нуждающимися в социальной, психолого –

педагогической помощи и поддержке, в течение ряда лет в Центре работает

психологические беседы, где они могут высказать свою точку зрения на

обсуждаемые вопросы, поделиться положительным опытом в воспитании детей.

Родители и дети охотно принимают участие в мастер-классах, позволяющих

передавать ценный педагогический опыт. На мастер-классе специалист (педагог,

психолог, инструктор по труду) в увлекательной форме демонстрирует работу с

детьми по обучению изготовления изделий декоративно-прикладного характера,

формы игровой деятельности с ребёнком дома, проведение семейных праздников. В

процессе деловых игр, предполагающих проигрывание определенных задач и

ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия, в творческой и

свободной деятельности отрабатываются навыки общения с людьми,

работодателями, непослушными, гиперактивными детьми.

Просветительские мероприятия, которые проводятся в «Родительской

поведения, осознанию родительской роли и обязанностей, совершенствованию

родительской эффективности, учат безусловному принятию ребенка. Показателями

эффективности работы с семьями в социально-реабилитационном центре для

несовершеннолетних служат: снижение тенденций рецидивных нарушений детско –

родительских отношений, выстраивание новых типов отношений в семье, разумная

требовательность со стороны родителей, повышение психолого – педагогической

компетентности родителей в вопросах воспитания детей, включение в социально -

значимую деятельность, способствующей гармонизации семейных отношений.

Литература и источники

Мандель Б.Р. Психолого – педагогическое сопровождение проблемной и неполной

семьи. Материалы дистанционного обучения повышения квалификации.

Авсиевич М.Т. Семейное воспитание. Учебное пособие для занятий на курсах

повышения квалификации социальных педагогов. Мн.: Бастпринт, 2000.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними.

Народное образование. 2002, №6

Склюева Т.А. Социальные технологии: работа семьей, находящейся в социально

опасном положении. Под ред. Фёдоровой Н.П., Малаховой Н.М. Тюмень: ГУСО

Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.:

Практикум по возрастной психологии:/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.:

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Рекомендации по работе с неблагополучными семьями

1. Проведение ранней профилактической работы.
Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др.
Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

2. Психокоррекционная программа помощи неблагополучным семьям.
Считаем целесообразным оказание психокоррекционной помощи неблагополучным семьям в зависимости от типов семейного неблагополучия (табл. 2.18).
Рекомендации по работе с несовершеннолетними с девиантным поведением:
1.Профилактическая работа на базе образовательных учебных заведений: детских садов, школ, СПТУ, техникумов. Проведение лекций, бесед, оформление тематических стендов. Встреча детей с психологами, психоневрологами, невропатологами, наркологами, детскими гинекологами, социальными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами милиции. Профилактика девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни. Воздействие через референтные группы, СМИ.
2. Коррекционная работа
Работа с несовершеннолетними девиантами сложна, многогранна и длительна, она требует не только эмпатии,

Таблица 2.18.

Типы неблагополучных семей

Практические рекомендации по работе с неблагополучными семьями

Совместная деятельность служб, центров, специалистов

Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков)

1. Наблюдение за семьей и проведение консультаций психологом образовательного учебного заведения
2. Применение методов внушения и убеждения в беседе психолога, социального педагога, классного руководителя, врача ДОУ с членами алкогольной семьи о необходимости лечения от зависимости.
3. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
4. Оказание наркологической ПОМОЩИ членам семьи.
5. Оказание психологической и психотерапевтической помощи. Использование следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей: семейного консультирования, логотерапии, психодрамы, семейной психотерапии, супружеской психотерапии, поведенческой психотерапии, поведенческого тренинга, трансактного анализа, педагогической AT,
патогенетической реконструкционно-ЛИЧНОСТНОЙ терапии, рациональной психотерапии, православной психотерапии, музыкотерапии, социально-психологического тренинга, позитивной психотерапии, когнитивной
психотерапии.
6. Поддерживающая психотерапия.
7. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффектив
ности проделанной работы

ИДН, КДН.ДОУ, школа, социальная гостиница, центры психологической помощи, наркологический диспансер. Психологи, врачи (психиатр, психотерапевт, невропатолог, терапевт, педиатр), воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы ПО делам несовершеннолетних

Асоциально-аморальные
(бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

1. Наблюдение за семьей и проведение бесед с ее членами психологом,
социальным педагогом, классным руководителем ДОУ о целесообразно
сти изменения их поведения.
2. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.
3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членам
семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей: логотерапии, психодрамы, семейного консультирования, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга,
музыкотерапии, педагогической AT, поведенческой психотерапии, православной психотерапии.
4. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске
работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат.
5. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы

Центр занятости населения, ОВД, ДОУ, идн,
КДН, школа, центры психолого-медико-педагогической ПОМОЩИ, социальная гостиница, комитет по здравоохранению.
Психологи, врачи, воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних

Криминальные
(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

t. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.
2. В случае отклонений в поведении родителей - постановка семьи на
учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психологической и психиатрической помощи отбывшему
наказание члену семьи: семейное консультирование, социально-психологический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когнитивная психотерапия, логотерапия, психодрама.
4. В случае привлечения несовершеннолетнего к криминалу и неэффективности проделанной работы — лишение родительских прав

ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, социальная гостиница, центр психологической помощи. Воспитатель, классный руководитель, ПСИХОЛОГ, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних

Конфликтные
(семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)

1. Наблюдение за семьей психологом, социальным педагогом, классным
руководителем.
2. Консультации психолога.
3. Беседа воспитателя, социального педагога, классного руководителя с
родителями.
4. В случае неэффективности воздействий постановка семьи на учет в ИДН.
5. Оказание психологической и психиатрической помощи семье: логотерапия, психодрама, контактнаятерапия, православная терапия, социально-психологический тренинг, музыкотерапия, атртерапия, библиотерапия, психогимнастика, православная терапия, психоанализ, супружеская
психотерапия.
6. Лишение родительских прав в случае жестокого обращения с ребенком, неэффективности воздействий

ДОУ, школа, ИДН, КДН,
ОВД.
Психолог, педагог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый

Семьи с психически больными родителями
(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

1. Беседа психолога, классного руководителя, социального педагога с
членами семьи о необходимости регулярного лечения (либо постановки
на учет) психически больного члена семьи.
2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психиатрической помощи члену семьи на базе психоневрологического диспансера.
4. Оказание психологической помощи членам семьи: семейное консультирование, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка,
музыкотерапия.
5. Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения

Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа. Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних

Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)

ДОУ, школа, центры психологической помощи.
Психолог, классный руководитель, социальный педагог

— изменения привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усилиться положительные качества;
— устранения недостатков на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами идет общее развитие, но пока не устранена односторонность в развитии, возможен рецидив.
При перевоспитании без наказания не обойтись, но главная основа исправления — опора на положительное. В. Ф. Шмидт указывает, что при перевоспитании необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои СИЛЫ. А. И. Кочетов пишет, что для перевоспитания необходим также дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих успехов, признание и личная слава — от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства — от умения ПОДЧИНЯТЬСЯ.

Читайте также: