Школьные службы примирения в сша

Обновлено: 07.07.2024

Назначение школьной службы примирения .

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Типичные способы реагирования на конфликты в образовательных организациях:

· самостоятельные разбирательства, инициированные самими несовершеннолетними;

· разбирательства с участием представителей администрации ОО, родителей, законных представителей, педагогических работников ОО и т.д.

Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимно удовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник - ведущий примирительных программ.

Ведущий примирительных программ не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к примирению.

Ведущий примирительных программ помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации, максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.

Ведущий примирительных программ организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

ШСП рассматривает следующие конфликты:

- причинение незначительного материального ущерба

- длительные прогулы в результате конфликта

- конфликты с учителями, с родителями.

Цели школьной службы примирения:

1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

3.Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачи школьной службы примирения:

1. Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.

2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.

3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Миссия ШСП:

1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов

2. Конфликт превращается в конструктивный процесс

3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения

4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых

5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.

Медиативные технологии могут применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между несовершеннолетними и работниками ОО, между родителями / законными представителями и работниками ОО, между детьми и родителями / законными представителями.

Состав Школьной службы примирения:

Руководитель ШСП: Доценко Наталья Юрьевна,

педагог-психолог ТПМПК

Секретарь ШСП: Ян Екатерина Николаевна,

Если возник конфликт (либо Вы узнали о конфликтной ситуации) и Вы решили обратиться в ШСП:

· обратитесь в кабинет №18 к сотруднику ШСП Ян Екатерине Николаевне

с 8.00 до 14.00 вторник, среда, четверг

· специалист свяжется с Вами и назначит предварительную встречу

· восстановительная медиация и примирительные программы проводятся по адресу: ул. Титова, 28, 2 этаж, ТПМПК, кабинет № 2

Руководитель и ведущий примирительных программ – Доценко Наталья Юрьевна

График проведения примирительных программ

Дни недели Вторник Четверг

Время работы 13.30 – 15.00 13.30 – 15.30

Положение о службе медиации нашей организации – здесь…

Локальные акты , регламентирующие работу службы медиации нашей организации здесь…

Информация о специалистах ШСП здесь…

Документы, составляющие правовую основу создания и деятельности служб медиации здесь…

Англоязычные материалы по медиации и восстановительному правосудию

Материалы иностранных специалистов на английском языке

Стандарты медиации ровесников США, в том числе различающие разные модели медиации, на которых может строится школьная медиация: медиация интересов, трансформативная медиация, нарративная медиация, медиация как часть программ восстановительного правосудия (восстановительная медиация) и достижение справедливости.

Recommended Standards — рекомендуемые стандарты школьной медиации (США) — внешняя ссылка

Различие медиации как формы урегулирования спора (АРС) и восстановительных практик.

Между медиацией и восстановительными практиками (Шотландия) — внешняя ссылка

Презентация с Европейского форму восстановительного правосудия.

Медиатор (посредник) – человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющий спор.

ВложениеРазмер
Организация работы службы медиации в школе. 32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций.

  1. Что такое медиация? История вопроса. Служба школьной медиации.

Медиатор (посредник) – человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющий спор.

Экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев – медиаторов начались в США в начале 1970 – х в нескольких крупных городах. Они оказались настолько успешными, что сотни других программ были проведены по всей стране в следующие 2 десятилетия, и в настоящее время практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Этим законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско – правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Определятся сфера применения – урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров.

Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся сами ученики школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

Социологи разработали три подхода к разрешению конфликта.

  1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон. Это не только грубая физическая сила, но и психологическое давление, финансовая сила, военная, административный ресурс. Медиатор должен понимать и должен восстанавливать баланс, сделать стороны равными. (В этом случае один выигрывает, другой проигрывает).
  2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкции. (И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает). В медиации этот подход неприемлем.
  1. С позиции интересов – это урегулирование конфликта на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению.

3. Принципы проведения процедуры медиации.

независимость и беспристрастность (нейтральность);

равноправие и сотрудничество;

Принцип добровольности распространяется:

в отношении сторон

в отношении медиатора

Добровольность в отношении сторон:

соглашение о проведении процедуры медиации;

продолжение процедуры медиации;

выбор варианта решения (медиативное соглашение);

исполнение соглашения об урегулировании спора.

Обращение к процедуре медиации возможно только при свободном волеизъявлении сторон спора. Добровольность может быть нарушена: в результате введения заблуждения (обман), угрозы, насилия и т.д.

Перед началом процедуры медиации медиатор обязательно должен выяснить, добровольно ли стороны пришли на переговоры.

Принцип независимости и беспристрастности.

Независимость: медиатор не должен находиться в организованной, деловой, финансовой, родственной или иной зависимости со сторонами (объективные факторы).

Беспристрастность: медиатор должен сохранять равное отношение к каждой из сторон (субъективные факторы).

Медиатор не должен:

давать собственные оценки сложившиеся ситуации;

предлагать свои варианты решения сложившиеся ситуации;

уделять больше внимания и времени одной из сторон;

уговаривать одну сторону принять предложение другой;

показывать своим поведением и высказываниями непринятие позиции или взглядов одной из сторон;

использовать от своего имени оценки и суждения, которые одна сторона использует в отношении другой.

Принцип равноправия и сотрудничества.

Сотрудничество – стороны должны содействовать друг другу с целью поиска вариантов урегулирования спора.

Равноправие – стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий; ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне.

Принцип конфиденциальности – вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.

неразглашение информации третьим лицам (внешние отношения);

неразглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения).

Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:

факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации);

сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры);

сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед).

Принцип конфиденциальности не распространяется на:

общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам);

сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации;

в случаях предусмотренных законом;

в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:

организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;

другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.

Школьная медиация. Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.

Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.

Ко – медиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договорится о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.

Показания к применению:

- все виды школьных конфликтов, если в них есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.

Программы по возмещению вреда имуществу школы, третьим лицам, соученикам эффективно реализуются при помощи классических медиативных техник.

Школьная восстановительная конференция . Это процесс, который направлен на устранение негативных последствий, нанесенных отношениям в рамках взаимодействия разных слоев школьного сообщества. То есть в конфликтную ситуацию оказываются вовлечены разные группы участников школьной жизни.

Цель конференции состоит в том, чтобы все осознали, что общим отношениям и интересам причинен вред, поняли, в чем он заключается и каковы негативные последствия развития этой ситуации, смогли проявить эмоциональные реакции, а, главное, определить, что нужно сделать для исправления сложившейся ситуации и профилактики е повторения в будущем.

В конференции обычно принимают участие пострадавшие, их родители и друзья. Обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Для участия в конференции приглашаются ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших.

Всех приглашенных на конференцию спрашивают, как они лично были затронуты случившимся.

в) обеспечение поддержки принятых учениками договоренностей со стороны уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.

- много времени уходит на организацию и подготовку (в сравнении с классической процедурой медиации);

- сложнее согласовать удобное для всех время и место проведения конференции;

- в структурном (групповом) конфликте участники могут высказывать не своё мнение, а выражать групповые стереотипы. (Например, если он договорится, пойдет на уступки, значит он слабак);

- есть риск, что участники будут неискренними из – за давления группы.

При установлении такого реального риска можно вместо общей встречи провести сессию медиаций между разными участниками.

Показания к семейной конференции: вовлечение членов семьи в конфликт, который сказывается на ребенке, в том числе на его поведение в школе. Это может быть совершенное ребенком правонарушения как внутри семьи (украл деньги у родителей, например), угроза лишения родительских прав, жестокие или одиозные с религиозной, национальной и т.п. точки зрения способы воспитания.

Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по её выходу из проблемной ситуации.

Методика предполагает создание условий для выработки семьей плана урегулирование конфликтной ситуации, гарантий от её повторения в будущем. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план за них составляли другие люди.

Круги примирения. Данная методика используется как программа, позволяющая коллективно обсудить какую – либо сложную школьную ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлеченными или заинтересованными в урегулировании ситуации.

Круг всегда собирается по какой – то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для её решения.

Цели круга могут быть разными:

- урегулировать конфликтную ситуацию посредством общих договоренностей, общего решения;

- изменить ситуацию к лучшему, оказав поддержку отдельным участникам школьного коллектива.

Методика требует тщательной подготовки.

Создается инициативная группа (совет круга), в которую входят переговорщик (хранитель круга) и его помощники (волонтеры, часто из числа школьников, работающих в службе школьной медиации, которые прошли обучение и знакомы с практикой проведения таких программ).

Совет круга обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Организация круга требует точной формулировки тем, вопросов.

Результат круга примирения не в том, чтобы манипулировать детьми, заставлять их измениться. Круги стремятся раскрыть участникам проблемной ситуации их интересы, действительные побудительные мотивы их действий, осознать действия, приведшие к конфликту как непродуктивными и разработать шаги по изменению не людей, а ситуации.

Важным качеством медиатора является его способность внимательно слушать и слышать стороны спора, проявлять искренний доброжелательный интерес к другому человеку. Эффективное, то есть внимательное, сопереживание.

Активное слушание ориентировано на понимание смысла высказывания в целом, как на уровнях семантики и синтактики, так и, особенно, на его прагматическом уровне.

Петля понимания (ПП). Такое название отражает цель применения этого инструмента – полное, глубинное понимание: петля символизирует законченность процесса, замыкание его в момент совмещения сказанного, принятого, понятого. ПП состоит из последовательных действий – шагов. Прежде всего, медиатор должен сам попытается понять собеседника, затем – выразить ему это понимание, далее – запросить и получить подтверждение того, что человек чувствует себя понятым.

К обобщению необходимо прибегать в следующих случаях:

  1. при прогрессе, продвижении, которое уже достигнуто сторонами;
  2. когда необходимо идентифицировать, сформулировать и вербализировать тревоги и опасения сторон;
  3. это очень эффективное средство при обсуждении и формировании повестки дня или списка тем для обсуждения;
  4. при необходимости обратить внимание (указать)на общие интересы или области возможных договоренностей. При необходимости структурировать полученную информацию;
  5. при подведении итога по одному вопросу и переходе к обсуждению другого;
  6. при обзоре тем и вопросов, по которым у сторон сохраняются разногласия, чтобы понять, над чем нужно работать.

Техника задавания вопросов.

Рефрейминг. Медиатор оказывает содействие сторонам в прояснении их собственных интересов, потребностей, эмоций, переживаний, возможностей, а также в принятии другой стороны, её точки зрения (даже если участник спора и не согласен со своим оппонентом), её мотивов, эмоций, чувств, ограничений и возможностей.

(Упражнение: 2 сестры и апельсин. 2 участникам дается задание за дверью: каждой нужен апельсин, 1 для витаминов – сделать сок, 2 – для торта. Участники занятия задают вопросы и помогают решить конфликт.)

Переговоры – это процесс коммуникации с целью взаимной выработки, обмена и выполнения определенных обещаний, которые приводят к соглашению.

Интегративные переговоры (принципиальные): решение проблем на основе их качественных свойств, т.е. исходя из сути дела.

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Школьная медиация

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

Понятия медиации

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Читайте также: