Инструктивно методическое письмо вспомогательная школа

Обновлено: 04.07.2024

В первом классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во 2 - 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Перегрузку учащихся могут вызвать:

- чрезмерно большое домашнее задание;

- чрезмерно трудное домашнее задание;

- несформированость у учащихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

- неумение учащихся правильно оформить выполненное домашнее задание

ВложениеРазмер
O_peregruzke_uchashchihsya.doc 129.5 КБ

Предварительный просмотр:

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

(инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ)

В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:

  • осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования, регламентирующими учебную нагрузку учащихся;
  • шире использовать современные формы, методы и технологии обучения младших школьников, ориентирующие на деятельностный характер овладения знаниями и умениями;
  • регулировать объем домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся;
  • сохранять психическое здоровье учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности.

регламентирующие учебную нагрузку учащихся

Организация образовательного процесса

Типовой учебный план является основой для разработки типовых учебных планов на текущий учебный год.

  1. Недельная учебная нагрузка распределяется на 5 или 6 дней.

Часы компонента общеобразовательного учреждения могут использоваться в полном объеме при условии, что общая недельная учебная нагрузка на одного ученика не будет превышать максимально допустимую (таблица 1).

Максимальная недельная нагрузка для учащихся 1 – 4 классов

(с учетом компонента общеобразовательного учреждения)

Для общеобразовательных учреждений в классах с изучением всех предметов на базовом уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности

Компонент общеобразовательного учреждения не является обязательным для всех учащихся. Занятия по интересам организуются при наличии заявлений законных представителей учащихся и комплектуются из учеников одного или параллельных классов в количестве 5 человек в учреждениях, которые расположены в сельских населенных пунктах, 12 человек — в остальных учреждениях. На занятиях по интересаам не выставляются отметки и не задаются домашние задания.

Реализация часов компонента общеобразовательного учреждения во всех типах общеобразовательных учреждений имеет свои особенности:

  • между занятиями государственного компонента и компонента общеобразовательного учреждения предусматривается обязательный перерыв (не меньше 30 минут) на отдых и обед;
  • в рамках выделенных часов компонента общеобразовательного учреждения проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия при наполняемости групп не меньше, чем 3 ученика.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся с учащимися 2 — 4 классов во всех типах общеобразовательных учреждений во внеурочное время на протяжении всего учебного года за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.

  1. Расписание уроков в течение учебного дня, учебной недели должно составляться с учетом динамики работоспособности учащихся ранговой шкалы трудности предметов (таблица 2).

Примерное распределение предметов по ранговой шкале

трудности для младших школьников

Русский язык в школах с нерусским языком обучения

Физическая культура и здоровье

В течение дня наиболее трудные для учащихся предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, соответствующих высокому уровню работоспособности школьников.

В течение недели максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности учащихся: во вторник и среду.

Контрольные работы следует проводить на вторых – третьих уроках в середине учебной недели. В один день проводится не более одной контрольной работы, в течение недели — не более двух.

  1. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1 – 4 классах желательно организовать в первую смену.

Недопустимо обучение во вторую смену учащихся 1 и 2 классов.

  1. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов. Оптимальное время начала занятий в 1 классе — 9 часов.

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 35 минут, во 2 – 4 классах — 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. Перемены следует проводить при максимальном использовании подвижных игр на свежем воздухе.

  1. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков (таблица 3).

До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин.)

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

  1. Самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления шестилетнего школьника — двигательная активность , которая должна составлять не менее 60 % от общего времени пребывания детей в школе и включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Правильное включение и распределение в режиме дня подвижных игр, проведение полноценных физкультминуток на уроках оказывает благотворное влияние на функционирование всех систем организма.

В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, музыки) должны проводиться физкультурные паузы , физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органов зрения.

Комплексы упражнений должны периодически меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

  1. В целях сохранения зрения непрерывная продолжительность напряжения глаз должна регламентироваться, а также сопровождаться перерывами для отдыха от зрительной работы (см. таблицу 4).

Профилактика школьной близорукости

  1. Возрастные особенности шестилетних учеников требуют создания для них особых условий обучения. Наиболее целесообразно размещение 1 классов на базе дошкольных учреждений, где возможно организовать и обучение, и полноценный отдых, включающий в себя обязательный дневной сон.

Не следует требовать от шестилетних учащихся соблюдения в течение урока неподвижной рабочей позы. Ребенок шестилетнего возраста быстро утомляется, процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения, он устает от статической позы, ему трудно сидеть за партой неподвижно. В то же время необходимо учитывать, что долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, так как в этот период идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы.

В 1 классе на протяжении 35-минутного урока проводятся 2 физкультминутки по две минуты каждая: через 10 минут после начала урока и на 20-й минуте урока.

  1. При использовании на уроках технических средств обучения (ТСО) устанавливается следующая длительность их непрерывного применения в учебном процессе (таблица 5).

В течение неделе не рекомендуется проводить более 3 – 4 уроков с применением ТСО.

Время использования на уроках ТСО

Длительность работы с компьютером

  1. Уроки физической культуры и здоровья проводятся 3 раза в неделю в спортивных залах или на открытом воздухе, в зависимости от погодных условий.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

  • соотносить содержание урока и величины нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
  • методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей: подготовительной (5 – 10 минут), основной (25 – 30 минут), заключительной (3 – 5 минут);
  • обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока; регулировать физиологическую нагрузку учащихся.
  1. Недопустимо заменять уроки музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и здоровья другими уроками, а также организовывать дополнительные уроки вне расписания.

Индивидуальные занятия с логопедом, занятия по музыкальным дисциплинам недопустимо проводить во время режимных мероприятий, обеспечивающих отдых учащихся (прогулки на свежем воздухе, дневной сон).

  1. Недопустимо нагружать учащихся, пришедших в школу после болезни , дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока (таблица 6).

Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку

Благоприятная степень выраженности факторов

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

  1. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет — 10 минут: непрерывного письма — до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии — 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки , задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки — важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

  1. В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

  1. Перегрузку учащихся могут вызывать:
  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

  1. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания
    не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету , не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

  1. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 7).

Читайте также: