Проектирование образовательной среды в начальной школе по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

Именно с учебного кабинета, начинается школьная жизнь каждого ребенка. Первый учитель приглашает первоклассников в свой первый класс, где они будут проводить много времени. И от того, насколько правильно и грамотно учебный кабинет будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.

Не зря в народе бытует поговорка – "каков дом, таков и хозяин". Дом полностью отражает характер человека его стремление и интересы, слабости подобно большому зеркалу. Поэтому, обустраивая свой дом, не стоит забывать о том, что внешний вид окружающих предметов, их форма и цвет способны поднять настроение, либо испортить его.

Также огромное значение имеет для человека и рабочая обстановка, ведь треть своей жизни он проводит на работе, учебе или каком-то общественном месте. Поэтому цветовое решение отделки внутреннего помещения играет особую роль в формировании микроклимата на рабочем месте, влияет на настроение находящихся в нем людей и даже может быть одной из причин развития болезней, связанных с производственной деятельностью человека.

Сегодня в связи с внедрением ФГОС актуальна проблема организации образовательного пространства школьника. В учебном кабинете начальных классов учитель создаёт все условия для выполнения образовательной программы школы, которая отвечает современным стандартам.

Данная работа представляет собой разработку дизайна учебного кабинета и создание специально организованного образовательного пространства, обеспеченного необходимым материально-техническим, информационно-методическим и учебным оборудованием.

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- улучшение обстановки окружающего ощущения, влияния учеников находящихся в этом помещении продолжительное время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Разработать дизайн учебного кабинета;

- Выполнить отделочные работы согласно разработанного дизайна и

- Сгруппировать учебные средства и материалы на полках в определенном порядке с соответствующим словесным или символическим обозначением (ярлыком).

Дизайн и отделка помещения

1.1. Влияние цвета.

При отделке помещения необходимо учитывать особенности каждого выбранного цвета. Цветовая среда интерьера оказывает два вида воздействий – это физическое и психологическое. Физическое – это воздействие на пульс, ритм сердца, дыхание. Психологическим давлением, является воздействие на человека мозг, зрение, настроение.

Выбор цветового оформления зависит в первую очередь, от назначения помещения. При окраске кабинета работа, в котором сопряжена с длительным напряжением внимания и зрения, выбор цветовой гаммы приобретает особое значение. В таких помещениях рекомендуется использовать зелный, жлтый, а также белый цвета. Эти цвета благоприятно влияют на зрение. Оформление кабинета в одном цвете не может быть признано удовлетворительным, так как монотонность быстро надоедает и утомляет.

Разнообразие цвета, употребляемое в отделке – это важная особенность при выборе оформления учебного кабинета учащимися. Разнообразие цветовых гамм, должно быть ограничено двумя-тремя цветами во избежание пестроты. С точки зрения удобства зрительной работы, все учебные помещения можно окрашивать одинаково, учитывая возрастные особенности восприятия цвета.

Для младшего возраста – тплые тона;

Для старшего возраста – более холодные тона.

1.2. Выбор цветового оформления в кабинете.

Основным фактором при выборе цветового оформления, являлось то, что учебный кабинет является помещением, в котором длительное время находятся учащиеся. Поэтому при выборе цвета опиралась на свойства каждого цвета, его эмоциональное и лечебное воздействие. Также следует заметить то, что окна кабинета выходят на юг, поэтому используем не только тплые тона, но и слегка холодные.

В основных требованиях к учебному кабинету говорится, что кабинет должен соответствовать требованиям СанПина.

Проанализируем пространственную среду учебного кабинета. Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения в учебном кабинете – светло-оранжевый (персиковый, вентиляционные выступы выкрашены в зеленый цвет. На задней стене и стене справа – светло-зеленые фигуры – цветы.

-Зеленый. Ученики будут спокойными, доброжелательными и уравновешенными. Материал будет хорошо запоминаться. Зеленый цвет – успокаивает, но клонит ко сну.

-Оранжевый. Этот цвет поднимет настроение и сделает помещение "теплее". Оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность.

2.1. Учебная зона. В учебной зоне располагаются одноместные парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, телевизор, книжные шкафы. Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы, либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т. п.). В помещении класса имеются книжные шкафы, где хранятся разнообразные учебные средства и материалы для свободного использования детьми во время занятий. Все средства и материалы сгруппированы на полках в определенном порядке, а места их расположения имеют соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей. В кабинете имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми. Учебный кабинет оснащен компьютером, мультимедийным оборудованием, мобильным классом в соответствии с требованиями ФГОС. Мобильный класс с индивидуальными компьютерами, Интернет, копировальная техника позволяют быстро найти и напечатать нужный материал. Шкаф-телега для хранения индивидуальных компьютеров учащихся находится в рабочей зоне учителя.

Пространство учебной зоны сочетает строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов.

2.2. Информационная зона. Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, воспитывая патриотические чувства у младших школьников. Стенды оформляются в таком цветовом варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На передней стене класса-кабинета (выше досок) расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

На открытых полках шкафов, расположенных по задней стене размещается дидактический наглядный материал по учебным предметам - русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и игровой материал. Все материалы находятся в одинаковых папках синего и зеленого цвета.

В учебном кабинете в открытом доступе для родителей и учащихся представлены портфолио учащихся, материалы классного уголка. В кабинете находится методическая литература по проблеме обучения в соответствии ФГОС НОО.

Есть вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т. п.) Этот дидактический материал обновляется учителями, работающими в этом кабинете, по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал хранится, в том числе, и на электронных носителях.

2.3. Рабочее место учителя.

На рабочем месте учителя находятся: ноутбук, колонки, принтер ( три в одном: сканер, ксерокс). В классе есть доступ в Интернет, подключение к интерактивной доске, локальная сеть для подключения к нетбукам учащихся (мобильный класс).

2.4. Зона отдыха. Для зоны отдыха и игр в учебном кабинете отведено небольшое свободное пространство, скамейка. Массажные коврики для ног лежат у каждого под партой во время урока или дети моделируют дорожку для физкультминуток или динамических пауз.

Таким образом, кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Развивающая среда в помещении кабинета отвечает следующим важнейшим принципам:

• безопасности и личного комфорта учащихся;

• вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов;

• динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.

Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, ставит важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с детьми 4–5 лет Требования к развивающей предметно- пространственной среде (ФГОС ДО п. 3.3.4) Тре3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна.

Создание предметно-развивающей среды

Создание предметно-развивающей среды Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали требования ФГОС, отображая их во всех уголках группы. "Огород на окошке" Где мы совместно.

Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 274 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА Методическая.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки стали неотъемлемой частью нашей.

- обеспечение освоения младшими школьниками основ предметной грамотности в виде уровня освоения средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях школьно образования;

- формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;

- развитие ребёнка как субъекта отношений с миром, людьми и самим собой, успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

Изменились цели - изменилось содержание современного начального образования. Его особенностью становится не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (воспроизводить, уметь), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Ребенок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечен процессом обучения и сам активно участвует в деятельности.

Возникает необходимость предоставить младшим школьникам возможность для осуществления различных видов деятельности:

- индивидуальная учебная деятельность;

- творческая и проектная деятельность;

Для полноценного осуществления всех видов деятельности в школе создается предметно-образовательная среда:

- техническое оснащение кабинетов (компьютерная техника, включающая аппаратные средства, доступ к ресурсам Интернет );

- цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники и тренажёры по предметам, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы )

- учебно-методическая литература (учебники для школьников, справочники, словари и хрестоматии, методическое обеспечение для учителя)

- учебно-практическое и лабораторное оборудование (наглядное оборудование (карты, схемы, таблицы), натуральные объекты, приборы, муляжи, инструменты и т.п.)

В учебниках перед изучением каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.

В каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Формирование и освоение способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.

Организация учебного процесса строится на основе системно - деятельностного подхода.

Используем элементы современных образовательных технологий деятельностного типа:

- технологии организации проектной деятельности,

Мы должны научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы часто задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки, вносят свою частичку в развитие ребёнка, становятся очередным шагом вперед. Значит хороший урок – это то время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни.

Уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.

  • В любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор:

- взаимоопрос (в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга) по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее;

- разноуровневые задания, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности ..

  • Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса:

- Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.

Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю:

-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег).

Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

- Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список вопросов. Проводится конкурс на самый интересный, сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос;
организовывается взаимоопрос учеников по составленным вопросам;
используются некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся.

  • Освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности:

- Дай себе помочь: предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

- Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.

- "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи:

- Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

  • Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения:

- Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.

- Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

- Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

- Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

- Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Очевидно изменение роли ученика и учителя.

Учитель - организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Ученик из пассивного, созерцающего становится самостоятельным, мыслящим.

Необходимо создать в школе условия как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельности к деятельности учебной (в рамках сюжетно-ролевой игры, игры по правилам и режиссерской игры высокого уровня), так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса.

В классе необходимо создать предметную развивающую среду – выделить игровой уголок, в котором должны находиться игрушки и предметы, которые дети могут использовать как по назначению, так и в роли предметов заместителей для организации различных возрастных игр:

- кубики, мозаика, пластмассовые кольца, шары из разных материалов, машинки, и др.;

- различные природные материалы (шишки, камушки, ракушки и др.).

- игры по правилам: шахматы; шашки; различные настольно-печатные дидактические игры и др.

- различные мелкие игрушки и предметы; модели комнаты с маленькой мебелью; наборы настольного театра; карточки с изображением различных предметов или кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением различных предметов и др. ПРОБЛЕМА

– наблюдать за тем, как дети работают и делают выбор, как они преодолевают трудности, каковы их конкретные интересы и каким детям необходимо помочь развить чувство независимости и ответственности;

– лично общаться с каждым учеником; дети должны видеть и слышать, что учитель интересуется их работой и ценит их работу; – облегчать и направлять работу при возникновении проблем.

Создание и совершенствование развивающей образовательной среды начальной школы возможно и необходимо в современных условиях.

Образовательная среда начальной школы обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствовует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также - успешную адаптацию к новым условиям жизни, в частности, более, спокойный переход в среднюю школу.

Содержимое разработки

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Образовательное учреждение должно не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать у обучающихся и воспитанников необходимые компетенции для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО). Речь идет о помощи ребенку в развитии способностей и возможностей, заложенных в нем изначально. Образовательные учреждения должны готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Основные задачи дошкольного и начального общего образования заключаются в развитии личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к учению, в формировании желания и умения учиться, в воспитании нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. А постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

Основные принципы построения УМК это:

принцип непрерывного развития каждого ребенка.

Принцип целостности картины мира.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей.

Принципы прочности и наглядности.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Основные направления работы:

Внедрение в практику личностно-ориентированного подхода в обучении, других современных, образовательных технологий и ИКТ.

-повышение профессиональной компетентности педагогов;

Деятельность площадки включает:

кадровое, организационное, нормативное обеспечение реализации ФГОС ОО на уровне образовательного учреждения;

В рамках деятельности площадки педагоги участвовали:

- 30.03.2011 г учителя МОУ давали мастер – класс на научно – практическом семинаре по теме «Организация внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС НОО.


Статья "Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Наталия Кузичкина 31.08.2015 29247 1 ФГОС

Кузичкина Наталия Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ "Жердевская СОШ"
Тамбовской области

Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Оглядываясь в прошлое, надо с почтением склонить головы,
а глядя в будущее – засучить рукава.

Читайте также: